Bloch MB 220
Société des Avions Marcel Bloch / SNCASO - Société
Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Ouest(Франция)
Французский двухмоторный авиалайнер второго поколения
Первый полёт - 11 июня 1936
Производство
Начало - 1936
Конец - 1937
Эксплуатация
Начало - 1937
Конец - 1952
|
Авиакомпании: |
|
Франция |
- Air France (1937 - 1949) - 16
- SANA Société Auxiliaire de Navigation Aérienne
(1949 - 1952) - 3 |
|
Германия |
- Deutsche Lufthansa (1940 - 1944?) - 3 |
Самолёты также использовались в ВВС Франции (Armée
de l'Air) и Германии (Luftwaffe)
|
- Разработка.
- Испытания и серия.
- Эксплуатация.
- Конструкция.
- Основные характеристики.
|
Разработка. В первой половине 1930-х во Франции
появилось много новых авиалайнеров. Однако все они заметно уступали
последним американским и немецким конструкциям. В 1934 французское
министерство авиации, обеспокоенное данным обстоятельством, предложило
отечественным фирмам разработать для Air France новый пассажирский
самолёт, способный конкурировать с Boeing
247 и DC-2.
За работу взялись несколько компаний, но наиболее удачной оказалась
модель MB 220, построенная фирмой Avions Marcel Bloch.
Эта фирма была создана в 1930 предпринимателем Марселем
Блошем (Marcel Bloch, 1892 - 1986, в 1940х принял фамилию Дассо
- Dassault). Несмотря на юный возраст, компания уже имела богатый
опыт в создании транспортных самолётов. Первая разработка - авиалайнер
MB 60, по схеме напоминала трёхмоторные "Фоккеры". В 1932
свет увидела его улучшенная версия MB 120. Она успешно эксплуатировалась
в африканских колониях Франции. В 1935 был построен дальнемагистральный
самолёт MB 300.
Разработка MB 220 началась летом 1935. Авиалайнер создавался
на базе двухмоторного бомбардировщика MB 210.
На крыле нового транспортника установили двигатели Gnôme Rhône
14K. В январе 1936 началась сборка прототипа MB 220-01, получившего
бортовой номер F-AOHA. К началу лета он был готов.
Испытания и серия . 11 июня 1936 экипаж А. Курвале (Curvale) и Р. Водекина
(Vaudequin) впервые поднял машину в воздух. Пока самолёт испытывался,
правительство Народного Фронта успело национализировать авиационную
промышленность Франции. Фирму у Блоша конфисковали, сделав её частью
государственного предприятия SNCASO. Фактически же всё осталось
по старому - Блош стал одним из главных администраторов новой компании,
он по-прежнему ведал разработкой и производственной деятельностью.
Как бы то ни было, но результаты испытаний MB
220 удовлетворили Air France - авиакомпания заказала
шестнадцать экземпляров. Фюзеляж у серийных экземпляров был удлинён
на 34 сантиметра. Кроме того, установлены более мощные двигатели
Gnôme Rhône 14N 16/17. Мотор с индексом "16"
располагался на правом крыле, он вращался против часовой стрелки
(если смотреть по курсу). Соответственно двигатель, имевший индекс
"17", стоял на левом крыле, вращая винт по часовой стрелке.
Таким образом французские конструкторы боролись с гироскопическим
эффектом винта.
|
Эксплуатация. Первые пять машин поступили в Air
France в 1937. Они носили бортовые номера F-AOHB (сер. 2), F-AOHC (3), F-AOHD (4),
F-AOHE (5), F-AOHF (6). Их назвали в честь французских регионов, соответственно
- "Gascogne", "Guyenne", "Auvergne",
"Aunis", "Saintonge". Остальные авиалайнеры
поставлены в 1938-39 - F-AOHG "Flandre" (7), F-AOHH "Savoie" (8),
F-AOHI "Berry" (9) , F-AOHJ "Poitou" (10), F-AQNK "Anjou" (11) ,
F-AQNL "Languedoc" (12) , F-AQNM "Provence" (13), F-AQNN
"Champagne" (14), F-AQNO "Alsace" (15), F-AQNP "Lorraine"
(15) и F-ARIQ "Rousillion" (16) .
Регулярные перевозки начались 20 июля 1937. Сначала
MB 220 использовались на трассе Париж - Марсель, затем и на других
внутренних линиях. 27 марта 1938 самолёты вышли на международный
маршрут Париж - Лондон. Здесь MB 220 заменили авиалайнеры Wibault
282T. Интенсивность перевозок постоянно возрастала - к середине
1939 году рейсы между двумя европейскими столицами стали выполняться
ежечасно. Летом 1938 начались регулярные полёты в Амстердам, Бухарест,
Прагу, Стокгольм и Цюрих. Комфортабельные машины использовались
и для обслуживания VIP-персон. Так в сентябре 1938 на самолётах
F-AOHG и F-AOHJ в Германию, для участия в Мюнхенском сговоре, была
доставлена французская правительственная делегация.
С началом Второй Мировой войны все
самолёты, в том числе и прототип, были реквизированы Armée
de l'Air. После оккупации Франции Гитлером три самолёта стали
трофеем Deutsche Lufthansa, где эксплуатировались с бортовыми
D-AKGC, D-AXWA, D-AXWB. У Air France на территории, контролируемой
Вишистским режимом, остались самолёты с номерами F-AQNL, F-AOHG,
F-AOHJ, F-AQNO и F-ARIQ. Первая из этих машин потерпела катастрофу
1 сентября 1941. Во время взлёта отказал двигатель, самолёт рухнул
в озеро, погибли пятнадцать человек из семнадцати находившихся на
борту. Остальные в 1942 попали в руки Luftwaffe.
После войны в строю оставались пять самолётов (бортовые
F-AOHC, F-AOHD, F-AOHE, F-AOHF и F-AQNN). Они были возвращены Air
France. Машины подверглись доработке - на них поставили двигатели
Wright R-1820-97 Cyclone. В такой конфигурации авиалайнеры стали
обозначаться как MB 221. До 1949 они летали на европейских линиях,
затем три из них были проданы чартерной авиакомпании SANA,
где летали до 1952 (ещё один экземпляр был передан в Armée
de l'Air).
Среди европейских авиалайнеров, созданных в середине
1930-х, MB 220 выделялся высокой скоростью и повышенным комфортом.
Для сравнительно коротких европейских линий MB 220 предоставлял
достаточно удобств - удобные широкие кресла с регулируемыми спинками
и откидными столиками с отверстием для стакана. Уровень шума в салоне
был низким, хорошо работали системы отопления и вентиляции.
Что же касается главного соперника
- DC-2, самолёт Марселя Блоша был вместительнее (шестнадцать
мест против четырнадцати) и просторнее. Превосходил он американца
и по скорости. Тем не менее, в 1939 году Air France начала
приобретать DC-2 (до начала войны был поставлен один самолёт). Из этого можно сделать
вывод, что по совокупности эксплуатационных характеристик MB 220
всё же уступал американскому конкуренту. Малый тираж MB 220 можно
объяснить и тем, что с началом Второй Мировой войны гражданские
перевозки в Европе резко сократились. А после войны на рынке появилось
огромное количество более производительных и дешёвых C-47.
Это не могло не сказаться на производстве других самолётов того
же класса.
|
Конструкция
Цельнометаллический свободнонесущий низкоплан классической схемы
с двумя поршневыми двигателями и убирающимся шасси.
Фюзеляж - прямоугольного сечения. Обшивка гладкая работающая
из плакированного алюминия. В носовой части отсек для приборов и
оборудования. Затем трёхместная закрытая кабина экипажа. За ней
пассажирский салон на 16 мест. Салон разделён на два отсека - передний
с шестью креслами, задний - с десятью. В каждом ряду по два кресла,
между ними проход. Позади салона багажное отделение.
Входная дверь по левому борту позади салона.
Крыло - прямоугольное. Каркас металлический. Обшивка гладкая
дюралиевая.
Двигатель - два поршневых двигателя, установленных в аэродинамических
гондолах на центроплане. Закрыты капотами NACA. Применялись следующие
двигатели:
- Gnôme Rhône 14K Mistral Major - 810 л.с./ 595 кВт
- 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный воздушного охлаждения
(прототип)
- Gnôme Rhône 14N 16/17 - 910/985 л.с./ 672/724 кВт
- 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный воздушного охлаждения
(серийные до ВМВ)
- Wright R-1820-97 Cyclone - 1200 л.с./ 890 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный воздушного охлаждения (серийные после ВМВ)
винт трёхлопастный цельнометаллический Ratier
Оперение - цельнометаллическое однокилевое, классической
схемы. Стабилизаторы свободнонесущие с рулями высоты.
Шасси - двухстоечное, убираемое в гондолы двигателей, с хвостовым
поворотным колесом. По одному колесу на каждой стойке.
|
|
|
Размах крыльев, м |
22,82 |
|
|
|
Площадь крыльев, кв.м |
72,00 |
|
|
|
Длина, м |
19,59 |
|
|
|
Высота, м |
4,70 |
|
|
|
Взлетный вес, кг. |
9360 |
|
|
|
Вес пустого, кг. |
6160 |
|
|
|
Скорость макс., км/час |
350 |
|
|
|
Скорость крейс., км/час |
280 |
|
|
|
Потолок, м |
7500 |
|
|
|
Дальность полёта, км |
1400 |
|
|
|
Количество пассажиров |
16 |
|
|
|
Произведено самолётов |
17 |
|
последняя редакция
24.07.2011
|
|