De
Havilland D.H.84 Dragon
De Havilland Aircraft Co. Ltd. (Великобритания)
первый авиалайнер для низкотарифных линий
Производство по лицензии
De Havilland Aircraft Pty.Ltd. (Австралия)
Первый полёт - 24 ноября 1932
Производство
Начало - 1932
Конец - 1943
Эксплуатация
Начало - апрель 1933
Конец - 1958, демонстрационные полёты по сей день
|
Авиакомпании: |
|
|
|
|
|
Великобритания
|
- Aberdeen Airways /Allied Airways Ltd
- Blackpool & West Coast Air Services
- British Airways Ltd.
- Crilly Airways
- Commercial Air Hire
- Great Western & Southern Air Lines
- Highland Airways Ltd.
- Hillman's Airways Ltd. (1932-1935)
- Jersey Airways (1933-1940?) - 8
- Midland Air Services (1933)
- Northern and Scottish Airways Ltd.
- Provincial Airways
- Olley Air Services Ltd.
- Railway Air Services Ltd.
- Scillonia Airways
- Western Airways
|
|
Австралия
|
- Adelaide Airways Ltd.
- Airlines of Australia Ltd.
- ANA Australian National Airways Pty. Ltd.
- Butler Air Transport
- Connellan Airways (1945-1946)
- Air Travel
- Fawcett Aviation
- Mandated Airlines Ltd.
- MacRobertson Miller Aviation Co.
- North Queensland Airways Pty. Ltd.
- Qantas
- TAA Trans-Australia Airlines
- Tasmanian Aerial Services Pty. Ltd./ Holyman's Airways Pty Ltd.
(1933-1936)
- West Australian Airways Ltd
- Wrightways |
|
Египет
|
- Misr Airlines |
|
Индия
|
- Indian National Airways |
|
Ирландия
|
- Aer Lingus (1936-1938)
- Aer Lingus Historic Flight |
|
Канада
|
- Canadian Airways Ltd. |
|
Кения
|
- Wilson Airways Ltd.
|
|
Новая Гвинея
|
- Madang Air Services
- TAL Territory Airlines |
|
Новая Зеландия
|
- Air Travel (NZ)
- East Coast Airways
- Rolvin Airways
- Union Airways |
|
Родезия и Ньясаленд
|
- RANA Rhodesia And
Nyasaland Airways |
|
Франция
|
- Air Afrique |
Кроме того самолёт использовался ВВС Великобритании, Австралии,
Дании, Ирака, Ирландии, Португалии, Турции, ЦРУ США для операций
в Лаосе, санитарной авиацией Австралии, а также частными лицами,
аэроклубами, лётными школами, компаниями и организациями ряда стран.
|
В начале 1930х создателям авиалайнеров
стало ясно, что будущее за скоростными цельнометаллическими монопланами.
Казалось, деревянным бипланам место теперь лишь в музеях. Однако
фирма de Havilland Aircraft доказала, что это далеко не так.
В 1932 ею был создан очень удачный биплан D.H.84.
Соавтором успеха оказался английский предприниматель
Эдуард Хиллман, владелец процветающей автотранспортной компании.
В 1931 он решил организовать столь же рентабельные воздушные перевозки.
С этой целью ему потребовался самолёт с высокими экономическими
характеристиками. Хиллман поручил его создание фирме de Havilland.
Та взялась за выполнение заказа, доработав D.H.60 Moth
- легкомоторный самолёт, не менее популярный на Западе, чем поликарповский
У-2 (По-2) в СССР. Был спроектирован новый фюзеляж, с кабиной для
четырёх пассажиров, размещённой перед открытой пилотской кабиной.
Модель D.H.83 Fox Moth впервые поднялась в воздух в январе 1932.
Весной несколько таких машин вышли на линии Хиллмана. Благодаря
низкой себестоимости перевозок D.H.83 впервые в Британии стал самоокупаемым
авиалайнером. Дела шли успешно и Хиллману потребовался самолёт большей
вместимости.
Руководителем нового проекта стал конструктор Артур
Хэгг (A.E. "Arthur" Hagg). Кроме фюзеляжа, с закрытой
пилотской кабиной в носу и шестиместной пассажирской кабиной, изменениям
подверглась и схема машины. Самолёт стал двухмоторным - на нижнем
крыле установили два рядных de Havilland Gipsy Major.
Первый экземпляр с обозначением E-9 (заводской № 6000)
поднялся в воздух 24 ноября 1932. Самолёт был прост в управлении,
имел прекрасные взлётно-посадочные характеристики, небольшой расход
топлива. Новая машина оказалась более экономичной, чем D.H.83. При
полной полезной нагрузке (6 пассажиров и 123 кг груза) и скорости
175 км/час она потребляла всего 59 литров топлива в час. Испытания
были настолько успешными, что уже в декабре самолёт получил сертификат
лётной годности и был поставлен заказчику. Кроме прототипа (с бортовым
номером G-ACAN) компания Hillman's Airways приобрела ещё
три экземпляра.
|
1 апреля 1933 началась эксплуатация
D.H.84 на вновь открытой линии из Ромфорда (в Юго-Восточной Англии)
в парижский аэропорт Ле-Бурже. Рейсы выполнялись дважды в день.
Хиллману удалось составить серьёзную конкуренцию Imperial Airways.
Хотя по уровню комфорта D.H.84 уступал "имперскому" H.P.42,
весьма низкие тарифы привлекли множество пассажиров среднего класса.
Билеты продавались по цене 3 фунта и 10 пенсов. А при покупке билета
туда и обратно полёт обходился в 5 фунтов и 10 пенсов. Этого удалось
достичь не только за счёт хороших экономических характеристик самолёта,
но и благодаря низким накладными расходам. Хиллман нанимал пилотов
и обслуживающий персонал, согласных получать низкую зарплату.
В 1934 хиллмановские D.H.84 начали летать из Ромфорда
в Ливерпуль, Белфаст, в конце года появилась линия в Глазго. Высокий
спрос вызвал потребность в 8-местных машинах. Так родилась модификация
Dragon II. Здесь конструкторы убрали багажный отсек, установив вместо
него ещё два пассажирских кресла. Были и другие изменения. Вместо
сплошного остекления в пассажирской кабине стало несколько широких
окон. Стойки шасси были закрыты обтекателями, в результате чего
скорость возросла на 9 км/час. Hillman's Airways заказала
две таких машины.
Обеспокоенная успехами новичка, Imperial Airways
решила, совместно с железнодорожными компаниями, создать собственное
низкотарифное предприятие Railway Air Services. Выдержать конкуренцию
с Hillman's Airways новая авиакомпания могла лишь с помощью
тех же D.H.84. Был организован ряд внутренних линий, в том числе несколько
магистральных. Главная магистраль Лондон - Бирмингем - Манчестер -
Белфаст - Глазго. Другими важными трассами были Плимут - Тейнмут -
Кардифф - Бирмингем - Ливерпуль и Бирмингем - Бристоль - Саутгемптон
- остров Уайт. Из Бирмингема были проложены линии в ряд городов Южной
Англии.
D.H.84 Dragon II
серийный номер 6075
Railway Air Services
бортовой номер G-ACPX
крупное изображение
|
|
Успех Hillman's Airways стимулировал создание
ряда других авиакомпаний, которые специализировались на местных перевозках.
Разумеется, все они приобретали D.H.84.
Одним из крупнейших операторов оказалась авиакомпания Jersey Airways. Она расплоагала восемью самолётами - G-ACMC "St. Brelade's Bay" (сер. 6053), G-ACMJ "Aubin's Bay" (6058), G-ACMO "St. Ouen's Bay" (6062), G-ACMP "St. Clement's Bay" (6063), G-ACNG "Portelet Bay" (6069), G-ACNH "Bouley Bay" (6070), G-ACNI "Bonne Nuit Bay" (6071) и G-ACNJ "Rozel Bay" (6072).
Первый самолёт поступил 15 декабря 1933. Три дня спустя он связал
остров Джерси (в проливе Ла-Манш) с Портсмутом в Южной
Англии. 28 января 1934 открылась линия Джерси - Лондон (Хестон), 18 марта Джерси - Портсмут - Саутгемптон. 4 июля островные "Дрэгоны" дважды в неделю начали летать в Париж. Однако 27 сентября эти рейсы прекратились из-за карантина, связанного с угрозой распространения колорадского жука.
За первый год работы машины перевезли 19761 пассажира.
Полёты во Францию возобновились
в январе 1935 - теперь самолёты летали в Ренн в Бретани. Однако финансовые затруднения заставили вскоре закрыть этот маршрут, также как
линию в Саутгемптон. А на маршруте в Лондон машину потеснили более современные D.H.86 и D.H.89. Тем не менее D.H.84 продолжали возить пассажиров, а также почту и газеты, ещё несколько лет. В основном на линиях, связывающих Джерси с городами на побережье Южной Англии.
В целом без происшествий, хотя 29 июня правый аинт и шасси G-ACNJ были повреждены, когда неопытный пилот промахнулся при посадке в аэропорту острова Олдерни.
Никто не пострадал, а самолёт после ремонта вновь вышел на линии.
D.H.84 Dragon I
cерийный номер 6058
Jersey Airways
G-ACMJ "St. Aubin's Bay"
крупное изображение |
|
В декабре 1938 Railways Air Services создала дочернюю
авиакомпанию Great Western & Southern Air Lines, для обслуживания
линий в Южной и Центральной Англии, а также для связи Корнуолла с
островами Силли. Highland Airways в апреле 1933 открыла регулярные
линии в Северной Шотландии. Её D.H.84 также летал из Абердина и Инвернесса
на Оркнейские острова. На шотландских трассах можно было увидеть и
"Дрэгоны" авиакомпании Aberdeen Airways. Всего же
в 1930-е годы в Великобритании было полтора десятка авиакомпаний,
использовавших около семидесяти D.H.84.
Благодаря "Дрэгону" появились не только независимые
авиакомпании Великобритании, но и национальная авиакомпания Ирландии.
Aer Lingus основана в апреле 1936. Первым её самолётом стал
D.H.84 (зав. номер 6076, бортовой EI-ABI). 27 мая он начал ежедневные
рейсы из Дублина в Бристоль, а 30 мая связал Ирландию с островом Мэн.
"Дрэгон" использовался до 1938. В настоящее время можно
вновь увидеть D.H.84 с тем же бортовым номером. Хотя, это другой самолёт
(зав. номер 6105). Он совершает демонстрационные полёты в цветах компании
Aer Lingus Historic Flight
D.H.84 Dragon II
cерийный номер 6105
Aer Lingus Historic Flight
EI-ABI "Iolar"
крупное изображение
|
|
"Дрэгоны" нашли своё место в Азии и Африке.
Там самолёты использовались на региональных линиях, примыкающих к
магистральным трассам Imperial Airways. Так в Найроби пассажиры
Imperial Airways могли пересесть на D.H.84 компании Wilson
Airways, чтобы попасть в крупнейшие города Кении и Танганьики
- Момбасу, Тангу, Занзибар, Дар-эс-Салам. Подобную же роль в Родезии
играла авиакомпания RANA.
Самый же крупный спрос на "Дрэгоны" за пределами
Британских островов был в Австралии. Первый авиалайнер получила Tasmanian
Aerial Services с острова Тасмания. Впервые в Австралии пассажирский
самолёт был оснащён бортовой радиостанцией. D.H.84 связал остров Кинг
в проливе Басса с Мельбурном. Данная авиакомпания принадлежала тасманийским
судовладельцам - братьям Холиман. Поэтому вскоре она сменила название
на Holyman's Airways.
D.H.84 Dragon I
cерийный номер 6037
Tasmanian Aerial Services
VH-URD "Miss Launceston"
крупное изображение
|
|
29 августа 1933, в один день с тасманийской компанией,
самолёт получила и West Australian Airways. Машина заменила
убыточные D.H.66
на линии Перт - Аделаида. Приобретение было весьма кстати, поскольку
в мае 1934 австралийское правительство прекратило субсидирование этой
линии. В 1936 авиакомпания попала под реорганизацию воздушного транспорта.
Сначала она была поглощена Adelaide Airways, затем, вместе
с Holyman's Airways, стала частью вновь созданной Australian
National Airways. "Дрэгоны" продолжали служить здесь
до февраля 1938, после чего были проданы в Airlines of Australia.
В предвоенные годы авиакомпания MacRobertson Miller Aviation
на D.H.84 осуществляла связь Перта с городом Дейли Уотерс (на севере
континента) - одним из узловых пунктов авиамагистрали Англия - Австралия.
Самым крупным оператором "Дрэгонов" в Австралии
была компания Mandated Airlines. Служили самолёты и в национальной
авиакомпании Qantas. До 1954 они, в основном, работали на линиях
Новой Гвинеи. Затем обслуживание Новой Гвинеи перешло в руки местной
компании Territory Airlines. Здесь "Дрэгоны" летали
до 1958.
Высокий спрос на D.H.84 привел к тому, что для его производства
фирмой de Havilland был построен новый завод в Хэтфилде - старое предприятие
в Стейдж Лейн не справлялось с выполнением заказов. Всего в Великобритании
изготовлено 115 самолётов - 62 модификации Dragon I и 53 Dragon II.
Последняя модификация имела версию D.H.84M с вооружением и увеличенными
размерами стабилизатора. Некоторое время такая машина использовалась
в качестве разведчика и патрульного самолёта ВВС ряда малых стран.
Производство в Великобритании прекратилось в 1937. Однако, с началом
Второй Мировой войны, выпуск возобновился на австралийском филиале
de Havilland в городе Бэнкстоуне. Всего между сентябрем 1942 и июнем
1943 в Австралии было изготовлено 87 самолётов. Они производились
под индексом D.H.84A. Большинство машин поступили на службу в RAAF.
По окончании войны многие из них были проданы гражданской авиации.
Главной заслугой D.H.84 стала организация рентабельных
пассажирских авиаперевозок на Британских островах (как мы помним,
предыдущие
попытки потерпели неудачу). Авиакомпании привлекали низкие эксплуатационные
расходы и невысокая продажная цена самолёта. Стоимость нового D.H.84
можно было сравнить с ценой нового легкового автомобиля. Довольны
были и пилоты - пилотская кабина имела прекрасный обзор. Самолёту
не требовались специально оборудованные взлётные полосы. Высока была
и надёжность машины. Демонстрацией надёжности стал 45-минутный полёт
с одним работающим мотором, который Хьюберт Броад, пилот фирмы de
Havilland, совершил с шестью пассажирами.
За время службы в авиакомпаниях случилось восемь лётных
происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы. Причём самая
крупная катастрофа произошла не по вине самолёта - 3 июня 1941 машина
авиакомпании Great Western and Southern Air Lines (G-ACPY)
была сбита над Атлантикой бомбардировщиком Luftwaffe (He-111),
погибло 6 человек. Другие крупные катастрофы - 29 августа 1938 в Австралии,
авиакомпания North Queensland Airways (VH-UXK), погибло 5 человек;
13 декабря 1951 в Новой Гвинее - Qantas (VH-URV), 3 человека.
Из ряда вон выходящий случай произошёл 21 февраля 1935 с самолётом
Hillman's Airways (G-ACEV), выполнявшим рейс во Францию. Самолёт
благополучно приземлился, но... без пассажиров. Во время рейса пилот
обернулся назад, чтобы узнать, как дела у подопечных. И с ужасом обнаружил,
что входная дверь настежь открыта, а обеих пассажирок на борту нет.
Дальнейшее расследование показало, что авиакомпания не причём - виной
всему неуравновешенный характер девушек, решивших свести счёты с жизнью
таким оригинальным способом.
Несмотря на вроде бы недолговечную конструкцию, до сегодняшнего
дня сохранился десяток D.H.84. Шесть из них летают. Кроме ирландского
самолёта (EI-ABI), в воздух способны подняться две машины с австралийской
регистрацией (VH-UXG, VH-AML), по одной с британской (G-ECAN), американской
(N34DH) и новозеландской (ZK-AXI). |
Конструкция
Двухмоторный биплан классической схемы цельнодеревянной конструкции
Фюзеляж - ферменный прямоугольного
сечения, каркас деревянный из сосны, обшивка из клееной фанеры,
обтянута тканью. Впереди закрытая пилотская кабина. За ней
пассажирская кабина на 6 мест, за которой багажный отсек (Dragon
I), или 8-местная кабина без багажного отсека (Dragon II).
Входная дверь по левому борту, сразу за крылом. По бортам
пассажирской кабины застеклённые окна.
|
|
|
Крыло - двухстоечная бипланная коробка с расчалками. Крылья
прямоугольные с закруглёнными законцовками, каркас деревянный, обтянутый
полотном. Стойки из стальных труб. На каждой плоскости элероны.
Коробка крыльев складная. Складывается к фюзеляжу (сразу за мотогондолами).
Двигатель - два поршневых двигателя жидкостного охлаждения,
закрытые капотами, расположены на передней кромке нижнего крыла.
Устанавливались следующие двигатели:
- de Havilland Gipsy Major 1 - 130 л.с./96 кВт, 4-х цилиндровый,
рядный, с перевёрнутыми цилиндрами
- de Havilland Gypsy Major 10 Mk.II - 145 л.с./ 107 кВт, 4-х цилиндровый,
рядный, с перевёрнутыми цилиндрами
винт двухлопастный деревянный, топливные баки в мотогондолах по
136 литров.
Оперение - киль с рулём направления и стабилизатор с рулями
высоты. Каркас деревянный, обтянутый полотном. Руль направления
сбалансированный, рули высоты несбалансированные.
Система управления - тросовая
Шасси - двухстоечное с поворотным хвостовым колесом. По одному
колесу на каждой стойке. Стойки подкосные с амортизаторами. Большинство
поставленных в Канаду самолётов устанавливались на поплавки.
Приборы и оборудование - бортовая радиостанция
|
|
|
|
Dragon I
|
Dragon II
|
|
|
|
|
Размах крыла, м
|
14,43
|
14,43
|
|
|
|
|
Площадь крыла, кв.м
|
34,96
|
34,96
|
|
|
|
|
Длина, м
|
10,52
|
10,52
|
|
|
|
|
Высота, м
|
3,08
|
3,08
|
|
|
|
|
Взлетный вес, кг.
|
1905
|
2043
|
|
|
|
|
Вес пустого, кг.
|
1045
|
1066
|
|
|
|
|
Скорость макс., км/час
|
205
|
216
|
|
|
|
|
Скорость крейс., км/час
|
175
|
183
|
|
|
|
|
Потолок, м
|
3800
|
4422
|
|
|
|
|
Дальность полёта, км
|
740
|
877
|
|
|
|
|
Коммерческая нагрузка
|
6 пасс.
+ багаж
|
8 пасс.
|
|
|
|
|
Количество экземпляров
|
62
|
140
|
|
|
|
|
|
-----------------------------
всего 202
|
|
|
последняя редакция
11.07.2011
|
|