Vickers Viscount


в авиакомпаниях Великобритании
 

 

- Air Anglia (1972-1973) - 2
- Air Bridge Carriers Ltd. (1974-1981) - 7
- Air Ferry Ltd. (1968-1968) - 2
- Air International Charter Company (Gibraltar) Ltd. (1971-1972) - 3
- Air UK (1980-1980) - 1
- Airwork Ltd., Air Transport Div. (1956-1960) - 8
- Alidair (1972-1982) -
- BAF Air Tours (1983-1984) - 2
- Baltic Airlines (1988-1990) - 4
- BEA British European Airways Corp. (1950, 1953-1974) - 74
- BKS Air Transport Ltd./ Northeast Airlines (1961-1977) -
- BOAC British Overseas Airways Corp. (1961, 1972-1974) - 3
- British Air Ferries/ British World Airlines (1970-1971, 1973, 1981-1998) - 27
- British Airways (1974-1984) - 40
- British Eagle International Airlines (1963-1970)
- British Midland Airways, Ltd. (1967-1988) - 30
- British United Airways, Ltd. (1960-1969) - 14
- Cambrian Airways Ltd. (1963-1974) - 27
- Dan-Air London (1975-1981)
- East Anglian Flying Services/ Channel Airways (1962-1966) -
- Euroair Transport (1983-1985)
- Express Air Services (1980-1980) - 1
- Gibraltar Airways Ltd. (1974-1981) - 2
- Guernsey Airways (1978-1987) - 7
- Heli-Jet Aviation Ltd.
- Hunting Clan Air Transport Ltd. (1955-1960) - 8
- Intra Airways (1976-1979)
- Invicta International Airways (-1969) -
- Jersey Air Ferries (1983-1983) - 1
- Jersey European Airways
- Manx Airlines (1982-1990)
- Maitland Drewery Aviation Ltd. (1960-1961) - 3
- Site Aviation (1974-1974) - 1
- Starways Ltd. (1961-1964) -
- Tradair Ltd. (1960-1963) - 2
- Transair, Ltd. (1959-1960) - 2
- Virgin Atlantic Airlines (1985-1989) - 4

  British European Airways - головной заказчик и один из главных эксплуатантов Vickers Viscount. Сам авиалайнер возник при непосредственном участии Британской Европейской Авиакорпорации.
  Несмотря на сложные отношения с производителем в период разработки (подробней...) именно BEA стала первым оператором "Вайкаунта". Летом 1950 прототип V.630 G-AHRF проходил в авиакомпании эксплуатационные испытания. 29 июля 1950 он, окрашенный в цвета BEA, выполнил первый пассажирский рейс из Лондона в Париж. Полёт длился 57 минут. Самолёт пилотировали командир Раймер (R. Rymer - позже стал шеф-пилотом Vickers-Armstrongs) и второй пилот Уэйклин (W.J. Wakelin). На борту находились 14 платных пассажиров и 12 гостей - среди них Френк Уиттл, британский пионер реактивной авиации. Это был первый коммерческий рейс газотурбинного самолёта.
  На трассе Лондон - Париж самолёт работал две недели (35 рейсов). Затем столько же на линии Лондон - Эдинбург (8 полётов в обе стороны). Авиакомпания не отказывалась от доходов за счёт перевозки платных пассажиров. Однако главной целью была отработка взаимодействия экипажей, наземных команд и диспетчеров регулярных линий. За период полуиспытаний - полуэксплуатации было перевезено 1815 пассажиров. Затем самолёт вернулся на фирму Vickers-Armstrongs.

  Опытная эксплуатация турбовинтового авиалайнера оказалась весьма успешной. Она явилась стимулом для заключения первого крупного заказа - на 20 экземпляров V.701. Эти машины почти полностью соответствовали головному образцу V.700. Основная разница состояла в установке двигателей Dart 505. От Dart 504 они отличались некоторыми деталями конструкции и увеличенной до 1547 э.л.с. мощностью. Двигатели также были передвинуты на 46 см вперёд для уменьшения вибрации в переднем салоне. Первые три экземпляра были поставлены с 40-местной кабиной, остальные с 47 пассажирскими местами, по 4 - 5 сидений в ряду. В такой компоновке самолёты получили название "Discovery Class".
   Контракт был подписан 3 августа 1950, поставки осуществлялись с 3 января 1953 по 16 февраля 1954. Бортовые (и серийные) номера этих машин - G-ALWE "Discovery" (4), G-ALWF "Sir John Franklin" (5), G-AMNY "Sir Ernest Shackleton" (6), G-AMNZ "Robert Falcon Scott" (7), G-AMOA "George Vancouver" (9), G-AMOB "William Baffin" (11), G-AMOC "Richard Chancelor" (13), G-AMOD "John Davis" (15), G-AMOE "Sir Edward Parry" (17), G-AMOF "Sir Martin Frobisher" (19), G-AMOG "Sir Humphrey Gilbert" (20), G-AMOH "Henry Hudson" (21), G-AMOI "Sir Hugh Willoughby" (22), G-AMOJ "Sir James Ross" (23), G-AMOK "James Cook" (24), G-AMOL "David Livingstone" (25), G-AMOM "James Bruce" (26), G-AMON "Thomas Cavendish" (27), G-AMOO "John Oxenham" (28) и G-AMOP "Mungo Park" (29).
   В 1951 дополнительно были заказаны 7 экземпляров, поставленные в 1954 - 1956. Они получили регистрацию - G-ANHA "Anthony Jenkinson" (61), G-ANHB "Sir Henry Stanley" (62), G-ANHC "Sir Leopold McLintock" (63), G-ANHD " William Dampier" (64), G-ANHE "Gino Watkins" (65) и G-ANHF "Matthew Flinders" (66), G-AOFX " Sir Joseph Banks" (182). Эти машины обозначались как V.701C - на них были установлены двигатели Dart 506. Позже такими же двигателями были переоснащены и самолёты первой партии. С мая 1958 по май 1959 экземпляры V.700C были перекомпонованы на 60 - 63 мест. Кроме более плотного расположения пассажирских кресел, в задней части кабины были установлены дополнительные окна, в хвостовой части фюзеляжа, за входной дверью - ещё одно маленькое окошко.
  В 1955 - 1957 у Fred Olsen брались в аренду V.736, получившие регистрацию G-AODG и G-AODH. В 1955-1956 в цветах BEA летал V.732 - G-ANRS, принадлежавший Middle East Airlines.
  Перед началом регулярных операций самолёты выполнили ряд грузовых нерегулярных рейсов по разным направлениям. Первый из них состоялся 22 января 1953 - G-ALWE совершил полёт из Хитроу в Кёльн, который продолжался 1 час 10 минут. Средняя скорость на трассе составила 455,28 км/час, что было отмечено ФАИ как рекордное достижение для линейных самолётов. Затем состоялись пробные рейсы в Цюрих и Ливерпуль. И, наконец, 18 апреля 1953 G-AMNY, пилотируемый Джонсоном и Уилсоном, совершил первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Лондон - Рим - Афины - Никосия. Последний отрезок пути выполнялся совместно с Cyprus Airways, которая, таким образом, оказалась вторым регулярным оператором турбовинтовых самолётов. "Вайкаунты" летали здесь 2 раза в неделю.
  Затем начались регулярные полёты из Лондона в Стамбул (5 раз в неделю), Женеву (ежедневно), Цюрих (2 раза в день), в Копенгаген и Стокгольм (ежедневно). Работали самолёты и на основных внутрибританских магистралях. Перевозки осуществлялись экономическим классом, тарифы были на 20% ниже, чем до поступления на линии "Вайкаунтов". Машины эксплуатировались весьма интенсивно. Только за первый год "Вайкаунты" перевезли 335 000 пассажиров и налетали почти 10,5 миллионов километров. Их доля на линиях BEA, связывающих Великобританию с континентальной Европой, достигла 50%. Со второго года эксплуатации турбовинтовые авиалайнеры уже работали практически на всех магистральных линиях авиакомпании. Кроме регулярных полётов машины выполняли и чартерные рейсы.

  Несмотря на весьма интенсивную эксплуатацию, первые годы обошлись без тяжёлых лётных происшествий. Однако во второй половине 1950-х случилось несколько аварий и катастроф. Первым был потерян борт G-AMOM. Во время тренировочного полёта командир решил произвести имитацию отказа 4-го двигателя. Это привело к тому, что самолёт резко накренился вправо и ударился о землю в 230 метрах от конца взлётной полосы аэродрома Блэкбуш.
  14 марта 1957 был потерян G-ALWE - первенец турбовинтового флота BEA. У летевшего из Амстердама в Манчестер самолёта при заходе на посадку оторвались две секции правого закрылка. Самолёт врезался в здание недалеко от посадочной полосы, погибли все 20 человек. Причиной было усталостное разрушение болтов крепления закрылка.
  22 октября 1958 потерпел катастрофу борт G-ANHC. По пути из Лондона в Неаполь Viscount столкнулся с истребителем North American F-86E Sabre итальянских ВВС. Авиалайнер упал недалеко от городка Анцио (южнее Рима). Число жертв - 31 человек. F-86E также разбился, но пилот истребителя успел катапультироваться.
  5 мая 1960 разбился V.701 G-AMNY. На борту V.701, летевшего из Лондона на Мальту было 46 пассажиров и 6 членов экипажа. Во время приземления в аэропорту назначения произошёл отказ в гидравлической тормозной системе. Самолёт выкатился за пределы ВПП, и продолжил движение вниз по склону. Машина получила необратимые повреждения, но из людей никто не пострадал.

Vickers V.701 Viscount
British European Airways
G-ALWE "Discovery"
крупное изображение

   British European Airways также оказалась стартовым заказчиком увеличенной версии "Вайкаунта". 14 апреля 1954 был сделан заказ на 12 экземпляров версии V.802, затем их число увеличилось до 24 (до этого в 1953 был заказ на V.801, позже аннулированный). Поставлялись они в 1956 - 1957. На машинах с компоновкой на 57 мест были установлены двигатели Dart 510.
   Самолёты имели следующую регистрацию - G-AOJA "Sir Samuel White Baker" (150), G-AOJB "Stephen Borough" (151), G-AOJC "Robert O'Hara Burke" (152), G-AOJD "Sebastian Cabot" (153), G-AOJE "Sir Alexander Mackenzie" (154), G-AOJF "Sir George Somers" (155), G-AOHG "Richard Hakluyt" (156), G-AOHH "Sir Robert McClure" (157), G-AOHI "Charles MontaguDought" (158), G-AOHJ "Sir John Mandeville" (159), G-AOHK "John Hanning Speke" (160), G-AOHL "Charles Sturt" (161), G-AOHM "Robert Machin" (162), G-AOHN "Alexander Gordon Laing" (163), G-AOHO "Samuel Wall" (164), G-AOHP "James Weddell" (165), G-AOHR "Sir Richard Burton" (166), G-AOHS "Robert Thorne" (167), G-AOHT "Raiph Fitch" (168), G-AOHU "Sir George Strong Nares" (169), G-AOHV "Sir John Barrow" (170), G-AOHW "Sir Francis Younghusband" (171), G-AORC "Richard Lander" (253) и G-AORD "Arthur Phillip" (254).
   В 1958 дополнительно поставлены 19 самолётов версии V.806 с двигателями Dart 520 - G-AOYG "Charles Darwin" (256), G-AOYI "Sir Humphrey Davy" (257), G-AOYJ "Edward Jenner" (259), G-AOYK " Edmund Cartwright" (260), G-AOYL "Lord Joseph Lister" (261), G-AOYM " John Loudon McAdam" (262), G-AOYN "Sir Isaac Newton" (263), G-AOYO "Adam Smith" (264), G-AOYP "John Napier" (265), G-AOYR "Sir Richard Arkwright" (266), G-AOYS "George Stephenson" (267), G-AOYT "James Watt" (268), G-AOYH "William Harvey" (311), G-APEX " John Harrison" (381), G-APEY "William Murdoch" (382), G-APKF "Michael Faraday" (396), G-APIM "Robert Boyle" (412), G-APJU "Sir Gilbert Blane" (413) и G-APOX "Isambard Brunel" (418). В авиакомпании они обозначались как "Viscount Major".
  Эксплуатация V.802 на линиях началась 18 февраля 1957, когда G-AOJE совершил первый коммерческий полёт из Лондона в Париж. Совершая по четыре пассажирских и один грузовой рейс ежедневно, он вскоре заменил Airspeed Ambassador на этом маршруте. Самолёт использовался и на других трассах с высокой интенсивностью движения: Лондон - Глазго - Эдинбург, Лондон - Дублин, Лондон - Белфаст, Лондон - Женева, Манчестер - Барселона, Бирмингем - Дублин и др. V.806 также отметился на ряде магистральных направлений. Так, 14 мая 1959 рейсом Лондон - Копенгаген - Москва борт G-AOYS открыл первую регулярную линию из Великобритании в СССР. V.806 использовались и на внутригерманском сервисе BEA - на линиях, связывающих крупнейшие города ФРГ с Западным Берлином.
  В процессе эксплуатации разбились 5 V.802. Первая двойка была потеряна в 1957 - вскоре после поступления. Головной экземпляр серии G-AOJA потерпел катастрофу 23 октября при заходе на посадку. В этом чартерном рейсе из Лондона в Белфаст было всего 2 пассажира, общее число погибших - 7 человек. 17 ноября в грузовом рейсе из Хитроу в Копенгаген разбился G-AOHP, жертв не было. 28 апреля 1958 в подобном рейсе Хитроу - Глазго был потерян G-AORC. 7 января 1960 летевшему из Дублина в Лондон G-AOHU пришлось садиться в тумане, к тому же после посадки отказала передняя опора шасси. Самолёт занесло в сторону от полосы, начался пожар. Но, к счастью, 54 пассажира и 5 членов экипажа успели спастись. Последняя потеря произошла 19 января 1973. G-AOHI выполнял испытательный полёт в сложных метеоусловиях. Вскоре после вылета из Глазго он врезался в гору Бен-Мор, погибли 4 человека.

Vickers V.806 Viscount
British European Airways
G-AOYS "George Stephenson"
крупное изображение

   В пик активности - в 1958 - 1961, на линиях BEA работали более 60 "Вайкаунтов", они давали основной доход авиакомпании. Затем их начали теснить Vickers Vanguard, D.H.104 Comet и H.S.121 Trident. Часть самолётов были проданы, другие переданы в региональные "дочки" Cambrian Airways и BKS Air Transport, а также во вновь созданную Scottish Airways. Оставшиеся машины сосредоточились на маршрутах, связывающих острова Джерси и Гернси с Лондоном и Саутгемптоном, а в летний период ещё с Бирмингемом, Манчестером, Глазго, Эдинбургом и Белфастом. Также летали на европейских линиях с невысокой интенсивностью и на трассах Inter-city, типа Лондон - Эдинбург. Там они имели преимущество перед реактивными самолётами. Служба продолжалась до полной интеграции BEA в British Airways в 1974.


  BOAC British Overseas Airways Corporation. Корпорации, занимавшейся дальномагистральными авиаперевозками, Vickers Viscount были, вроде бы, ни к чему. Тем не менее, зафиксированы два эпизода применения ближнемагистральной машины.
  В летний сезон 1961 BOAC брала в аренду у British United Airways V.831 с бортовым G-APNE (403). Борт был оснащён дополнительными подвесными баками. Совместно с Central African Airways он использовался на африканских маршрутах.
  В апреле 1972 у Cambrian Airways был арендован V.701 с бортовым G-AMOG. В BOAC он получил имя "Scottish Prince". В июне 1973 пару ему составил кэмбрианский G-AMON, названый "Scottish Princess". Имена раскрывают географию использования этих бортов - они служили на челночной линии, соединяющей два крупнейших города Шотландии. Полёты из Престуика в Эдинбург в цветах BOAC продолжались до апреля 1974, когда эта корпорация, вместе с BEA, составила костяк вновь созданной национальной авиакомпании British Airways.

Vickers V.701 Viscount
авиакомпании BOAC
G-AMOG "Scottish Prince"
крупное изображение


  British Airways - главный перевозчик Великобритании, сформировался к 1 апреля 1974. На тот момент он располагал флотом, насчитывавшим 36 Vickers Viscount. Они достались в наследство от BOAC и BEA, а также Cambrian Airways, Channel Island Airways, Scottish Airways и Northeast Airlines. 19 из них были машинами серий V.802 - G-AOHG (156), G-AOHH (157), G-AOHJ (159), G-AOHK (160), G-AOHL (161), G-AOHM (162), G-AOHN (163), G-AOHO (164), G-AOHR (166), G-AOHS (167), G-AOHT (168), G-AOHV (170), G-AOHW (253), G-AOJB (151), G-AOJC (152), G-AOJD (153), G-AOJE (154), G-AOJF (155), G-AORD (171).
  Кроме того, начальный флот British Airways составили 14 V.806 - G-AOYG (256), G-AOYH ( 311), G-AOYI (257), G-AOYJ (259), G-AOYL (261), G-AOYM (262), G-AOYN (263), G-AOYO (264), G-AOYP (265), G-AOYR (266), G-AOYS (267), G-APEX (381), G-APEY (382), G-APIM (412). А ещё были 3 сохранившихся V.701 G-AMOG (7), G-AMOE (17) и G-AMON (27).
  И в добавок, несколько экземпляров поступили из других источников. Это V.807 G-BBVH (281), приобретённый в январе 1974 у New Zealand National Airways, V.814 G-BAPE (341), V.815 G-AVJB (375) и V.838 G-BCZR (446), бравшиеся в 1976 - 1977 в краткосрочную аренду у British Midland Airways.
  Самолёты продолжали обслуживать региональные и малозагруженные линии. Главным образом работали в Шотландии, связывая её с архипелагами в Северном море. Все V.701 и почти все V.802 прекратили эксплуатацию в 1975-1976. Но основная часть машин была распродана на рубеже 1970х - 1980х. Большее их число - 18 экземпляров, досталось British Air Ferries. В 1982 лётное подразделение, работавшее на Vickers Viscount, перешло на эксплуатацию самолётов H.S.748-B2. Последние "Вайкаунты" покинули флот British Airways в 1984. G-AMOG был отреставрирован и ныне демонстрируется в RAF Museum Cosford (в цветах British European Airways).

Vickers V.802 Viscount
авиакомпании British Airways
бортовой номер G-AOHT
крупное изображение


  Airwork - первый на Британских островах заказчик версии V.700D. В мае 1955 авиакомпания заказала три V.755D, получивших регистрацию G-AOCA (91), G-AOCB (92) и G-AOCC (93). Авиаперевозчик собирался их использовать на линиях из Великобритании в Восточную и Западную Африку. Однако, лоббируя интересы BOAC, правительство наложило ограничения на международную деятельность Airwork. Не имея возможности использовать самолёты по назначению, независимый оператор перепродал машины авиакомпании Cubana de Aviacion.
  Реально же эксплуатация "Вайкаунтов" началась в январе 1958, когда у норвежского оператора Fred Olsen Flyselskap были приобретены два V.736 - LN-FOF (77) и LN-FOL (78). Их перерегистрировали как G-AODG и G-AODH. 9 января 1958 первый из них начал службу на линии, названной "West African Safari". Это был маршрут из Лондона в столицу Ганы Аккру, через Лиссабон, Лас-Пальмас, Батерст и Фритаун. Сервис выполнялся совместно с другим независимым оператором Hunting Clan Air Transport. Airwork конкурировала с BOAC, использующей на линии из Лондона в Гану менее скоростной Canadair Argonaut. Но в отличие от машин Британской Заморской Авиакорпорации, "Вайкаунты" делали ночёвку в Лас-Пальмасе, что нивелировало данное преимущество. Поэтому BOAC не стала на этот раз возражать. В конце 1958 линия, вместе с самолётами, была передана дочерней авиакомпании Transair.
  Весной 1959 флот Airwork пополнила пара новых V.831 - G-APND (402) и G-APNE (403) с двигателями Dart 525. От других самолётов модификации V.810 эти машины отличались более широкой передней дверью. С 8 июня они летали на линии "Blue Nile", связывающей Лондон с Хартумом. Полёты выполнялись от имени Sudan Airways. Третий самолёт, поступивший в июне 1959, изначально был окрашен в цвета суданского оператора и носил регистрацию этой страны - ST-AAN (419). К тому времени шла активная подготовка к объединению Airwork с рядом других британских независимых перевозчиков. Она завершилась в июне 1960 созданием British United Airways, где турбовинтовые авиалайнеры и продолжили свою карьеру.

Vickers V.831 Viscount
авиакомпании Airwork
бортовой номер G-APND
крупное изображение


  Hunting-Clan Air Transport - первый независимый британский оператор "Вайкаунтов". В мае 1953 авиакомпания заказала три V.732 - G-ANRR (74), G-ANRS (75) и G-ANRT - V.732 (76). Самолёты были поставлены в мае - июле 1955. Их приобрели с целью использования на чартерных рейсах по контрактам с военным ведомством. Однако срок контрактов к моменту поступления машин истёк. Некоторое время самолёты проработали на внутренних и европейских линиях. Первая из них открылась 17 июня 1955, связав Ньюкасл со Ставангером и Осло. Затем "Вайкаунты" вышли на маршруты Ньюкасл - Лондон и Ньюкасл - Амстердам - Дюссельдорф. В сентябре 1955 самолёты на два года были сданы в аренду Middle East Airlines.
  После возвращения машины служили на линиях "Nairobi Safari" и "Salisbury Safari" (полёты экономическим классом из Великобритании в Кению и Южную Родезию). 2 декабря 1958 был потерян G-ANRR. Машина выполняла испытательный полёт после капитального ремонта. Через 12 минут после взлёта она потеряла управление и врезалась в землю, экипаж из шести человек погиб. Причиной стала неправильная сборка пружинного механизма руля высоты. Остальные V.732 были проданы Northern Aircraft Operating Co. и Misrair.
  Весьма короткой оказалась карьера пары V.759D - G-AOGG (140) и G-AOGH (149), поставленной в конце 1956. Не поработав на линиях ни дня, весной 1957 они были проданы Icelandair. В 1958 у Hunting-Clan был опыт эксплуатации "Вайкаунтов" в Африке вместе с авиакомпанией Airwork (см. выше).
  Тройка новых V.833 - G-APTB (424), G-APTC (425) и G-APTD (426), поступила летом 1959. На самолётах стояли двигатели Dart 530 - наиболее мощные из используемых на машинах этой модели. Радар, сканирующий земную поверхность, позволил летать на плохо оборудованных трассах. Машины использовались на экономических линиях "Viscount Safary" в Западную и Центральную Африку. После слияния Hunting-Clan с Airwork в июне 1960, "Вайкаунты" продолжили службу в цветах British United Airways.


  BUA - British United Airways. При формировании предприятия из Airwork поступили 2 V.831 - G-APND (402), G-APNE (403). Чуть позже, в конце 1962, прибыл третий V.831 G-ASED (419), который Airwork в 1959 сдала в аренду Sudan Airways. От Hunting-Clan новой авиакомпании достались 3 V.833- G-APTB (424), G-APTC (425), G-APTD (426). Кроме того в состав British United Airways была интегрирована авиакомпания Transair, внеся в общий фонд 2 V.736 - G-AODG (77), G-AODH (78), и 3 V.804 - G-AOXU (248), G-AOXV (249), G-APKG (395). Примкнувшая к ним в 1962 Silver City Airways добавила 3 V.708 - G-ARBY (10), G-ARER (12), G-ARGR (14). Самолёты базировались в лондонском аэропорту Гатвик.
  British United Airways использовала "Вайкаунты" на регулярных рейсах по трём направлениям. Одно из них на Канарские острова и в Западную Африку. Пункты назначения - Лиссабон, Лас-Пальмас, Тенерифе, Батерст (Гамбия), Фритаун, Аккра. Низкие тарифы делали популярными эти маршруты. Два других маршрута в континентальную Европу: Лондон - Гибралтар и Лондон - Роттердам. На последнем из них пассажирские кабины были скомпонованы по туристскому классу. В 1964 добавилось ещё несколько европейских линий: Лондон - Малага, Лондон - Генуя, Лондон - Париж-Ле-Туке (маршрут "Silver Arrow"). Самолёты использовались и для туристских рейсов на средиземноморские курорты. Кроме того осуществлялись перевозки персонала из Гатвика и Манчестера на британские военные базы в Германии (в Дюссельдорф, Франкфурт, Ганновер, Вильденрат).
  За время службы трагических инцидентов не было, но совсем без происшествий не обошлось. Самое серьёзное из них случилось 30 октября 1961. G-AODH, выполнявший рейс из Западного Берлина во Франкфурт, при посадке в условиях плохой видимости ударился о землю не долетев до начала полосы. Стюардесса и один пассажир получили лёгкие ранения, остальной экипаж и пассажиры не пострадали. Самолёт же получил необратимые повреждения и подлежал списанию.
  В феврале 1963 при посадке в Гатвике G-ARBY врезался в световое оборудование у края полосы, была повреждена носовая опора шасси. В марте 1965 в процессе взлёта из Батерста у G-APTD отказали все четыре двигателя, экипаж был вынужден прервать взлёт. В обоих случаях самолёты продолжили службу после ремонта.
  V.804 использовались недолго, в ноябре 1962 их продали авиакомпании LOT. В 1966 - 1967 последовали V.708, уступленные французской авиакомпании Air Inter. Пара V.833 в 1969 ушла в Arkia. Большинство остальных самолётов в 1967 - 1969 приобрела British Midland Airways.

Vickers V.833 Viscount
British United Airways
бортовой номер G-APTD
крупное изображение


  BMA - British Midland Airways. В 1966 авиакомпания из Дерби приобрела у BUA - British United Airways несколько V.736 и V.831. Первый V.736 - G-AODG (77), поступил в январе 1967, V.831 G-APNE (403) в апреле того же года. Этот самолёт был оборудован 78 местами экономического класса.
  В дальнейшем British Midland приобрела, взяла в аренду или субаренду 28 подержанных "Вайкаунтов". Это были разношёрстные экземпляры. Среди них по одному V.702, V.708, V.745D, V.760D, V.816, V.833, V.838, 2 V.815, 2 V.831, 7 V.814. В начале 1969 пара V.755D - G-AOCB (92) и G-AOCC (93), достались British Midland при поглощении Invicta Airways. Самое крупное разовое приобретение - 7 V.813 у South African Airways в 1972 (всего же таких машин было 8). Таким образом, BMA оказалась в числе крупнейших операторов первого газотурбинного авиалайнера.
  Служба на линиях началась в январе 1967 - первый рейс Дерби (аэропорт Ист-Мидленд) - Лидс - Глазго. Затем в расписании появились Белфаст, Бирмингем, Дублин. С лета 1967 из ряда городов Средней Англии, а также из лондонского аэропорта Лутон, начались полёты на острова в проливе Ла-Манш. После катастрофы Canadair C-4 Argonaut в июне 1967 "Вайкаунты" быстро вытеснили с линий эти самолёты. Кроме Великобритании летали в Ирландию и континентальную Европу - в Люксембург, Амстердам, Базель, Брюссель, Дюссельдорф, Мюнхен, Западный Берлин, Херону, Триест и др.
  Кроме регулярных полётов, самолёты выполняли чартерные рейсы в Порту, Перпиньян, Геную, Остенде, Барселону, Пальму и ряд других курортов Испании. Пунктами отправления были Дерби и Манчестера, затем и Бирмингем, Кардифф, Саутгемптон. Осуществлялись и грузоперевозки в Европу, на Ближний Восток и Северную Африку.
  Высокая надёжность "Вайкаунтов" и низкие эксплуатационные расходы обеспечили длительную эксплуатацию этих самолётов. Их служба была омрачена лишь тремя серьёзными происшествиями. 20 февраля 1969 при посадке в Ист-Мидленде в условиях плохой видимости разбился V.736 G-AODG, летевший из Глазго. Пассажиры и экипаж серьёзно не пострадали, однако самолёт подлежал списанию. 20 марта того же года при взлёте из манчестерского аэропорта потерпел катастрофу V.815 G-AVJA. Это был тренировочный рейс - из четырёх членов экипажа уцелел только один. 22 января 1970 был потерян V.814 G-AWXI. Вскоре после взлёта из Хитроу загорелся 4-й двигатель. Экстренная посадка спасла жизнь 4 членам экипажа и 34 пассажирам, хотя самолёт сгорел.
  С середины 1970-х распространилась практика сдачи "Вайкаунтов" в аренду - африканским авиакомпаниям, а также Cyprus Airways. В то же время, Vickers Viscount оставался основной рабочей лошадкой British Midland. Лишь в начале 1980-х, когда на основные линии вышли DC-9, турбовинтовые ветераны стали покидать службу. Последний коммерческий рейс состоялся 12 января 1988 - V.813 совершил полёт в Брюссель. Таким образом, работа "Вакаунтов" в British Midland продолжалась 21 год. Лишь BEA и Central African Airways / Air Zimbabwe эксплуатировали эту машину дольше.

Vickers V.813 Viscount
British Midland Airways
бортовой номер G-AZLP
крупное изображение


  BAF British Air Ferries/ British World Airlines. Первый опыт применения "Вайкаунтов" относится к началу 1970-х. В марте 1970 British Air Ferries взяла в краткосрочную аренду у Aer Lingus V.803 с бортовым номером EI-AOI (179). Самолёт был возвращён владельцу в конце сентября 1971. В летний сезон 1973 BAF решила возобновить пассажирские перевозки, одолжив на полгода у Alidair V.812 G-AVIW (358).
  Но настоящая история Vickers Viscount в BAF началась в 1980-х, когда на распродаже British Airways были приобретены 4 V.802 - G-AOHL (161), G-AOHM (162, получил имя "Anne Marie"), G-AOHT (168, "Carol"), G-AOHV (170, "Winn", позже сменил регистацию на G-BLNB). Тогда же и тем же путём флот пополнили 14 V.806 - G-AOYG (256), G-AOYH (311 "Jeremy"), G-AOYI (257), G-AOYJ (259), G-AOYL (261), G-AOYN (263, "Diane"), G-AOYM (262), G-AOYO (264), G-AOYP (265), G-AOYR (266), G-AOYS (267), G-APEY (382), G-APEX (381, "Rita"), G-APIM "Stephen Piercey" (412). Первая из машин поступила в январе 1981, последняя - в январе 1984. Салоны переоборудовали по туристскому классу - на 76 мест. К моменту поступления самолёты налетали уже более 30 000 - 35 000 часов. Однако благодаря заботливому обслуживанию они находились в приличном состоянии. Совместно с British Aerospace были разработаны мероприятия по увеличению ресурса планера до 75 000 часов. Этого добились путём снижения давления в кабине и уменьшения высоты полёта до 5340 метров.
  Помимо этих самолётов в сентябре 1981 - ноябре 1989 British Air Ferries приобрела или взяла в аренду у других операторов ещё 7 машин - по одному V.708, V.804, V.808, V.813, V.814, V.815 и V.816. Таким образом, в начале 1980-х BAF стала крупнейшим оператором Vickers Viscount.
  Когда British Air Ferries покупала "Вайкаунты" у British Airways, она рассчитывала использовать их короткое время - пока не начались поставки BAe 146. Однако Vickers Viscount зарекомендовали себя настолько хорошо, что их решили оставить на службе ещё, по крайней мере, на 10 лет. Самолёты использовались на регулярных и чартерных пассажирских рейсах - главным образом на туристских маршрутах. Также возили грузы, работали по контрактам с нефтяными компаниями в Великобритании и на Ближнем Востоке, обеспечивали проведение авторалли Париж - Дакар.
  Кроме того, самолёты сдавались в аренду другим операторам - например, Virgin Atlantic, Air Algerie, Skybus New Zealand, ряду нефтяных компаний и т.п. С 1992 часть машин занималась ночной экспресс-доставкой по контрактам с Parcel Force. Эти самолёты были окрашены в цвета данной службы.
  Работа под брендом British Air Ferries оказалась вполне успешной. За 12 лет было лишь одно серьёзное происшествие - 11 января 1988 V.806 G-APIM был повреждён во время стоянки в аэропорту Саутенд - в него врезался Shorts 330 авиакомпании Fairflight, у которого отказали тормоза. Viscount пришлось отправить на металлолом.
   В апреле 1993 British Air Ferries сменила старое имя на более звучное - British World Airlines. К тому времени в строю оставалось 11 самолётов - G-AOHM, G-AOYJ, G-AOYN (в 1994 сменил регистрацию на G-OPAS), G-AOYP (G-PFBT), G-AOYR, G-APEY, G-BBDK (G-OPFE, сер.291), G-BFZL, G-BLNB, G-CSZB (248), G-OHOT (349). Большинство машин трудились на ночных почтовых линиях Parcel Force. Часть из них к моменту переименования уже были конвертированы в грузовой вариант, другие последовали вслед за ними. Тем не менее, продолжались пассажирские рейсы. Главным образом перевозки нефтяников по контракту с компанией Shell из Абердина в Самбург, Шетландские о-ва. Несмотря на наличие более современных самолётов, "Вайкаунты" оставались основой флота, главным источником доходов British World.
  Не обошлось без лётных инцидентов. 25 февраля 1994 в грузовом рейсе из Эдинбурга в Ковентри потерпел катастрофу G-OHOT. У обледенелой машины отказали два двигателя. Попытка экстренной посадки в Бирмингеме закончилась ударом о землю недалеко от посадочной полосы. Из двух пилотов выжил только один. 24 марта 1996 при посадке в Белфасте после тренировочного полёта разбился G-OPFE, пострадавших не было.
   18 апреля 1996 - в день 43-й годовщины начала регулярных перевозок на "Вайкаунтах", состоялся последний пассажирский рейс G-APEY. Грузовые перевозки продолжались ещё пару лет. 8 января 1998 рейсом G-BLNB из Ковентри в Белфаст завершилась коммерческая эксплуатация Vickers Viscount не только в Великобритании, но и на европейском континенте.

Vickers V.836 Viscount
British World Airways
бортовой номер G-BFZL
крупное изображение


  Cambrian Airways. Валлийский (уэльский) перевозчик начал эксплуатацию "Вайкаунтов" в 1963, когда у BEA были приобретены 5 V.701 - G-AMOP, G-AMOG, G-AMON, G-AMOL и G-AMNZ. В 1965 из того же источника флот пополнили ещё 3 машины - G-AMOE, G-AMOH и G-ALWF. В 1966 добавились G-AMOA, G-AMOO и G-AMOJ, в 1967 - G-AMOC. В 1970 BEA передала своей "дочке" 3 V.806 - G-AOYI, G-AOYG, G-AOYJ, в следующем году ещё 5 - G-AOYP, G-AOYS, G-AOYM, G-AOYN и G-APIM. Кроме того, в Cambrian Airways с 1969 служил V.739A, ранее принадлежавший British Eagle. Эта машина использовалась для тренировки экипажей, остальные - на региональных линиях. Наряду с вышеупомянутыми, на линиях использовались самолёты Northeast Airlines - G-AOYH, G-AOYL, G-AOYO, G-AOYR, G-APEX и G-APEY.
  Коммерческая эксплуатация "Вайкаунтов", несущих валлийского дракона на хвосте, началась в конце зимы 1963. 2 февраля чартерным рейсом на матч были доставлены болельщики местной команды регби. Восемнадцать дней спустя самолёты вышли на регулярные линии Кардифф - Дублин и Бристоль - Дублин. В дальнейшем из Кардиффа и Бристоля были организованы рейсы в Корк, на острова Джерси и Гернси, Белфаст, Манчестер, Глазго, Эдинбург, Абердин. Из Лондона турбовинтовые "Виккерсы" проложили маршруты в Корк, Ливерпуль, на остров Мэн, из Манчестера на острова в проливе Ла-Манш и Мэн, из Ливерпуля в Белфаст через остров Мэн и т.п. Кроме пассажирских рейсов выполнялись и грузовые. С 1967 самолёты Cambrian Airways были задействованы в региональной сети BEA.
  Не обошлось и без потерь. 20 июля 1965 потерпел катастрофу G-AMOL, выполнявший грузовой рейс с острова Мэн в Ливерпуль. При заходе на посадку самолёт стал неуправляемым. Он врезался в заводской корпус недалеко от аэропорта, оба пилота погибли. 19 января 1970 при посадке в Бристоле разбился G-AMOA. Никто из 59 пассажиров и 4 членов экипажа серьёзно не пострадал.
   Служба V.701 продолжалась до конца 1971, машины 800-х серий работали на линиях до интеграции валлийской авиакомпании в 1974 в состав British Airways.

Vickers V.701 Viscount
Cambrian Airways
бортовой G-AMON
крупное изображение


  Virgin Atlantic Airways. Хотя компания Ричарда Брэнсона специализируется на дальних перевозках, в начале карьеры она успела поработать на ближнемагистральных линиях. Для этого использовалось несколько "Вайкаунтов". Среди них V.802 G-AOHT, одолженный на летний сезон 1985 у Euroair Transport, и 3 V.806 - G-AOYP, G-AOYG, G-APEY, арендованных в 1985 - 1988 у British Air Ferries. Самолёты летали из Гатвика в Дублин и Маастрихт. По этой причине первая машина получила имя "Maastricht Maiden", затем "Dublin Lady". Время их отправления было подобрано с учётом интересов пассажиров, прибывающих в Лондон трансатлантическими рейсами Virgin Atlantic. Полёты по данным направлениям продолжались до марта 1989, после чего турбовинтовые авиалайнеры были возвращены British Air Ferries.

Vickers V.806 Viscount
Virgin Atlantic Airways
G-AOYP "Dublin Lady"
крупное изображение


Материалы по остальным авиакомпаниям в разработке.

последняя редакция 21.08.2012

назад

 

На титульную страницу
Hosted by uCoz