Великобритания
BOAC. Первые пять
Avro York поступили в 1944. Они имели следующие регистрации
и названия - G-AGJA "Mildenhall" (сер. 1207, в 1950х
летал под названием "Kingston"), G-AGJB "Marathon"
(1208), G-AGJC "Malmesbury" (1209), G-AGJD "Mansfield"
(1210), G-AGJE "Middlesex" (1211, в 1950х - "Panama").
Формально машины принадлежали RAF, которым в военные годы
подчинялась авиакомпания. Реально же они были собственностью
BOAC. Самолёты несли камуфляжную окраску. Кроме гражданской
регистрации имели опознавательные знаки королевских ВВС и
военные бортовые номера (так G-AGJA обозначался ещё как MW103).
Эксплуатация на линиях началась 22 апреля 1944, когда G-AGJA
отправился в первый рейс с базы RAF Линхэм в Каир, с промежуточными
посадками в Рабате и Триполи. Самолёты летали в комбинированной
компоновке. Передняя кабина была оборудована для перевозки
грузов и почты, задняя рассчитана на 12 пассажиров.
В 1946 авиакомпания избавилась от зависимости
RAF и начала работать самостоятельно. Были приобретены ещё
18 самолётов. В реестре BOAC они были обозначены как G-AGNN
"Madras" (1216), G-AGNO (1217), G-AGNP "Manchester"
(1218), G-AGNR (1219), G-AGNS "Melville" (1220),
G-AGNT "Mandalay" (1221), G-AGNU "Montgomery"
(1222), G-AGNV "Marville" (1223), G-AGNW "Morecambe"
(1224) , G-AGNX "Moray" (1225), G-AGNY (1226), G-AGNZ
(1227), G-AGOA (1228), G-AGOB (1229), G-AGOC "Malta"
(1230), G-AGOD "Midlothian" (1231), G-AGOE "Medway"
(1232), G-AGOF "Macduff" (1233).
В послевоенные годы Avro York чаще всего
использовались на африканских трассах. Основной маршрут связывал
Лондон и Йоханнесбург. Здесь колёсные машины А.В. Роу заменили
Short
Empire. Первый рейс на G-AGNT "Mandalay" состоялся
10 ноября 1945. Маршрут именовался "Springbok Service".
По пути из Хёрна в Йоханнесбург самолёты совершали промежуточные
посадки в Кастель-Бенито, Каире, Хартуме и Найроби. Позже
появились отдельные линии в Каир, Найроби, Дурбан и Лагос.
На африканских линиях самолёты использовались в компоновке
на 18 пассажиров. В распоряжении последних были все мыслимые
удобства. В те же годы машины летали и в Калькутту. Обычно
этот рейс проходил через Мальту, Каир, Басру, Карачи и Дели.
После слияния в 1949 с авиакомпанией BSAA (о ней ниже)
BOAC унаследовала её флот и маршруты. Пару лет вновь полученные
самолёты использовались на линиях между Великобританией, Бермудами
и Багамскими островами, летали в Майами и Гавану.
Эксплуатация Avro York на регулярных пассажирских линиях BOAC
завершилась в декабре 1950. Часть самолётов была распродана,
остальные переведены на грузовые линии авиакомпании, где работали
до ноября 1957.
В период эксплуатации было два серьёзных
лётных происшествия. 16 июля 1947 борт G-AGNR (1219), летевший
в Индию, в условиях плохой видимости не смог приземлиться
в международном аэропорту Басры. Он был перенаправлен на авиабазу
RAF Шайбах, где пытался сесть методом радионаведения с земли.
При четвёртой попытке он ударился о землю и разрушился. Экипаж
из 6 человек погиб. 12 пассажиров уцелели. 1 февраля 1949
из-за сильного бокового ветра при взлёте из ливийского аэропорта
Кастель-Бенито разбился G-AGJD. На этот раз обошлось без жертв.
.
BSAA British
South American Airways - государственная авиакомпания,
созданная в январе 1944 для организации воздушного сообщения
с Западной Африкой, Карибскими островами и странами Южной
Америки. Эти регионы ещё не были опутаны сетью BOAC. До сентября
1945 компания носила название BLAIR - British Latin American
Air Lines. Основу компании составил персонал BOAC. Флот тоже.
Для работы в Южной Атлантике BOAC передала новому предприятию
семь Avro York со следующими бортовыми номерами - G-AGJA (BSAA
переименовала его в "Star Fortune"), G-AGJE ("Star
Way"), G-AGNN ("Star Crest"), G-AGNS ("Star
Glory"), G-AGNU ("Star Dawn"), G-AGNX ("Lima"),
G-AGOC ("Star Path"). Позже были приобретены 12
экземпляров с завода-изготовителя - G-AHEW "Star Leader"
(сер. 1300), G-AHEX "Star Venture" (1301), G-AHEY
"Star Quest" (1302), G-AHEZ "Star Speed"
(1303), G-AHFA "Star Dale" (1304), G-AHFB "Star
Stream" (1305), G-AHFC "Star Dew" (1306), G-AHFD
"Star Mist" (1307), G-AHFE "Star Vista"
(1308), G-AHFF "Star Gleam" (1309), G-AHFG "Star
Haze" (1310) и G-AHFH "Star Glitter" (1311).
Трансатлантическая служба началась в марте
1946. Самолёты BSAA вылетали из аэропорта Хитроу, открытого
для коммерческого обслуживания. Именно эта авиакомпания начала
эксплуатацию крупнейшей воздушной гавани британской столицы.
Avro York выполняли рейсы на Бермудские острова, Карибы и
Южную Америку.
За время службы были потеряны три самолёта.
7 сентября 1946 при взлете в аэропорту Батерст, Гамбия потерял
управление и врезался в землю G-AHEW, следовавший из Лондона
в Буэнос-Айрес. Погибли все 24 человека. 13 апреля 1947 при
посадке в Дакаре в условиях плохой видимости потерпел катастрофу
G-AHEZ. Выжившими оказались девять человек из пятнадцати.
5 января 1949 был утрачен G-AHEX, разбившийся возле бразильского
города Каравелас, штат Байя. Потери - трое человек из пятнадцати.
Большое число лётных происшествий стало
одной из причин ликвидации компании в 1949. Она была поглощена
BOAC, которой были переданы все оставшиеся Avro York.
Dan-Air, основанная в мае 1953,
получила первые три Avro York год спустя. Затем были и другие
поступления, крупнейшее в 1972, после поглощения авиакомпании
Skyways. Главным образом машины использовались для грузоперевозок.
Например, в конце 1950х по контракту с BEA возили грузы между
Хитроу, Манчестером и Глазго. Чартерами летали в континентальную
Европу и Средиземноморье. Демонстрационные же полёты осуществлялись
по всему Старому Свету, вплоть до Сингапура.
Годы, когда Avro York носили расцветку
Dan-Air, отмечены двумя серьёзными лётными происшествиями.
20 мая 1958 G-AMUT при посадке в Луге, Мальта, выкатился за
пределы полосы и врезался в заграждение. Спустя всего пять
дней в Индии разбился G-AMUV. В грузовом рейсе из Карачи в
Дели начался пожар, самолёт пошёл на вынужденную посадку,
но разбился возле города Гургаон, возле Дели. Погибли 4 члена
экипажа.
До сих пор сохранился один из принадлежавших
Dan-Air самолётов - борт G-ANTK. В 1980е его восстановили
сотрудники авиакомпании. Его можно увидеть в Имперском
военном музее в Дюксфорде.
Skyways of London была одной
из крупнейших чартерных авиакомпаний Великобритании. Через
её руки прошло немало Avro York. Два из них были новыми, остальные
- "секонд хенд". Из BOAC авиакомпания получила следующие
экземпляры - G-AGJC, G-AGJE, G-AGNO, G-AGNP, G-AGNV и G-AGOB
(последний поступил в ноябре 1957). В наследство от BSAA достались
G-AHEY, G-AHFB, G-AHFD, G-AHFE, G-AHFF, G-AHFH, G-AHFI, от
Lancashire Aircraft Corp. G-AGOE. Ещё были машины с номерами
G-AHCC "Sky Chieftain" (1297), G-AGNM, G-AHLV, G-AIUP,
G-ALBX, G-AMFB, G-AMGK (до 1950 принадлежал аргентинской FAMA),
G-ANVO.
Основное направление полётов - континентальная Европа, прежде
всего Германия. Также летали в Северную Африку. Возили как
пассажиров, так и грузы. Компания приняла участие в операциях
т.н. "Берлинского воздушного моста". В Западный
Берлин летали G-AIUP, G-ALBX, G-AHFI, возможно и другие борта.
Наряду с чартерными рейсами были и регулярные.
Летом 1953 открылась регулярная грузовая линия в Гамбург.
В ноябре того же года Skyways of London решила использовать
Avro York на пассажирской линии Лондон (Стенстед) - Мальта
- Никосия, Кипр. Машины летали здесь всего три года, поскольку
14-ти часовой пассажирский рейс на негерметичном самолёте
в середине 1950х уже выглядел анахронизмом. Авиакомпания переключилась
на работу с туроператорами. Основными пунктами назначения
стали Брюссель, Ганновер, Копенгаген, Мюнхен, Париж и Пальма-де-Мальорка.
Потери Skyways of London - три самолёта.
Один из них - G-AIUP (1374), разбился 27 июля 1947 в Лондоне.
Два других потеряны в Германии. 15 марта 1949 - G-AHFI участвовавший
в "Берлинском воздушном мосту" потерпел катастрофу
при посадке на авиабазе Гатов, Западный Берлин. Погибли 3
члена экипажа. 19 июня 1949 в Нойштадте разбился G-ALBX.
Eagle Aviation - ещё одна
авиакомпания, начинавшая карьеру на Avro York. Она была создана
в 1948, а четырёхмоторные машины Э. В. Роу поступили в году
следующем. Сначала их было три, затем стало одиннадцать. Бортовые
номера следующие - G-AGNM, G-AGNP, G-AGNT, G-AGNU, G-AGNW,
G-AGNY, G-AGNZ (потерян 24 августа 1952 при взлёте в берлинском
аэропорту Гатов), G-AGOB, G-AMGK (1356), G-AMGL (1354), G-AMGM
(1355). Как видно по номерам - часть машин поступили из BOAC.
До 1955 выполняли чартерные перевозки - как грузовые, так
и пассажирские.
|
Канада
В 1954 канадское правительство
приобрело у RAF двенадцать Avro York. Целью покупки было снабжение
строящихся станций системы раннего обнаружения Distant Early
Warning - DEW в канадской Арктике. Самолёты были переданы
ряду местных авиакомпаний, с которыми были заключены контракты
на выполнение работ. Arctic Wings получила один экземпляр,
он имел бортовой номер - CF-HMX (в RAF числился как MW167),
Associated Airways - CF-HMV (MW135), CF-HMY (MW237), CF-HMZ
(MW147), Maritime Central - CF-HIP (MW287, в апреле 1956 перепродан
Associated Airways), CF-HMW (MW136), CF-HTM (MW185), CF-HMU
(MW203), Pacific Western - CF-HFP (MW233), Trans Air - CF-HAS
(MW290), CF-HFQ (MW291), CF-HIQ (MW294).
Полёты по контрактам начались в марте 1955. Машины
обслуживали строительные площадки наряду с Curtiss
C-46 и Douglas
DC-4. Аварийность на трассах была довольно высокой. Associated
Airways за несколько месяцев 1955 потеряла три самолёта. 11
апреля в Йеллоунайфе, Северные Территории, при взлёте разбился
борт CF-HMZ, жертвами стали два пассажира. 26 мая катастрофой
закончился взлёт перегруженного CF-HMY в международном аэропорту
Эдмонтона (погиб экипаж). 29 сентября был потерян CF-HMV,
возвращавшийся из Арктики с грузом опорожнённых топливных
баков. Полёт проходил над местностью, плохо отражённой на
картах, Магнитный компас вблизи Северного магнитного полюса
работал ненадёжно. Радиокомпас также барахлил. Экипаж заблудился
и по исчерпании топлива совершил вынужденную посадку на озеро
северней посёлка Ураниум-Сити. Один из пилотов погиб, второй
из-за обморожения лишился обеих ног. В том же году разбилась
единственная машина Arctic Wings.
В 1956 были потеряны борта Maritime Central CF-HMU
(24 января), CF-HMW (26 сентября). За один день 13 сентября
произошло сразу две аварии, разбились CF-HFP Pacific Western
и CF-HFQ Trans Air. 8 января 1957 Trans Air потеряла ещё один
борт - CF-HIQ. Несмотря на значительные потери авиакомпании
в накладе не оставались. Ущерб покрывался доходами от работ
и страховыми выплатами за уничтоженную технику.
В 1956 Pacific Western поглотила Associated Airways,
получив в наследство борт CF-HIP. Этот экземпляр находился
в эксплуатации до 1960. По окончании строительства радаров
он снабжал грузами готовые базы, летал и в другие северные
посёлки. Чуть дольше служил CF-HAS авиакомпании Trans Air.
В арктическом небе его можно было видеть до 1961.
|