Туполев Ту-154


эксплуатация в авиакомпаниях СНГ и Прибалтики (авиакомпании СССР и России представлены здесь, остальные здесь)
 

Азербайджан

- AZAL
- IMAIR Airline
- Turan Air
 

Армения

- Arax
- Armavia
- Armenian Airlines
 

Белоруссия

- Белавиа
- Гомельавиа
 

Грузия

- Air Georgia
- Georgian Airways
- Transair Georgia/Orbi Georgian Airways (1991-1998)
 

Казахстан

- Азамат
- Атырау ауе жолы
- Саяхат
- Южная
- Aeroservice
- Berkut Air
- KazAir/ Air Kazakstan/ Air Kazakhstan (1993-2004)
- SAN Air Company
- Taraz Wings Aircompany
- VIP Avia
 

Киргизия

- Itek Air
- Алтын Эйр
- Кыргызстан аба жолдору
 

Латвия

- Latavio Latvijas aviolоnijas (1991-1995)
- Latpass Airlines
 

Молдавия

- Air Moldova
- MTA - Moldtransavia
 

Таджикистан

- Tajik Air/ Tajikistan Airlines
 

Узбекистан

- Uzbekistan Airways
 

Украина

- Авиалинии Донбасса
- Авиалинии Украины
- Атлант-СВ
- Луганские авиалинии
- Одесские авиалинии
- Украинская авиационная транспортная компания
- BSL Airlines
- Crimea Air
 

Эстония

- Elk Airways


   Азербайджан

  Imair. Через руки первой частной авиакомпании Азербайджана прошли три Ту-154Б и три Ту-154М. Работали на регулярных линиях СНГ - из Баку в Москву, Санкт-Петербург, Сургут, Ташкент, Астану и Алма-Ату. Также летали в дальнее зарубежье - в Прагу, Бейркт, Бодрум. Imair прекратила деятельность в ноябре 2009. Два последних экземпляра (4K-85732 и 4K-AZ17) были выставлены на продажу.


   Грузия

  Transair Georgia/Orbi Georgian Airways. В Грузию Ту-154 летал с 1971, ещё во время опытной экслуатации. В Грузинское УГА машины начали поступать в 1976. Всего до распада СССР в Грузию поступило 11 самолётов. В 1991 взамен республиканского управления была создана авиакомпания Transair Georgia, которая в 1992 сменила имя на Orbi Georgian Airways. Она приобрела дополнительно пять Ту-154Б-2. Прекратила деятельность в 1998.
Ту-154Б-2 (сер. 430)
авиакомпании Orbi
бортовой 4L-85430
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


   Казахстан

   KazAir/ Air Kazakstan/ Air Kazakhstan. Казахстанское УГА получило Ту-154 одним из первых - ещё в октябре 1974. По общему количеству поставленных в советское время "тушек" - 30 экземпляров, управление тоже лидировало. Большинство из оставшихся к 1993 самолётов получила вновь созданная национальная авиакомпания KazAir - Казахстан Ауе Жолы. В том же году компания купила у "Авиакора" три новых Ту-154М - UN-85775, UN-85780,UN-85781. Кроме того были приобретены дополнительные самолёты в России и Румынии. Авиалайнеры (всего их было 26) использовались на международных линиях (в Москву, на Ближний Восток) и на некоторых внутренних. Деятельность KazAir была не очень успешной, главным образом из-за тарифной политики правительства. Просуществовав три года, компания обанкротилась и подверглась реорганизации. Новая структура получила название Air Kazakstan (с 2002 Air Kazakhstan). Доставшиеся ей Ту-154 летали из Астаны в Москву и в Алма-Ату, из Алма-Аты в Москву и Кустанай. Проблемы продолжали преследовать и эту компанию - в итоге банкротство в феврале 2004. Большая часть принадлежавших ей "тушек" стала на прикол.
   Обладателями Ту-154 в Казахстане были ещё несколько авиакомпаний - Саяхат, Aeroservice, SAN Air, VIP Avia, Taraz Wings, Azamat, Атырау ауе жолы из города Атырау (бывш. Гурьев), и чартерная Berkut Air
Ту-154М (сер. 965)
Air Kazakstan
бортовой UN-85781
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


   Латвия

   Латвийское управление ГА получило первые три Ту-154 в 1981. После обретения независимости в 1991 на базе республиканского управления Аэрофлота была создана государственная компания Lataviо. К тому времени флот латвийских Ту-154 составлял восемь машин. Однако успешной деятельность Lataviо назвать нельзя. Уже в 1995 году, несмотря на финансовые инъекции американцев, компания обанкротилась. Её флот был распродан в авиакомпании России, Казахстана, Азербайджана. Один Ту-154Б-2 (YL-LAB, до того CCCP-85515) попал в руки латвийской компании Latpass.
Ту-154Б-2 (сер.515)
авиакомпании Latavio
бортовой номер YL-LAB
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


   Молдавия

   Air Moldova. Молдавское управление ГА получило Ту-154 только в 1987, когда в Кишинёвском аэропорту была построена ВПП длиной 3590 метров. Всего имелось 9 машин - Ту-154Б с бортовыми номерами СССР-85044 (044), СССР-85090 (090); Ту-154Б-1 - СССР-85285 (285); Ту-154Б-2 - СССР-85324 (324), СССР-85332 (332), СССР-85384 (384), СССР-85405 (405), СССР-85409 (409), СССР-85565 (565). Самолёты летали на самых напряжённых трассах.
   В 1990 - 1992 в стране возникла сложная политическая ситуация, закончившаяся вооружённым конфликтом на Днестре. Затем последовало катастрофические обнищание населения. В результате объём перевозок резко упал. В 1993 дошло до того, что две недели ни один самолёт не поднимался в воздух. Некоторое время Ту-154 использовались лишь для полётов в Москву. Однако предложение было явно выше спроса. В лучше случае самолёт летал наполовину пустым. В итоге Ту-154 был поставлен на прикол. Затем наступило некоторое оживление. Однако с перевозками справлялись лайнеры меньшей вместимости. В этой ситуации большинство "тушек" распродали в российские и казахстанские авиакомпании. Оставшиеся две машины закончили свой век на стоянке Кишинёвского аэропорта.
Ту-154Б-2 (сер. 324)
авиакомпании Air Moldova
бортовой номер ER-85324
крупное изображение
© Парамонник М.Л.

   Moldtransavia. В 1999 - 2003 в Кишинёве была авиакомпания, имевшая Ту-154М с бортовым ER-TAG (895). Moldtransavia использовала самолёт для выполнения чартерных рейсов в Объединённые Арабские Эмираты. Также выполняли полёты в Восточную Азию и Европу. Однако спрос был невелик. В итоге самолёт был продан в Болгарию.


   Таджикистан

   Tajik Air/Tajikistan Airlines/Точикистон. После распада СССР Таджикистан располагал девятью Ту-154Б. Имелось также два Ту-154М. Внутренняя обстановка в Таджикистане, пожалуй, была самой тяжёлой среди бывших республик СССР. Это не способствовало нормальной работе гражданской авиации. Лишь в 1995, после нормализации положения появилась возможность восстановить нормальную работу аэропорта Душанбе и возобновить регулярные полёты в города России, а также организовать рейсы в страны Ближнего и Среднего Востока. В том же году стала возможной эксплуатация Ту-154 в Худжанде - центре Северного Таджикистана. Из этого города были организованы рейсы в Дели, Алеппо, Шарджу, Джидду, а также в российские города - Москву, Екатеринбург, Новосибирск. В конце 1990-х Tajikistan Airlines наладил регулярное сообщение со странами Европы. С этой целью была проведена модернизация флота. Приобретены дополнительно два Ту-154М. Проведена модернизация навигационного оборудования. С июля 2004 Ту-154 летали по маршруту Дели - Шарджа. Благодаря низким тарифам линия пользовалась большим спросом у индийских гастарбайтеров, работающих в Объединённых Арабских Эмиратах. До сих пор на линиях летают два Ту-154М - EY-85692, EY-85717.
Ту-154М (сер. 864)
Tajikistan Airlines
бортовой номер EY-85691
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


   Узбекистан

   Uzbekistan Airlines. Национальная авиакомпания Узбекистана располагала двадцатью Ту-154Б и пятью Ту-154М. Они работали на основных магистральных линиях авиакомпании, пока их не сменили самолёты более современных моделей. С 1 января 2011 года Uzbekistan Airlines выводит из эксплуатации последние оставшиеся экземпляры.


   Украина

   После распада СССР большинство Ту-154 находилось в распоряжении новоиспечённых Авиалиний Украины. Всего через руки авиакомпании прошли 39 Ту-154А, Ту-154Б/Б-1/Б-2. Число машин быстро сокращалось. На момент прекращения деятельности в 2004 у авиакомпании их осталось только три.
Ту-154Б-2 (сер. 460)
Авиалинии Украины
бортовой UR-85460
крупное изображение
© Парамонник М.Л.

   12 авиалайнеров имели Одесские авиалинии. В первые годы после развала Союза объём перевозок заметно упал. Спад продолжался до 1999 года. В результате у компании осталось пять "тушек" из которых на ходу были только две. К настоящему времени все они списаны.
   Два Ту-154Б-2 имела симферопольская авиакомпания Crimea Air (UR-85513 и UR-85526), кроме того, два Ту-154М она брала "напрокат" в России. Один самолёт эксплуатировала не существующая ныне авиакомпания Атлант-СВ.


Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.

Спасибо М.Л. Парамоннику, любезно предоставившему иллюстрации.

назад

 

На титульную страницу
Hosted by uCoz