Rohrbach Ro VIII Roland

Rohrbach Metall-Flugzeugbau GmbH (Германия)

один из самых удачных цельнометаллических трехмоторных авиалайнеров 1920-х

Первый полёт - 1926

Производство
Начало - 1926
Конец - 1931

Эксплуатация
Начало - 1927
Конец - 1936

 


Авиакомпании:

 

Германия

- DLH Deutsche Luft Hansa A.G./Deutsche Lufthansa A.G (1927 - 1936)
 

Испания

- Iberia Compania Aérea de Transportes S.A. (1927 - 1929)
 

СССР/Германия

- Дерулюфт - Deruluft (1933-?)


 

  Во время Первой Мировой войны компания графа Цеппелина Luftschiffbau Zeppelin стала настоящей кузницей немецких авиаконструкторов. Среди них выделялся Адольф Карл Рорбах (Adolf Karl Rohrbach), ведущий конструктор отделения фирмы в Стаакене, где производили бомбардировщики. Вскоре после окончания войны он построил 4-х моторный авиалайнер Zeppelin-Staaken E-4/20, надолго опередивший своё время. Это был первый в мире тяжёлый многомоторный цельнометаллический самолёт. Он имел взлётный вес 8500 кг и размах крыльев 31 м. При этом E-4/20 был способен перевозить 18 пассажиров со скоростью 211 км/час. Такие показатели оказались непревзойдёнными ещё ряд лет. В конструкции самолёта был применён ряд прогрессивных решений, некоторые из которых используются и в современных авиалайнерах. Zeppelin-Staaken E-4/20 совершил первый полёт в 1920. Однако первому авиалайнеру Рорбаха так и не пришлось поработать на линиях. Версальский договор запретил строительство тяжёлых самолётов в Германии. В 1922 году по требованию контрольной комиссии интересная во всех отношениях машина была уничтожена. В том же году Рорбах создал в Берлине собственную авиастроительную фирму, где разработал несколько моделей летающих лодок. Правда, из-за наложенных на Германию запретов, строили их на датском филиале Aeroplan A.S. В 1925 Рорбах создал проект нового авиалайнера, используя наработки по Zeppelin-Staaken E-4/20. Новый самолёт был немного меньше по размерам и был расчитан на 10 пассажиров. Он представлял из себя трехмоторный высокоплан с двигателями BMV-IV. Проект получил название Ro-VIII Rohrbach Landflugzeug, что означает "сухопутный самолёт Рорбаха" (очевидно, чтобы отличить его от предыдущих гидропланов). Позже название самолёта сократилось до Roland. Поскольку в 1926 запреты на производство самолётов в Германии ослабли, Рорбах построил этот авиалайнер на заводе в Стаакене. В том же 1926 году прототип впервые поднялся в воздух. Самолётом заинтересовалась вновь возникшая авиакомпания Deutsche Luft Hansa, которая закупила прототип и дала фирме Рорбаха заказ ещё на 5 машин.

   В 1927 первый самолёт вышел на линию Deutsche Luft Hansa из Берлина в Лондон (через Ганновер и Амстердам). Затем авиалайнер появился на других линиях повышенного спроса - из Берлина и Гамбурга в Вену, Мюнхен, Цюрих и Женеву, Копенгаген, Мальмё и т.д. В июле 1928 открылась линия из Мюнхена в Милан через Альпы. Пять машин заказала свежеиспечённая (основана 28 июня 1927) испанская авиакомпания Iberia. Первый коммерческий рейс этой авиакомпании из Барселоны в Мадрид выполнил Roland I M-CBBB (зав. № 19) 14 декабря 1927.
  В 1928 году Deutsche Luft Hansa заказала ещё три самолёта с более мощными двигателями BMV-Va. Эта версия получила название Ro-VIIIa Roland Ia. Затем под эту версию доработали и ранее выпущенные машины.
  В 1929 появилась модификация Ro-VIIIb Roland II. У неё значительно улучшилась аэродинамика (и внешний вид). Крыло подняли выше, кабину пилотов застеклили. Всего выпущено 12 самолётов этой версии. Могло быть и больше, но в 1931 фирма Рорбаха прекратила сушествование. Девять экземпляров приобрела Deutsche Luft Hansa. Она использовала их на магистральных европейских линиях. Три машины закупила советско-германская авиакомпания Дерулюфт (бортовые номера D-1712, D-1729, D-1735). Они летали на главной линии компании - из Москвы в Берлин через Кёнигсберг. Следует отметить, что в СССР также летал и прототип Roland'а (бортовой номер D-991). Правда, к истории гражданской авиации это событие отношения не имеет - в 1929 году прототип переделали в бомбардировщик и затем использовали в секретной Липецкой лётной школе для тренировки немецких военных пилотов.
  Хотя Rohrbach Roland показал себя удачным самолётом, прогресс авиатехники в 1930-х был столь стремителен, что уже в 1934 Deutsche Lufthansa (так стала называться немецкая авиакомпания в том году) сняла с магистральных линий Roland'ы первых версий. А в 1936 закончил свою карьеру и Roland II.

 

Конструкция
Цельнометаллический трёхмоторный подкосной высококоплан классической схемы

Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения. Конструкция ферменная из дюралиевых секций. Обшивка дюралевая гладкая. В передней части моторный отсек, затем открытая пилотская кабина (на Roland II закрытая). За ней пассажирский салон на 10 человек - по 2 кресла в ряду. Между сиденьями проход.

Крыло - с толстым профилем. Обшивка из тонкого дюраля.

Двигатель - три поршневых двигателя, один установлен в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа. Два других в гондолах на крыльях. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:

- BMW-IV - 230 л.с./ 169 кВт 6-ти цилиндровый рядный (на Roland I)
- BMW-IVa - 250 л.с./ 184 кВт 6-ти цилиндровый рядный (на Roland I)
- BMW-Va - 320 л.с./ 238 кВт 6-ти цилиндровый рядный (на Roland Ia, Roland II)
- Junkers L5 - 276 л.с./206 кВт 6-ти цилиндровый рядный (на Roland II)
На Roland I винты деревянные двухлопастные, на остальных модификациях металлические.

Оперение - однокилевое, свободнонесущее классической схемы

Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым костылём.

 

   

Размах крыльев, м

26,00 (Roland Ia)
26,30 (Roland II)

 
   

Площадь крыльев, кв.м.

88,00 (Roland Ia)
89,00 (Roland II)

 
 

Длина, м

16,10 (Roland Ia)
16,40 (Roland II)

 

Высота, м

4,5

 

Взлетный вес, кг

7150 (Roland Ia)
8400 (Roland II)

 

Вес пустого, кг

4100 (Roland Ia)
4825 (Roland II)

 

Скорость макс., км/ч

195 (Roland Ia)
215 (Roland II)

 

Скорость крейс., км/ч

174 (Roland Ia)
177 (Roland II)

 

Потолок, м

4000 (Roland Ia)
5000 (Roland II)

 

Дальность полёта, км

1500 (Roland Ia)
1300 (Roland II)

 

Коммерческая нагрузка

10 пассажиров

 

Произведено самолётов

26 (14 x Roland I/Ia, 12 x Roland II)



Rohrbach VIII Roland I (M-CBBB), открывший линии авиакомпании Iberia (Испания)

 

последняя редакция 27.10.2005

На титульную страницу
Hosted by uCoz