Junkers
Ju 86
Junkers Flugzeug- und Motorenwerk AG (Германия)
Немецкий двухмоторный авиалайнер
второго поколения
Производство по лицензии -
SAAB Svenska Aeroplan Aktibolaget (Швеция)
Первый полёт - 4 ноября 1934
Производство (транспортные версии)
Начало - 1935
Конец - 1938
Эксплуатация
Начало - 1936
Конец - 1958
|
Авиакомпании:
|
|
Германия |
-Deutsche Lufthansa A.G. - 12 (1935
- 1940) |
|
Австралия |
-Airlines of Australia - 1 (1937)
-Southern Airlines and Freighters - 1 (1937) |
|
Боливия |
-Lloyd Aéreo Boliviano - 2 (1937-1941) |
|
Манчжоу-Го |
-Manshu Koku K.K. - 14 (1938-1945) |
|
Словакия |
-SLS - Slovenská Letecká Akclová
Spolecnost |
|
Швейцария |
-Swiss Air Lines - Schweizerische Luftverkehr AG - 2
(1936-1939) |
|
Швеция |
-A.B. Aerotransport - 1 (1938-1040) |
|
Чили |
-LAN Línea Aérea Nacional - 4 (1938-1940) |
|
Южно-Африканский Союз |
-South African Airways - 18 (1937-1940) |
Кроме того, самолёт использовался в ВВС
Германии (Luftwaffe), Чили (Fuerza Aerea Chile), Южно-Африканского
Союза (SAAF), Боливии, Швеции, ряда других стран, был во владении
государственных учреждений, корпораций.
|
Скоростные характеристики Heinkel
He 70, летавших на "блиц-линиях", вполне устраивали
Deutsche Lufthansa. Однако самолёт имел слишком малую полезную
нагрузку. В связи с чем немецкая авиакомпания предложила фирмам
Heinkel и Junkers разработать скоростной авиалайнер на 10 пассажиров.
Эта затея вызвала интерес у министерства авиации (RLM - Reichsluftfahrtministerium),
которому требовались скоростные бомбардировщики. В результате обе
фирмы получили задание на разработку скоростных самолётов двойного
назначения.
Итак, в начале 1934 на фирме Junkers Flugzeug- und Motorenwerk
началась разработка проекта Ju 86 под руководством Эрнста Цинделя.
Конструкторы использовали опыт, полученный ими при создании Ju 60
и при работе над проектами Junkers K37 и S36. По схеме Ju 86 напоминал
Lockheed Model 10 Electra.
Главной особенностью машины было использование дизельной силовой
установки - двух моторов Jumo 205. В то время дизельные двигатели
считались перспективными для транспортных самолётов и дальних бомбардировщиков.
Согласно расчётам они позволяли существенно снизить расход топлива
(и габариты топливных баков). Однако создание дизельного двигателя
шло медленней, чем разработка собственно самолёта, поэтому на первом
прототипе пришлось установить карбюраторные двигатели Siemens SAM22.
Первым полетел военный прототип Ju 86ab1. Случилось это
4 ноября 1934. В процессе испытаний самолёт развил скорость 340
км/час. Пассажирский прототип Ju 86ba1 (Ju 86V-2, заводской номер
J4902, бортовой D-ABUK) был готов 22 марта 1935. От военного он
отличался формой и компоновкой фюзеляжа. Кроме того, на нём уже
стоял двигатель Jumo 205. В мае 1935 появился ещё один гражданский
прототип - Ju 86V-4 (заводской J4904, бортовой D-AREV, название
"Dresden"). Здесь уже были места для 10 пассажиров. В
сентябре 1935 этот образец был передан в Deutsche Lufthansa
для проведения эксплуатационных испытаний. В процессе тестирования
выявились проблемы с продольной устойчивостью машины, что потребовало
перепроектировать крыло. Первоначально оно имело прямые сужающиеся
кромки. У доработанного крыла была увеличена площадь, сделан излом
по передней и задней кромкам. В результате появилась версия Ju 86B-0
с двигателем Jumo 205C. Немецкая авиакомпания заказала пять машин
этой модификации. |
Поставки осуществлялись в мае - июле
1936. Самолёты получили следующие бортовые номера и названия - D-AHYP
"Schneekoppe", D-ALOZ "Zugspitze", D-AQER "Inselberg",
D-AZAH "Feldberg", D-AFAF "Watzmann". С конца
1936 авиалайнеры работали на внутренних линиях, соединявших Берлин
с Бременом, Кёльном, Дортмундом, Гляйвицем, Ганновером, Лейпцигом
и Бреслау.
В 1937 авиакомпания получила пять самолётов новой модификации
Ju 86C-1 с увеличенной дальностью полёта - D-AKOI "Kaiserstuhl",
D-AQEA "Schauinsland", D-AVOE "Obersalzberg",
AMYO "Melibokus", D-AJUU "Vogelsberg". От предыдущих
машин они отличались наличием дополнительного маленького киля в
задней части фюзеляжа и модернизированным двигателем Jumo 205-C3.
Кроме того, авиакомпания получила и два первых гражданских прототипа.
Таким образом, общее количество Ju 86 составило 12 экземпляров.
Авиалайнеры летали на 18 линиях Deutsche Lufthansa до 1940.
Затем большую часть машин реквизировали Luftwaffe. Там они
участвовали в ряде воздушно-транспортных операций. Наиболее крупным
мероприятием было снабжение 6-й армии фельдмаршала Паулюса, попавшей
в котёл под Сталинградом.
Первым зарубежным оператором Ju 86
была швейцарская авиакомпания Swissair. В апреле 1936 ей
был поставлен Ju 86B-0, получивший бортовой номер HB-IXI. Самолёт
эксплуатировался на ночной почтовой линии Цюрих - Франкфурт-на-Майне.
В феврале 1937 швейцарцы получили самолёт Ju 86Z-1 (экспортная версия
Ju 86C-1). Самолёт с номером HB-IXE работал на линии до 22 июля
1939, когда в полёте загорелся двигатель. Авиалайнер рухнул на землю
в районе города Констанц (Германия), погибли все шесть человек,
находившиеся на борту. Позже машину восстановили, бортовой номер
изменили на HB-IXA. Вместо юнкерсовских дизельных двигателей на
самолёт поставили звёздообразные BMW 132Dc. Данная модификация получила
название Ju 86Z-2.
Один экземпляр Ju 86B-0 на короткое
время оказался в Австралии. Принадлежал он фирме Юнкерс (сер. 0952,
бортовой D-AGEY). В феврале - марте 1937 машина совершила перелёт
из Дессау в Дарвин. В Австралии самолёт получил местную регистрацию
- VH-UYA. В середине мая Ju 86 был предоставлен Airlines of Australia
для эксплуатационных испытаний на линии Сидней - Таунсвилл. Полёты
осуществлялись два раза в неделю. Затем машина эксплуатировалась
другой компанией - Southern Airlines and Freighters, на грузовых
линиях в Южной Австралии. Однако австралийские операторы приобретать
самолёт желания не изъявили. В результате 25 августа 1937 на борту
судна Lippe он покинул пятый континент. Вернувшись в Германию, машина
снова получила бортовой номер D-AGEY.
В 1937-1938 четыре экземпляра Ju 86Z-2 купила чилийская
авиакомпания Línea Aérea Nacional. В Чили самолёты
получили регистрационные знаки CC-LAN220, CC-LAN221, CC-LAN222,
CC-LAN223. Они заменили Curtiss
T-32 и Ford
5-AT на внутренних линиях. В конце 1940 эти машины были переданы
военно-воздушным силам страны. Впрочем, использовались там недолго,
поскольку из-за боевых действий в Атлантике и на Тихом океане поставка
комплектующих и запасных частей из Германии прекратилась.
Крупнейшим заказчиком Ju 86 оказалась южно-африканская
South African Airways. Она приобрела 18 самолётов. Сначала
шесть авиалайнеров версии Ju 86Z-3. Это была модификация, специально
разработанная для Южной Африки. На машинах стояли двигатели жидкостного
охлаждения Rolls-Royce Kestrel XVI. Они носили номера с ZS-AGE по
ZS-AGJ. Позже авиакомпания купила ещё один Ju 86Z-3 (бортовой ZS-AJE).
Первый самолёт поступил 5 июня 1937. Спустя четыре дня он открыл первую
международную линию South African Airways Йоханнесбург - Питерсбург
- Булавайо - Ливингстон - Лусака. Ещё через месяц линию продлили до
Кении. 14 июля начались полёты в Мозамбик. В 1938 самолёты начали
летать в Юго-Западную Африку (ныне Намибия), а в 1939 в Анголу.
Эксплуатация показала, что использование британских двигателей
невыгодно - их заменили на звёздообразные Pratt & Whitney Hornet.
В данном виде самолёты обозначались как Ju 86Z-5. Ещё десять машин
изначально изготовлялись в модификации Ju 86Z-5. В авиакомпании они
получили номера ZS-AJK, ZS-AJL, ZS-ALN, ZS-ALV, и с ZS-ANA по ZS-ANF.
SAA также получила один самолёт бомбардировочной версии Ju
86K-1 - (ZS-ANI "Lady Ann Barndard"). Фактически он предназначался
для южно-африканских ВВС (SAAF), желавших провести оценочные испытания.
С началом Второй Мировой войны в собственность SAAF перешли и остальные
машины. Самолёты переоборудовали в бомбардировщики и разведчики. Они
патрулировали побережье Южной Африки, затем их перевели в Сомали,
где они приняли участие в операции по взятию Могадишо.
Также существовала модификация Ju 86Z-7 с двигателями
Pratt-Whittney S1Е-G. В 1937 четыре таких самолёта приобрела боливийская
авиакомпания Lloyd Aéreo Boliviano. Они носили названия
"Illimani" (бортовой CB-23), "Mariscal Santa Cruz",
"General Perez" и "Mariscal Sucre". В мае 1941
авиалайнеры были реквизированы боливийскими ВВС.
Маньчжурская
авиакомпания Manshu Koku K.K.заказала 17 Ju 86Z-2. Первый экземпляр прибыл в Далянь в августе 1938. До конца года поставлены ещё шесть, в 1939 - семь. Приобретены они были по бартеру - за соевые бобы. Известные бортовые номера -
M-212, M-213, M-214, M-215, M-216, M-217, M-218, M-219, M-220, M-221, M-222, M-223. Оставшиеся три экземпляра так и не были поставлены до начала Второй Мировой войны. Эксплуатация началась 1 января 1939 на трассе Дайрен – Мукден – Ханкин – Харбин – Цзямусы. С 1 октября 1939 самолёты работали на линии Синкин (ныне Чанчунь) - Сеул. Затем на трассе Мукден - Тяньцзин - Пекин и других маршрутах из Манчьжурии в Китай. В период конфликта на реке Халхин-Гол обеспечивали снабжение японской армии. К моменту разгрома Квантунской армии в августе 1945 на службе оставались несколько бортов.
В марте 1938 один Ju 86Z-7 был поставлен в шведскую A.B.
Aerotransport. Самолёт имел номер SE-ВАЕ и название "Svalan".
Он работал на ночной почтовой линии Стокгольм – Мальме – Ганновер.
В 1940 линию закрыли, самолёт был передан шведским ВВС. Там он летал
под обозначением Тр.9 до октября 1958 года. Военные приспособили машину
для перевозки личного состава - вдоль бортов установили деревянные
скамьи. Следует отметить, что шведская фирма SAAB производила по лицензии
бомбардировочную версию Ju 86K. Здесь они носили название SAAB B-3.
Ju 86 оказался первым авиалайнером фирмы Junkers, разработанным
без Гуго Юнкерса, первым многомоторным авиалайнером фирмы с гладкой
работающей обшивкой. Он имел высокие скоростные характеристики. Однако
в силу ряда причин самолёт даже близко не приблизился к коммерческому
успеху модели Ju 52/3m.
Сыграли тут роль проблемы с продольной устойчивостью. Малое расстояние
между стойками шасси вызывало проблемы и при посадке авиалайнера.
Комфорт для пассажиров тоже был не на высоте. Самолёт имел узкий салон
шириной всего в 1,45 метра. Высота пассажирской кабины не позволяла
разгуливать по ней не сгибаясь.
Но главную роль в судьбе машины сыграло не это. Потребности
Вермахта привели к тому, что приоритет был отдан производству бомбардировочных
и разведывательных модификаций Ju 86. По этой причине из общего количества
экземпляров - 840, транспортных было изготовлено всего около 60.
|
Конструкция
Цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий низкоплан с убираемым
шасси.
Фюзеляж - типа монокок овального сечения. Обшивка гладкая.
Крыло - свободнонесущее трапециевидное двухлонжеронное с
изломом по передней и задней кромкам. Обшивка гладкая работающая.
По всей длине крыла элероны-закрылки.
Двигатель - два поршневых двигателя, устанавливаемых в мотогондолах
на передней кромке крыла. В зависимости от модификации на пассажирских
машинах устанавливались следующие типы двигателей:
- BMW 132DC - 845 л.с./ 647 кВт - 9-ти цилиндровый, карбюраторный,
звёздообразный воздушного охлаждения (Ju 86Z-2)
- Junkers Jumo 205С - 600 л.с./ 441 кВт - 6-ти цилиндровый, вертикально-оппозитный
двухтактный дизельный жидкостного охлаждения (прототипы, Ju 86B0)
- Junkers Jumo 205С4 - 612 л.с./ 450 кВт - 6-ти цилиндровый, вертикально-оппозитный
двухтактный дизельный жидкостного охлаждения (Ju 86C1, Ju 86Z-1)
- Pratt & Whitney Hornet SIE-G - 761/803 л.с./ 560/590 кВт -
9-ти цилиндровый, карбюраторный, звёздообразный воздушного охлаждения
(Ju 86Z-7)
- Rolls-Royce Kestrel XVI - 640/670 л.с./ 470/492 кВт - 12-ти цилиндровый
V-образный карбюраторный жидкостного охлаждения (Ju 86Z-3)
Винт изменяемого шага.
Оперение - цельнометаллическое двухкилевое. Киль с рулём
высоты, на котором установлены триммеры.
Шасси - двухстоечное убираемое, с хвостовым колесом. По одному
колесу на каждой стойке. Стойки убираемые в крыло в нишу между фюзеляжем
и гондолами двигателей. Привод уборки электрический. |
|
|
|
|
Ju 86B |
Ju 86C |
Ju 86Z-2 |
|
|
|
|
|
|
Размах крыла, м |
22,50 |
22,50 |
22,50 |
|
|
|
|
|
|
Площадь крыла, кв.м |
82,00 |
82,00 |
82,00 |
|
|
|
|
|
|
Длина, м |
17,41 |
17,60 |
17,60 |
|
|
|
|
|
|
Высота, м |
4,80 |
4,80 |
4,80 |
|
|
|
|
|
|
Взлетный вес, кг. |
8000 |
7700 |
8280 |
|
|
|
|
|
|
Вес пустого, кг. |
5790 |
5520 |
5900 |
|
|
|
|
|
|
Скорость макс., км/час |
310 |
310 |
375 |
|
|
|
|
|
|
Скорость крейс., км/час |
285 |
285 |
315 |
|
|
|
|
|
|
Потолок, м |
6100 |
6100 |
7500 |
|
|
|
|
|
|
Дальность полёта, км |
1500 |
2200 |
1200 |
|
|
|
|
|
|
Количество пассажиров |
10 |
10 |
10 |
|
|
|
|
|
|
Произведено самолётов гражданских версий |
около 60 |
|
последняя редакция
19.07.2011
|
|