Deutsche Luft Hansa (c 1933
- Deutsche Lufthansa). Первый Ju 52/3m поступил в авиакомпанию в мае 1932. Это был самолёт
модификации Ju 52/3mce с серийным номером J4013. Он получил регистрационный
номер D-2201, собственное имя "Oswald Boelcke" (позже перерегистрирован в D-ADOM). Первые рейсы этот авиалайнер выполнял по маршруту Берлин - Ганновер - Амстердам - Лондон.
Затем была открыта линия из Германии в Италию через Альпы.
И в наши дни линейные полёты над высокогорными хребтами - непростая
задача. А в начале 1930-х это было весьма рискованное мероприятие.
Чтобы выбрать тип воздушного судна, которое станет работать на
линии, авиакомпания устроила конкурс среди следующих машин, имеющих
приличный потолок - Dornier Do.K, Fokker F.XII и собственно Ju 52/3m.
Испытательный полёт по трассе Мюнхен - Милан - Рим состоялся 25
августа 1932. "Boelcke" победил по пути и туда и обратно.
Конечно, такой перелёт не был увеселительной прогулкой
- кабина Ju 52/3m не герметична, так что пассажирам приходилось пользоваться
кислородными масками. Да и лететь над горами было боязно. Но эта
трасса заметно сократила время в пути до восьми часов, поэтому
маршрут стал популярным.
Успешная эксплуатация
Ju 52/3m на трансальпийской линии повлияла на решение Deutsche
Luft Hansa в пользу новых заказов. 10 сентября флот пополнил второй самолёт - D-2202 (позже D-ADYL)
"Richthofen" (J4015). А с 1933 начались массовые
поставки.
География полётов
быстро расширялась. Сначала самолёт занял лидирующее положение
на европейских линиях авиакомпании. В 1934 открылась линия в Северную
Африку - самолёты летели из Берлина до Касабланки, оттуда в Лас-Пальмас
на Канарских островах. Этот маршрут стал частью создаваемой тогда
глобальной авиасети Люфтганзы. Из Лас-Пальмаса с помощью пароходов
и гидропланов люди и почта доставлялись в Бразилию, откуда дочерние
компании Deutsche Lufthansa и её партнёры развозили их
по всей Южной Америке.
29 октября 1937 открылась грузо-почтовая линия в Багдад, которая в апреле следующего года была продлена то Тегерана и Кабула. Это был самый протяжённый рейс Junkers Ju 52/3m Deutsche Lufthansa.
Флот трёхмоторных "Юнкерсов" рос быстрыми темпами. К концу 1936 их число достигло 59, доля Ju 52/3m в объёме перевозок авиакомпании достигла 85%.В начале 1939 Deutsche Lufthansa располагала 151 самолётом, 71 из которых были Junkers
Ju 52/3m.
Всего же к началу Второй Мировой войны через руки Люфтганзы прошло 135 экземпляров, часть из них затем разошлась по дочерним авиакомпаниям в разных странах.
Ju 52/3m стал основным лайнером Deutsche Lufthansa и оставался
им до конца Второй Мировой войны.
Наряду с регулярными рейсами трёхмоторные "Юнкерсы" привлекались и для обслуживания высших должностных лиц Германии. Несколько машин использовались в качестве персональных самолётов Гитлера, Геринга и других руководителей Третьего рейха.
В годы гражданской войны в Испании Ju 52/3m Люфтганзы использовались для переброски франкистских войск. Так в августе 1936 машины совершили из Марокко в Испанию 461 рейс, доставив к местам сражений 7350 солдат.
В сентябре состоялось 324 полёта, силы франкистов увеличились на 5455 человек, в октябре 83 полёта - доставлено 1157 солдат. Воздушный мост Марокко - Испания работал до 11 октября 1936. Кроме живой силы мятежники получили 285 тонн военных грузов.
В конце 1930-х часть машин была
задействована для выполнения разведывательных заданий. Эти авиалайнеры
продолжали работать на коммерческих пассажирских трассах. Однако
всё чаще они "случайно" отклонялись от установленных
маршрутов, исследуя территории, интересующие командование Вермахта.
В 1934 - 1935 Deutsche Lufthansa осуществляла пробную эксплуатацию дизельного варианта Ju 52/3mho с двигателями Jumo 205.
Были поставлены две машины - D-AJYR "Emil Schäfer" (J4045) и D-AQAR "Walter Höhndorf" (J4055). Авиакомпания связывала с ними надежду на экономию топлива. Однако надёжность двигателей оказалась низкой, поэтому в 1935 эти экземпляры с эксплуатации были сняты.
Во второй половине 1930-х Ju 52/3m осуществили ряд дальних перелётов.
В 1936 состоялась экспедиция борта D-AVUP "Kurt Steidel", пилотируемого капитаном Дрехселем, в Афганистан. В августе следующего года экипаж Карла Августа фон Габленца на самолёте с бортовым номером D-ANOY
"Rudolf von Thüna" выполнил сложный рейс из Берлина в Китай через Памир.
25 июля 1939 D-ANJH "Hans Loeb" под командованием Крюгера вылетел в Бангкок. Он должен был открыть самый протяжённый регулярный маршрут довоенной Люфтганзы - 10 425 км. Рейс продолжался в течении 5 суток по маршруту Берлин-Темпельгоф - Будапешт - Афины - Бейрут - Багдад - Басра - Джаск, Иран - Карачи - Джодхпур - Аллахабад - Калькутта - Рангун - Бангкок. 3 августа, на обратном пути, самолёт потерпел аварию и сгорел при посадке в Рангуне, машина сгорела.
Спустя несколько дней D-AGAK "Ulrich Neckel" совершил второй рейс. Он начался 8 августа. Прибыв в Бангкок, самолёт далее последовал в Токио. На этот раз полёт завершился удачно - авиалайнер вернулся Темпельгоф 28 августа.
Рейс протяжённостью 16 500 км продолжался 71 час 25 минут. Самолёты для этих рейсов были оборудованы в 6-местном варианте.
Однако наладить регулярное сообщение Берлин - Бангкок не удалось. Спустя трое суток после возвращения D-AGAK началась Вторая Мировая война. Англичане, контролировавшие большую часть маршрута, перекрыли его для немецких гражданских самолётов.
К началу Второй Мировая война, Deutsche Lufthansa располагала 78 Junkers Ju 52/3m и ожидала поставок ещё, как минимум, 10 экземпляров Ju 52/3mg4e. Вместо этого авиакомпания была вынуждена отдать Luftwaffe большую часть флота - 59 самолётов. Впрочем, к концу года, когда закончились активные боевые действия, 4 машины были возвращены на гражданскую службу. В дальнейшем перемещение самолётов в ту или другую сторону зависело от положения на фронтах. Продолжались и поставки новых машин с завода в Дессау. Так в 1940 Deutsche Lufthansa получила 4 экземпляра, в 1941 - от 7 до 12. В конце 1941 число машин даже увеличилось до 66 (в т.ч. 2 находились в Перу). Но год спустя, когда армия Паулюса попала в Сталинградский "котёл", число гражданских "Юнкерсов" сократилось до 47. Ещё через год до 41.
К началу 1945 на службе оставалась 31 машина.
В годы войны большая
часть самолётов была задействована в интересах Вермахта. Тем не менее, выполнялись и коммерческие перевозки, хотя и в меньшем объёме. Последний рейс трёхмоторного "Юнкерса" состоялся 5 мая 1945 из Осло во Фленсбург на границе Германии с Данией.
Авиакомпания имела
хорошие показатели по безопасности полётов, однако несколько Ju 52/3m
потерпели катастрофы. Самые тяжёлые потери произошли в 1944.
21 февраля в Греции бесследно
исчез D-AWAS (J6561), возможно, он был сбит лётчиками RAF. 16 октября
в сложных метеоусловиях D-ADQV (J640608) врезался в гору под Осло. В обоих случаях
погибло по 16 человек.
Другие катастрофы, в хронологическом порядке
- 17 апреля 1936 в Швейцарии (D-ASOR, погибло 3 человека), 1 ноября
1936 в Германии (D-APOO, 11 человек), 17 ноября 1936 под Нюрнбергом
(D-ASUI, 4 человека),
4 декабря 1936 во Франции (D-ASIH, 6 человек), 26 ноября 1937
в лондонском аэропорту Кройдон (D-AGAV, 3 человека), 4 января
1938 (D-ABUR, 6 человек), 22 февраля 1938 под Парижем (D-APAR,
3 человека), 1 октября 1938 в Швейцарии (D-AVFB, 13 человек),
24 февраля 1939 под Валенсией, Испания (D-ALUS - 10 человек),
4 августа 1939 под Барселоной (D-AUJG, 7 человек),
30 августа 1939 возле Ганновера (D-AFOP - 7 человек).
Deutsche Lufthansa была самым крупным владельцем авиалайнеров Junkers Ju 52/3m. Согласно ряду
источников, через её руки прошло около 230 самолётов данного типа.
Известны регистрационные номера 141 машины, их реестр здесь... |