Junkers
G23/G24
Junkers Flugzeugwerke A.G. (Германия)
Первый в мире цельнометаллический трехмоторный авиалайнер
Производство по лицензии -
A.B. Flygindustri (Швеция)
Первый полёт - 18 сентября 1924
Производство
Начало - 1924
Конец - 1929
Эксплуатация
Начало - 1925
Конец - 1934
|
Авиакомпании:
|
|
Германия
|
-Bayerische Luftverkehrs AG (1925-
-Deutsche Luft Hansa AG/Deutsche Lufthansa AG (1926 - 1934)
-Junkers-Luftverkehrs (1925 - 1926)
-Oberschlesische Luftverkehrs AG (1925-1926)
-Sachsische Luftverkehrs AG
-SEVERA (1926-1929)
-Südwestdeutsche Luftverkehrs AG |
|
Швеция
|
-A.B. Aerotransport (1925 - 1932) - 6
-LURAG (1925) |
|
Австрия
|
-ÖLAG Österreichische Luftverkehrs AG (1927
- 1938) |
|
Афганистан
|
? |
|
Бразилия
|
-Sindicato Condor Ltda.(1927 -
1929)
-VARIG Empresa de Viação Aérea Rio-Grandense
(1929 - |
|
Греция
|
-SHCA Société Hellénique
de Communications Aériennes S.A. |
|
Испания
|
-CLASSA - Compania de Liñeas
Aéreas Subvencionadas S.A. (1929 - 1932)
-LAPE - Lineas Aéreas Postales Españolas (1932 - 1940)
-UAE - Unión Aérea Española (1927 - 1929) |
|
Италия
|
-Ala Littoria S.A. (1934 - 1938)
-SAM Società Aerea Mediterranea
-Transadriatica |
|
Китай
|
-Eurasia |
|
Нидерланды
|
? |
|
Польша
|
-PLL Aerolot (1925 - 1928) - 1 |
|
CCCP
|
-Аэрофлот ГУ ГВФ
-Добролёт (1930-1932)
-Полярная Авиация ГУСМП (1932 - 1936)
-Юнкерс - Junkers-Luftverkehr Russland |
|
Турция
|
-Tomtasch |
|
Финляндия
|
-Aero O.Y. (1926-1935) |
|
Швейцария
|
-Ad Astra Aéro A.G. (1925 - 1928) |
Кроме того, военные версии были на вооружении в Испании,
СССР (ВВС и ВМФ), Чили, Югославии.
|
Разработка, производство. В 1922 году к самолёту Junkers
F 13 наконец то пришёл успех. На фирму Гуго Юнкерса посыпалось
множество заказов. Теперь можно было почивать на лаврах. Но не таков
был характер у немецкого предпринимателя. Он уже серьёзно задумался
о создании новых авиалайнеров. Подобно Фоккеру и другим европейским
производителям он предчувствовал грядущий спрос на самолёты большей,
чем у Junkers
F 13 вместимости. Поэтому в 1923 началась разработка 8-местного
лайнера.
Этот самолёт представлял из себя как бы увеличенный в размерах
F
13. Так габариты пассажирской кабины выросли почти в два раза.
Появилось багажное отделение. Возглавил разработку Эрнст Циндель
(Ernst Zindel), поскольку создатель F
13 - Отто Ройтер, к тому времени уже умер. Мощность имевшихся
двигателей не позволяла сделать одномоторный самолёт с заданными
характеристиками. Поэтому проект предусматривал установку трёх Junkers
L-2 - 143 кВт. Однако Международная Авиационная Контрольная Комиссия,
следившая за выполнением Германией Версальского договора, запретила
данный проект. Она расценила его как тайную попытку создания бомбардировщика.
Пришлось делать самолёт с менее мощными двигателями - BMW-IIIa в
носу и двумя Mercedes Benz D-1 на крыльях. Новая модель получила
индекс G23. Самолёт строили на заводе в Дессау в 1924. Первый полёт
совершил пилот Вильгельм Циммерман (Wilhelm Zimmermann) 18 сентября
1924. Одновременно, под покровом секретности, продолжались работы
над вариантом с L-2. Эта машина получила название G24.
Для обхода
запретов был использован приём, отработанный на F
13. Детали планеров стали производить в Дессау под индексом
G23, затем отправляли в шведский город Лимхамн, где находилось дочернее
предприятие Юнкерса A.B. Flygindustri. Там самолёты собирали, ставили
на них двигатели Junkers L-2 и получали G24. С 1925 в Лимхамне наладили
и самостоятельное производство. Легальное производство в Дессау
удалось организовать только в 1926, после смягчения позиции контрольной
комиссии.
В процессе эксплуатации выснилось, что мощность двигателей следует увеличить - в носу поставили Junkers L-5 - 206 кВт. В дальнейшем эти моторы
ставили и на крыльях. Потом появились варианты с ещё более мощными
двигателями. Впрочем, трудно было найти два полностью идентичных
самолёта - почти в каждый экземпляр вносились индивидуальные изменения.
Таким образом на 72 выпущенных в Швеции и Германии самолёта приходилось
около 20 различных модификаций.
|
Эксплуатация. Благодаря тому, что производство Junkers G24 началось в Швеции,
первым обладателем авиалайнера стала шведская же авиакомпания -
A.B. Aerotransport. Всего она имела шесть экземпляров - S-AAAD "Gotaland" (J0833), S-AAAE "Svealand"(J0836), S-AAAF "Skane"(J0837), S-AAAG "Norrland"(J0838), S-AAAX (J0904), S-AABG "Uppland"(J0950). С мая
1925 "Юнкерсы" летали на линии Мальмё - Гамбург - Амстердам.
Затем появились маршруты Стокгольм - Хельсинки, Стокгольм - Мальмё,
Мальмё - Ганновер. Один из самолётов (S-AABG "Uppland")
участвовал в спасении полярной экспедиции Умберто Нобиле после катастрофы
дирижабля Italia в мае 1928. Шведская авиакомпания эксплуатировала
Junkers G24 до 1932, когда на смену им пришли Junkers
Ju52/3m.
Среди первых операторов была и швейцарская
Ad Astra Aero. Первую машину она получила в феврале 1925. Всего авиакомпания из Цюриха приобрела 4 самолёта - CH-132 (J0832), CH-133 "Helvetia" (J0834), CH-134 "Brandenburg"(J0839), CH-135 "Baldur" (J0845).
Основными линиями в то время были Цюрих - Франкфурт, Цюрих - Мюнхен - Вена, Женева - Цюрих - Мюнхен. Машины работали в авиакомпании недолго. В конце 1926 они были проданы Deutsche Luft Hansa.
G24 поступали и
в немецкие авиакомпании. Пока действовали запреты, приходилось прибегать
к маскировке - в Германии самолёты регистрировали как G23. Главным заказчиком G24 стала возникшая в 1926 авиакомпания
Deutsche Luft Hansa. На её линиях работало 25 самолётов.
Пилоты "Люфтганзы" установили ряд мировых достижений.
Так 1 мая 1926 они открыли первую в мире ночную пассажирскую линию
из Берлина в Кёнигсберг. Затем последовал дальний перелёт двух G24
из Берлина в Пекин через СССР. Он начался 24 июля 1926. В Пекин
самолёты прибыли 8 сентября, а назад вернулись 26 октября. Машины
преодолели расстояние 20000 километров за 140 лётных часов без каких
либо серьёзных технических проблем. Следующий год отмечен побитием
ряда рекордов скорости и дальности с грузом 1000 кг и 2000 кг. G24
обслуживали линии из Берлина в города Германии и ряд европейских
центров - Варшаву, Прагу, Вену, Барселону и т.д.
Самолёт пользовался спросом и в Испании.
Здесь первым оператором Junkers G24 была авиакомпания UAE - Unión
Aérea Española, созданная при участии Гуго Юнкерса.
Два самолёта, ранее принадлежавшие A.B. Aerotransport, прибыли
в апреле 1927. В Испании они получили следующие регистрации и имена
- М-AJAJ "Sevilla" и М-CABB "Madrid". В соответствии
с названиями, самолёты использовались на линиях Севилья - Лиссабон
и Мадрид - Лиссабон. Годом позже машины вернули в Германию, взамен
авиакомпания получила новый экземпляр, зарегистрированный как M-CADA.
В то время UAE вошла в состав вновь образованного консорциума
CLASSA, под флагом которого с сентября 1928 самолёт начал
летать по маршруту Мадрид - Севилья. В 1929 CLASSA приобрела
ещё три экземпляра - M-CAAF, M-CAFF и M-CFFA. 17 октября 1929 M-CAFF
разбился, остальные обслуживали линии Мадрид - Барселона и Мадрид
- Севилья. Сначала в цветах CLASSA, с 1932 в LAPE,
где сменили регистрации на EC-ADA, EC-CAF и EC-FFA. EC-FFA пережил
гражданскую войну - свою службу он закончил в ноябре 1940.
Авиалайнеры приобретали и другие страны Европы - Австрия,
Греция, Италия, Финляндия. Польская компания Aerolot приобрела один
экземпляр Junkers G23W- P-PAWA Wotan(сер. J0841) из числа произведённых
в Швеции. G24 летали на линиях Ближнего Востока и Латинской Америки.
Их покупали как старые клиенты Юнкерса, так и новые.
Одним из крупнейших пользователей был СССР. В 1925 самолёт
был заказан в варианте бомбардировщика. Для данной версии Junkers
переделал центроплан, носовую часть, заделал окна, оборудовал бомболюки
и места под стрелковые установки. Самолёт получил индекс K-30. Производственный
процесс для этой машины получился слишком длинным. Детали изготавливали
в Дессау. Затем их везли в Лимхамн где производилась сборка. Затем
самолёты привозили в московские Фили, где на концессионном заводе
Юнкерса устанавливалось вооружение. (В 1927 концессионный договор
был расторгнут, завод национализирован и получил название ГАЗ №22
- ныне это завод им. Хруничева.) Готовые изделия выходили под названием
ЮГ-1. Таким образом было построено, по разным данным, 23 или 30
самолётов. (Затем в Лимхамне построили 5 подобных машин для Чили,
а в Дессау 3 для Испании и 2 для Югославии). Вначале ЮГ-1 служили
в качестве бомбардировщиков ВВС и морской авиации. Один из самолётов
Балтфлота в 1928 принимал участие в спасении полярной экспедиции
Умберто Нобиле. Экипажу Бориса Чухновского удалось обнаружить двух
членов итальянской экспедиции. В 1930-1931 с самолётов сняли вооружение
и передали сначала в Добролёт, а после его реорганизации
в Аэрофлот. Эти самолёты летали на линиях Сибири и Дальнего
Востока - в основном в поплавковом варианте. Были они в Полярной
авиации - выполняли авиаперевозки на Чукотке.
Следует отметить, что с появлением более мощных двигателей
ряд самолётов переделали в одномоторную версию F-24. Но это тема
отдельного разговора.
|
Конструкция
Цельнометаллический трёхмоторный низкоплан классической схемы
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения, закруглённый сверху.
Конструкция ферменная из дюралиевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная.
В передней части моторный отсек, затем закрытая пилотская кабина.
За ней пассажирский салон на 8 - 10 человек - по 2 кресла в ряду.
Между сиденьями проход.
Крыло - свободнонесущее с толстым профилем. Обшивка из тонкого
гофрированного дюраля. Крыло состоит из центроплана и двух консолей.
Двигатель - три поршневых двигателя, один установлен в моторном
отсеке в носовой части фюзеляжа. Два других на крыльях, на стыке
центроплана и консолей. В зависимости от модификации устанавливались
следующие двигатели:
- BMW-Va - 358 л.с./ 265 кВт
- Gnome Rhone Jupiter - 506 л.с./375 кВт
- Isotta Fraschini - 497 л.с./368 кВт
- Junkers L2 - 248 л.с./ 184 кВт 6-ти цилиндровый рядный
- Junkers L5 - 297 л.с./220 кВт 6-ти цилиндровый рядный
- Mercedes Benz DI - 100 л.с./74 кВт,
более мощные двигатели устанавливались в носовой части фюзеляжа,
менее мощные на крыльях. Стандартные варианты - 1 x L5 + 2 x L2;
3 x L2; 3 x L5;
Оперение - однокилевое, классической схемы
Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке,
с хвостовым костылём. На ряде экземпляров вместо колёс устанавливались
стойки с двумя поплавками. В СССР зимой устанавливали лыжи
|
|
|
|
G23
|
G24
|
|
|
|
|
|
|
|
Размах крыла, м
|
28,50
|
29,90
|
|
|
|
|
|
|
|
Площадь крыла, кв.м
|
89
|
97,8
|
|
|
|
|
|
|
|
Длина, м
|
15,25
|
15,69
|
|
|
|
|
|
|
|
Высота, м
|
5,9
|
5,9
|
|
|
|
|
|
|
|
Взлетный вес, кг.
|
5450
|
6500
|
|
|
|
|
|
|
|
Вес пустого, кг.
|
3600
|
4370
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость макс., км/час
|
170
|
182
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость крейс., км/час
|
150
|
175
|
|
|
|
|
|
|
|
Потолок, м
|
3800
|
4700
|
|
|
|
|
|
|
|
Дальность полёта, км
|
1000
|
1300
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество пассажиров
|
8 - 9
|
9 - 10
|
|
|
|
|
|
|
|
Произведено самолётов
|
72
|
|
|
последняя редакция
15.06.2011
|
|