Ford
4-AT Trimotor
Ford Motor Co., Stout Metal Airplane Div. (США)
Первый американский цельнометаллический многомоторный авиалайнер
Первый полёт - 11 июня 1926
Производство
Начало - 1926
Конец - 1931
Эксплуатация
Начало - 1926
Конец - 1973 (на линиях, демонстрационные полёты по сей день)
|
Авиакомпании:
|
|
США
|
-Colonial Western Airlines
-Curtiss Flying Services
-Eastern Air Transport Inc./Eastern Airlines Inc.
-Ford Motor Co./Ford Airways(1926 -
-Island Airlines (1928 - 1986)
-NAT National Air Transport Inc. (1926 -
-Maddux Air Lines (1927 - 1929)
-Mamer Air Transport
-Mohawk Airways
-Pan American Airways
-Sunbeam Air Transport Co.
-Stout Air Service/Stout Air Lines (1926 - |
|
Испания
|
-CLASSA - Compania de Liñeas Aéreas Subvencionadas
S.A. (1930 - 1931)
-LAPE - Lineas Aéreas Postales Españolas (1932 - |
|
Канада
|
-British Columbia Airways Ltd. (1927-1928)
-Skyview Lines Ltd. (1928- |
|
Колумбия
|
-Servicio Aereo Columbiano |
|
Куба
|
-Cubana de Aviacion |
  Кроме того самолёты состояли на вооружении армии и флота
США, были в собственности компаний и корпораций, использовались
правительством Доминиканской Республики
|
  Первым американцем, строившим цельнометаллические
авиалайнеры, был конструктор Уильям Б. Стоут (William Bushnell Stout).
На собственном предприятии Stout Metal Airplane Co. он создал несколько
металлических одномоторных транспортных самолётов. Сначала 4-х местный
Stout Air Sedan. Затем, в начале 1925, 6-ти местный Stout 2-AT Air
Transport. Эти самолёты летали в авиакомпании Stout Air Service.
Один Stout 2-AT купил Генри Форд. С апреля 1925 он использовал самолёт
для перевозки грузов между Детройтом и Чикаго. Форд тогда всерьёз
заинтересовался авиабизнесом. Автомобильный магнат создал собственную
авиакомпанию, позже названную Ford Airways. Форд начал субсидировать
фирму Уильяма Стоута, а в августе 1925 купил её, чтобы самому заняться
производством авиалайнеров. Первым продуктом совместного предприятия
стал трехмоторный Ford 3-AT Air Pullman. Его сконструировал Стоут
на базе Stout 2-AT. Однако самолёт вышел неудачным. Он имел плохие
лётные и посадочные характеристики. Совершив всего три полёта Ford
3-AT сгорел в январе 1926 во время пожара в ангаре Форда. Тогда
Форд поручил создать новый авиалайнер Гарольду Хаксу (Harold Hucks).
Хакс работал над проектом с бригадой молодых конструкторов. Среди
них выделялся Джеймс МакДонелл (James McDonell - позже он создал
собственную авиастроительную корпорацию). Результатом их усилий
стал 8-местный самолёт Ford 4-AT. По схеме он напоминал Fokker
F.VII/3m - высокоплан с одним двигателем в носу и двумя под
крыльями. Но конструктивно самолёт был подобен Junkers
G-23/24 - цельнометаллический каркас с алюминиевой гофрированной
обшивкой. Ford 4-AT впервые поднялся в воздух 11 июня 1926. На этот
раз конструкторам сопутствовала удача. Самолёт показал хорошие лётные
характеристики и заинтересовал ряд авиакомпаний. Правда не обошлось
без неприятностей. Юнкерс, владея патентом на цельнометаллическую
конструкцию, подал судебный иск на Форда, не купившего у него лицензию.
Суд вынес решение, что Форд должен возмещать иски, которые Юнкерс
может предъявить компаниям, эксплуатирующим Ford 4-AT. Судебное
решение не остановило Форда, он начал серийное производство авиалайнера
и добился больших успехов в его продаже.
|
В том же 1926 первый серийный Ford 4-AT (модификация
4-AT-A) вышел на грузопассажирскую линию Форда между Детройтом и
Чикаго. Второй самолёт закупила чикагская авиакомпания NAT -
National Air Transport. Она тоже летала из Чикаго в Детройт,
а 1 ноября 1927 продлила маршрут из Детройта в Кливленд (полёт между
этими городами занимал 1 час 40 минут). Позже линия достигла Нью-Йорка.
Таким образом сформировалась трасса Нью-Йорк - Чикаго. Из Чикаго
в Сан-Франциско на Boeing
40A уже летала авиакомпания Boeing Air Transport. Обе
компании договорились о стыковке рейсов. Таким образом в США появилась
возможность регулярно путешествовать по воздуху от Атлантического
до Тихого океана.
|
Ford 4-AT-A авиакомпании NAT
на пути из Детройта в Кливленд
|
Первые шесть самолётов выпустили с двигателями
Wright Whirlwind J-4, остальные с Whirlwind J-5. Whirlwind J-5 имела
и вторая версия - Ford 4-AT-B. Она появилась в 1928. Здесь было
10 пассажирских мест. Один из первых самолётов серии, под названием
"Floyd Bennet", был специально оснащен для полярных экспедиций.
На нём 28 - 29 ноября 1929 Роберт Бёрд совершил полёт на Южный Полюс.
В 1928 году появились ещё две версии. Модель 4-AT-C имела
двигатель Pratt & Whitney Wasp в носу и два Whirlwind J-4 под
крыльями. Был изготовлен всего один экземпляр для Sunbeam Air
Transport. 4-АТ-D отличалась от предыдущих версий бóльшим
размахом крыльев. Эту версию также выпустили всего в одном экземпляре,
не считая ещё одного самолёта, переделанного из 4-AT-B.
Вслед за National Air Transport самолёт стали покупать
и другие американские авиакомпании. Так западное побережье США обслуживала
авиакомпания Maddux Airlines. У неё был самый большой флот
Ford 4-AT - 16 самолётов. Другой крупный покупатель - Eastern
Air Transport, использовал машину на линиях восточного побережья.
В 1929 году появилась версия 4-AT-E. На ней стояли более
мощные двигатели Whirlwind J6. Эта модель перевозила уже 12 пассажиров.
Она эксплуатировалась не только в Америке, но и в Европе. В 1929
один самолёт купила испанская авиакомпания CLASSA. 20 мая
1930 её Ford 4-AT-E начал летать из Мадрида на Канары - в город
Тенерифе. Затем подобный лайнер попал и в другую испанскую авиакомпанию
- LAPE, которая купила ещё один самолёт следующей модификации
- 4-AT-F (улучшенная версия 4-AT-E, появилась в 1931 году). Под
стандарт 4-AT-E в 1929-30 были переделаны несколько Ford 4-AT-B.
Ford 4-AT-E приобретали не только авиакомпании. Часть самолётов,
под названием Ford C-3A, служили в американской армии, часть на
флоте как JR-2.
Подобно тому как массовый автомобиль Форда - Ford T,
получил прозвище Tin Lizzie (Оловянная Лиззи), ставший сразу же
популярным самолёт Форда получил прозвище Tin Goose (Оловянный гусь).
Благодаря простой рациональной конструкции он был удобен в эксплуатации.
Ford 4-AT соответствовал высшим, по тем временам, стандартам удобств.
В нем была туалетная кабина с умывальником, отопление и электрическое
освещение салона. Большие окна обеспечивали пассажирам прекрасный
обзор. Их можно было открывать и закрывать в полёте - благо скорость
и высота полёта позволяли. Хороший обзор был и из пилотской кабины.
В отличие от других самолётов, где управляли штурвалами, на фордовском
лайнере была баранка, как на автомобиле Ford T. Тормоза на колёсах,
с раздельным приводом, и поворотное хвостовое колесо обеспечивали
хорошие манёвренные характеристики во время рулёжек на земле. Благодаря
стартеру двигатели легко запускались. Впервые на авиалайнере стояла
бортовая радиостанция, применялась радионавигация.
Самолёт был достаточно надёжен и мог продолжать полёт
по маршруту при отказе одного из двигателей. Тем не менее несколько
машин потерпели катастрофу. Самая тяжёлая из них - катастрофа самолёта
с бортовым номером NC7683, принадлежащего Colonial Western Airlines.
На нём 17 марта 1929 возле Нью-Йорка нашли свою смерть 13 человек.
Ford 4-AT оказался очень долговечным самолётом. Некоторые
машины летали на линиях до 1970х. Авиакомпания Island Airlines
совершала на них рейсы из Порт-Клинтона в штате Огайо на острова
озера Эри. В 1973 последний экземпляр 4-AT-B попал в аварию, но
затем был восстановлен и в 1985-1986 использовался для демонстрационных
и обзорных полётов.
Несколько самолётов сохранились до наших дней. Один
из них даже летает. Это Ford 4-AT-E, зав. № 146, базирующийся в
Ошкоше (штат Висконсин). Он окрашен в цвета авиакомпании Eastern
Air Transport, которой принадлежал в конце 1920-х. Другие экземпляры
заняли места в музеях, в т.ч. один 4-AT-B в музее Генри Форда в
Дирборне.
|
Конструкция
Цельнометаллический свободнонесущий высокоплан классической схемы
с тремя поршневыми двигателями
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения,
закруглённый сверху, а также в передней и задней части. Конструкция
ферменная из дюралевых секций, со множеством лонжеронов вдоль
корпуса. Обшивка несущая из гофрированного дюраля. В передней
части моторный отсек, затем 2-х местная кабина экипажа (на
первых трёх экземплярах открытая, на следующих закрытая).
За ней пассажирский салон на 10 - 12 человек. Компоновка салона
- в зависимости от требований авиакомпаний: 1)два плетёных
кресла в ряду с проходом между ними, 2)скамьи по бортам, 3)смешанный
вариант. Позади салона туалетная кабина с умывальником и багажное
отделение.
|
|
Салон Ford 4-AT-A авиакомпании National Air Transport
|
Крыло - свободнонесущее трёхлонжеронное с
очень толстым профилем. Несущая обшивка из тонкого гофрированного
дюраля.
Двигатель - три поршневых двигателя, один установлен в моторном
отсеке в носовой части фюзеляжа. Два других под крыльями в гондолах.
В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:
- Pratt & Whitney Wasp - 498 л.с./294 кВт (4-AT-C) 9-ти цилиндровый
воздушного охлаждения (4-AT-C, двигатель в носу)
- Wright Whirlwind J-4 - 200 л.с./149 кВт, 9-ти цилиндровый звёздообразный
воздушного охлаждения (4-AT-A, 4-AT-C)
- Wright Whirlwind J-5 - 220 л.с./162 кВт, 9-ти цилиндровый звёздообразный
воздушного охлаждения (4-AT-B, 4-AT-D)
- Wright R-975 Whirlwind J-6 - 300 л.с./220 кВт, 9-ти цилиндровый
звёздообразный воздушного охлаждения (4-AT-E, 4-AT-F)
винт двухлопастный, запуск двигателя с помощью стартера
Оперение - однокилевое, классической схемы. Стабилизаторы
с рулями высоты подкосные
Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке,
с хвостовым костылём (на первой модификации) или с поворотным хвостовым
колесом (на остальных версиях). На колёсах основных стоек тормоза.
Оборудование - радиостанция, высотомер, указатель скорости,
авиагоризонт, магнитный компас
|
|
Размах крыльев, м
|
22,54
|
|
|
Площадь крыльев, кв.м.
|
72,92
|
|
|
Длина, м
|
15,18
|
|
Высота, м
|
3,6
|
|
Взлетный вес, кг
|
4595
|
|
Вес пустого, кг
|
2948
|
|
Скорость макс., км/ч
|
209
|
|
Скорость крейс., км/ч
|
172
|
|
Потолок,
|
5000
|
|
Дальность полёта, км
|
917
|
|
Коммерческая нагрузка
|
8 - 12 пассажиров (в зависимости от модификации)
|
|
Произведено самолётов
|
78 (14 х 4-AT-A; 37 x 4-AT-B; 1 x 4-AT-C; 1 x 4-AT-D; 24 x 4-AT-E;
1 x 4-AT-F)
|
Ford 4-AT-B (N7584) авиакомпании Island Airlines (США), работал
на линиях с 1928 до 1973 года, в 1985-1986 выполнял обзорные полёты
|
На этой странице использована информация, предоставленная
Бьорном Ларссoном (Швеция). Посетите его сайт Airline
Timetable Images
|
последняя редакция
10.05.2004
|
|