Junkers G23/G24

Junkers Flugzeugwerke A.G. (Германия)

Первый в мире цельнометаллический трехмоторный авиалайнер

Производство по лицензии -
A.B. Flygindustri (Швеция)

Первый полёт - 18 сентября 1924

Производство
Начало - 1924
Конец - 1929

Эксплуатация
Начало - 1925
Конец - 1934


Авиакомпании:

 

Германия

-Bayerische Luftverkehrs AG (1925-
-Deutsche Luft Hansa AG/Deutsche Lufthansa AG (1926 - 1934)
-Junkers-Luftverkehrs (1925 - 1926)
-Oberschlesische Luftverkehrs AG (1925-1926)
-Sachsische Luftverkehrs AG
-SEVERA (1926-1929)
-Südwestdeutsche Luftverkehrs AG
 

Швеция

-A.B. Aerotransport (1925 - 1932) - 6
-LURAG (1925)
 

Австрия

-ÖLAG Österreichische Luftverkehrs AG (1927 - 1938)
 

Афганистан

?
 

Бразилия

-Sindicato Condor Ltda.(1927 - 1929)
-VARIG Empresa de Viação Aérea Rio-Grandense (1929 -
 

Греция

-SHCA Société Hellénique de Communications Aériennes S.A.
 

Испания

-CLASSA - Compania de Liñeas Aéreas Subvencionadas S.A. (1929 - 1932)
-LAPE - Lineas Aéreas Postales Españolas (1932 - 1940)
-UAE - Unión Aérea Española (1927 - 1929)
 

Италия

-Ala Littoria S.A. (1934 - 1938)
-SAM Società Aerea Mediterranea
-Transadriatica
 

Китай

-Eurasia
 

Нидерланды

?
 

Польша

-PLL Aerolot (1925 - 1928) - 1
 

CCCP

-Аэрофлот ГУ ГВФ
-Добролёт (1930-1932)
-Полярная Авиация ГУСМП (1932 - 1936)
-Юнкерс - Junkers-Luftverkehr Russland
 

Турция

-Tomtasch
 

Финляндия

-Aero O.Y. (1926-1935)
 

Швейцария

-Ad Astra Aéro A.G. (1925 - 1928)


  Кроме того, военные версии были на вооружении в Испании, СССР (ВВС и ВМФ), Чили, Югославии.


  Разработка, производство. В 1922 году к самолёту Junkers F 13 наконец то пришёл успех. На фирму Гуго Юнкерса посыпалось множество заказов. Теперь можно было почивать на лаврах. Но не таков был характер у немецкого предпринимателя. Он уже серьёзно задумался о создании новых авиалайнеров. Подобно Фоккеру и другим европейским производителям он предчувствовал грядущий спрос на самолёты большей, чем у Junkers F 13 вместимости. Поэтому в 1923 началась разработка 8-местного лайнера.
  Этот самолёт представлял из себя как бы увеличенный в размерах F 13. Так габариты пассажирской кабины выросли почти в два раза. Появилось багажное отделение. Возглавил разработку Эрнст Циндель (Ernst Zindel), поскольку создатель F 13 - Отто Ройтер, к тому времени уже умер. Мощность имевшихся двигателей не позволяла сделать одномоторный самолёт с заданными характеристиками. Поэтому проект предусматривал установку трёх Junkers L-2 - 143 кВт. Однако Международная Авиационная Контрольная Комиссия, следившая за выполнением Германией Версальского договора, запретила данный проект. Она расценила его как тайную попытку создания бомбардировщика.
  Пришлось делать самолёт с менее мощными двигателями - BMW-IIIa в носу и двумя Mercedes Benz D-1 на крыльях. Новая модель получила индекс G23. Самолёт строили на заводе в Дессау в 1924. Первый полёт совершил пилот Вильгельм Циммерман (Wilhelm Zimmermann) 18 сентября 1924. Одновременно, под покровом секретности, продолжались работы над вариантом с L-2. Эта машина получила название G24.
  Для обхода запретов был использован приём, отработанный на F 13. Детали планеров стали производить в Дессау под индексом G23, затем отправляли в шведский город Лимхамн, где находилось дочернее предприятие Юнкерса A.B. Flygindustri. Там самолёты собирали, ставили на них двигатели Junkers L-2 и получали G24. С 1925 в Лимхамне наладили и самостоятельное производство. Легальное производство в Дессау удалось организовать только в 1926, после смягчения позиции контрольной комиссии.
   В процессе эксплуатации выснилось, что мощность двигателей следует увеличить - в носу поставили Junkers L-5 - 206 кВт. В дальнейшем эти моторы ставили и на крыльях. Потом появились варианты с ещё более мощными двигателями. Впрочем, трудно было найти два полностью идентичных самолёта - почти в каждый экземпляр вносились индивидуальные изменения. Таким образом на 72 выпущенных в Швеции и Германии самолёта приходилось около 20 различных модификаций.


  Эксплуатация. Благодаря тому, что производство Junkers G24 началось в Швеции, первым обладателем авиалайнера стала шведская же авиакомпания - A.B. Aerotransport. Всего она имела шесть экземпляров - S-AAAD "Gotaland" (J0833), S-AAAE "Svealand"(J0836), S-AAAF "Skane"(J0837), S-AAAG "Norrland"(J0838), S-AAAX (J0904), S-AABG "Uppland"(J0950). С мая 1925 "Юнкерсы" летали на линии Мальмё - Гамбург - Амстердам. Затем появились маршруты Стокгольм - Хельсинки, Стокгольм - Мальмё, Мальмё - Ганновер. Один из самолётов (S-AABG "Uppland") участвовал в спасении полярной экспедиции Умберто Нобиле после катастрофы дирижабля Italia в мае 1928. Шведская авиакомпания эксплуатировала Junkers G24 до 1932, когда на смену им пришли Junkers Ju52/3m.
Junkers G24 (сер. J0837)
S-AAAF "Skene"
A.B. Aerotransport
крупное изображение

  Среди первых операторов была и швейцарская Ad Astra Aero. Первую машину она получила в феврале 1925. Всего авиакомпания из Цюриха приобрела 4 самолёта - CH-132 (J0832), CH-133 "Helvetia" (J0834), CH-134 "Brandenburg"(J0839), CH-135 "Baldur" (J0845). Основными линиями в то время были Цюрих - Франкфурт, Цюрих - Мюнхен - Вена, Женева - Цюрих - Мюнхен. Машины работали в авиакомпании недолго. В конце 1926 они были проданы Deutsche Luft Hansa.
Junkers G24 (сер. J0834)
CH-133 "Helvetia"
Ad Astra Aero
крупное изображение



   G24 поступали и в немецкие авиакомпании. Пока действовали запреты, приходилось прибегать к маскировке - в Германии самолёты регистрировали как G23. Главным заказчиком G24 стала возникшая в 1926 авиакомпания Deutsche Luft Hansa. На её линиях работало 25 самолётов. Пилоты "Люфтганзы" установили ряд мировых достижений. Так 1 мая 1926 они открыли первую в мире ночную пассажирскую линию из Берлина в Кёнигсберг. Затем последовал дальний перелёт двух G24 из Берлина в Пекин через СССР. Он начался 24 июля 1926. В Пекин самолёты прибыли 8 сентября, а назад вернулись 26 октября. Машины преодолели расстояние 20000 километров за 140 лётных часов без каких либо серьёзных технических проблем. Следующий год отмечен побитием ряда рекордов скорости и дальности с грузом 1000 кг и 2000 кг. G24 обслуживали линии из Берлина в города Германии и ряд европейских центров - Варшаву, Прагу, Вену, Барселону и т.д.
Junkers G24 (сер. J0909)
D-901 "Ostmark"
Deutsche Luft Hansa
крупное изображение

  Самолёт пользовался спросом и в Испании. Здесь первым оператором Junkers G24 была авиакомпания UAE - Unión Aérea Española, созданная при участии Гуго Юнкерса. Два самолёта, ранее принадлежавшие A.B. Aerotransport, прибыли в апреле 1927. В Испании они получили следующие регистрации и имена - М-AJAJ "Sevilla" и М-CABB "Madrid". В соответствии с названиями, самолёты использовались на линиях Севилья - Лиссабон и Мадрид - Лиссабон. Годом позже машины вернули в Германию, взамен авиакомпания получила новый экземпляр, зарегистрированный как M-CADA. В то время UAE вошла в состав вновь образованного консорциума CLASSA, под флагом которого с сентября 1928 самолёт начал летать по маршруту Мадрид - Севилья. В 1929 CLASSA приобрела ещё три экземпляра - M-CAAF, M-CAFF и M-CFFA. 17 октября 1929 M-CAFF разбился, остальные обслуживали линии Мадрид - Барселона и Мадрид - Севилья. Сначала в цветах CLASSA, с 1932 в LAPE, где сменили регистрации на EC-ADA, EC-CAF и EC-FFA. EC-FFA пережил гражданскую войну - свою службу он закончил в ноябре 1940.
Junkers G24 (сер. J0905)
M-AJAJ "Sevilla"
Unión Aérea Española
крупное изображение


  Авиалайнеры приобретали и другие страны Европы - Австрия, Греция, Италия, Финляндия. Польская компания Aerolot приобрела один экземпляр Junkers G23W- P-PAWA Wotan(сер. J0841) из числа произведённых в Швеции. G24 летали на линиях Ближнего Востока и Латинской Америки. Их покупали как старые клиенты Юнкерса, так и новые.
  Одним из крупнейших пользователей был СССР. В 1925 самолёт был заказан в варианте бомбардировщика. Для данной версии Junkers переделал центроплан, носовую часть, заделал окна, оборудовал бомболюки и места под стрелковые установки. Самолёт получил индекс K-30. Производственный процесс для этой машины получился слишком длинным. Детали изготавливали в Дессау. Затем их везли в Лимхамн где производилась сборка. Затем самолёты привозили в московские Фили, где на концессионном заводе Юнкерса устанавливалось вооружение. (В 1927 концессионный договор был расторгнут, завод национализирован и получил название ГАЗ №22 - ныне это завод им. Хруничева.) Готовые изделия выходили под названием ЮГ-1. Таким образом было построено, по разным данным, 23 или 30 самолётов. (Затем в Лимхамне построили 5 подобных машин для Чили, а в Дессау 3 для Испании и 2 для Югославии). Вначале ЮГ-1 служили в качестве бомбардировщиков ВВС и морской авиации. Один из самолётов Балтфлота в 1928 принимал участие в спасении полярной экспедиции Умберто Нобиле. Экипажу Бориса Чухновского удалось обнаружить двух членов итальянской экспедиции. В 1930-1931 с самолётов сняли вооружение и передали сначала в Добролёт, а после его реорганизации в Аэрофлот. Эти самолёты летали на линиях Сибири и Дальнего Востока - в основном в поплавковом варианте. Были они в Полярной авиации - выполняли авиаперевозки на Чукотке.
  Следует отметить, что с появлением более мощных двигателей ряд самолётов переделали в одномоторную версию F-24. Но это тема отдельного разговора.


Конструкция
Цельнометаллический трёхмоторный низкоплан классической схемы

Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Конструкция ферменная из дюралиевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная. В передней части моторный отсек, затем закрытая пилотская кабина. За ней пассажирский салон на 8 - 10 человек - по 2 кресла в ряду. Между сиденьями проход.

Крыло - свободнонесущее с толстым профилем. Обшивка из тонкого гофрированного дюраля. Крыло состоит из центроплана и двух консолей.

Двигатель - три поршневых двигателя, один установлен в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа. Два других на крыльях, на стыке центроплана и консолей. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:

- BMW-Va - 358 л.с./ 265 кВт
- Gnome Rhone Jupiter - 506 л.с./375 кВт
- Isotta Fraschini - 497 л.с./368 кВт
- Junkers L2 - 248 л.с./ 184 кВт 6-ти цилиндровый рядный
- Junkers L5 - 297 л.с./220 кВт 6-ти цилиндровый рядный
- Mercedes Benz DI - 100 л.с./74 кВт,
более мощные двигатели устанавливались в носовой части фюзеляжа, менее мощные на крыльях. Стандартные варианты - 1 x L5 + 2 x L2; 3 x L2; 3 x L5;

Оперение - однокилевое, классической схемы

Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым костылём. На ряде экземпляров вместо колёс устанавливались стойки с двумя поплавками. В СССР зимой устанавливали лыжи

 

     
G23
G24
       
     

Размах крыла, м

28,50
29,90
       
     

Площадь крыла, кв.м

89
97,8
       
     

Длина, м

15,25
15,69
       
     

Высота, м

5,9
5,9
       
     

Взлетный вес, кг.

5450
6500
       
     

Вес пустого, кг.

3600
4370
       
     

Скорость макс., км/час

170
182
       
     

Скорость крейс., км/час

150
175
       
     

Потолок, м

3800
4700
       
     

Дальность полёта, км

1000
1300
       
     

Количество пассажиров

8 - 9
9 - 10
       
     

Произведено самолётов

72
 

последняя редакция 15.06.2011

На титульную страницу
Hosted by uCoz