Туполев Ту-154
эксплуатация в авиакомпаниях СНГ и Прибалтики (авиакомпании СССР
и России представлены здесь, остальные
здесь)
|
|
Азербайджан |
- AZAL
- IMAIR Airline
- Turan Air |
|
Армения |
- Arax
- Armavia
- Armenian Airlines |
|
Белоруссия |
- Белавиа
- Гомельавиа |
|
Грузия |
- Air Georgia
- Georgian Airways
- Transair Georgia/Orbi Georgian Airways (1991-1998) |
|
Казахстан |
- Азамат
- Атырау ауе жолы
- Саяхат
- Южная
- Aeroservice
- Berkut Air
- KazAir/ Air Kazakstan/ Air Kazakhstan (1993-2004)
- SAN Air Company
- Taraz Wings Aircompany
- VIP Avia |
|
Киргизия |
- Itek Air
- Алтын Эйр
- Кыргызстан аба жолдору |
|
Латвия |
- Latavio Latvijas aviolоnijas (1991-1995)
- Latpass Airlines |
|
Молдавия |
- Air Moldova
- MTA - Moldtransavia |
|
Таджикистан |
- Tajik Air/ Tajikistan Airlines |
|
Узбекистан |
- Uzbekistan Airways |
|
Украина |
- Авиалинии Донбасса
- Авиалинии Украины
- Атлант-СВ
- Луганские авиалинии
- Одесские авиалинии
- Украинская авиационная транспортная компания
- BSL Airlines
- Crimea Air |
|
Эстония |
- Elk Airways |
Азербайджан
Imair. Через руки первой частной
авиакомпании Азербайджана прошли три Ту-154Б и три Ту-154М. Работали на регулярных линиях СНГ - из Баку в Москву, Санкт-Петербург, Сургут, Ташкент, Астану и Алма-Ату.
Также летали в дальнее зарубежье - в Прагу, Бейркт, Бодрум. Imair прекратила деятельность в ноябре 2009. Два
последних экземпляра (4K-85732 и 4K-AZ17) были выставлены на продажу. |
Грузия
Transair Georgia/Orbi Georgian
Airways. В Грузию Ту-154 летал с 1971, ещё во время опытной
экслуатации. В Грузинское УГА машины начали поступать в
1976. Всего до распада СССР в Грузию поступило 11 самолётов. В
1991 взамен республиканского управления была создана авиакомпания
Transair Georgia, которая в 1992 сменила имя на Orbi
Georgian Airways. Она приобрела дополнительно пять Ту-154Б-2.
Прекратила деятельность в 1998.
|
Казахстан
KazAir/ Air Kazakstan/ Air Kazakhstan.
Казахстанское УГА получило Ту-154 одним из первых - ещё в октябре
1974. По общему количеству поставленных в советское время "тушек"
- 30 экземпляров, управление тоже лидировало. Большинство из оставшихся
к 1993 самолётов получила вновь созданная национальная авиакомпания
KazAir - Казахстан Ауе Жолы. В том же году компания купила
у "Авиакора" три новых Ту-154М - UN-85775, UN-85780,UN-85781.
Кроме того были приобретены дополнительные самолёты в России и
Румынии. Авиалайнеры (всего их было 26) использовались на международных
линиях (в Москву, на Ближний Восток) и на некоторых внутренних.
Деятельность KazAir была не очень успешной, главным образом
из-за тарифной политики правительства. Просуществовав три года,
компания обанкротилась и подверглась реорганизации. Новая структура
получила название Air Kazakstan (с 2002 Air Kazakhstan).
Доставшиеся ей Ту-154 летали из Астаны в Москву и в Алма-Ату,
из Алма-Аты в Москву и Кустанай. Проблемы продолжали преследовать
и эту компанию - в итоге банкротство в феврале 2004. Большая часть
принадлежавших ей "тушек" стала на прикол.
Обладателями Ту-154 в Казахстане были ещё несколько
авиакомпаний - Саяхат, Aeroservice, SAN Air, VIP Avia, Taraz
Wings, Azamat, Атырау ауе жолы из города Атырау (бывш. Гурьев),
и чартерная Berkut Air
|
Латвия
Латвийское управление ГА получило
первые три Ту-154 в 1981. После обретения независимости в 1991
на базе республиканского управления Аэрофлота была создана
государственная компания Lataviо. К тому времени флот латвийских
Ту-154 составлял восемь машин. Однако успешной деятельность Lataviо
назвать нельзя. Уже в 1995 году, несмотря на финансовые инъекции
американцев, компания обанкротилась. Её флот был распродан в авиакомпании
России, Казахстана, Азербайджана. Один Ту-154Б-2 (YL-LAB, до того
CCCP-85515) попал в руки латвийской компании Latpass.
Ту-154Б-2 (сер.515)
авиакомпании Latavio
бортовой номер YL-LAB
крупное изображение
© Парамонник М.Л. |
|
|
Молдавия
Air Moldova. Молдавское управление
ГА получило Ту-154 только в 1987, когда в Кишинёвском аэропорту
была построена ВПП длиной 3590 метров. Всего имелось 9 машин -
Ту-154Б с бортовыми номерами СССР-85044 (044), СССР-85090 (090); Ту-154Б-1
- СССР-85285 (285); Ту-154Б-2 - СССР-85324 (324), СССР-85332 (332), СССР-85384 (384),
СССР-85405 (405), СССР-85409 (409), СССР-85565 (565). Самолёты летали на самых напряжённых
трассах.
В 1990 - 1992 в стране возникла сложная политическая
ситуация, закончившаяся вооружённым конфликтом на Днестре. Затем
последовало катастрофические обнищание населения. В результате
объём перевозок резко упал. В 1993 дошло до того, что две недели
ни один самолёт не поднимался в воздух. Некоторое время Ту-154
использовались лишь для полётов в Москву. Однако предложение было
явно выше спроса. В лучше случае самолёт летал наполовину пустым.
В итоге Ту-154 был поставлен на прикол. Затем наступило некоторое
оживление. Однако с перевозками справлялись лайнеры меньшей вместимости.
В этой ситуации большинство "тушек" распродали в российские
и казахстанские авиакомпании. Оставшиеся две машины закончили свой
век на стоянке Кишинёвского аэропорта.
Ту-154Б-2 (сер. 324)
авиакомпании Air Moldova
бортовой номер ER-85324
крупное изображение
© Парамонник М.Л. |
|
Moldtransavia. В 1999 - 2003 в Кишинёве была
авиакомпания, имевшая Ту-154М с бортовым ER-TAG (895). Moldtransavia использовала
самолёт для выполнения чартерных рейсов в Объединённые Арабские
Эмираты. Также выполняли полёты в Восточную Азию и Европу. Однако
спрос был невелик. В итоге самолёт был продан в Болгарию.
|
Таджикистан
Tajik Air/Tajikistan Airlines/Точикистон.
После распада СССР Таджикистан располагал девятью Ту-154Б.
Имелось также два Ту-154М. Внутренняя обстановка в Таджикистане,
пожалуй, была самой тяжёлой среди бывших республик СССР. Это не
способствовало нормальной работе гражданской авиации. Лишь в 1995,
после нормализации положения появилась возможность восстановить
нормальную работу аэропорта Душанбе и возобновить регулярные полёты
в города России, а также организовать рейсы в страны Ближнего
и Среднего Востока. В том же году стала возможной эксплуатация
Ту-154 в Худжанде - центре Северного Таджикистана. Из этого города
были организованы рейсы в Дели, Алеппо, Шарджу, Джидду, а также
в российские города - Москву, Екатеринбург, Новосибирск. В конце
1990-х Tajikistan Airlines наладил регулярное сообщение
со странами Европы. С этой целью была проведена модернизация флота.
Приобретены дополнительно два Ту-154М. Проведена модернизация
навигационного оборудования. С июля 2004 Ту-154 летали
по маршруту Дели - Шарджа. Благодаря низким тарифам линия пользовалась
большим спросом у индийских гастарбайтеров, работающих в Объединённых
Арабских Эмиратах. До сих пор на линиях летают два Ту-154М - EY-85692, EY-85717.
Ту-154М (сер. 864)
Tajikistan Airlines
бортовой номер EY-85691
крупное изображение
© Парамонник М.Л. |
|
|
Узбекистан
Uzbekistan Airlines. Национальная авиакомпания Узбекистана располагала двадцатью Ту-154Б и пятью Ту-154М. Они работали на основных магистральных линиях авиакомпании, пока их не сменили самолёты более современных моделей. С 1 января 2011 года Uzbekistan Airlines выводит из эксплуатации последние оставшиеся экземпляры.
|
Украина
После распада СССР большинство Ту-154
находилось в распоряжении новоиспечённых Авиалиний Украины.
Всего через руки авиакомпании прошли 39 Ту-154А, Ту-154Б/Б-1/Б-2.
Число машин быстро сокращалось. На момент прекращения деятельности в 2004 у авиакомпании их осталось только три.
12 авиалайнеров имели Одесские авиалинии.
В первые годы после развала Союза объём перевозок заметно упал.
Спад продолжался до 1999 года. В результате у компании осталось
пять "тушек" из которых на ходу были только две. К настоящему времени все они списаны.
Два Ту-154Б-2 имела симферопольская авиакомпания Crimea Air (UR-85513 и UR-85526), кроме того, два Ту-154М
она брала "напрокат" в России. Один самолёт эксплуатировала
не существующая ныне авиакомпания Атлант-СВ.
|
|
Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.
Спасибо М.Л. Парамоннику, любезно предоставившему иллюстрации.
назад
|
|