Boeing Model 40
Boeing Airplane Co. Inc. - United Aircraft and Transport Corp.(США)
Первый авиалайнер фирмы Boeing
Первый полёт - 7 июля 1925
Производство по лицензии - Boeing Aircraft
of Canada
Эксплуатация
Начало - 1 июля 1927
Конец - ?
|
Авиакомпании: |
|
|
США
|
- Boeing Air Transport
Corp. - 24
- Pacific Air Transport
- Polar Aire
- Universal Air Lines (Boeing 40C)
- Varney Air Lines
- United Airlines
- Western Air Express |
Кроме того самолёт использовался в ВВС Гондураса, Перу, был в частном
владении
|
Самолёт Boeing Model 40 создавался
как почтовый. Его появление на свет было вызвано тем, что к середине
1920-х истекал ресурс D.H.4. То был основной самолёт U.S. Air
Mail, поэтому его замена сулила большую прибыль авиационным
фирмам. Сразу несколько компаний начали соперничать за получение
заказа, в том числе и Boeing. Фирма Boeing уже имела некоторый опыт
создания лёгких почтовых самолётов. Уже на первом самолёте фирмы
- B&W (1916) проводились опыты по перевозке авиапочты в Новой
Зеландии. Затем последовал самолёт C-700 - Уильям Боинг вместе с
Эдди Хаббардом возил на нём авиапочту из Сиэтла в канадскую провинцию
Британская Колумбия. Почтовый департамент США также использовал
боинговскую летающую лодку B-1 для перевозки авиапочты на Северо-Западе
США. Кроме того фирма Boeing участвовала в работах по модернизации
вышеупомянутого D.H.4. Накопленный к 1925 году опыт позволил конструкторам
из Сиэтла создать более совершенную модель - Boeing 40. Это
был деревянный одномоторный биплан с жидкостным двигателем Liberty
12, передним расположением почтового отсека и задним пилотской кабины.
Прототип Model 40 совершил первый полёт 7 июля 1925. Машина оказалась
удачной. Почтовое ведомство США купило опытный экземпляр, однако
на этом и ограничилось. Крупный заказ U.S. Air Mail отдала
конкурентам Боинга - компании Douglas. В серию пошёл её биплан M-1,
очень похожий на Boeing 40. Проект из Сиэтла на время заморозили.
B 1926 правительство решило приватизировать трансконтинентальные
почтовые линии. Среди первых компаний, заключивших контракт с почтовым
ведомством, была и фирма Boeing. 28 января 1927 она получила лицензию
на почтовую линию Чикаго - Сан-Франциско (контракт CAM-18). Для
эксплуатации маршрута была создана авиакомпания Boeing Air Transport
Corp. Разумеется, что перевозки она собиралась производить на
машинах материнской фирмы. Тут то и наступило время модели Boeing
40. Проект достали из под сукна и подвергли доработке с учётом последних
достижений авиационной технологии. Конструкцию биплана усилили,
сделав каркас из стальных труб. На самолёт поставили более мощный
двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney Wasp. Возросшая
мощность позволила увеличить полезную нагрузку. Кроме грузового
отсека удалось соорудить кабину на 2-х пассажиров. Модернизированная
модель получила название Boeing 40А. Первый экземпляр с двигателем
Wasp поднялся в воздух 20 мая 1927. Благодаря лёгкому и мощному
двигателю самолёт имел более высокие характеристики, чем его ближайшие
конкуренты.
|
Уже 1 июля 1927 первая пара Boeing
40A вышла на линию Boeing Air Transport. Перелёт из Сан-Франциско
в Чикаго, с рядом промежуточных посадок, продолжался 22,5 часа.
За первый год работы на линии было перевезено 1863 пассажира и около
500 тонн писем и почтовых посылок. Почту перевозили по цене 1,5
доллара за фунт веса. Авиалайнер так хорошо себя зарекомендовал,
что вскоре его приобрела авиакомпания Pacific Air Transport для
линии Сиэтл - Лос-Анджелес. Затем последовали заказы и от других
американских авиакомпаний. Например от Western Air Express
для линии Лос-Анджелес - Солт-Лейк-Сити. Всего было построено 25
машин этой модификации. Спрос на пассажирские перевозки рос, поэтому
появилась 4-х местный вариант Boeing 40C (первый полёт в августе
1928). Он летал на линии Сиэтл - Лос-Анджелес. Этот вариант имел
тираж 10 экземпляров. Одновременнно возник вариант Boeing 40B с
более мощным двигателем Pratt & Whitney Hornet. Новый двигатель
позволил увеличить полезную нагрузку и улучшил лётные характеристики.
Самолёт производился в четырёхместном варианте Boeing 40B-4 (выпущен
в 1929 в количестве 38 экземпляров). Кроме того под этот стандарт
были переделаны 19 Boeing 40A (все сохранившиеся к тому времени
экземпляры, они получили обозначение 40B-2) и все Boeing 40C. 5
самолётов модели Boeing 40B-4 построили на канадском филиале компании
Boeing (там им присвоили индекс 40H-4).
Успешная модель Boeing 40 получила дальнейшее развитие
в 1930-е. На её базе возник более совершенный почтовый самолёт Boeing
95.
До нашего дня не сохранилось ни одного целого экземпляра
Boeing 40. Однако останки двух самолётов, принадлежавших ранее Pacific
Air Transport, приобрела американская компания Pemberton
& Sons Aviation из города Спокан, штат Вашингтон, которые
сейчас и восстанавливает.
|
Конструкция
Одномоторный биплан классической схемы смешанной конструкции
Фюзеляж - овального сечения, каркас сварной из стальных труб,
обшивка полотняная. В передней части моторный отсек, за ним пассажирская
кабина (2-х местная у моделей 40A и 40B-2, и 4-х местная у 40С и
40B-4). Затем грузовые отсеки, за ними открытая пилотская кабина
Крыло - прямоугольной формы, каркас сварной из стальных
труб, покрытый полотном
Двигатель - на разных вариантах стояли следующие двигатели
-
- Liberty 12 - 400 л.с./ 296 квт, (Model 40) - 12-ти цилиндровый
V-образный жидкостного охлаждения
- Pratt & Whitney R-1340 Wasp - 420 л.с./309 квт,- 9-ти цилиндровый
звёздообразный воздушного охлаждения (Model 40A)
- Pratt & Whitney R-1340 Wasp - 450 л.с./ 330 квт,- 9-ти цилиндровый
звёздообразный воздушного охлаждения (Model 40C)
- Pratt & Whitney R-1690 Hornet - 525 л.с./ 386 квт,- 9-ти цилиндровый
звёздообразный воздушного охлаждения(Model B-2/B-4); винт двухлопастный
Оперение - стабилизаторы с рулями высоты, руль направления
Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём (или хвостовым
колесом у варианта 40B-4)
|
|
|
Размах крыльев, м
|
13.51
|
|
|
Площадь крыльев, кв. м
|
50,50
|
|
Длина, м
|
10.17
|
|
Высота, м
|
3.8
|
|
Взлетный вес, кг.
|
2724 (40A)
2764 (40B-4)
|
|
Вес пустого, кг
|
1603 (40A)
1611 (40B-4)
|
|
Скорость макс.,км/ча
|
205 (40A)
220 (40B)
|
|
Скорость крейс., км/час
|
168 (40A)
200 (40B-4)
|
|
Потолок, м
|
4423 (40A)
4573(40B)
|
|
Дальность полёта, км
|
1040 (40A)
960 (40B-4)
|
|
Коммерческая нагрузка
|
пассажиры -
2 (40A, 40B-2)
4 (40B-4, 40C)
грузы - 450 кг
|
|
Количество экземпляров
|
82
|
Boeing 40B-4 авиакомпании Boeing Air Transport
|
последняя редакция
10.05.2004
|
|