Junkers Ju 52/3m


эксплуатация в авиакомпаниях Латинской Америки
 

Аргентина

-Aeroposta Argentina, S.A. (1937 - 1947) - 7
-LANE Lineas Aéreas del Noreste (1944-1945) - 1
-Linea Aérea de Transporte de Pasajeros/LASO Lineas Aéreas del Sudoeste - (1940-1945)
-LADE Lineas Aéreas del Estado (1945 - 1954) - 7
  Боливия -LAB Lloyd Aéreo Boliviano (1932 - 1940) - 5
 

Бразилия

-Aerolloyd Iguassu, S.A. - 1
-Aeronorte Empresa de Transportes Aéreos Norte do Brasil Ltda (1950-1951) - 1
-Syndicato Condor Ltda./Serviços Aéreos Condor Ltda. (1932 - 1942) - 17
-Varig, Empresa de Viação Aérea Rio-Grandense (1938 - 1942) - 1
-VASP, Viação Aerea São Paulo SA (1935 - 1955) - 7
 

Колумбия

-SCADTA, Sociedad Colombo Alemana de Transporte Aéreo
  Перу -Deutsche Lufthansa Sucursal Perú (1938-1941) - 4
 

Уругвай

-CAUSA Compania Aeronautica Uruguaya, S.A. (1938-?) - 2
 

Эквадор

-SEDTA Sociedat Ecuadoriana de Transportes Aéreos (1938-1942) - 5
-TAO Transportes Aéreos Orientales (?-1971)

   Боливия

  Lloyd Aéreo Boliviano. Стартовый заказчик Junkers Ju 52/3m. Первый самолёт поступил в октябре 1932. Это был Ju 52/1m с серийным номером J4008, доработанный в трёхмоторный вариант. В авиакомпании машина получила бортовой номер CB-17 и имя собственное "Juan del Valle". Он стал первым экземпляром, построенным для коммерческой службы. В 1933 в Боливию прибыли ещё 4 экземпляра, изначально строившихся с тремя двигателями - CB-18 "Huanuni" (J4009, версия Ju 52/3mce), CB-21 "Bolivar" (J4061), CB-22 "Illampu" (J5623), "Chorolque" (J4018, гражданской регистрации не имел).
  Однако начало карьеры было связано с коммерческими перевозками, а с участием в боевых действиях. В том же 1932 между Боливией и Парагваем из-за области Гранд-Чако разразилась война. На боливийские "Юнкерсы" легла нагрузка по военным перевозкам в город Вилья Монтес, расположенный в зоне боевых действий. В течение трёх лет войны "Юнкерсы" перевезли около 40 000 солдат и 4850 тонн военных грузов без единого происшествия.
  После перемирия, заключённого 14 июня 1935, самолёты вновь перешли на гражданскую службу LAB. Летали на линиях, связывающих столицу Ла-Пас с важнейшими городами страны - Кочабамбой, Санта-Крусом, Сукре, Якуибой и др. В мае 1938 "Юнкерсы" открыли международный маршрут Ла-Пас - Крумба, Бразилия. Самолёт идеально показал себя на плохо оборудованных высокогорных аэродромах. Однако не обошлось без потерь. 17 января 1936 на пути из Кочабамбы в Ла-Пас потерпел катастрофу "Chorolque", погибло 13 человек. 15 декабря следующего года на трассе Аполо - Ла-Пас разбился CB-18 "Huanuni". Наконец, 3 ноября 1940 был потерян первенец CB-17 "Juan del Valle", летевший из Санта-Круса в Корумбу. Оставшаяся пара была продана в том же году - CB-21 "Bolivar" в Aeroposta Argentina, CB-22 "Illampu" в бразильский VASP.


   Аргентина

   Aeroposta Argentina. Ведущая аргентинская авиакомпания приобрела первый Ju 52-3m в 1937 году - серийный номер J5833, бортовой R-345. Позже он сменил регистрационный номер на LV-BAB и получил имя "Tierra del Fuego". Ещё позже - LV-AAH "Pampa". Кроме того, были закуплены четыре самолёта LV-AAB/LV-AAG "Patagonia" (J5824), LV-AXB/LV-AAJ (J6800), LV-AAN "Quichua" (J4061). Характерная особенность - на некоторых машинах стояли двигатели Wright Cyclone SGR-1820 F-3, построенные в Аргентине компанией FMA по лицензии. Авиалайнеры использовались на внутренних линиях. В первую очередь на самой протяжённой магистрали из Буэнос-Айреса на юг Патагонии, вплоть до города Рио-Гранде на Огненной Земле. По пути самолёты делали восемь промежуточных посадок. Попытки наладить линию на север страны успеха не имели, т.к. там имелось хорошее железнодорожное сообщение со столицей. В Aeroposta Argentina Ju 52-3m летали до 1947.

   LASO Linea Aérea de Transporte de Pasajeros - на момент основания, в июле 1940, компания носила имя Linea Aérea Transporte Pasajeros, но уже 4 сентября поменяла название на LASO (Lineas Aéreas del Sudoeste). Это была коммерческая структура, созданная под эгидой аргентинских ВВС (Fuerza Aerea Argentina). Она использовала Ju 52/3m "Nahuel Pan" c военным номером T-164. С 4 сентября 1940 он летал из Буэнос-Айреса в юго-западном направлении - до города Эскель в Патагонских Андах (с посадками в Санта-Розе, Неукене и Сан-Карлос-де-Барилоче). Частота рейсов доходила до двух в неделю. За первый год эксплуатации машина перевезла 170 пассажиров и 897 кг грузов и почты. В январе 1944 Fuerza Aerea Argentina создала ещё одну авиакомпанию - LANE Lineas Aéreas del Noreste. Ей был передан Ju 52/3m с военной регистрацией T-167. Он обслуживал города северо-восточной провинции Аргентины Мисьонес - Посадас, Колония Йеруа, Монте Касерос. Также летал к водопадам Игуасу.

   LADE Lineas Aéreas del Estado. 20 октября 1945 произошло слияние LASO и LANE. Новая компания Fuerza Aerea Argentina получила название LADE. Через её руки прошло шесть самолётов с гражданскими бортовыми номерами LV-AAN (серийный J4061), LV-ZBI (J4075), LV-ZBHJ (4079), LV-ZBG (J5053), LV-ZBM (J5120), LV-ZBE (J5656). Также летал самолёт с военной регистрацией T-159 "Rio Negro" (J5261). Ранее они служили в Aeroposta Argentina и бразильской авиакомпании Syndicato Condor (см. ниже...). "Юнкерсы" LADE обслуживали небольшие населённые пункты с малым трафиком, куда невыгодно было летать коммерческим авиакомпаниям. Служба трёхмоторных машин продолжалась до марта 1954. Не обошлось без потерь - 12 ноября 1953 разбился T-159. Он столкнулся с D.H.104 Fuerza Aerea Argentina над посёлком Вилья Мугета. Под его обломками погибли 12 человек.
Junkers Ju 52/3msai
авиакомпании LADE
T-159 "Rio Negro"
крупное изображение


   Бразилия

   Syndicato Condor - бразильская авиакомпания, где львиная доля капитала была немецкой, получила Junkers Ju 52/3m одной из первых в Латинской Америке. В Новом Свете она владела самым многочисленным флотом этих машин - 17 экземпляров. Они носили следующую регистрацию и названия - PP-CAT "Anhanga" (J4024), PP-CBB "Tupan" (J4078), PP-CAV "Caiçara" (J4038), PP-CBC "Guracy" (J5453), PP-CAX "Curupira" (J4043), PP-CBD "Jacy" (J5478), PP-CAY "Marimba" (J4042), PP-CBE "Larussu" (J5100), PP-CAZ "Maipo" (J5261), PP-CBF "Aracy" (J4079), PP-CBA "Aconcagua" (J5283), PP-CBG "Pagé" (J4075), PP-CBH "Moré" (J5109), PP-CBL "Los Andes" (J5656), PP-CBP "Ibaté" (J6800), PP-CBR "Uirapuru" (J5053) и PP-VAL (J4025).
  С 1933 они летали на внутренних линиях. Главной была трасса из Рио-де-Жанейро в Порту-Алегри, где проживало много выходцев из Германии. В 1934 самолёты вышли на международную линию в Буэнос-Айрес. В 1935 был проложен маршрут в Сантьяго, столицу Чили. Здесь использовался опыт Deutsche Lufthansa по организации другой высокогорной трассы - через Альпы. В 1937 Ju 52-3m заменили прежние гидропланы ещё на одной магистрали - до Форталезы на севере Бразилии. Линия проходила вдоль атлантического побережья.
  Благодаря трёхмоторным "Юнкерсам" впервые в Бразилии удалось добиться высокой регулярности полётов. Точность следования расписанию достигла 99%. Уровень безопасности тоже был высоким, хотя авиакомпании не удалось избежать потерь. Самые тяжёлые из них - катастрофа PP-CBC 22 мая 1938 под Сан-Паулу, когда погибло 6 человек, и PP-CAY 13 января 1939 под Рио-де-Жанейро (10 погибших).
  Следует сказать, что Syndicato Condor действовала не в одиночку. Её линии были частью глобальной сети, создаваемой Deutsche Lufthansa в 1930-е. Однако с началом Второй Мировой войны у компании с немецким капиталом начались проблемы, которые привели к её ликвидации в 1943. Часть её флота попала в распоряжение других авиакомпаний стран Южной Америки.

Junkers Ju 52/3mge (J5053)
Syndicato Condor
PP-CBR "Uirapuru"
крупное изображение

   VARIG. Авиакомпания имела всего один Ju 52/3mge - PP-VAL "Maua", с серийным номером J4058, который приобрела у South African Airways в марте 1938. На линии вышел 6 июля того же года. Самолёт обслуживал линии в самом южном штате Бразилии - Риу-Гранди-ду-Сул. Летал сравнительно недолго - 28 февраля 1942 потерпел аварию под Порту-Алегри. Жертв удалось избежать.

   VASP. Использовала Ju-52/3m в Бразилии дольше всех. Самолёты стали поступать в июле 1936, а эксплуатация прекратилась в 1955. Компания владела семью самолётами - PP-SPD "Cidade de São Paulo" (J5459), PP-SPE "Cidade do Rio de Janeiro" (J5465), PP-SPF "Cidade de Santos" (J5689), PP-SPG "Cidade de Goiania" (J6465), PP-SPH "Cidade de Curitiba" (J6510), PP-SPI "Cidade de Cuiabá" (J6684) и PP-SPJ "Cidade de Campinas" (J5623).
  5 августа 1936 первые два самолёта вышли на линию Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро. Первоначально рейсы выполнялись 6 раз в неделю, с 1937 частота увеличилась до 2 рейсов в день. В 1938 открылась линия Убераба - Гояния, в 1939 Сан-Паулу - Флорианаполис.
  В процессе эксплуатации два самолёта были потеряны. 8 ноября 1940 при полёте в густой облачности над Рио-де-Жанейро PP-SPF столкнулся с аргентинским D.H.84. Никто на борту обеих машин не выжил. 27 августа 1943 под Рио-де-Жанейро разбился PP-SPD, погибли 18 человек. С 1946 началась замена немецких машин на DC-3/C-47.


   Перу

   Deutsche Lufthansa Sucursal Perú. В феврале 1938 Deutsche Lufthansa сформировала в Перу местный филиал. Сюда были переданы 4 Junkers Ju 52/3m - OA-HHA "Huascaran" (J5060, бывший D-AMIT), OA-HHB "Misti" (J5043, D-ARYS), OA-HHC "Huandoy" (J5272, D-AMIQ) и OA-HHD "Aconcagua" (J5283, D-AENF). 24 мая 1938 начались рейсы Лима - Арекипа - Ла-Пас, Боливия. Тем самым в Южной Америке было завершено формирование трансконтинентального маршрута - от Тихого океана до Атлантического. Всю трассу обслуживали операторы, так или иначе связанные с немецкой авиакомпанией Deutsche Lufthansa. И работали здесь в основном немецкие авиалайнеры Junkers Ju 52/3m. Помимо этого, Sucursal Perú летала в Чили: линия Лима - Арекипа - Арика. OA-HHB был потерян 26 июня 1938 возле населённого пункта Чиллигуа. В феврале 1941 под давлением США филиал Deutsche Lufthansa в Перу лишился лицензии и 1 апреля прекратил существование. Его имущество, в том числе и самолёты, было реквизировано перуанским правительством.


   Уругвай

   CAUSA. Уругвайская авиакомпания использовала свои поплавковые Юнкерсы - CX-ABA "Uruguayo" (J5877) и CX-ABB "El Argentino" (J5886), наиболее оригинальным способом. Опередив многие известные авиакомпании, 12 марта 1938 она организовала чуть ли не первую в мире челночную линию - между столицами Уругвая и Аргентины. Кресла с самолётов сняли, вдоль бортов поставили скамейки, так что на борт можно было взять 28 пассажиров. Неудобства компенсировались экономией времени. Самолёты также летали на внутренних линиях - Монтевидео - Пунта-дель-Есте и Монтевидео - Колония-дель-Сакраменто.


   Эквадор

  SEDTA. В июле 1937 сотрудник бразильской авиакомпании Syndicato Condor Фриц Хаммер организовал в Эквадоре авиакомпанию Sociedad Ecuatoriana de Transportes Aereos. Участие немецкого капитала подразумевало использование немецкой же техники. Из Deutsche Lufthansa эквадорскому оператору было передано три машины - HC-SAB "Ecuador" Ex-D.L.H. (J5915, бывший D-APDF), HC-SAC "Guayas" (J5053, D-AQUQ), HC-SAD "Aconcagua" (J5283, D-AENF). Один самолёт ранее служил в Syndicato Condor - HC-SAE "Azuay" (J5109, PP-CBH). Кроме того, в 1941 у бразильской авиакомпании брался в аренду PP-CBG. Первая из машин служила недолго - 10 декабря 1938 HC-SAB врезался в гору Чимборазо.
  Машины работали на внутренних линиях, связывающих между собой крупнейшие города страны Кито, Гуайякиль, Куэнка, Манта, Эсмеральдас и Лоха. В 1940 была попытка проложить маршрут на принадлежащие Эквадору Галапагосские острова. Однако под давлением правительства США, действовавшего в интересах авиакомпании PANAGRA, проект не был реализован. В следующем году давление усилилось, в результате чего эквадорское правительство реквизировало оставшиеся машины. А в мае 1942 HC-SAD был передан USAAF, который служил Коста-Рике под названием C-79.
Junkers Ju 52/3mge
авиакомпании SEDTA
HC-SAC "Guayas"
крупное изображение


последняя редакция 08.12.2011

назад

На титульную страницу
Hosted by uCoz