Douglas DC-4/C-54
в основных авиакомпаниях США
|
|
- Alaska Airlines, Inc. (1946-1963) - 12
- American Airlines, Inc. (1945-1956) - 53
- American Overseas Airlines (1945-1950) - 13
- Braniff Airways/Braniff International
Airways - (1945-1961) - 10
- Colonial Airlines (1947-1956) - 5
- Continental Airlines (1951-1952) - 1
- Delta Air Lines, Inc. (1945-1954) - 7
- Eastern Air Lines, Inc. (1946-1960)
- 34
- Flying Tiger Line, Inc. (1946-1969) - 25
- Mackey Airlines, Inc. (1959-1967) - 3
- National Airlines, Inc. (1945-1960)
- 10
- Northeast Airlines, Inc. (1946-1957) - 5
- Northwest Airlines, Inc. / Northwest Orient
Airlines (1945-1961) - 41
- Pan American Airways / Pan American
World Airways, Inc. (1942/45-1964) - 95
- PANAGRA Pan American Grace Airways, Inc. (1946-1961) - 5
- Pennsylvania Central Airlines / Capital
Airlines, Inc. (1946-1961) - 28
- Seaboard & Western Airlines (1947-1959) - 19
- Transcontinental & Western Air/ Trans
World Airlines (1942/46-1961) - 17
- Transocean Air Lines (1946-1963) - 53
- United Airlines, Inc. (1945-1961) - 47
- Western Air Lines, Inc. (1946-1957)
- 15
- World Airways, Inc. (1933-1961) - 10 |
|
American Airlines
была одним из крупнейших операторов DC-4. Через её руки прошло
более 50 самолётов (реестр здесь).
Правда, это были не новые DC-4-1009, а списанные из USAF
и конвертированные C-54 разных версий. Начало поставок осенью
1945. С февраля 1946 они работали на линии Нью-Йорк - Чикаго.
В числе первых American Airlines выпустила DC-4 на трансконтинентальные
трассы. 4 марта начались полёты из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.
Рейсы продолжались 13 - 14 часов. Были и другие средне- и
дальнемагистральные линии. В 1949 - 1950 большинство DC-4 были
проданы другим компаниям. Их место заняли другие модели.
Одной из первых American Airlines начала регулярные
полёты через Атлантику. В декабре 1945 она поглотила авиакомпанию
AEA - American Export Airlines, имевшую шесть C-54. На
базе AEA возник филиал международных линий AOA - American
Overseas Airlines (реестр). 23 октября 1945 AEA выполнила
первый в мире трансатлантический рейс на колёсном авиалайнере.
Полёт из нью-йоркского аэропорта Ла Гуардия в британский Борнмут
(с промежуточными посадками в Бостоне, Гандере и и Шэнноне) длился
23 часа 48 минут и проходил через Северный полюс. Назвать полёт
чисто коммерческим можно лишь с натяжкой. Кресла в пассажирском
салоне занимали чиновники и журналисты. И лишь один пассажир попал
на борт за деньги - он заплатил за полёт в один конец 600 фунтов.
Позже рейсы стали заканчиваться в Лондоне (когда военные ограничения
на посадку в столичном аэропорту Хёрн были отменены).
В феврале 1946 к регулярным рейсам в Великобританию
добавились полёты в Амстердам и Стокгольм. В мае того же года
DC-4 начали летать в Исландию и Западный Берлин. В 1948 "Дугласы"
American Overseas приняли участие в т.н. "Берлинском
воздушном мосту". Они совершали каждую неделю от 6 до 25
рейсов из Франкфурта-на-Майне в Западный Берлин. Полёты под брендом
AOA продолжались до 1950, затем филиал был перепродан
Pan American World Airways.
Эксплуатация DC-4 в American Airlines и дочерней
компании была отмечена двумя серьёзными лётными происшествиями.
3 октября 1946 в Канаде разбился C-54E-5-DO American Overseas
Airlines (бортовой N90904, заводской 27290). Он выполнял рейс
Нью-Йорк - Шэннон. Самолёт должен был сделать промежуточную посадку
в Гандере, но по метеоусловиям был вынужден сесть на аэродроме
Стефенвилл-Хермон, Ньюфаундленд. Взлетал оттуда ночью, в условиях
ограниченной видимости. В результате самолёт врезался в гору,
похоронив 8 членов экипажа и 31 пассажира. Второй инцидент случился
10 марта 1948 с C-54B-1-DC American Airlines (N90426, 10433,
рейс Талса - Лос-Анджелес). При взлёте из Талсы носовое шасси
задело сугроб и не могло быть убрано. Вырабатывая топливо, самолёт
долетел до Далласа, где могла быть обеспечена безопасная посадка.
При приземлении никто из 36 человек не пострадал, но самолёт был
сильно повреждён и восстановлению не подлежал.
|
Braniff Airways/Braniff
International Airways. Авиакомпания Braniff Airways получила
в ноябре 1945 от USAF девять C-54 вариантов A и B, переоборудованных
на 56 пассажиров. Их бортовые (и заводские) номера следующие -
N65144 (10282), N65143 (N65143), N65142 (10338), N65145 (10360),
N65141 (10424), N86575 (10539), N88709 (18339), N88818 (18353),
N86573 (18383). В 1947 поступил ещё один C-54B-1 - N59952 (10528).
В 1946 они вышли на внутренние линии компании, связывающие Средний
Запад с Техасом. Также летали на Кубу и в Зону Панамского Канала.
В том же 1946 году, благодаря покровительству президента
Трумэна, не желавшего монополии Pan American на международных
линиях, Braniff Airways получила право на регулярное сообщение
с Южной Америкой. Самой протяжённой трассой была линия Хьюстон
- Буэнос-Айрес, проходившая через Гавану, Панама-Сити, Боготу,
Лиму и Асунсьон. Кроме того, DC-4 летали в Мексику, Эквадор, Боливию
и Бразилию. Значительное расширение сети международных маршрутов
повлекло за собой смену названия компании на Braniff International
Airways.
Наиболее сложной была трасса, обслуживавшая в 1949-1950
высокогорную Боливию. DC-4 с полной взлётной нагрузкой не мог
самостоятельно взлететь с международного аэропорта Эль Алто, расположенного
в боливийской столице Ла-Пасе на высоте 3597 метров. Взлёт осуществлялся
с помощью ракетных стартовых ускорителей JATO. Впервые на пассажирском
самолёте. |
Pennsylvania
Central Airlines / Capital Airlines - Авиакомпания Pennsylvania
Central Airlines (сменившая в 1948 имя на Capital Airlines).
Заказала пятнадцать DC-4 ещё в 1944. Всего под её флагом летали
28 самолётов этого типа (реестр здесь..).
Все машины перед этим прошли через одни или более рук. Только
один самолёт был версии DC-4-1009, остальные - C-54, конвертированные
из военных. Летали в компоновке на 56 - 59 пассажиров. Использовались
на магистральных линиях компании. Первый рейс состоялся 15 января
1946 года. В ноябре 1948 первой из американских компаний Capital
Airlines открыла низкотарифную линию, названную "Nighthawk".
За рейс из Нью-Йорка в Чикаго в туристском классе пассажиры платили
всего 33 доллара, что было всего на 2 доллара 30 центов дороже
железнодорожных билетов. Сами рейсы осуществлялись ночью. Пассажирам
приходилось довольствоваться не спальными местами, а довольно
неудобными креслами. Тем не менее, спрос был велик. Рейсы приносили
неплохие доходы, что позволило компании рассчитаться с долгами.
B 1948 авиакомпания впервые начала показывать телевизионные
передачи на борту DC-4, обслуживавшего линию Вашингтон - Чикаго.
Если учесть, что в те годы телевизор был далеко не в каждой американской
семье, эффект получился ошеломляющий. Приём телесигналов осуществлялся
от ближайшей к трассе полёта станции, при удалении от которой
переключались на следующую.
Capital Airlines эксплуатировало DC-4 дольше конкурентов
- до 1961, т.е. до слияния с United Air Lines. Когда использование
DC-4 потеряло привлекательность для главных авиакомпаний США,
Capital Airlines придумала следующую уловку. Самолёты окрасили
так, чтобы овальные окна выглядели как квадратные и все думали,
что это не DC-4 а DC-6. Поглотив конкурента United тут
же начала распродажу этих машин второстепенным перевозчикам.
|
Eastern Air Lines.
Президент авиакомпании Эдуард Рикенбэкер изъявил желание приобрести
DC-4 одним из первых. Поставки начались в апреле 1946. В основном это были R5D, ранее принадлежавших US Navy (получены в течение 1946). 20 самолётов этого типа были взяты в аренду у правительства США на 5 лет. Кроме того, в 1950 у Pan American Airways и Trans Caribbean Airways были приобретены ещё 10 экземпляров C-54A и С-54B. Всего же через руки Eastern прошли 34 самолёта этого типа (реестр...).
Первой линией, где они работали, была трасса между Нью-Йорком
и Сан Хуаном (Пуэрто-Рико). Кроме того, Нью-Йорк был связан с городами Флориды. В расписании полётов DC-4 также значились Бостон и Вашингтон. В 1947 эти самолёты стали летать из Ньюарка в Хьюстон через Новый Орлеан.
В лётных происшествиях было потеряно четыре машины
- NC88729 (11 октября 1946, в Александрии, Луизиана, жертв не было), NC88813 (19 декабря
1946, столкнулся в полёте с DC-3 компании Universal, жертв не
было), N88814 (30 мая 1947, по пути из Ньюарка в Майами, погибли все на борту - 53 человека),
N88727 (1 ноября 1949, погибли все на борту - 55 человек, при
посадке в Национальном аэропорту Вашингтона столкнулся с боливийским
Lockheed P-38).
Эксплуатация
DC-4 в
Eastern Air Lines продолжалась до 1958, последний самолёт выведен из флота в 1960.
|
National Air
Lines - располагала тремя подержанными C-54, приобретёнными
в разное время - N88817 (сер. 18328), N88852 (3123), N95490 (10774).
Первый из них поступил в компанию в 1945. Кроме того, National
Air Lines получила с завода изготовителя семь новых DC-4-1009
- N33679(42907), N33680 (42919),N33681 (42920), N33682 (42921),
N33683 (42922), N37684 (43071), N74685 (43102). Поставки
осуществлялись с февраля 1946 по январь 1947.
14 февраля 1946 авиакомпания начала использовать машины
на линии Нью-Йорк - Майами. Это был первый беспосадочный пассажирский
маршрут между крупнейшим городом США и крупнейшим курортом страны.
Вначале линия проходила над восточными штатами. Но в 1947 авиакомпания
получила разрешение совершать полёты над Атлантикой. Этот маршрут,
названный "Great Circle", позволил сократить время в
пути на один час. Самолёты также летали на трассах Майами - Новый
Орлеан, Майами - Норфолк и др.
14 января 1951 был потерян борт N74685, совершавший
рейс из Ньюарка в Филадельфию. При посадке в аэропорту назначения
самолёт выкатился за пределы полосы и загорелся от столкновения
с препятствием (траншея). В огне погибли 7 человек из находящихся
на борту. Большая часть остальных самолётов была продана второстепенным
и чартерным компаниям в 1952-1955 годах. Последняя машина покинула
флот в 1960.
|
Northwest Air
Lines. Авиакомпания располагала 41 самолётом. Подавляющее
большинство из них - конверсия С-54. Было также пять DC-4-1009,
три из которых поступили с завода, остальные приобретены у других
авиакомпаний (реестр....).
Машины эксплуатировались с 1946 по 1961. Первая линия связала
Нью-Йорк и Детройт. DC-4 обслуживали сеть трансконтинентальных
внутренних линий.
С четырёхмоторным авиалайнером Дональда Дугласа связан
и выход Northwest на трассы Дальнего Востока. Первый рейс
в Восточную Азию состоялся 15 июля 1947. Линия проходила по маршруту
Сент-Пол, Миннесота - Эдмонтон - Анкоридж - Шемя, Алеутские о-ва
- Токио. Из Токио самолёт продолжил путь в Сеул, Шанхай и Манилу.
Эта трасса называлась "Great Circle Route to Asia".
Открыв новую сферу деятельности, компания сменила бренд на Northwest
Orient Airlines.
"Боевые" потери составляют пять самолётов
- NC95412 (6 января 1947), NC95422 (12 марта 1948), NC88785 (27
октября 1948), N95425 (23 июня 1950), N45342 (19 января 1952),
N48762 (28 октября 1960). В самой тяжёлой катастрофе 23 июня 1950
погибло 58 человек. Самолёт, выполнявший рейс Нью-Йорк - Сент-Пол,
пропал где-то над озером Мичиган. Лишь на следующие сутки в озере
обнаружили обломки машины. Что явилось причиной катастрофы - сильная
турбулентность или бушевавшая по трассе гроза, осталось неизвестным. |
Pan American
Airways заказала первые три самолёта в апреле 1940. Затем
последовала заявка ещё на 28 экземпляров. Однако война помешала
получить заказанное. Всё-таки пара самолётов попала в авиакомпанию в августе 1942. Но это были машины,
принадлежавшие USAAF - они лишь некоторое время находились
в оперативном использовании Pan American. Самолёты носили
армейские бортовые номера 41-20144 (сер. 3053, четвёртый серийный
экземпляр C-54) и 41-20143 (3075).
Настоящая служба началась после войны. По числу используемых
C-54/DC-4 Pan American была абсолютным рекордсменом - через
её руки прошли 95 самолётов (неполный реестр здесь).
Потери составили 4 самолёта - NC88911 (сер. 27229, 20 сентября
1947), NC88920 (10317, 26 октября 1947), N88899 (10503, 11 апреля
1952, 52 погибших), N88900 (10504, 12 сентября 1959).
Самолёты обслуживали латиноамериканские линии, а также
летали в Европу через Атлантику. Технический рейс из Нью-Йорка
в Шэннон состоялся 16 сентября 1945. Первый же коммерческий перелёт
был совершён всего через трое суток после American Export Airlines.
Pan American в числе первых применила самолёт и на тихоокеанских
линиях. Преимущество DC-4 перед Boeing
314 было очевидно. Так на линии Сан-Франциско - Гонолулу время
в пути сократилось с 20 до 10 часов. Здесь, благодаря существенному
снижению эксплуатационных расходов, цена на билет в одном направлении
упала с 278 до 195 долларов. Это позволило Pan American
отказалаться от дальнейшего использования гидросамолётов на магистральных
линиях. Впрочем, DC-4 покорял океаны недолго. Его заменили Lockheed Constellation и Boeing 377.
|
Transcontinental
& Western Air. Пилоты авиакомпании впервые сели за штурвал
DC-4 в декабре 1942. В оперативное использование TWA поступила
головная машина с заводским номером 3050 и бортовым военным номером
41-20137. В январе 1943 он был возвращён USAAF. Полноценная
же эксплуатация на линиях началась в 1946. Всего было 16 машин
с гражданской регистрацией. 14 самолётов поступили в 1946 - N90427
(10445 носил собственное имя ""The Shannon"), N34537
(10454 ""The Citadel"), N34538 (10517 "The
Shalimar"), N86571 (10530 "The Gates of Suez"),
N34577 (10541 "Skyfreighter"), N79068 (18368), N45344
(27263 "The Coloseum"), N45343 (27264 "The Sphinx"),
N45342 (27279 "Shamrock"), N45341(27318 "The Taj
Mahal"), N45345(27346 "The Arc De Triumphe"), N45346
(27350 "The Acropolis"), N79067 (35949), N79065 (36031).
Ещё один в 1947 - N79066 (36052). Последний борт пополнил флот
в 1949 - N90405 (10489 "Eifel Tower").
DC-4 работали в авиакомпании довольно долго - до 1961.
Однако им не довелось стать флагманскими лайнерами компании. Ещё
в начале 1946 стали поступать Lockheed Constellation, которые с февраля
вышли на трансатлантические маршруты. Четырёхмоторному самолёту
Дугласа пришлось довольствоваться второстепенными линиями. |
Western Air
Lines первой купила самолёт гражданской версии DC-4-1009.
Это была машина с заводским номером 42904, и регистацией NС10201
(позже N10201, сер. 42904). Она поступила 18 января 1946. Затем
последовали ещё 4 самолёта - N10202 (42917), N10203 (42918), N10204
(42982), N10205 (42983). Всё это были новые самолёты прямо с завода-изготовителя.
Кроме того, в 1946 у военного ведомства были приобретены
девять подержанных C-54 - N88764 (10347), N86578 (10457), N88721
(10458), N88701 (10474), N86588(10479), N88722 (10494), N86581
(10512), N88702 (18336), N88816 (27249). И ещё один C-54 прибыл
в 1954 - N86573 (18383), ранее он принадлежал Braniff Airways.
Первоначально самолёт использовался на линии Лос-Анджелес
- Денвер. Затем из "города ангелов" стали летать в Сан-Франциско.
За сутки на этой трассе выполнялось до 12 рейсов. Летали также
из Лос-Анджелеса в Сиэтлом и по другим магистральным маршрутам
американского Запада. Эксплуатация продолжалась до 1957.
|
|
Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.
последняя редакция
22.10.2012
назад
|
|