de Havilland D.H.104 Dove
в авиакомпаниях Европы
и Африки
|
Австрия |
- Aero Transport Flugbetriebs GmbH (1957-1963)- 1 |
|
Бельгия |
- Hessenatie-Sotramat Aviation (1959)
- SABENA (1947-1956?) - 6 |
|
Бельгийское Конго |
- Air Congo, S.A. (1948-1949) |
|
Ботсвана |
- Botswana Airways (1970-1971) -1 |
|
Дания |
- Cimber Air (1966?-1970?)- 1
- Falcks Flyvetjeneste (1954-1964?) - 2 |
|
Исландия |
- Eyjaflug HF (1964-1965)
- Flugsyn HF (1965-1966)
- Flugjonustan HF (1965-1971) |
|
Италия |
- Aligenova SpA (1965-1965) - 2
- Itavia - Societa di Navigazione Aerea SpA (1959-1960)- 1 |
|
Кабо-Верде |
- Transportes Aereos de Cabo Verde, S.A. (1959-1974) - 3 |
|
Камерун |
- Cameroons Air Transport, S.A. (1963-1967?)- 2 |
|
Кения |
- East African Airways Corp. (1948-1951) - 4 |
|
Ливия |
- LAVCO Libyan Aviation Co. (1960-1967) - 4 |
|
Мальта |
- Air Malta Ltd. (1947-1950) - 2 |
|
Мозамбик |
- DETA Divisão de Exploracão des Transportes Aéreos (1952-1966?)- 6 |
|
Нигерия |
- Aero Contractors of Nigeria, Ltd. (1965-1967) - 1
- West African Airways Corp. (1947-1958) - 11 |
|
Нидерланды |
- Limburg Airways, B.V.
(1961-1961)
- MAC Martin's Air Charter, N.V. (1958-1966) - 2
- Schreiner Airways, B.V. (1962-1965) - 1 |
|
Португалия |
- SATA Sociedade Açoriana de Transportes Aéreos, Ltda. (1948-1971) - 2 |
|
Сенегал |
- Compagnie Senegalaise de Transports Aériens (1962-1970) - 3 |
|
Судан |
- Sudan Airways (1947-1965?) - 5 |
|
ФРГ |
- LTU Lufttransport-Unternehmen GmbH (1957-1960) |
|
Швейцария |
- Balair AG (1960-1965) - 1 |
|
Эфиопия |
- Ethiopian Airlines |
|
Южная Родезия |
- Central African Airways (1946-1954) - 11
- Rhodesia United Air Carriers (Pvt) Ltd. (1963-1968) - 1
- Rhodesian Air Services (Pvt) Ltd. (1962-1967) - 1 |
|
Южно-Африканский Союз |
- Air Cape Pty Ltd. (1964-1966) - 1
- Commercial Air Services (Pty.),Ltd. (1951-1952)- 2
- Interstate Air Services Pty Ltd. (1967-1968) - 1
- South African Airways (1946-1952) - 2
- United Airways (начало 1950х) |
Представленные данные требуют уточнения.
|
Бельгия
Sabena. Национальная бельгийская авиакомпания была в числе первых заказчиков британского минилайнера. В 1947 она получила 6 Dove 1 - OO-AWD (№04011), OO-AWE (№04013), OO-CBM (04014), OO-CFC (04054), OO-CFD (04083) и OO-CFE (№04103).
В марте 1947 самолёты начали работать на линии Брюссель - Люксембург, время в пути составляло 45 минут.
OO-AWD, OO-AWE, OO-AWF обслуживали и другие короткие европейские линии - из Брюсселя в Льеж, Кёльн, Париж, Довиль (морской курорт в Нормандии). OO-CFC, OO-CFD и OO-CFE же были отправлены в Бельгийское Конго. Там обслуживали региональные линии Леопольдвиль (ныне Киншаса) - Матади, Костермансвиль - Гома и др. Несмотря на высокие тарифы, данные маршруты пользовались спросом, поскольку наземные виды транспорта передвигались, как минимум, на порядок дольше и абсолютно были лишены комфорта. 1 мая 1954 в сложных метеоусловиях OO-CFD потерпел аварию в районе Камамбе - жертв не было. Остальные машины
в середине 1950х попали в руки сырьевых компаний и Бельгийских ВВС.
Интересна дальнейшая судьба некоторых самолётов. Вскоре после провозглашения независимости Бельгийского Конго в 1960 в провинции Катанга вспыхнул мятеж (поддержанный Бельгией). Находившиеся там Dove стали основой ВВС Катанги. Мятежники приспособили их для метания самодёльных бомб по правительственным войскам. 31 января 1961 из-за неосторожного обращения с подобными боеприпасами бывший OO-CFE (в ВВС сепаратистов носил регистрацию KAT-20) взорвался в воздухе и упал в озеро Упемба. В том же 1961 OO-AWE (KAT-19) был уничтожен в аэропорту Елизаветвиля в результате налёта военно-воздушных сил ООН.
|
Бельгийское Конго
Air Congo - в Бельгийском Конго, наряду с Сабеной, работала и эта авиакомпания. В феврале 1948 она приобрела пару D.H.104 Dove, на которых в апреле того же года начала регулярные перевозки из Альбертвиля в Буту, Гому, Кабало, Касонго, Кинду, Конголо, Костермансвиль, Маноно, Митвабу, Стенливиль, Элизабетвиль. Однако в апреле следующего года исключительные права на перевозки в Бельгийском Конго получила Sabena, что заставило Air Congo прекратить деятельность. |
Италия.
Itavia - Societa di Navigazione Aerea — авиакомпания возникла в октябре 1958 как второй внутренний оператор. D.H.104 Dove 1B с регистрацией I-AKET (04056) стал первым её самолётом. 15 июля 1959 он открыл первый рейс Itavia из римского аэропорта Урбе в Пескару. Впрочем, самолёт задержался в компании ненадолго. Itavia вскоре переключилась на использование более вместительных D.H.114.
Краткое время в 1965 два Dove 5 использовала другая итальянская авиакомпания - Aligenova. Они носили номера I-ALGJ (04452) и I-ALGO (04486) |
Кения.
East African Airways. Базировавшаяся в Кении Восточноафриканская авиакорпорация начала эксплуатацию D.H.104 в 1948. Четыре Dove 1, приобретённые по 53 200 фунтов, поступили 27 февраля - VP-KDE "Masai" (04117), VP-KDF "Buganga" (04118), VP-KDG "Chagga" (04119), VP-KEI "Swahili"(04120). С 14 апреля они начали работать на линии Найроби - Энтеббе. Жаркий климат наряду с высокогорьем явились отрицательным фактором при эксплуатации этих машин, поэтому в 1951 авиакорпорация от них отказалась. |
Нигерия.
West African Airlines - один из первых операторов данного авиалайнера. D.H.104 Dove стал первым самолётом основанной в 1946 в Лагосе Западноафриканской авиакорпорации. Заказано было 11 самолётов. Первый самолёт поступил в авиакомпанию в сентябре 1947, остальные в конце 1947 - 1948 - VR-NAB (04044), VR-NAG "Sir Hubert Sturnsen" (04049), VR-NAJ "Sir Alan Burns"(04005), VR-NAP (04082), VR-NAY (04096),
VR-NET (04098),
VR-NBA/NEW (04101), VR-NIB (04114),
VR-NIL (04127), VR-NIT (04128), VR-NIX/NBA (04174).
Рейсы начались в октябре 1947 по маршруту Лагос - Калабар (на юго-востоке Нигерии). Самолёты обслуживали и другие внутренние линии Нигерии. Летали из Лагоса в Бенин, Порт-Харкорт, Энугу, Макурди, Джос, Кадуну.
Из Кадуны, тогдашнего административного центра Северной Нигерии, была также линия в Кано.
Кроме того, самолёты обслуживали линии в колонии Золотой Берег (ныне Гана).
2 мая 1949 борт VR-NAG разбился в дельте реки Нигер. Погибли 6 пассажиров и 2 члена экипажа. После этого Dove на время были сняты с линий, но затем полёты возобновились. В ходе эксплуатации были потеряны ещё два самолёта VR-NEW (14 ноября 1950), VR-NAY (26 сентября 1958). 18 октября 1953
при посадке в Кадуне из-за поломки шасси был повреждён VR-NAP, но его починили и он вернулся на службу.
В 1954 началась замена
Dove более производительными
D.H.114 Heron. Часть машин была продана, два самолёта в 1957 были доработаны и переведены в службу аэрофортосъёмки. Два оставшихся служили на линиях до 1958.
Эксплуатацией Dove в Нигерии занималась ещё одна авиакомпания -
Aero Contractors of Nigeria.
В 1965 она приобрела один Dove I. Самолёт обслуживал линии из Лагоса в Варри и Порт-Харкорт - города, расположенные в дельте Нигера.
Полёты продолжались до начала гражданской войны в Нигерии в 1967. |
Нидерланды.
Martin's Air Charter начала деятельность в мае 1958 с одним Dove. Самолёт использовался для обзорных полётов вокруг Амстердама. Позже летал на чартерных маршрутах или же сдавался в аренду другим компаниям.
D 1961 Martin's Air Charter
поглотил авиакомпанию Limburg Airways, за счёт чего флот пополнился ещё одним
D.H.104.
Самолёты служили до 1966. Один из них имел регистрацию PH-MAD (PH-MAD).
Ещё одна голландская чартерная компания - Schreiner Airways, использовала свой Dove 6 с регистрацией PH-SAA (04369) для обслуживания бизнесменов. В 1963 самолёт также работал на внутренней регулярной линии
Гроннинген - Амстердам - Роттердам.
|
Судан.
Sudan Airways. Один из первых заказчиков самолёта этой модели. В 1947 получили 4 Dove 1, в 1948 пятый. Их регистрационные номера - SN-AAA (04004), SN-AAB - c 1957 - ST-AAB (04010), SN-AAC/ST-AAC(04016), SN-AAD/ST-AAD(04036), SN-AAE/ST-AAE (04132). С июля 1947 машины начали выполнять рейсы из Хартума в западном направлении - в Оль-Обейд, Эль-Фашер, Эль-Генейну; на юг - в Малакаль и Джубу, на восток в Асмэру через Касалу и Порт-Судан через Атбару; на север в Вади-Халфу. В начале 1950х на магистрали вышли DC-3, а Dove перешли на обслуживание региональных и местных линий, перевозку грузов и почты, выполнение аэрофотосъёмки. ST-AAB потерпел аварию и был списан в 1961, остальные проданы другим операторам.
|
Южная
Родезия.
Central African
Airways - самолёты начали поступать в авиакомпанию в октябре 1946. Всего их было одиннадцать - VP-YER (04007), VP-YES (04006), VP-YET (04017), VP-YEU "Egret" (04020), VP-YEV (04086), VP-YHU (04132), VP-YHV (04154), VP-YHU (04132), VP-YHV (04154), VP-YKF (04292), VP-YLX (04079), VP-YMF (04434), VP-YTF (04126).
9 декабря 1946 впервые в южной части Африки началась эксплуатация Dove на линиях. Самолёты выполняли двоякую роль. С одной стороны наряду с лёгкомоторной авиацией они обслуживали отдалённые пункты, куда не было других путей сообщения (т.н. "кустарниковая авиация" - bush aviation). С другой стороны дополняли Vickers Viking на регулярных линиях Солсбери - Булавайо, Солсбери - Ливингстон, Солсбери - Лусака, Солсбери - Блантайр. Также организовывались туры из Булавайо на водопад Виктория. Первое время пассажирам в кабине было жарко - под африканским солнцем самолёты сильно нагревались во время стоянок. Проблему решили путём окраски верхней части фюзеляжа в белый цвет. В процессе эксплуатации был потерян один самолёт - 22 января 1950 VP-YER разбился в Ливингстоне, человеческих потерь не было. Остальные самолёты сняли с линий в 1952, когда появились более подходящие для этой цели DHC-2 Beaver.
В 1960е D.H.104 Dove эксплуатировался ещё в двух родезийских авиакомпаниях.
Rhodesian Air Services использовала его на туристских маршрутах - главным образом на водопад Виктория.
Подобной же деятельностью занималась Rhodesia United Air Carriers. |
Южно-Африканский Союз
Два Dove 1 поступили в South African
Airways
в 1946 - 1947. Это ZS-BCB "Naval Hill" (04009) и ZS-BCC "Katberg" (04079) в восьмиместном варианте. Машины предполагалось использовать на ряде местных и фидерных линий, однако из-за проблем с обслуживанием, они там не прижились. 8 марта 1948 самолёты начали летать по маршруту связывающему ЮАС и Юго-Западную Африку: Иоханнесбург (Палмиетфонтейн) - Кимберли - Упингтон - Карасбург - Кеетмансхооп - Виндхук. Затем Dove были переведены на трассу Йоханнесбург - Лоренсу-Маркиш (прежнее название столицы Мозамбика).
В 1950 ZS-BCB был передан южно-африканскому департаменту гражданской авиации. ZS-BCC летал в Мозамбик до конца октября 1951, после чего также был продан.
В начале XXI века экземпляр с серийным 04079 был приобретён компанией South African Airways Historic Flight.
Самолёт восстановлен и ныне выставлен в музее South African
Airways.
Dove служили ещё в нескольких южно-африканских авиакомпаниях.
Commercial Air Services приобрела пару машин в 1951 для использования на чартерных линиях. Однако в эксплуатации самолёты оказались нерентабельны и в следующем году компания их продала. В те же годы самолёт использовался компанией United Airways. 12 января 1951 принадлежавший ей борт ZS-DDW (04017) рассыпался в воздухе, не выдержав сильного порыва ветра. Погибло 12 человек. Это была самая тяжёлая катастрофа самолёта модели D.H.104. В 1960е машины летали в цветах Air Cape (ZS-CKW, сер. 04055) и Interstate Air Services (ZS-BVN, сер. 04085).
|
|