Curtiss-Wright CW-20 /C-46 Commando

Curtiss-Wright Corp., Aeroplane Division (США)

Крупнейший двухмоторный авиалайнер довоенной конструкции

Первый полёт - 26 марта 1940

Производство
Начало - 1940
Конец - 1945

Эксплуатация
Начало - 1941
Конец - эксплуатация по сей день


Авиакомпании:
  1. США
  2. Канада и Центральная Америка
  3. Южная Америка
  4. Прочие страны

Самолёт также использовался в ВВС ряда стран мира, в гражданских организациях и ведомствах.


  1. Разработка.
  2. Испытания.
  3. Серия.
  4. Эксплуатация.
  5. C-46 в истории.
  6. Конструкция.
  7. Основные характеристики.

  Разработка. Curtiss T-32, вышедший на линии в 1933, особых перспектив не имел. Чтобы остаться на рынке пассажирских самолётов Curtiss-Wright занялась проектами скоростных машин. Сперва ограничивались лишь исследованиями - из-за большой загрузки по военной технике. К конкретной разработке приступили лишь в конце 1936, когда скоростные самолёты основных конкурентов - Boeing, Douglas и Lockheed, уже работали на линиях.
  Достичь коммерческого успеха в такой ситуации можно было, лишь создав авиалайнер, превосходящий по всем параметрам DC-3. Согласно техническому заданию он должен был иметь на 40% бóльшую вместимость (36 пассажиров, либо 20 спальных мест), бóльшую скорость (свыше 400 км/час), более высокий комфорт, больший грузовой отсек. И, кроме того, герметичную кабину. Тогда, в совокупности с высотными двигателями, можно было проложить маршруты над недоступными прежде горными хребтами. Проект получил фирменное название CW-20.
  Разработкой руководил Джордж Пейдж - главный конструктор фирмы, создатель T-32. Расчёты показывали, что фюзеляж должен был иметь слишком большой диаметр - с большим лобовым сопротивлением. Конструкторы проявили смекалку, сделав профиль фюзеляжа в виде двух состыкованных сегментов кругов различного диаметра. Тем самым удалось разрешить противоречия между большим внутренним объёмом кабины и тебованиями по прочности и лобовому сопротивлению. Данная конструкция стала образцом для подражания у других разработчиков.

  Испытания. Решив одну проблему, создателям пришлось потратить немало сил для решения других, труднодостижимых в описываемый период. Отчего разработка сильно затянулась. Прототип CW-20T с бортовым номером NX 19436 был готов лишь к весне 1940. Его собирали на заводе Curtiss-Wright в Сент-Луисе, Миссури. Чтобы ускорить сдачу прототипа, кабину сделали негерметичной.
   Первый полёт состоялся 26 марта 1940, пилотировал машину Эдмунд Т. Аллен. Первоначально хвостовое оперение было двухкилевым - кили (хвостовые шайбы) были установлены на концах стабилизатора. В такой конфигурации проектных характеристик достичь не удалось. Пришлось самолёт переделывать в однокилевой. Данная модификация получила обозначение CW-20A. Фирма провела мощную рекламную компанию, в ходе которой машине было присвоено наименование "Substratosphere Transport". Самолёт был продемонстрирован ряду авиакомпаний - некоторые из них проявили к машине интерес. Curtiss-Wright уже была готова начать поставки авиакомпаниям, однако история распорядилась иначе.
   Хотя на тот момент США оставались нейтральной державой, руководство вооружённых сил готовилось к вероятному участию в разгорающейся Второй Мировой войне. Военных привлекли характеристики CW-20, особенно более высокая полезная нагрузка, чем у DC-3. В сентябре 1940 US Army Air Corps (USAAC) заказал 46 самолётов. В июне 1941 прототип под обозначением XC-55 был передан на три месяца в войска для опытной эксплуатации. Она прошла успешно, после чего начались поставки серийных экземпляров. Самолёт вполне устраивал военных, многократно увеличивших первоначальный заказ. Для выполнения заказов авиакомпаний не оставалось производственных мощностей. Таким образом, вопреки первоначальным планам, потенциальный авиалайнер начал карьеру как военно-транспортный самолёт.


  Серия. Серийное производство было развёрнуто в начале 1942 на головном предприятии Curtiss-Wright в Буффало, штат Нью-Йорк. Самолёт также производили на заводах в Сент-Луисе и Луисвилле, Кентукки. Две машины изготовили на фирме Higgins Industries в Нью-Орлеане. Всего выпущено 3182 экземпляра разных модификаций. Первая серийная версия носила обозначение CW-20B (военное обозначение C-46). В отличие от прототипа здесь стояли двигатели Pratt & Whitney R-2800-43. Изготовлено 25 самолётов этой модификации. Затем последовал вариант C-46A с большим грузовым люком, усиленным полом кабины и гидравлической погрузочной лебёдкой. Кабина была предназначена для перевозки грузов, но в ней были смонтированы 40 откидных сидений на случай перевозки личного состава. Сама же кабина стала негерметичной. Был изготовлен 1491 экземпляр C-46A.
  Следующий вариант CW-20B2 (C-46D) был предназначен для высадки десанта. Он имел дополнительный грузовой люк по левому борту. Богаче стал ассортимент радиооборудования и пилотажных приборов. Общее количество C-46D достигло 1410 экземпляров. CW-20B3 (C-46E) отличался ступенчатой лобовой частью - его тираж составил 17 экземпляров. CW-20B4 (C-46F) был оборудован люками на обоих бортах, имел прямоугольные законцовки крыльев. Было заказано 400 экземпляров, но произведено всего лишь 234. Война к тому времени успела закончиться, в связи с чем контракт был аннулирован. По той же причине изготовили всего один CW-20B5 (C-46G), представлявший собой улучшенную версию C-46E. После войны этот экземпляр переименовали в XC-113 - на нём собирались проводить испытания турбовинтового двигателя General Electric TG-100. Ещё были экспериментальные модификации XC-46B, C-46H, C-46J, XC-46K, XC-46L.

  Эксплуатация. Эксплуатация C-46 (получившего армейское обозначение Commando) началась 12 июля 1942. К тому времени USAAC был переименован в USAAF (US Army Air Force). Часть C-46A поступили в US Marine Corps, где получили обозначение R5C-1. Часть из них, в свою очередь, была передана в US Naval Air Transport Command. Самолёты использовались практически на всех театрах военных действий. Немалую роль они сыграли в транспортировке грузов через Южную Атлантику. Но самым заметным событием в военной карьере самолёта стало открытие USAAF первой транспортной линии через Гималаи - из Индии в Китай. Сначала хотели использовать C-47, но благодаря лучшим высотным характеристикам и большей грузоподъёмности предпочтение было отдано C-46. Линия работала с июля 1942 по июль 1945.
  По окончании войны USAAF сократила флот C-46. Много машин было передано ВВС других стран (по крайней мере один самолёт, с заводским номером 342, работал и в советских ВВС). Commando успели поучаствовать в ряде локальных конфликтов - прежде всего в Корее и Вьетнаме. Значительное число C-46 по очень низким ценам было продано авиакомпаниям мира. Часть машин переделали для перевозки пассажиров, однако большинство занималась грузоперевозками. Много самолётов поступило в авиакомпании США, Канады, Карибских островов и Центральной Америки. Немалое количество попало в Южную Америку, особый спрос был у операторов, работавших в горной местности. За пределами Нового Света самолёт был не так популярен, хотя и здесь машину использовали авиакомпании ряда стран.


  C-46 в истории. Создавая довольно сложную модель, Curtiss-Wright шла на риск. Ведь компания не имела ни одного заказа вплоть до первого полёта CW-20. Но риск оправдался. Среди двухмоторных авиалайнеров, созданных в предвоенные годы, CW-20 /C-46 уступал по масштабам производства и использования лишь DC-3/C-47. По сравнению с самолётом Дональда Дугласа Commando имел некоторые преимущества. Полезная нагрузка, например, была выше на 45%. Двигатели имели лучшие высотные характеристики, что давало C-46 преимущества при эксплуатации в высокогорных регионах. Хорошо зарекомендовал себя Commando и в полярных районах. Лучше, чем DC-3, вёл он себя в сложных метеоусловиях. Однако расход топлива у него был на 50% выше - следовательно, он имел меньшую дальность полёта.
  Самолёт был лёгок в управлении, однако на малой скорости руль направления был крайне неэффективным. При взлёте, даже если дул встречный ветер или не было ветра вообще, самолет могло неожиданно развернуть в сторону от взлётной полосы. Причина тому - широкий фюзеляж при относительно малых размерах руля.
  C-46 был крупнейшим двухмоторным транспортным самолётом довоенной конструкции. По габаритам он превосходил тяжёлый бомбардировщик B-17. Благодаря приличному объёму кабины и большому люку C-46 был идеальным средством для транспортировки таких крупногабаритных грузов, как лёгкие автомобили. Кабина легко трансформировалась, что позволяло без особых усилий переходить от перевозки грузов к перевозке пассажиров. И наоборот. Погрузка и выгрузка также осуществлялась быстрее, чем у C-47.
  Как и DC-3 Commando оказался весьма долговечной машиной. К настоящему времени в авиакомпаниях продолжают работу не менее десятка C-46. Ещё полсотни экземпляров находятся на хранении на аэродромах или в музеях.


Конструкция

Цельнометаллический свободнонесущий низкоплан классической схемы с двумя поршневыми двигателями и убираемым шасси.

Фюзеляж - корпус в сечении представляет собой две полукруглые секции разного диаметра. Четырёхместная кабина экипажа. Грузовая версия имеет большой грузовой люк по левому борту, усиленный грузовой пол, 40 складных сидений.

Крыло - цельнометаллическое трапециевидное. Элероны с металлическим каркасом, покрытым полотном.

Двигатели - два двигателя в гондолах на крыле. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели -
- Pratt & Whitney R-2800-43 - 2000 л.с./ 1492 кВт - 18-ти цилиндровый звёздообразный двухрядный высотный воздушного охлаждения (CW-20A/C-46)
- Pratt & Whitney R-2800-34 - 2,100 л.с./ 1545 кВт - 18-ти цилиндровый звёздообразный двухрядный высотный воздушного охлаждения (C-46G)
- Pratt & Whitney R-2800-51 - 2,000 л.с./ 1,492 кВт - 18-ти цилиндровый звёздообразный двухрядный высотный воздушного охлаждения (C-46A)
- Pratt & Whitney R-2800-75 - 2,000 л.с./ 1,492 кВт - 18-ти цилиндровый звёздообразный двухрядный высотный воздушного охлаждения (C-46F )
- Pratt & Whitney R-2800-83AM4AH - 2100 л.с./ 1567 кВт - 18-ти цилиндровый звёздообразный двухрядный высотный воздушного охлаждения (Super 46C)
- Wright R-2600 B Double Row Cyclone - 1700 л.с./ 1250 кВт - 14-ти цилиндровый звёздообразный воздушного охлаждения (прототип CW-20T)
винт четырёх- или трёхлопастный (у C-46E и C-46F) Hamilton Standard,изменяемого шага.

Оперение - однокилевое, классической схемы.

Шасси - двухстоечное убираемое, с полностью убираемым хвостовым колесом. Основное шасси убирается в мотогондолы. По одному колесу на каждой стойке.

Системы - сдвоенная система управления.

Оборудование и приборы - бортовая радиостанция, указатель скорости, высотомеры, авиагоризонт Sperry, указатель поворота и крена, измеритель скороподъёмности.


Основные характеристики
       
 

Размах крыльев, м

32,91
 
 

Площадь крылa, кв.м.

126,34
 
 

Длина, м

23,27
 
 

Высота, м

6,63
 
 

Взлетный вес, кг

22 680
 
 

Вес пустого, кг

13 290
 
 

Скорость макс., км/ч

434
 
 

Скорость крейс., км/ч

350
 
 

Потолок, м

7470
 
 

Дальность полёта, км

2900
 
 

Количество пассажиров

36 - 62
 
 

Произведено самолётов

3182

характеристики даны для C-46A

последняя редакция 10.12.2010

На титульную страницу
Hosted by uCoz