Vickers VC-2 Viscount
в авиакомпаниях Океании, Восточной и Южной Азии
|
Австралия |
- Ansett-ANA, Ltd. / Ansett Airlines of Australia (1958-1971) - 12
- Butler Air Transport(Pty), Ltd. (1955-1958) - 2
- MacRobertson Miller Airlines, Ltd. (1968-1968) - 2
- Trans Australia Airlines (Pty), Ltd. (1954-1971) -
19 |
|
Бирма |
- Union of Burma Airways / Burma Airways Corp. Ltd. (1957-1976)
- 3 |
|
Гонконг |
- Hong Kong Airways (1957-1959)
- 2 |
|
Индия |
- Huns Air Pvt. Ltd. (1974-1989) - 3
- Indian Airlines Corp. (1957-1978) - 16 |
|
Индонезия |
- Bouraq Indonesia Airlines (1980-1994) - 7
- P.N. Merpati Nusantara Airlines (1970-1989) - 8
- P.T. Mandala Airlines (1970-1995) - 9 |
|
Китай |
- CAAC Civil Aviation Administration of China - Zhongguo Minyong Hangkong Ju (1963-1983) - 7
- China United Airlines (1986-1989) - 2? |
|
Лаос |
- Air Lao (1977-1985) - 1
- Lane Xang Airlines (1974-1984) - 3
- Lao Air Lines (1969-1973) - 1
- Royal Air Lao (1973-1975) - 1 |
|
Малайя |
- Malayan Airways /Malaysian Airways, Ltd.(1959-1963) - 2
- Pelandok Airways |
|
Новая Зеландия |
- Aqua-Avia Skybus (1981-1981) - 1
- NAC - New Zealand National Airways Corporation (1958-1975) - 5 |
|
Пакистан |
- PIA - Pakistan International Airlines (1958-1966) - 5 |
|
Тайвань |
- FAT Far Eastern Air Transport (1970-1986) - 12
- Winner Airways (1969-1976) - 1 |
|
Филиппины |
- PAL - Philippine Air Lines (1957-1967) - 4 |
|
Южный Вьетнам |
- Air Vietnam (1961-1963, 1973-1975) - 4 |
|
Япония |
- ANA - All Nippon Airways (1960-1970) - 11 |
Представленные данные требуют уточнения. |
Австралия.
Trans-Australia Airlines - первый заказчик "Вайкаунтов" за пределами европейского континента. Вообще-то авиакомпания не собиралась эксплуатировать Vickers Viscount. Их купили ввиду нехватки американских долларов на приобретение дополнительных Convair 240.
В июне 1952 Trans-Australia Airlines разместила заказ на 6 экземпляров V.720. Их номера и наименования были следующими - VH-TVA "John Batman" (сер. 44),
VH-TVB "Gregory Blaxland" (45),
VH-TVC "John Oxley" (46),
VH-TVD "Hamilton Hume" (47),
VH-TVE "Charles Sturt" (48) и
VH-TVF "Ernest Giles" (49).
Машины поступали с октября 1954 по январь 1955. Они перегонялись с заводов Vickers-Armstrongs в Мельбурн своим ходом, перелёт с рядом промежуточных посадок занимал несколько суток.
Самолёты имели компоновку на 44 пассажира, пилотская кабина была двухместной. Здесь были установлены двигатели Dart 506 - Trans-Australia Airlines являлась первым заказчиком "Вайкаунтов" с этими моторами. Кроме того, V.720 имели доработанную топливную систему и подвесные топливные баки.
Запас топлива увеличился с 1720 до 1950 литров. Были и другие отличия от предыдущих вариантов - например, новые дисковые тормоза Goodyear.
Коммерческая эксплуатация началась 21 октября 1954 рейсом
VH-TVA из
Мельбурна в Сидней. Таким образом, Trans-Australia Airlines стала четвёртым по счёту оператором турбовинтовых авиалайнеров и первым в Южном полушарии.
Головной экземпляр летал совсем недолго. 31 октября 1954 при взлёте с аэродрома Мангалор, штат Виктория, VH-TVA разбился. Тренировочный полёт с имитацией отказа одного двигателя стоил жизни трём членам экипажа. Ещё трое получили серьёзные ранения, и лишь два человека не пострадали.
Это была первая катастрофа самолёта данного типа. Эта утрата заставила докупить в январе 1956 седьмой V.720 -
VH-TVG "William Hovell" (84).
В 1957 все экземпляры были доработаны под стандарт V.720C. Решётчатые окна пилотской кабины заменили нормальными. Были установлены новые лопасти винтов и новое оборудование их синхронизации.
Также были смонтированы шины низкого давления, что позволило беспрепятственно работать на плохо оборудованных аэродромах.
В 1956 - 1958 поставлялись самолёты версии V.756D.
Всего их было 8 - VH-TVH "George Bass" (146),
VH-TVI "Matthew Flinders" (147),
VH-TVJ "John Forrest" (148),
VH-TVK "Thomas Mitchell" (181),
VH-TVL "James Cook" (197),
VH-TVM "John Fawkner" (373), VH-TVN "William Dampier" (374), VH-TVO "David Lindsay" (227).
В 1959 фирма-изготовитель выполнила заказ на два V.816 - VH-TVP "John Gould" (433) и
VH-TVQ "McDouall Stuart" (434). Их покупать Trans-Australia Airlines также не планировала. Сделка была вынужденной, т.к. администрация гражданской авиации страны не позволила оператору купить французские "Каравеллы". Самолёты имели встроенные трапы. В 1962 у
Cubana de Aviación был приобретён подержанный V.818. В Австралии он получил обозначение VH-TVR "John Murray" (318).
В 1957 - 1958 у Butler Air Transport в аренду брался
V.747 VH-BUT.
Вслед за линией, связавшей два крупнейших мегаполиса Австралии, турбовинтовые авиалайнеры вышли и на другие маршруты. С 18 декабря 1954 они выполняли рейсы Мельбурн - Сидней - Брисбен.
Затем в расписании появились Аделаида, Таунсвилл, Кулангатта, Кейрнс, Макей. Летали также на остров Тасмания - в Хобарт и Лансетон. Первые годы эксплуатации самолёты использовались весьма интенсивно. Ежесуточный налёт превышал 8 часов, коэффициент загрузки составлял 0,74 - 0,86. В 1959 Vickers Viscount давали 77,4% объёмов перевозок Trans-Australia Airlines.
Хотя "Вайкаунты" предназначались для линий короткой и средней протяжённости, их применяли и на дальних магистралях. 17 апреля 1955 самолёты с дополнительными баками вышли на беспосадочный трансконтинентальный маршрут Аделаида - Перт протяжённостью 2100 км. Правда, летавшие здесь самолёты были оборудованы лишь 32 креслами. В мае 1958 начались полёты на линии Мельбурн - Аделаида - Перт.
Появился и международный рейс - в столицу Папуа Новой Гвинеи Порт-Морсби.
В начале 1960-х Vickers Viscount стали уступать место Lockheed L-188 Electra II на дальних рейсах. Процесс замены пошёл быстрее после появления реактивных Boeing 727 и DC-9. Самолёты версии
V.720C были выведены из эксплуатации в 1967, V.756D в августе 1969, V.816 в июле 1970, последние "Вайкаунты" были проданы или списаны в 1971.
Butler Air Transport была вторым в Австралии и девятым в мире коммерческим оператором "Вайкаунтов". Всего их было два - VH-BAT "Warrel" (97) и VH-BUT "Warrawee II" (145). Первый борт поступил в октябре 1955, второй - в сентябре следующего года. Машины были версии V.747 - с двигателями Dart 506 и 40-местной кабиной. Позже вместимость увеличилась до 47 кресел. Первый рейс из Сиднея в Кулагатту, Куисленд, состоялся 4 ноября 1955. Однако полноценный регулярный сервис начался лишь 16 ноября, после получения всех необходимых разрешений. Самолёты летали из Сиднея в пункты штата Новый Южный Уэльс, а также в Мельбурн и Эсседон, Виктория. В основном здесь работал VH-BAT, т.к. второй борт в 1957 - 1958 пару раз сдавался в аренду Trans-Australia Airlines. Осенью 1958, после слияния с Ansett-ANA, машины перешли на работу в эту авиакомпанию.
Ansett-ANA/ Ansett Airlines of Australia. Самолёты, доставшиеся в наследство от
Butler Air Transport, в 1962 - 1963 сменили регистрацию. VH-BAT стал VH-RMO, а VH-BUT - VH-RMP.
Кроме этих бортов в компании Реджинальда Ансетта служил ещё ряд экземпляров.
Во-первых, у Ansett-ANA были собственные заказы. С завода были поставлены 4 V.832, имевшие двигатели Dart 525, кабину на 52 пассажира, гостиную в хвостовой её части и передний встроенный трап. В процессе эксплуатации число пассажирских кресел увеличилось до 63. Самолёты поставлялись в марте - мае 1959, регистрация следующая -
VH-RMG (414),
VH-RMH (415),
VH-RMI (416) и VH-RMJ (417).
В 1958 - 1966 у
Trans-Australia Airlines брались в аренду 3 V.720 - VH-TVC, VH-TVE, VH-TVF. А в октябре 1962 у этой же компании был приобретён VH-TVB,
при этом борт сменил регистрацию на VH-RMQ.
В 1960 у Continental Airlines был приобретён подержанный V.812 с бортовым N241V. В Австралию он прибыл, совершив дальний перелёт из Чикаго через Атлантику и всю Евразию. По прибытию в Мельбурн он получил новую регистрацию
VH-RMK.
Ещё более дальний перелёт выполнил V.818, который в феврале 1962 через посредника купили уCubana de Aviación.
Между Кубой и США в то время были очень плохие отношения, поэтому CU-T623 (319) сначала перелетел в Нассау, Багамы, где был передан представителям Ansett-ANA. Из Нассау самолёт вылетел 13 марта 1962, его маршрут пролегал через Канаду, Исландию, Великобританию, Италию, Грецию, Сирию, Бахрейн, Пакистан, Индию, Таиланд, Южный Вьетнам, Филиппины, Папуа Новую Гвинею. Перелёт с 19 промежуточными посадками и рядом приключений занял 9 суток.
После перелёта машину пришлось отремонтировать, попутно изменили компоновку с 52 до 63 мест.
В Ansett-ANA этот самолёт летал с бортовым номером VH-RML.
В 1950е - 1970е в Австралии действовала политика "двух авиакомпаний", в результате которой на магистральных линиях страны работали только два оператора. Поэтому предприятие Ансетта работало практически на тех же маршрутах, что и Trans-Australia Airlines.
Однако
Ansett-ANA
оказалась менее везучей. За время эксплуатации она потеряла в катастрофах две машины. Первая утрата произошла 30 ноября 1961. Арендованный у Trans-Australia Airlines VH-TVC разбился через пять минут после взлёта из сиднейского аэропорта. У направлявшейся в Канберру машины разрушилась консоль правого крыла. Погибли все 4 члена экипажа и 11 пассажиров. Пока шло расследование, все австралийские "Вайкаунты" 700-й серии были поставлены на прикол.
22 сентября 1966 стал последним днём для VH-RMI. В полёте (регулярный рейс Маунт Айза - Лонгрич - Брисбен) на борту вспыхнул пожар, вследствие чего самолёт развалился в воздухе. Жертвами катастрофы стали 24 человека.
Пожар во время полёта случился и на VH-RMJ - 16 августа 1965. Но в данном случае экипажу самолёта, летевшего из Сиднея в Мельбурн, удалось совершить вынужденную посадку в Мангалоре, Виктория.
После ремонта самолёт продолжил службу на линиях Ansett-ANA до конца февраля 1970. К тому времени все остальные "Вайкаунты", кроме VH-RMH, были сняты с линий, их место заняли более современные Boeing 727 и DC-9. Эксплуатация же VH-RMH завершилась 6 августа 1970. |
Бирма.
Union of Burma Airways - один из первых операторов "Вайкаунтов" в Южной Азии. В 1955 авиакомпания заказала 3 самолёта версии V.761D с двигателями Dart 510.
Машины поступили в июле - октябре 1957 - XY-ADF (188), XY-ADG (189), XY-ADH (190).
Эксплуатация на линиях из Рангуна в Калькутту и Сингапур началась вскоре после празднования нового 1958 года. Позже "Вайкаунты" начали летать в Бангкок и Джакарту. Однако загрузка этих рейсов была низкой, что привело к закрытию линий в 1959. Рейсы в Бангкок возобновились в 1960. Отсюда линию продлили до столицы Камбоджи Пном-Пень. Был и другой рейс в Камбоджу - в Сием-Реп. Отсюда туристов возили в расположенный рядом древний храм Ангкор-Ват. Турбовинтовые авиалайнеры использовались и внутри страны - летали из Рангуна в Читтагонг и Акьяб.
XY-ADF
был потерян 24 августа 1972 в результате аварийной посадки в Акьябе.
Самолёт выкатился за пределы посадочной полосы, 38 пассажиров и 5 членов экипажа серьёзно не пострадали. Остальные самолёты продолжили службу под новым брендом Burma Airways - до 1976, затем были проданы в Австралию и Гренаду.
|
Гонконг.
Hong Kong Airways. В начале 1957 предприятие взяло в аренду у BOAC Associated Companies пару V.760D - VR-HFI (186), VR-HFJ (187) для эксплуатации на линиях Восточной Азии. 25 февраля того же года открылись рейсы из Гонконга в Сеул, в марте в Манилу, в апреле в Тайбэй, в мае в Токио. В апреле 1959 борт VR-HFJ получил повреждения, выкатившись за пределы полосы в Тайбэе, но был отремонтирован и снова введён в эксплуатацию.
Hong Kong Airways
пыталась бросить вызов Cathay Pacific, однако не смогла достичь прибыльной работы. 1 июля 1959 авиакомпания прекратила деятельность и была поглощена главным гонконгским оператором.
От "Вайкаунтов" Cathay Pacific отказалась, всвязи с чем BOAC Associated Companies передала их в аренду Malayan Airways (см. ниже). |
Индия.
Indian Airlines - один из крупнейших азиатских заказчиков Vickers Viscount. В 1956 она заключила контракт на поставку 10 самолётов версии V.768D.
Машины поступали с августа 1957 по июнь 1958. Их регистрация - VT-DIE (затем VT-DIO, серийный 192), VT-DIF "Madhya Pradesh" (193), VT-DIG "Maharashtrah" (194), VT-DIH (195), VT-DII "Assam" (196), VT-DIX "Bengal" (292), VT-DIZ "Rajasthan" (293), VT-DJA "Andhra Pradesh" (294), VT-DJB "Bihar" (295), VT-DJC "Kashmir" (296). Самолёты с двигателями Dart 510 были выполнены в компоновке на 44 пассажира.
Кроме того, в 1962 Indian Airlines приобрела на вторичном рынке 4
V.779D
у Fred Olsen Flyselskap. LN-FOI стал
VT-DOH
"Andhra Pradesh", LN-FOK
- VT-DOI "Madras", LN-FOM - VT-DOD "Mysore", LN-FOH - VT-DOE "Uttar Pradesh".
В 1967 индийские ВВС передали авиакомпании ещё 2 самолёта - V.723 VT-DWI "Gujarat" (79) и V.730 VT-DWJ "Kerala" (80).
Коммерческая эксплуатация началась 10 октября 1957 рейсом Бомбей - Калькутта - Рангун.
В тот же день "Вайкаунты" начали летать из Бомбея в Карачи, а 21 октября в Мадрас и Коломбо. 22 ноября открылся и первый внутренний рейс Бомбей - Дели. В следующем году турбовинтовые авиалайнеры заменили DC-4 на линии Бомбей - Нагпур. Международные рейсы выполнялись и из других городов - из Дели и Калькутты в Катманду, из Амритсара в Кабул. Внутри страны
"Вайкаунты" связали крупнейшие мегаполисы между собой, а также с
Хайдарабадом,
Сринагаром,
Агрой, Кхаджурахо, Банарасом,
Гайей, Патной,
Джайпуром,
Лакхнау,
Белгаумом, Бангалором,
Чандигархом,
Джамму,
Гаухати.
Без лётных происшествий не обошлось. 15 ноября 1961
VT-DIH при посадке в Коломбо выкатился за пределы полосы. 6 членов экипажа и 36 пассажиров не пострадали, но самолёт восстановлению не подлежал.
Более трагично закончился рейс VT-DIO Мадрас - Нагпур - Дели, состоявшийся 11 сентября 1963.
На финальном отрезке пути самолёт неожиданно вошёл в крутое пике и врезался в землю в 50 км от Агры. Причина катастрофы так и не была установлена. Все 18 человек на борту погибли. Многие тогда вспомнили, что первоначально этот борт получил зловещую регистрацию
VT-DIE.
9 августа 1971 в Джайпуре разбился
VT-DIX.
Из-за сложных погодных условий в пункте назначения самолёт приземлился лишь с третьей попытки. Сильный попутный ветер привёл к тому, что самолёт выкатился за пределы мокрой полосы более чем на 500 метров. Машина получила необратимые разрушения, но экипаж и пассажиры - всего 27 человек, уцелели.
Остальные самолёты работали на линиях достаточно долго и вполне успешно. Последний борт ушёл с линий Indian Airlines
в октябре 1973. Часть машин были списаны, остальные проданы другим операторам в 1974 - 1978.
|
Индонезия.
Индонезийских авиакомпаний не было среди заказчиков "Вайкаунтов". Однако в 1970е - 1990е первый турбовинтовой авиалайнер применялся на внутренних линиях этого обширного островного государства весьма интенсивно.
Bouraq Indonesia Airlines - для неё основным источником подержанных "Вайкаунтов" были китайские операторы.
Причём как из Китайской Народной Республики, так из враждебной ей Китайской Республики на Тайване. В марте 1980 у тайваньской авиакомпании Far Eastern Air Transport были взяты в аренду два V.812, получив в Индонезии регистрацию PK-IVR (358) и PK-IVS (353). Первый из них был возвращён в 1983, а второй потерпел катастрофу 26 августа 1980. Из-за разрушения узла в конструкции элерона, PK-IVS, выполнявший рейс из Банджармасина в Джакарту, разбился в 26 км от пункта назначения. Никто из 31 пассажира и 6 членов экипажа не выжил.
В 1983 у CAAC были приобретены 4
V.843. Сделка осуществлялась через гонконгского посредника
HAECO.
Несмотря на солидный возраст, самолёты находились в отличном состоянии. Их индонезийские номера PK-IVZ (451),
PK-IVW (452), PK-IVX (454) и PK-IVY (455). PK-IVW потерпел аварию 4 июля 1988 при посадке в Баликапане, а PK-IVX 28 августа 1992 при взлёте из Банджармасина. Пассажиры и экипажи в обоих случаях не пострадали, но самолёты подлежали списанию.
Ещё один V.843 был приобретён в 1989 у китайских ВВС
- его новая регистрация PK-IVU (456).
Этот самолёт служил до 26 сентября 1994. Он потерпел аварию при посадке в Понтианаке. Машину отправили на ремонт, но никаких сведений о его дальнейшей эксплуатации не имеется.
Короткое время на службе в Bouraq Indonesia Airlines находился также V.802 G-AOHT (168). С декабря 1981 по март 1982 он брался в краткосрочную аренду у British Air Ferries.
Merpati Nusantara Airlines. Для этой авиакомпании основными поставщиками подержанных "Вайкаунтов" были японская авиакомпания ANA - All Nippon Airways и тайваньская FAT - Far Eastern Air Transport. В 1970 Merpati Nusantara приобрела у японцев 4 V.828. Их индонезийская регистрация - PK-MVG "Ganeca" (позже "Siberut", серийный 445), PK-MVM "Merauke" ("Lombok", 459), PK-MVS "Sabang" (448) и PK-MVT "Teminabuan" (443). В 1975 на Тайване были приобретены ещё 4 самолёта. Среди них V.812 PK-MVO "Buru" (355), V.816 PK-MVL (434), V.818 PK-MVK "Nias" (319) и V.832 PK-MVN "Sumbawa" (417).
Поступление в 1970 турбовинтовых авиалайнеров позволило Merpati Nusantara начать перевозки на магистральных внутренних линиях, а также приступить к международным рейсам в Сингапур. Эксплуатация отмечена несколькими лётными происшествиями. Самым тяжёлым из них стала катастрофа PK-MVS (рейс Джакарта - Паданг 10 ноября 1971). При заходе на посадку он по неустановленной причине спикировал в море, похоронив всех 69 человек на борту. Другой V.828, рейс Сурабая - Джакарта, был захвачен угонщиком 5 апреля 1972. За освобождение экипажа и пассажиров он потребовал 20 миллионов индонезийских рупий. В результате спецоперации пассажиры были освобождены, а угонщик застрелен. 11 января 1985 PK-MVG при посадке в Медане выкатился за пределы полосы. Были повреждены винты и шасси по левому борту, но никто из людей не пострадал. Самолёт отремонтировали и он продолжил эксплуатацию.
Работа "Вайкаунтов" на линиях Merpati Nusantara Airlines завершилась в октябре 1989.
Mandala Airlines. Эта авиакомпания получила первые "Вайкаунты" также в 1970, но в данным случаем поставщиком оказалась британская авиакомпания BEA. В результате сделки Mandala Airlines стала обладательницей трёх V.806 - PK-RVK "Garuda Mataram" (260), PK-RVL "Prabu Prawidjaja" (418), PK-RVM "Enam Djam Di Jogja" (413). PK-RVL был снят со службы в 1971 (причина неизвестна). PK-RVM 1 февраля 1975 при посадке в Тайбэе выкатился за пределы полосы, после чего ремонту не подлежал. PK-RVK подобным же способом разбился при посадке в Манадо, о-в Сулавеси, 7 января 1976. В обоих случаях никто на борту не пострадал.
С потерей этих экземпляров эксплуатация "Вайкаунтов" не завершилась. В 1976 на Тайване были приобретены или взяты в аренду ещё 6 самолётов. Это V.806 PK-RVT "Gandera" (268),V.812 B-2037 "Christina Martha Tiakaku Nana Ata" (353) и PK-RVW "Akasha" (389), V.816 PK-RVS (433), V.832 PK-RVN "Pesopati" (415) и PK-RVP "Airlangga" (414). Карьеру двух бортов оборвали лётные происшествия. PK-RVN потерпел аварию 1 мая 1981 при посадке в Семаранге, PK-RVT в 13 января 1985 в Джокьякарте, оба случая обошлись без пострадавших. Иначе закончился инцидент с PK-RVU, летевшего 24 июля 1992 из Уджунгпаданга в Амбон. В условиях плохой видимости самолёт врезался в гору Лалабой в 15 км от пункта назначения. По числу жертв на борту это самая тяжёлая катастрофа за всю историю коммерческой эксплуатации "Вайкаунтов" - 70 человек. С линий Mandala Airlines оставшиеся экземпляры ушли в начале 1995. |
Китай.
Civil Aviation Administration of China. В начале 1960х межгосударственные отношения между СССР и КНР начали портиться. Среди прочего это ухудшение повлияло и на закупку авиатехники. Если прежде Пекин приобретал исключительно советские авиалайнеры, то теперь руководители Поднебесной начали присматриваться к западной продукции.
Первым операцией такого рода стал заказ в 1961 шести Vickers V.843 Viscount. В то время существовал запрет властей США на экспорт в КНР продукцию, имевшей американские компоненты. Поэтому фирма-изготовитель заменила на этих экземплярах американское электрическое, навигационное и гидравлическое оборудование на британское. Машины были оснащены двигателями Dart 525, в хвостовой части фюзеляжа была размещена гостиная.
Поставки осуществлялись с 16 июля 1963 по 16 апреля 1964. Во избежание дипломатических осложнений готовые экземпляры были окрашены в нейтральные цвета и имели британскую регистрацию. В таком виде машины были переправлены британскими пилотами в Гонконг, откуда перелетели в Гуанчжоу. И лишь только там они получили китайскую регистрацию и были окрашены в цвета CAAC.
В КНР самолёты носили следующие регистрационные номера -
B-402 (451),
B-404 (452),B-406(453),
B-408 (454), B-410 (455),
B-412 (456). Так случилось, что Главное управление гражданской авиации Китая стало обладателем последних серийных экземпляров Vickers Viscount.
Кроме этих машин, в 1970 у Пакистанских ВВС был приобретён
V.734. Он получил номер B-414 (83). Этот самолёт использовался для перевозки высших должностных лиц государства.
Остальные работали на внутренних регулярных линиях, причём не очень интенсивно. Текущее обслуживание осуществлялась силами персонала CAAC, а капитальный ремонт выполнялся в Гонконге.
Эксплуатация "Вайкаунтов" в
CAAC продолжалось до 1983, когда B-402, B-404
B-408 и B-410 были проданы индонезийской авиакомпании
Bouraq (см. выше),
а B-406 и B-414 переданы Воздушным силам НОАК.
|
Малайя.
Malayan Airways /Malaysian Airways. В августе 1959, после ликвидации Hong Kong Airways (см. выше), V.760D были переданы в лизинг другой авиакомпании Британского Содружества - Malayan Airways (с ноября 1962 Malaysian Airways).
Сначала они носили номера VR-RCH и VR-SEE. Затем борту с серийным номером 186 присвоили малайскую регистрацию 9M-ALY, а 187му 9M-AMS.
Машины эксплуатировались на региональных линиях Юго-Восточной Азии.
Главным образом, летали на трассе Сингапур - Куала-Лумпур. Из Сингапура также выполнялись рейсы в столицу Индонезии Джакарту, а также в центры британских колоний на острове Борнео - Кучинг, Бруней и Джессельтон (ныне Кота-Кинабалу).
На этих линиях "Вайкаунты" выполняли 95% объёма перевозок авиакомпании.
В 1963 Malaysian Airways переключилась на эксплуатацию реактивных авиалайнеров D.H.106 Comet. Всвязи с чем хозяйка "Вайкаунтов" -
BOAC Associated Companies, передала самолёты
Aden Airways.
|
Новая Зеландия.
New Zealand National Airways в ноябре 1955 заказала 3 V.807. Сделке пытались помешать новозеландские парламентарии, утверждавшие, что Vickers Viscount непригоден для местных условий эксплуатации. Однако руководство государственной авиакомпании NZNAC проигнорировало их мнение.
Самолёты были поставлены с декабря 1957 по март 1959. На V.807 стояли двигатели Dart 510, компоновка салона на 60 пассажиров. Это был единственный вариант 800й серии с метеорадаром. Регистрация машин следующая - ZK-BRD "City of Wellington" (281),
ZK-BRE "City of Auckland" (282), ZK-BRF "City of Christchurch" (283).
Кроме того, в мае 1961 поставлен один V.807B -
ZK-BWO "City of Dunedin" (428), представлявший собой конвертированный экземпляр V.804.
И, наконец, в 1966 у Polskie Linie Lotnicze
LOT
был приобретён подержанный V.804 с серийным номером 248. Его новая регистрация ZK-NAI "City of Palmerston North".
Эксплуатация на линиях началась 3 февраля 1958. Самолёты работали на главных трассах страны, связывающих крупнейшие города Новой Зеландии - Окленд, Веллингтон, Крайстчёрч и Палмерстон-Норт.
Здесь они заменили DC-3, значительно улучшив сервис на внутренних линиях.
Эксплуатация "Вайкаунтов" в NZNAC отмечена двумя инцидентами. 12 ноября 1958 в тренировочном полёте был повреждён флагман ZK-BRD - при посадке пилот ошибочно убрал правое шасси вместо закрылков.
17 февраля 1963 ZK-BWO выкатился за пределы полосы после приземления в Веллингтоне. В обоих случаях никто из людей не пострадал, самолёты были отремонтированы
и ещё долго служили на коммерческих линиях.
Служба "Вайкаунтов" в New Zealand National Airways завершилась в 1975. ZK-BRF был преподнесён в дар музею Ferrymead Heritage Park, остальные экземпляры проданы другим авиакомпаниям.
В 1981 в Новой Зеландии был ещё один оператор Vickers Viscount - авиакомпания Aqua-Avia Skybus.
В сентябре 1981 она взяла в аренду у British Air Ferries V.802 G-AOHT (168).
Она собиралась использовать самолёт на внутренних низкотарифных линиях. В Новую Зеландию авиалайнер прибыл своим ходом, совершив перелёт Лондон - Грац - Афины - Луксор - Бахрейн - Маскат - Бомбей - Калькутта - Бангкок - Сингапур - Денпасар - Дарвин - Нумеа - Окленд. Прибыв 23 сентября, самолёт получил новозеландский номер ZK-SKY.
Однако авиационные власти страны не пожелали выдавать оператору лицензию на перевозку пассажиров. Сделав несколько демонстрационных рейсов, самолёт в декабре 1981 был возвращён британскому владельцу.
|
Тайвань.
Far Eastern Air Transport. Эксплуатация "Вайкаунтов" в этой авиакомпании началась в 1970, когда у Ansett были приобретены 5 самолётов.
В их числе 3 V.832 с серийными номерами 414, 415
и 417, получившие на Тайване регистрацию B-2015, B-2023 и
B-2017,
V.818 (319) - B-2019,
V.812 (355) -
B-2021. В 1971 у австралийских же брокеров были приобретены два
V.816 -
B-2025 (433) и
B-2027 (434). Эти самолёты заменили на линиях DC-3 и DC-6B.
Ещё несколько бортов Far Eastern Air Transport купила у британских авиакомпаний. В 1972
V.837 у
Shackleton Aviation - B-2029 (439),
в 1975-1976 3 V.812 у Alidair B-2031 (358),
B-2033 (389) и B-2037 (353). В 1976 у другой тайваньской авиакомпании - Winner Airways, приобретён
V.806 B-2035 (268).
Far Eastern Air Transport использовала "Вайкаунты" на внутриостровных регулярных линиях, а также сдавала самолёты в аренду - индонезийским авиакомпаниям (см. выше) и южновьетнамской Air Vietnam.
Служба на Тайване отмечена двумя серьёзными лётными происшествиями. 7 октября 1974 на самолёте (номер неизвестен), летевшим из Тайнаня в Тайбэй, пассажир, угрожая оружием, потребовал изменить курс на континентальный Китай. Угонщик был обезврежен стюардессой и сотрудником службы безопасности. Самолёт же благополучно приземлился в пункте назначения. Другое происшествие, с бортом B-2029, закончилось трагичнее. 31 июля 1975 он разбился при посадке в тайбэйском аэропорту Суньшань, погибли 27 человек из 75. Причиной катастрофы рейса Хуалянь - Тайбэй стали сложные метеоусловия - сильный дождь с порывами ветра.
Vickers Viscount
закончили карьеру в Far Eastern Air Transport в 1986.
|
Филиппины.
Philippine Air Lines одной из первых заказала "Вайкаунты" в Восточной Азии. В мае и сентябре 1957 поступила пара V.784D - PI-C770 (300) и PI-C771 (324), с двигателями Dart 510.
В 1959 и 1961 флот пополнили 2 V.745D
- PI-C772 (227) и
PI-C773 (118) один из них затем был конвертирован в V.784D.
Машины предназначались для работы на внутренних линиях. Однако в 1957 большинство аэропортов страны ещё не были готовы для приёма этих самолётов. Поэтому первый маршрут турбовинтового авиалайнера был проложен в Гонконг. Рейсы начались 10 мая 1957. Здесь работал PI-C770. Чтобы второй борт не простаивал, его сдали в аренду сальвадорской авиакомпании
TACA (вернулся на Филиппины в 1958).
Первая внутренняя линия Манила - Себу начала функционировать в марте 1958.
К началу 1960х "Вайкаунты" связали столицу страны с Багио, Баколодом, Давао, Илойло, Замбоангой, Кагаяном-де-Оро, Пуэрто-Принсесой, Сан-Хосе, Таклобаном. Сначала это были только дневные рейсы, а в июне 1961 начались и ночные - в Баколод, Замбоангу и Себу.
Открылась новая международная линия Манила - Тайбэй.
В 1966 на смену "Вайкаунтам" начали поступать авиалайнеры нового поколения BAC 1-11. Вследствие чего PI-C773 в марте 1965 был продан Alitalia, а оба
V.784D и PI-C772 в апреле 1967 шведской чартерной авиакомпании
Falconair Sweden.
|
Япония.
All Nippon Airways. Первый опыт эксплуатации "Вайкаунтов" на Японских островах относится к июлю 1960. Авиакомпания взяла в аренду у Vickers-Armstrongs пару V.744. Самолёты ограниченно использовались для работы на внутренних линиях, хотя в основном применялись для тренировки экипажей. Машины сохранили британскую регистрацию G-APKJ (88) и G-APKK (89), но были окрашены в цвета All Nippon Airways.
Первый из них потерпел аварию 12 июня 1961 при посадке в аэропорту Осака-Итами. Второй в октябре 1961 вернули фирме-изготовителю.
Но это была
лишь присказка. Основную же работу выполняла девятка V.828, поступивших с июня 1961 по февраль 1963. Это
JA8201 (443, корпоративный номер 01), JA8202 (444, 02), JA8203 (445, 03), JA8205 (448, 05), JA8206 (449, 06), JA8207 (450, 07), JA8208 (457, 08), JA8209 (458, 09) и JA8210 (459, 10). На самолётах были установлены двигатели Dart 525, в хвостовой части фюзеляжа располагалась гостиная. 60-местная пассажирская кабина оснащалась телевизорами. Первые два самолёта изготовили на предприятии в Уейбридже - JA8202 стал последним "Вайкаунтом", построенным здесь. Остальные собирали в Хёрне.
Машины весьма интенсивно работали на основных линиях All Nippon. Число ежедневных рейсов между крупнейшими городами страны - Токио и Осака, достигало тридцати. Достаточно высокой была частота полётов и на маршруте Токио - Саппоро. Несмотря на весьма напряжённую
службу, коммерческие рейсы обошлись без серьёзных происшествий.
Единственная катастрофа случилась во время тренировочного полёта JA8202. Он разбился под Нагоей 19 ноября 1962, похоронив 4 членов экипажа.
Vickers Viscount
был основным магистральным авиалайнером All Nippon Airways до 1964, когда началась поставка реактивных авиалайнеров Boeing 727. После чего "Вайкаунты" постепенно перешли на второстепенные и региональные линии, такие как Осака - Миядзаки. Окончательно британские авиалайнеры были сняты с линий в 1969. Пара машин пошла на слом, но большую часть в 1970 продали индонезийской авиакомпании Merpati Nusantara Airlines (JA8201, JA8203, JA8205 и JA8210, см. выше) и эквадорской Servicios Aereos Nacionales (JA8208 и JA8209).
|
|
Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.
последняя редакция
26.09.2012
назад
|
|