Boeing Model 80

Boeing Aircraft Co./ United Aircraft & Transport Corp., Boeing Aircraft Div. (США)

Первый многомоторный авиалайнер фирмы Boeing

Первый полёт - 27 июля 1928

Производство
Начало - 1928
Конец - 1929

Эксплуатация
Начало - август 1928
Конец - 1946

 

Авиакомпании:  

США

-Boeing Air Transport Corp. /Boeing System - (1928-1931)
-United Airlines (1931-1934)
 

Аляска

-Reeve Airways (1942 -1946)


   Кроме того самолёт использовался в армии США (USAC), корпорациях и был в частном владении


  Добившись успеха с одномоторным Boeing 40A Уильям Боинг решил потягаться с компанией Генри Форда на рынке многомоторных пассажирских самолётов. С этой целью в 1928 был разработан Boeing 80, трёхмоторный 12-местный авиалайнер. Перед конструкторами поставили задачу создать более комфортабельный самолёт, чем у конкурента. Первый полёт состоялся 27 июля 1928. Всего через две недели Boeing 80 был передан для эксплуатации в авиакомпанию Boeing Air Transport. Рекорд для лайнеров такого класса.

   Самолёт вышел на главную линию компании из Сан-Франциско в Чикаго. Рейс продолжался 28 часов. Пассажиры платили Boeing Air Transport за это удовольствие 260 долларов. По пути самолёты совершали посадки в Сакраменто (Калифорния), Рено, Элко (Невада), Солт-Лейк-Сити (Юта), Чейенне (Вайоминг), Линкольне, Омахе и Де-Мойне (Небраска). Рейсы выполнялись ежедневно, кроме понедельника. В Сан-Франциско была стыковка с рейсами в другие города тихоокеанского побережья США. Следует также учесть, что на Ford 5-AT между Чикаго и Нью-Йорком летала авиакомпания NAT, с которой у Boeing Air Transport было соглашение о сотрудничестве. Т.о. обе компании сформировали вторую трансконтинентальную пассажирскую линию, параллельную более южной линии TAT (затем TWA). Спрос на путешествия по данному маршртуту рос, поэтому была создана увеличенная версия Boeing 80A на 18 пассажиров (первый полёт 12 сентября 1929). Самолёт имел улучшенную аэродинамику, был удобнее в производстве и эксплуатации. За высокий комфорт эта версия получила прозвище "Pullman of the Air". Позже у Boeing 80A увеличили площадь вертикального оперения - поставили на стабилизаторах два дополнительных киля с рулями направления. После такой доработки самолёты получили обозначение Model 80A-1. Был построен также один Boeing 80B-1 с открытой пилотской кабиной (закрытая пилотам не нравилась). После создания в 1931 холдинга United Airlines самолёты летали на линиях под его флагом. А в 1934 они были проданы различным туроператорам (данных по ним нет) и в частные руки. Кроме того, в 1930 появился и комфортабельный корпоративный самолёт Boeing 226 (фактически модификация Boeing 80A) для нефтяной компании Standard Oil of California.
   Один подержанный Boeing 80A купила компания Reeve Airways. С началом войны США против Японии его стали использовать для доставки грузов на военные базы, расположенные на Алеутских островах. С этой целью в левом борту вырезали большой грузовой люк.
   История Boeing 80 знаменательна тем, что на борту этого авиалайнера впервые появились стюардессы. Правда, сначала Boeing Air Transport собиралась обслуживать пассажиров с помощью официантов-мужчин, как это делали европейские авиакомпании или американская Stout Airlines. Однако дипломированная медсестра Элен Чёрч (Ellen Church) сумела уговорить руководство Boeing Air Transport воспользоваться женщинами её профессии. В те времена, когда полёт на пассажирском самолёте можно было охарактеризовать пословицей "один ведёт, а всех тошнит", присутствие медработника на борту было весьма кстати. В 1930 для полётов отобрали 8 медсестёр. Элен Чёрч вышла в рейс первой из них - 15 мая 1930. Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls - "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить - надёжно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полёте раздавать жевательную резинку, одеяла, шлёпанцы, чистить ботинки пассажирам, следить за тем, чтобы они не бросали окурки за борт или по ошибке не открыли выходную дверь вместо туалетной. Не забывая убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать вёдра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолёт прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. (Правда, те доллары "весили" в десять больше, чем нынешние). Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трёхмесячным испытательным сроком (и то скрепя сердце). Однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. За Boeing Air Transport последовали другие авиакомпании. Результат известен - сегодня пассажиров авиалиний всего мира обслуживают женщины, а мужчина в роли бортпроводника скорее вызывает удивление.
   Конструктивно Boeing 80 был архаичнее Ford 4-AT и Ford 5-AT, но по уровню комфорта явно их превосходил. Он стал первым американским авиалайнером, где стояло по три кресла в ряд. Интерьер был прямо-таки роскошным. Каждое кожаное кресло было снабжено индивидуальным светильником. Салон имел систему принудительной вентиляции, в туалете была холодная и горячая вода. Правда, шум и вибрация были не меньше, чем у "Тримоторов". И теплоизоляция оставляла желать лучшего. Хотя салон отапливался, в зимнюю погоду пассажиры мёрзли. Летом же спасались от жары, открывая окна.   
   Первый многомоторный авиалайнер Уильяма Боинга давно уже не летает. Но до наших дней сохранился один Boeing 80A (тот, что служил на Аляске). Он восстановлен и ныне находится в Museum of Flight (авиационный музей в Сиэтле).

Конструкция

Трёхмоторный биплан классической схемы смешанной конструкции

Фюзеляж - прямоугольного сечения. Каркас металлический, впереди - сварной из стальных труб, сзади из дюралевых труб. Обшивка полотняная. В носовой части моторный отсек, за ним закрытая двухместная пилотская кабина, затем пассажирский салон (12-местный у Boeing 80, и 18-местный у остальных версий). Позади салона туалет с умывальником

Крыло - бипланная коробка, крылья прямоугольной формы, нижнее крыло меньшего размаха. Каркас из алюминиевых труб, покрытый полотном. Законцовки крыла съёмные с деревянным каркасом

Двигатель - три поршневых двигателя, один установлен в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа. Два других на стойках между крыльями в гондолах. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:
- Pratt & Whitney R-1340 Wasp C - 410 л.с./304 квт,- 9-ти цилиндровый звёздообразный воздушного охлаждения (Model 80)
- Pratt & Whitney R-1680 Hornet A - 525 л.с./ 386 квт,- 9-ти цилиндровый звёздообразный воздушного охлаждения(Model 80A);
винт двухлопастный деревянный

Оперение - однокилевое (Boeing 80, Boeing 80A) или трёхкилевое (Boeing 80A-1, Boeing 226), стабилизаторы подкосные с рулями высоты. Каркас сварной из стальных труб, обшивка полотняная

Шасси - двухстоечное с хвостовым колесом. На каждой стойке по одному колесу

Управление - тросовое

 

   
Boeing 80
Boeing 80A
   
   

Размах крыла, м

24,38
24,38
   
   

Площадь крыла, кв.м

113,49
113,49
   
   

Длина, м

16,65
17,22
   
   

Высота, м

4,65
4,65
   
   

Взлетный вес, кг.

4190
4804
   
   

Вес пустого, кг.

3470
7938
   
   

Скорость макс., км/час

205
222
   
   

Скорость крейс., км/час

184
201
   
   

Потолок, м

4270
4270
   
   

Дальность полёта, км

872
736
   
   

Коммерческая нагрузка

12 пасс.
18 пасс. или
1700 кг груза
   
   

Произведено самолётов

16 (4 x Boeing 80 + 10 x Boeing 80A/80A-1 + 1 x Boeing 80B-1 + 1 х Boeing 226)

 

Boeing 80A авиакомпании Boeing Air Transport

последняя редакция 11.05.2004

На титульную страницу
Hosted by uCoz