Австралия
ANA - Australian National Airways была первой авиакомпанией на пятом континенте, получившей DC-3.
Случилось это в сентябре 1937. Компания возникла незадолго до
этого - в апреле 1936, путём слияния Holyman's Airways и Adelaide Airways (своё название получила в июле того
же года). В конце 1938 флот пополнили ещё три экземпляра. В сентябре
1939 они были реквизированы австралийскими ВВС, но вскоре возвращены
обратно. С 1945 авиакомпания приобретала подержанные C-47 - как
у RAAF, так у американских войск. Количество самолётов
было достаточным, чтобы охватить сетью линий весь Австралийский
континент. Четыре машины были потеряны в катастрофах. Самая тяжёлая
из них произошла на Тасмании 10 марта 1946. При крушении борта
VH-AET под Хобартом погибли 24 человека.
"Дугласы" служили в Australian
National Airways до 4 октября 1957, вплоть до поглощения авиакомпанией Ansett. К тому времени ANA имела десять DC-3 и C-47.
Trans Australia Airlines - один из крупнейших операторов DC-3 на Пятом континенте. Первые машины - VH-AEO "Cunningham" (6051) и VH-AES "Hawdon" (6021)поступили в июне 1946, затем, в течение года ещё 9. Всего же через руки авиакомпании прошли 32 экземпляра. Главный источник поступления - распродажи C-47, ранее служивших в RAAF. Некоторые машины брались в аренду у авиакомпании Qantas или же были приобретены у других австралийских операторов. Часть машин остались в грузовом варианте, другие были переоборудованы в пассажирские.
Служба на линиях началась 1 сентября 1946, когда DC-3 отправился в первый рейс по маршруту Мельбурн - Сидней. Первоначально самолёты летали здесь ежедневно, 23 сентября частота рейсов увеличилась вдвое. До конца года из Мельбурна был открыт ещё ряд магистральных линий - 7 октября в Брисбен, 4 ноября в Хобарт, 18 ноября в Лонсестон, 2 декабря в Аделаиду.
В дальнейшем сеть маршрутов неуклонно расширялась, а марте 1953 начал выполняться самый дальний рейс - из Сиднея в Дарвин. Наряду с пассажирскими полётами DC-3 перевозили грузы и почту.
В первой половине 1950 негерметичые "Дакоты" стали вытесняться с основных линий более современными Convair 240, затем и турбовинтовыми Vickers Viscount.
Старые "Дугласы" были переведены на спецработы и обслуживание отдалённых регионов. Так в 1955 борт VH-TAW (12539) принимал участие в борьбе против саранчи в штатах Виктория и Новый Южный Уэльс. В 1961 VH-TAK (3338) распылял ядохимикаты над лесами Виктории, поражёнными вредителями древесины. В 1958 самолёты занялись доставкой почты в посёлки т.н. "Страны Канала" на западе штата Куинсленд, сбрасывая её на парашютах. В 1960 часть самолётов перевели в Новую Гвинею, где они работали в подразделении T.A.A. Sunbird Services.
Однако время брало своё и с середины 1960-х число активных машин стало быстро сокращаться. Если в 1965 на службе состояло 20 экземпляров, то в 1970 их осталось 9. Последний самолёт выведен из эксплуатации в 1976.
В целом служба DC-3 в Trans Australia Airlines была успешной, однако не обошлось без происшествий. Самым тяжёлым из них была катастрофа борта VH-TAT (13083), произошедшая 8 августа 1951.
Самолёт отправился в грузовой рейс из Хобарта в Мельбурн. Однако сразу после взлёта он потерял управление и упал в воды залива Барилла, оба пилота погибли. Вероятной причиной происшествия считается обледенение поверхности самолёта.
В 1979
борт VH-AES был отреставрирован и снова начал летать в цветах Trans Australia Airlines. Демонстрационные и обзорные полёты он совершает по сей день.
Его нынешним владельцем является компания Hawdon Operations Ltd.
|
|
|
Новая Зеландия.
New Zealand National Airways Corp. (NZNAC) за время эксплуатации имела 28 экземпляров DC-3. В основном это были транспортники серии C-47B, конвертированные в пассажирский вариант, названный "Douglas Airliner". Но было и несколько C-47A и один C-50. Значительная часть C-47 поступила на службу в 1947-1948.
Ранее они состояли на вооружении 40-й транспортной эскадрильи новозеландских ВВС (40 Squadron RNZAF), которые в годы войны и сразу после неё выполняли перевозки внутри страны. Причём в авиакомпанию были переведены не только самолёты, но и их экипажи. Всего из
RNZAF авиакомпания получила
26 самолётов.
Рейсы под эмблемой
NZNAC
начались 2 июня 1947. Первая линия связала Окленд на севере страны и Крайстчёрч на Южном острове Новой Зеландии. 1 сентября
"Douglas Airliner" стал летать из Крастчёрча ещё дальше на юг - в Данидин.
1 ноября того же года открылись линии из Окленда на остров
Норфолк, острова Кука, Фиджи, Тонга, Западное Самоа. В 1948 добавились маршруты из Окленда в Уэллингтон, семь машин начали выполнять внутренние грузоперевозки. В 1949 открылись ночные пассажирские рейсы.
В течение 1963 - 1964 прошла модернизация пятнадцати "Дакот". У них были переоборудованы пассажирские кабины. Эти машины получили название "Skyliner".
За время службы NZNAC с DC-3 произошло три тяжёлых лётных происшествия. 9 августа 1948 разбился борт ZK-AOE (16383/33131). Во время перегона с базы ВВС Вудборн в Папрарауму он потерпел катастрофу возле местечка Рунундер Пойнт (Южный остров). Оба пилота погибли. 22 мая 1954 при заходе на посадку в Папарауму (рейс из Крайстчёрча) остановились оба двигателя у ZK-AQT "Piere" (15948/32696). Самолёт начал резко терять высоту и скорость, но пилотам удалось запустить двигатели вновь. Однако при этом самолёт получил опасный правый крен и ударился крылом в дом. По инерции проехал между двумя домами и остановился в районе ЛЭП. Возник пожар. 25 человек спаслись, но три ребёнка погибли. 3 июля 1963 во время рейса из Уенуапаи в Таурангу ZK-AYZ (15204/26649) врезался в гору Каимаи. Никто из 23 человек не уцелел.
С начала 1960х газотурбинные самолёты Vickers Viscount и Fokker F.27 начали заменять DC-3 на основных маршрутах.
В 1968 десять оставшихся к тому времени машин были переведены на обслуживание фидерных линий из небольших аэропортов. Последний рейс по регулярному маршруту состоялся 20 декабря 1970. Началась распродажа DC-3. Последний борт покинул реестр авиакомпании в 1973.
|