Douglas DC-3/C-47
в авиакомпаниях Европы (А - И)
|
|
Болгария |
- ТАБСО |
|
Бельгия |
- BIAS Belgian Int.
Air Services
- Delta Air Transport
- Société
Anonyme Belge d'Exploitation de la Navigation Aérienne
/ SABENA - Belgian World Airlines(1939 - 1950е) |
|
Великобритания |
- Air Atlantique Ltd.
- Air Transport Charter
- BEA British European Airways (1946-1960е)
- BKS Air Transport
- BOAC British Overseas Airways Corp. (1943-1952) - 89
- BUA British United Airways.
- Cambrian Airways
- Dan-Air
- Derby Aviation
- Don Everall Aviation
- East Anglian Flying Services
- Fairflight Charters
- Hunting Clan Air Transport
- Intra Airways
- Manx Airlines
- Railway Air Services
- Skyways of London
- Skyways Coach Air/ Skyways Cargo Airline
- Starways
- Transair |
|
Венгрия |
- Malert
- Maszovlet |
|
Германия/ ФРГ |
- Air Services Berlin
- Bavaria Flugdienst
- Classic Wings
- Deutsche Lufthansa (1939-1945, 1954-1960) - 13
- Nordseeflug |
|
Греция |
- Hellenic Airlines
- Olympic Airways
- TAE |
|
Дания |
- DDL |
|
Ирландия |
- Aer Lingus |
|
Исландия |
- Loftleidir
- Flugfelag Islands/ Icelandair
- Flugsyn
- Loftleidir (Icelandic Airways) |
|
Испания |
- Iberia
- Spantax
- TASSA
- Transporte Aéreo de Mercania |
|
Италия |
- Avio Linee Italiane S.A.
- Aerolinee Itavia
- Linee Aeree Italiane
- Societa Aerea Teseo |
Бельгия
Sabena. Поставки DC-3 начались
в 1939. 16 января бельгийская авиакомпания получила DC-3-227B
с бортовым номером OO-AUH (сер. 2093), затем борт OO-AUI
(2094). Машины использовались на линиях Брюссель - Лондон и Брюссель
- Франкфурт - Мюнхен - Вена. Во время нападения Гитлера на Бельгию
один самолёт был уничтожен, другой попал в 24 эскадрилью RAF, а позже интернирован французскими коллаборационистами.
По окончании войны Sabena возобновила деятельность на европейских
линиях за счёт приобретения армейских C-47. Летали машины на линиях
и в Африке - в основном в Бельгийском Конго.
В послевоенное время Sabena была одной из немногих
авиакомпаний, заказывавшей новые самолёты и у Douglas Aircraft.
Ею был получен последний серийный DC-3C. Самолёт с бортовым
номером OO-AWH поступил в марте 1947 (по другим данным в середине
1946). Правда, летал он недолго. 2 марта 1948 самолёт потерпел
катастрофу в лондонском аэропорту Хитроу, погибли 20 человек.
Это была самая тяжёлая катастрофа бельгийского DC-3. Кроме того,
авиакомпания потеряла ещё семь машин - большую их часть в Африке.
|
Великобритания
BOAC.
Впервые DC-3 появились в авиакомпании в 1940. Это были 5 самолётов KLM, перелетевших на Британские острова после оккупации Нидерландов Вермахтом.
PH-ALI (1590) стал G-AGBB, PH-ALR (1939) - G-AGBC,
PH-ARB (1980) -
G-AGBD, PH-ARZ (2022) - G-AGBE, PH-ARW (2019) - G-AGBI.
Машины летали по маршруту Лондон - Лиссабон, а на некоторых рейсах делали промежуточную посадку в Мадриде. G-AGBC и G-AGBI были потеряны ещё осенью 1940, первый из них совершил аварийную посадку в тумане, второй стал жертвой авианалёта противника.
G-AGBB был сбит над Бискайским заливом бомбардировщиком Luftwaffe Junkers Ju 88
при выполнении рейса Лиссабон - Уитчёрч. Погибли все 13 пассажиров и 4 члена экипажа.
Оставшиеся машины прослужили до конца войны.
В 1943 - 1944 пришло крупное пополнение - 49 C-47 различных версий. Они имели регистрацию G-AGFX - G-AGFZ, G-AGGA, G-AGGB, G-AGGI, G-AGHE, G-AGHF, G-AGHH, G-AGHK - G-AGHP, G-AGHR - G-AGHU, G-AGIO, G-AGIP, G-AGIR - G-AGIW, G-AGIX - G-AGIZ, G-AGJR - G-AGJZ, G-AGKB - G-AGKE, G-AGKL - G-AGKN, G-AGMZ, G-AGNA, G-AGND. Это позволило расширить маршрутную сеть. С апреля 1944 "Дакоты" начали работать на дальней трассе в Западную Африку. Маршрут начинался в Бристоле, проходил через Лиссабон, Рабат, Порт-Этьен, Дакар, Батёрст, Фритаун, Абиджан, Такоради, Аккру и заканчивался в столице Нигерии Лагосе.
Из Лагоса также были организованы региональные рейсы в Западной Африке. В 1944 также открылись рейсы в Стокгольм. В 1945
началось обслуживание ближневосточных маршрутов - из Каира в Лидду, Дамаск, Багдад и Басру. В июне 1945 "Дакоты" стали использоваться ещё на одной дальней магистрали Лондон - Истр, Франция - Мальта - Эль-Адем, Ливия - Каир - Багдад - Шарджа - Карачи.
В этот период было потеряно ещё несколько самолётов - 21 апреля 1944 в Стокгольме разбился G-AGFZ. 28 августа того же года в Марокко был потерян G-AGIR, 8 апреля 1945 в Ливии G-AGKM, 1 мая в Басре G-AGNA.
На послевоенных распродажах военного имущества BOAC приобрела ещё
35 экземпляров.
Однако вскоре часть машин были переданы в новую корпорацию BEA (см. ниже). BOAC ушла с большинства европейских линий, а оставшиеся
DC-3/C-47 стала использовать на ряде новых направлений - из Лондона на Ближний Восток, из Каира и Адена в страны Африки.
Кроме выполнения регулярных рейсов "Дакоты" BOAC участвовали в ряде специальных операций. Так в 1947 во время индо-пакистанского конфликта 12 DC-3 перевозили беженцев из Индии в Пакистан и наоборот. Кроме того, в Дели и Лахор доставлялись медикаменты и продовольствие. В 1948 3 самолёта использовались на Берлинском воздушном мосту.
В послевоенные годы были потеряны ещё 7 "Дакот" - G-AGHR (24 октября 1945), G-AGIY (23 января 1946), G-AGHK (17 апреля 1946), G-AGHT (14 августа 1946, один погибший), G-AGKD (23 декабря 1946), G-AGJU (3 января 1947), G-AGJX (11 января 1947, 8 жертв), G-AGKN (14 июля 1948, все 6 человек на борту).
Начиная с 1946 на ряде дальних линий из Лондона на Ближний Восток и из Каира в Африку "Дакоты"
постепенно уступили место Avro York и Handley Page Halton. В 1948 маршруты в Западной Африке стали передаваться в руки
West African Airways Corp. Окончательно же DC-3 были сняты с эксплуатации в 1952.
BEA как самостоятельная авиакомпания оформилась 1 августа 1946. До этого она была лишь подразделением BOAC, обслуживающим европейские линии. С приобретением
независимости она получила часть флота DC-3 и C-47 "Британских
заморских авиалиний". Немало самолётов досталось новой
авиакомпании в наследство от RAF. Первоначально авиакомпания
имела 21 DC-3/C-47. К 1956 году BEA стала одним из крупнейших
операторов "Дакот" в Европе - 65 экземпляров. Самолёты
летали из лондонского аэропорта Нортолт (в 1950е из Хитроу) в
европейские столицы - Париж, Брюссель, Амстердам, Прагу и другие
крупные города континента. Часть машин использовалась на внутренних
линиях (в основном шотландских) и для перевозки грузов. Пассажирские
"Дакоты" BEA носили название "Pionair",
грузовые - "Leopard". На двух "леопардах"
проводились испытания двигателя Rolls-Royce Dart для турбовинтового лайнера Vickers
Viscount. Машины с турбовинтовыми моторами летали на грузовых линиях из Великобритании в Ганновер, копенгаген и Милан.
Потери компании составили шесть самолётов. Больше
всего жертв было во время катастрофы борта G-AGIW 17 октября 1950
в аэропорту Нортолт - 28 человек.
|
|
Германия / ФРГ
Deutsche Lufthansa.
Предвоенная Lufthansa
DC-3 не заказывала, однако по воле истории стала обладательницей ряда экземпляров. Всле за поглощением Чехословакии и ликвидацией авиакомпании ČLS на линиях немецкого оператора появились 4 DC-3-220 голландской сборки -
OK-AlE (2023),
OK-AIF (2024),
OK-AIG (2095) и
OK-AIH (1973). В конце августа 1939 они получили немецкую регистрацию - соответственно
D-AAIE "Mährich-Ostrau",
D-AAIF "Brünn",
D-AAIG и
D-AAIH "Prag".
После захвата в 1940
Нидерландов Люфтганзе в качестве военных трофеев достались 5 самолётов KLM - PH-ALH (1935, новая регистрация D-ABUG), PH-ALV (1943, D-ARPF), PH-ASK (2036, D-AOFS), PH-ASM (2142, D-ATJG), PH-ASR (2110, D-ABBF). В 1943 ещё один самолёт был уступлен итальянской Ala Littoria. Это тоже был военный трофей - захваченный итальянцами в августе 1940 в Алжире авиалайнер бельгийской
SABENA OO-AUH (2093, D-ATZP).
Первоначально DC-3 летали из Берлина в Вену, работали на линии Берлин - Вена - Будапешт - Арад - Бухарест. 21 января 1940 DC-3 возобновили рейсы между Берлином и Москвой - маршрут Берлин - Данциг - Кёнигсберг - Белосток - Минск - Москва. Эта линия работала до конца марта 1941. После оккупации Западной Европы самолёты начали летать на Пиренейский полуостров - в Барселону, Мадрид и Лиссабон.
Также они служили на скандинавском направлении. Наряду с работой на коммерческих линиях DC-3 привлекались для выполнения транспортных операций для Вермахта.
29 октября 1940 в берлинском аэропорту Темпельхоф при взлёте потерпел катастрофу D-AAIH. Официальная причина происшествия - сложные метеоусловия. Оба пилота погибли, но 15 пассажиров уцелели.
9 декабря 1942 при посадке в Мадриде в условиях плохой видимости (туман), потерпел аварию D-ABBF. 21 апреля 1944 во время рейса из Копенгагена в Осло на борту D-AAIG взорвалась осветительная ракета, вызвав пожар. При вынужденной посадке в Осло-фьорде погибли 3 члена экипажа и 6 пассажиров. В результате налётов авиации противника были уничтожены - в 1943 D-AAIF, 9 декабря 1944 D-AAIE. Скорее всего, по той же причине в 1944 был потерян и D-ATJG.
К моменту капитуляции Третьего рейха на службе оставались три самолёта - D-AOFS,
D-ATZP,
D-ARPF. Все они стали британскими трофеями - D-ATZP захвачен во Фленсбурге, Шлезвиг-Гольштейн, D-ARPF в Испании. D-AOFS встретил конец войны в стокгольмском аэропорту Бромма, после чего шведы передали его англичанам.
После возрождения
Люфтганзы одним из первых авиалайнеров стал DC-3.
Три самолёта были приобретены в декабре 1954 у французских авиакомпаний Aigle Azur - D-CADE (14005/25450), D-CADI, и Air Outre Mer - D-CADO
(13982/25427). Самолёты имели пассажирскую кабину на 28 мест. Машины работали на внутренних маршрутах, связывая между собой крупнейшие города ФРГ - Гамбург, Бремен, Ганновер, Кёльн/Бонн, Франкфурт, Штутгарт, Мюнхен. Также они использовались для выполнения спецопераций. В декабре 1960 самолёты были переданы авиакомпании
Bavaria Flugdienst. |
Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.
последняя редакция
14.03.2013
назад
|
|