Rohrbach
Ro VIII Roland
Rohrbach Metall-Flugzeugbau GmbH (Германия)
один из самых удачных цельнометаллических трехмоторных
авиалайнеров 1920-х
Первый полёт - 1926
Производство
Начало - 1926
Конец - 1931
Эксплуатация
Начало - 1927
Конец - 1936
|
Авиакомпании:
|
|
Германия
|
- DLH Deutsche Luft Hansa A.G./Deutsche
Lufthansa A.G (1927 - 1936) |
|
Испания
|
- Iberia Compania Aérea de Transportes S.A. (1927
- 1929) |
|
СССР/Германия
|
- Дерулюфт - Deruluft (1933-?) |
 
|
  Во время Первой Мировой войны компания
графа Цеппелина Luftschiffbau Zeppelin стала настоящей кузницей
немецких авиаконструкторов. Среди них выделялся Адольф Карл Рорбах
(Adolf Karl Rohrbach), ведущий конструктор отделения фирмы в Стаакене,
где производили бомбардировщики. Вскоре после окончания войны он
построил 4-х моторный авиалайнер Zeppelin-Staaken E-4/20, надолго
опередивший своё время. Это был первый в мире тяжёлый многомоторный
цельнометаллический самолёт. Он имел взлётный вес 8500 кг и размах
крыльев 31 м. При этом E-4/20 был способен перевозить 18 пассажиров
со скоростью 211 км/час. Такие показатели оказались непревзойдёнными
ещё ряд лет. В конструкции самолёта был применён ряд прогрессивных
решений, некоторые из которых используются и в современных авиалайнерах.
Zeppelin-Staaken E-4/20 совершил первый полёт в 1920. Однако первому
авиалайнеру Рорбаха так и не пришлось поработать на линиях. Версальский
договор запретил строительство тяжёлых самолётов в Германии. В 1922
году по требованию контрольной комиссии интересная во всех отношениях
машина была уничтожена. В том же году Рорбах создал в Берлине собственную
авиастроительную фирму, где разработал несколько моделей летающих
лодок. Правда, из-за наложенных на Германию запретов, строили их
на датском филиале Aeroplan A.S. В 1925 Рорбах создал проект нового
авиалайнера, используя наработки по Zeppelin-Staaken E-4/20. Новый
самолёт был немного меньше по размерам и был расчитан на 10 пассажиров.
Он представлял из себя трехмоторный высокоплан с двигателями BMV-IV.
Проект получил название Ro-VIII Rohrbach Landflugzeug,
что означает "сухопутный самолёт Рорбаха" (очевидно, чтобы
отличить его от предыдущих гидропланов). Позже название самолёта
сократилось до Roland. Поскольку в 1926 запреты на производство
самолётов в Германии ослабли, Рорбах построил этот авиалайнер на
заводе в Стаакене. В том же 1926 году прототип впервые поднялся
в воздух. Самолётом заинтересовалась вновь возникшая авиакомпания
Deutsche Luft Hansa, которая закупила прототип и дала фирме
Рорбаха заказ ещё на 5 машин.
|
В 1927 первый самолёт вышел на линию
Deutsche Luft Hansa из Берлина в Лондон (через Ганновер и
Амстердам). Затем авиалайнер появился на других линиях повышенного
спроса - из Берлина и Гамбурга в Вену, Мюнхен, Цюрих и Женеву, Копенгаген,
Мальмё и т.д. В июле 1928 открылась линия из Мюнхена в Милан через
Альпы. Пять машин заказала свежеиспечённая (основана 28 июня 1927)
испанская авиакомпания Iberia. Первый коммерческий рейс этой
авиакомпании из Барселоны в Мадрид выполнил Roland I M-CBBB (зав.
№ 19) 14 декабря 1927.
В 1928 году Deutsche Luft Hansa заказала ещё
три самолёта с более мощными двигателями BMV-Va. Эта версия получила
название Ro-VIIIa Roland Ia. Затем под эту версию доработали и ранее
выпущенные машины.
В 1929 появилась модификация Ro-VIIIb Roland II. У неё значительно
улучшилась аэродинамика (и внешний вид). Крыло подняли выше, кабину
пилотов застеклили. Всего выпущено 12 самолётов этой версии. Могло
быть и больше, но в 1931 фирма Рорбаха прекратила сушествование.
Девять экземпляров приобрела Deutsche Luft Hansa. Она использовала
их на магистральных европейских линиях. Три машины закупила советско-германская
авиакомпания Дерулюфт (бортовые номера D-1712, D-1729, D-1735).
Они летали на главной линии компании - из Москвы в Берлин через
Кёнигсберг. Следует отметить, что в СССР также летал и прототип
Roland'а (бортовой номер D-991). Правда, к истории гражданской авиации
это событие отношения не имеет - в 1929 году прототип переделали
в бомбардировщик и затем использовали в секретной Липецкой лётной
школе для тренировки немецких военных пилотов.
Хотя Rohrbach Roland показал себя удачным самолётом, прогресс
авиатехники в 1930-х был столь стремителен, что уже в 1934 Deutsche
Lufthansa (так стала называться немецкая авиакомпания в том
году) сняла с магистральных линий Roland'ы первых версий. А в 1936
закончил свою карьеру и Roland II.
|
Конструкция
Цельнометаллический
трёхмоторный подкосной высококоплан классической схемы
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения. Конструкция ферменная
из дюралиевых секций. Обшивка дюралевая гладкая. В передней части
моторный отсек, затем открытая пилотская кабина (на Roland II закрытая).
За ней пассажирский салон на 10 человек - по 2 кресла в ряду. Между
сиденьями проход.
Крыло - с толстым профилем. Обшивка из тонкого дюраля.
Двигатель - три поршневых двигателя, один установлен в моторном
отсеке в носовой части фюзеляжа. Два других в гондолах на крыльях.
В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:
- BMW-IV - 230 л.с./ 169 кВт 6-ти цилиндровый рядный (на Roland
I)
- BMW-IVa - 250 л.с./ 184 кВт 6-ти цилиндровый рядный (на Roland
I)
- BMW-Va - 320 л.с./ 238 кВт 6-ти цилиндровый рядный (на Roland
Ia, Roland II)
- Junkers L5 - 276 л.с./206 кВт 6-ти цилиндровый рядный (на Roland
II)
На Roland I винты деревянные двухлопастные, на остальных модификациях
металлические.
Оперение - однокилевое, свободнонесущее классической схемы
Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке,
с хвостовым костылём.
|
|
|
Размах крыльев, м
|
26,00 (Roland Ia)
26,30 (Roland II)
|
|
|
|
Площадь крыльев, кв.м.
|
88,00 (Roland Ia)
89,00 (Roland II)
|
|
|
Длина, м
|
16,10 (Roland Ia)
16,40 (Roland II)
|
|
Высота, м
|
4,5
|
|
Взлетный вес, кг
|
7150 (Roland Ia)
8400 (Roland II)
|
|
Вес пустого, кг
|
4100 (Roland Ia)
4825 (Roland II)
|
|
Скорость макс., км/ч
|
195 (Roland Ia)
215 (Roland II)
|
|
Скорость крейс., км/ч
|
174 (Roland Ia)
177 (Roland II)
|
|
Потолок, м
|
4000 (Roland Ia)
5000 (Roland II)
|
|
Дальность полёта, км
|
1500 (Roland Ia)
1300 (Roland II)
|
|
Коммерческая нагрузка
|
10 пассажиров
|
|
Произведено самолётов
|
26 (14 x Roland I/Ia, 12 x Roland II)
|
Rohrbach VIII Roland I (M-CBBB), открывший линии авиакомпании Iberia
(Испания)
|
последняя редакция
27.10.2005
|
|