Туполев Ту-154


эксплуатация в авиакомпаниях СССР и России

 

СССР

- Аэрофлот - МГА СССР (1972-1992)
 

Россия

- AJT Air International
- IDF Iron Dragon Fly
- C-Air
- East Line
- KrasAir Красноярские авиалинии (1992-2008)
- Абакан-Авиа
- Авиалинии Дагестана
- Авиалинии Кубани (2000-2007) - 4
- Авиалинии Хакасии
- Авиапрад
- Авиаэкспресскруиз
- Авиаэнерго
- Алак
- Алроса Мирнинское авиапредприятие
- Архангельские воздушные линии/ Аэрофлот-Норд/ Нордавиа
- Атлант-Союз
- Аэроволга
- Аэрокузнецк
- Аэрофлот - Российские авиалинии (1992-2010) - 40
- Аякс
- Байкал
- Башкирские Авиалинии
- Бурятские Авиалинии
- Братск Авиа
- Владивосток Авиа (1995-2010) - 14
- Внуковское ПО/ Внуковские Авиалинии (1992-2001)
- Газпромавиа
- Громов Эйр
- Дальавиа
- Донавиа/Аэрофлот-Дон
- Евразия
- Иркавиа
- Кавминводыавиа
- Калининградавиа
- Карат
- КНГ-Трансавиа
- Когалымавиа
- Континентальные авиалинии
- Континент
- Корсар
- Мавиал - Магаданские авиалинии
- МАЛС - Международная Ассоциация Людей Севера
- Мурманские авиалинии
- Нижегородские авиалинии
- Омскавиа
- Оренбургские Авиалинии
- Орёл Авиа
- Пермские авиалинии
- Пулково (1992-2006)
- Россия (1992-2009) - 39
- Самара (1993-2009) - 23
- Саха авиа
- СИАТ Сибавиатранс
- Сибирь - S7 Airlines (1992-2008) - 54
- Сочинские авиалинии
- Татарстан - Казанское авиапредприятие
- Татнефть
- Трансевропейские авиалинии
- Тюменские авиалинии
- Тюменьавиатранс/UTAir
- Уральские авиалинии (с 1992)
- Челябинское Авипредприятие
- Черномор Авиа
- Чита Авиа
- Энкор (1997-2004) - 6
- Якутия
- Якутские Авиалинии
- Ямал

 
  СССР

  Аэрофлот. Вслед за первым рейсом в Минводы, в феврале 1972 начались полёты из Внуково в Симферополь и Сочи. В 1973 внуковские Ту-154 начали летать в Челябинск, Джамбул, Уральск, Целиноград. В 1971 - 1972 первые "тушки" поступили в шереметьевское предприятие ЦУМВС, что позволило летом 1972 вывести их на международные линии Москва - Прага (с 1 августа), Москва - Берлин, Москва - Париж.
  В июле 1974 Ту-154 стали базироваться в новосибирском аэропорту Толмачёво (Западно-Сибирское УГА). Первый рейс Новосибирск - Москва состоялся 8 августа 1974. В конце года Ту-154А начали обживаться в куйбышевском аэропорту Курумоч. В 1974 самолёты стали поступать и в союзные республики. Бориспольское авиапредприятие ввело Ту-154 в эксплуатацию в сентябре, Алма-атинское в октябре 1974.
  В 1975 авиалайнеры стали летать из Пулкова (Ленинград), Кольцова (Свердловск), Иркутска. В 1976 Ту-154 получили авиапредприятия Тбилиси, Красноярска и Еревана. В 1977 - Баку, Горького, Донецка, Минеральных Вод, Кемерова, Норильска, Петропавловска-Камчатского, Ташкента, Хабаровска, Томска, Уфы. Сеть линий охватила всю страну. В том же году Московское и Западно-Сибирское управления освоили полёты с экипажем без штурмана. В 1980 самолёт выполнял уже 40% общего объёма перевозок Аэрофлота. Ту-154 стал основным магистральным лайнером. В 1981 на Ту-154Б-2 впервые начали выполняться внутренние рейсы с обслуживанием по первому классу (на курортных маршрутах).
  В 1985 в Аэрофлот стали поступать первые Ту-154М. Их получало Внуковское ПО для замены Ту-154 первых лет выпуска. В 1987 машины с соловьёвскими двигателями поступили и в ЦУМВС. С 1988 машины пошли в региональные управления. Однако разразившийся системный кризис привёл к краху как Советский Союз, так и союзный Аэрофлот. Дальнейшая эксплуатация авиалайнера связана уже с авиакомпаниями России и других государств, возникших на обломках СССР.
Ту-154 (сер. 0010)
Аээрофлот - МГА СССР
бортовой СССР-85010 
(ранний вариант окраски)
крупное изображение
© Парамонник М.Л.



   Россия

   Аэрофлот Российские Авиалинии. После распада СССР брэнд советского перевозчика достался авиакомпании, возникшей на базе Шереметьевского ЦУМВС. Новых Ту-154 российский Аэрофлот не заказывал, однако флот пополнялся за счёт машин, выкупаемых у авиакомпаний бывшего соцлагеря. Вначале "тушки" летали на международных линиях, но в 1995 стали использоваться и внутри России. Количество Ту-154 постепенно сокращалось, хотя их доля оставалась высокой ещё 10 лет. В 2006 Аэрофлот имел 96 самолётов, из них 25 экземпляров составляли Ту-154М. С целью сокращения расходов на авиатопливо и ГСМ Аэрофлот провёл модернизацию самолётов. Ту-154М были перекрашены современными эмалями, все неровности и шероховатости выровнены, установлены законцовки крыла. Первые машины были переоборудованы в марте 2006. Испытания показали, что при полёте на дальность 5000 км и коммерческой загрузке 14 т экономия топлива составила 800 кг. Эксплуатация Ту-154М закончилась в начале 2010.
Ту-154М (сер. 817)
Аэрофлот Российские авиалинии

бортовой RA-85663 
расцветка 2003 года
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


   Внуковские авиалинии имели самый большой флот Ту-154. Сначала машины летали на внутренних линиях. В 1992, после получения соответствующей лицензии, внуковские "тушки" появились на международных трассах. В том же году компания приобрела восемь новых Ту-154М, произведённых в "Авиакоре". Туполевские машины составляли основу флота компании.
  В конце 2000 возникли серьёзные проблемы. В результате Внуковские авиалинии оказались поглощёнными Сибирью (с 2005 S7 Airlines). С этих пор крупнейшим эксплуатантом Ту-154 стала авиакомпания из Новосибирска (полный реестр здесь). Ещё в 1991 году новосибирские Ту-154М стали летать на международных трассах - сначала чартерных, затем и регулярных. В следующем году на некоторых самолётах были оборудованы салоны бизнес-класса. Международные рейсы выполнялись из Новосибирска и других городов Западной Сибири. Даже при невысокой частоте полетов они приносили неплохую выручку. Поэтому, несмотря на значительное падение пассажиропотока внутри России, Сибирь приобретала у других авиакомпаний дополнительные "тушки".
   В 2001 общий налёт Ту-154 составил около 47 тысяч часов или 83,3% всего налёта авиакомпании. После слияния с Внуковскими авиалиниями число Ту-154 превысило 40. Основные линии, где работали эти машины - из Новосибирска, Томска, Барнаула и Кемерово в Москву. Высоким был объём перевозок в северном направлении - в Якутск, Новый Уренгой, Нижневартовск и Норильск. Ту-154М широко использовались и на международных линиях. Ту-154Б были сняты с эксплуатации в октябре 2004 ((оставшиеся восемь машин). Ту-154М прератили обслуживать регулярные линии S7 Airlines в ноябре 2008.
Ту-154Б-2 (сер. 0237)
авиакомпании Сибирь
бортовой RA-85237
расцветка 1990-х
крупное изображение
© Парамонник М.Л.

тот же самолёт
в расцветке 2003 года
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


   Авиакомпания Пулково из Санкт-Петербурга занимала третье, после Сибири и Аэрофлота, место по числу Ту-154. В 2004 она имела десять Ту-154Б и девятнадцать Ту-154М. В 1990-е Пулково была одной из немногих компаний, заказавшей у "Авиакора" новые машины данного типа. Покупались и подержанные машины у других авиакомпаний. Пять из них прошли модернизацию в Великобритании, что позволило существенно поднять уровень комфорта для пассажиров. Лайнеры авиакомпании летали внутри России, в страны СНГ. Много было рейсов в Германию, и другие страны Европы, а также в Китай. Причём число полётов Ту-154М в европейские страны в первые годы XXI века увеличилось. Причиной тому - перевод Ил-86 на внутренние линии (этот самолёт, как и Ту-154Б, попал под европейское ограничение по шуму). С октября 2006 пулковские Ту-154 летали под брэндом авиакомпании Россия, поглотившей Пулково. В настоящее время Россия также сняла самолёты с линий


   Крупным оператором Ту-154 были Красноярские авиалинии. В 2001 самолёты компании были переоборудованы для обслуживания по двум классам. Они имели следующую компоновку - 141 место экономического класса и 8 мест бизнес-класса. Ту-154Б служили до 2006. Ту-154М задержались дольше. В конце 2007 компания начала их модернизацию с целью существенно снизить расход топлива. В частности, на крыле были установлены новые законцовки. Работы на 10 бортах проводило ЗАО "Интехавиа" на базе аэропортов Красноярск и Домодедово. Однако расчёты на длительную эксплуатацию этих машин не оправдались - в ноябре 2008 авиакомпания прекратила деятельность.
Ту-154Б-2 (сер. 0529)
авиакомпании Kras Air
бортовой номер RA-85529
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


 Владивосток Авиа. Первый Ту-154М с бортовым номером RA-85710 (сер. 885) поступил в авиакомпанию 9 августа 1995 года. Благодаря этому Владивосток Авиа, ранее располагавшая лишь региональными пассажирскими самолётами, вышла на магистральные линии России. В апреле 1997 открылась линия Владивосток - Иркутск, с июля продлённая до Екатеринбурга. В феврале 1998 начали летать в Новосибирск, а в мае того же года в Якутск. В мае 1999 открылись линии Владивосток - Томск - Краснодар и Владивосток - Абакан - Москва. Ту-154 позволили Владивосток Авиа потеснить конкурентов на трассах, соединяющих Владивосток с крупнейшими городами России.
  Самолёты также использовались на международных трассах из столицы Приморья. 5 июня 1997 года они начали летать в Пхеньян. С 6 марта 1998 в Сеул через воздушное пространство КНДР. 1 ноября 1997 открыт регулярный чартерный рейс на Чанчунь. В июле 1998 в японскую Тояму. В июне 2000 стали летать по трассе Южно-Сахалинск - Владивосток - Харбин.
  Всего авиакомпания располагала 14 самолётами данного типа (Ту-154Б + Ту-154М). Один из них - RA-85845 (735), был потерян в катастрофе, произошедшей 4 июля 2001 возле посёлка Бурдаковка под Иркутском. Самолёт выполнял рейс ТД 352 Екатеринбург - Иркутск - Владивосток. По заключению специальной правительственной комиссии, причиной гибели самолета стала ошибка экипажа - вследствие непреднамеренного вывода самолёта при посадке на большие углы атаки. Это что привело к сваливанию авиалайнера, переходу его в штопор с последующим столкновением с землей. Сразу после падения взорвались баки с горючим, после чего самолёт сгорел практически дотла. Все 136 пассажиров и 9 членов экипажа погибли.
  С появлением Ту-204-300 и А320 Ту-154 стали переводится с основных трасс на второстепенные. В 2010 сняла последние экземпляры с линий.


 Кубань (Авиалинии Кубани) имела 4 самолёта, которые использовала короткое время. В 2000 -2001 были взяты в лизинг два Ту-154Б-2 - RA-85456 (456) и RA-85458 (458). Эксплуатировались до 2003. В 2006 по заказу авиакомпании на "Авиакоре" были изготовлены два самолёта - RA-85123 (996) и RA-85795 (979). Они эксплуатировались меньше года, затем переданы Авиапраду.


   Cамара стала последней авиакомпанией, заказавшей Ту-154. Это борт RA-85057 (1001), поступивший в начале 2008. Машина в VIP-комплектации, имеющая, среди прочего, отдельную каюту. Использовалась для перевозки высших должностных лиц области, а также выполняла коммерческие рейсы. Всего же Самара имела 23 самолёта модификаций Ту-154Б и Ту-154М. Эксплуатировались до ноября 2008, когда асиакомпания прекратила перевозки.


   Уральские авиалинии. Авиакомпания имела Ту-154 с момента основания в 1992. Первоначально было 20 Ту-154Б, с 1995 начали использоваться Ту-154М. В 2001 Уральские авиалинии получили первые изготовленные в XXI экземпляры - RA-85833 (1020) и RA-85844 (992). В настоящее время авиакомпания распполагает тремя Ту-154М, В 2011 оставшиеся Ту-154М будут сняты с линий, их место займут дополнительные A321 и A320.


   Авиакомпания Энкор была создана как московский филиал Челябинского авиапредприятия. От Материнской компании она получила Ту-154Б-2 (бортовой номер RA-85514) и Ту-154М (RA-85724). В 2001 все остальные челябинские "тушки" также пополнили флот Энкора. Эти самолёты выполняли как внутренние рейсы компании, так и международные (подробности здесь...)
Ту-154Б-2 авиакомпании Энкор
бортовой номер RA-85514
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


   В конце 2002 произошло слияние двух магистральных якутских авиакомпаний. Новое предприятие "Авиакомпания Якутия" унаследовала флот обеих - Саха Авиа и Якутских Авиалиний. Всего она имела 16 Ту-154Б и Ту-154М. На всех самолётах имелись места бизнем-класса. Они выполняли регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Сочи, Омск, Екатеринбург, Краснодар, Благовещенск, Хабаровск, Красноярск, Нерюнгри. Летом использовались для полётов в курортные города Краснодарского края - Анапу, Сочи, Краснодар. Также работали на чартерных рейсах в Испанию, Марокко, Мавританию, Италию, Финляндию, Египет, Турцию, Китай, Таиланд. До сих пор используются пять Ту-154М.
Ту-154М авиакомпании Якутия
бортовой номер RA-85794
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


   В 1988 Архангельское авиапредприятие Аэрофлота получила три уже бывших в эксплуатации Ту-154Б-2. На регулярную линию Архангельск - Москва они вышли 7 апреля 1989. Созданная в 1991 авиакомпания Архангельские воздушные линии (с 2004 Аэрофлот-Норд, ныне Нордавиа) приобрела ещё два Ту-154Б и три Ту-154М. Летали в Хабаровск, Иркутск, Калининград, Киев, Минск, Минеральные Воды, Москву, Нижний Новгород, Новосибирск, Нижневартовск, Пермь, Самару, Ставрополь. Выполняли международные рейсы Архангельск - Санкт-Петербург - Хельсинки, использовались для чартерных и специальных перевозок. Так, по заявке Государственного музейного объединения художественной культуры Русского севера Ту-154 доставил из Москвы в Архангельск 600 кг ценного груза - подлинные костюмы оперных певцов и артистов балета, театральную живопись XIX и XX веков, эскизы костюмов и декораций, автографы исполнителей, фотодокументы из жизни театрального сообщества Москвы разных времен. В настоящее время авиакомпания производит распродажу своих "тушек".
Ту-154Б-2 авиакомпании АВЛ
Архангельские воздушные линии

бортовой номер RA-85386
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


   Авиакомпания East Line (с 2004 Русское Небо) использовала Ту-154 для обслуживания чартерных перевозок, а также регулярных линий в Германию, Казахстан и Киргизию. Всего через её руки прошло 14 экземпляров Ту-154 различных модификаций. В 2006 авиакомпания отказалась от пассажирских перевозок.
Ту-154М авиакомпании East Line
бортовой номер RA-85829
крупное изображение
© Парамонник М.Л.


Текст и изображения по остальным российским авиакомпаниям в разработке.

Спасибо М.Л. Парамоннику, любезно предоставившему иллюстрации.

Описание Ту-154 |Авиакомпании СНГ | Авиакомпании мира

последняя редакция 12.05.2011

На титульную страницу
Hosted by uCoz