Ещё в 1933 планы использования M-130 изменились.
Для преодоления Атлантического океана "Мартинам" требовались
промежуточные посадки в Ньюфаундленде или на Бермудах. Однако власти
Великобритании запретили посадку самолётов Pan American в
своих владениях. Цель запрета была ясна - защита отечественного
производителя (когда британские конструкторы создали машины подобного
класса, запрет был отменён). Пришлось переориентироваться на тихоокеанские
трассы.
Первый рейс через Тихий океан состоялся 22 ноября 1935. На
глазах у 25.000 зевак, разместившихся вдоль залива Сан-Франциско,
экипаж под руководством Эдвина Мусика поднялся в воздух, держа курс
на Манилу. На борту самолёта находились 111.000 писем. Авиалайнер
прибыл на Филиппины 29 ноября. По пути самолёт совершил промежуточные
посадки в Гонолулу (Гавайи), на островах Мидуэй, Уэйк, Гуам. Весь
путь занял 59 часов 48 минут. Максимальное расстояние, покрытое
самолётом без посадки, составило 3880 км. Всего же, по пути к цели,
авиалайнер пролетел 13.665 км. Обратно в Сан-Франциско самолёт вернулся
6 декабря с 98000 писем из Манилы. Весь маршрут составил 26.300
км, время 123 часа 12 минут (четверо с половиной суток), при средней
путевой скорости 213 км/час.
Пока China Clipper летел через океан, Pan American
получила второй авиалайнер - NC14715 Philippine Clipper. В начале
1936 поступил последний самолёт - NC14714 Hawaiian Clipper (затем
переименовали в Hawaii Clipper).
Почти год машины возили через океан только почту. Первый
рейс с пассажирами состоялся 21 октября 1936 на самолёте Hawaii
Clipper. В Сан-Франциско машина вернулась 4 ноября. Хотя самолёты
могли поднять 48 пассажиров, в Манилу они доставляли лишь девять
путешественников. Большая же часть полезной нагрузки составляла
почта. Каждый пассажир платил Pan American за полёт туда
и обратно по 1438 долларов 20 центов. По тем временам это были огромные
деньги.
Рейсы из Сан-Франциско в Манилу выполнялись еженедельно.
В Маниле пассажиры пересаживались на Sikorsky
S-42, который вёз их до Гонконга. В связи с тем, что эксплуатация
машины Сикорского была убыточной, в 1938 маршрут "Мартинов"
продлили до Китая. M-130 преодолевал трассу Сан-Франциско - Гонконг
за 14 суток (с промежуточными посадками и отдыхом экипажа).
Полёты "Мартинов" с пассажирами вызывали большой
интерес в американском обществе. Трансокеанские рейсы работали на
престиж не только авиакомпании, но и страны в целом. Внимание
общественности обеспечивала не только пресса, но и Голливуд. В 1936
на "фабрике грёз" сняли хвалебный фильм, который так и
назывался - "China Clipper".
Однако идиллия продолжалась не долго. 28 июля 1938 NC14714
Hawaii Clipper, на борту которого находилось 15 человек, пропал
без вести на пути из Манилы на Гуам. От самолёта не поступало сигналов
бедствия, не было найдено ни следов крушения, ни даже масляного
пятна. Загадочное исчезновение породило множество слухов и спекуляций,
гуляющих до сих пор. Так в Сети можно встретить мнение конспирологов,
что Hawaii Clipper был захвачен силами японского ВМФ, а пассажиры
и экипаж уничтожены. (Кому интересно, подробности здесь...)
Когда случился этот инцидент, ещё были свежи воспоминания
о трагедии другого "летающего клипера" - Sikorsky
S-42, в январе 1938. У Pan American начались
серьёзные проблемы. Доверие общества к океанским летающим лодкам
заметно упало. Поток клиентов уменьшился - объём перевозок сократился
на 60%. В феврале 1939 оставшаяся пара M-130 была снята с трансокеанской
линии. Авиалайнеры перевели на более короткие маршруты. Их место
занял Boeing 314. К тому времени "Мартины" успели налетать
около 10000 часов, объём перевозок составил около 20,5 млн. пассажирокилометров.
В 1942 "Мартины" перешли в распоряжение US Navy.
Однако формально они по-прежнему принадлежали Pan American.
Впрочем, на военной службе самолёты задержались недолго. Первый
из них - NC14715 Philippine Clipper, был потерян 23 января 1943
в результате катастрофы. В сложных метеоусловиях самолёт, выполнявший
рейс из Пёрл-Харбора, врезался в гору недалеко от Сан-Франциско.
Все 19 человек, кто был на борту, погибли.
Последний M-130 был возвращён авиакомпании в октябре 1943.
Теперь он стал выполнять рейсы с пассажирами и почтой из Майами
в Южную Америку и Бельгийское Конго. Это не были чисто коммерческие
рейсы. Негласно Pan American работала и на правительство.
Полёты в Бельгийское Конго были связаны с необходимостью доставки
африканского урана для небезызвестной программы "Манхэттен".
Здесь машина нашла свой конец. 8 января 1945, по пути в Конго, China
Clipper, на борту которого находилось 30 человек, разбился во время
ночной посадки в Порт-оф-Спейне (Тринидад и Тобаго). С тонущего
самолёта спаслись только семеро. Так закончилась история первого
трансокеанского авиалайнера.
Среди пассажирских самолётов середины 1930х Martin M-130
были самыми дорогостоящими. Они продавались по цене 417.000 долларов
за экземпляр. Это было в два раза больше, чем за Sikorsky
S-42 (242.000 долларов) и в пять раз дороже Douglas
DC-2 (78.000 долларов). Фактически же, с учётом затрат на разработку,
себестоимость каждой машины была ещё выше. Фирма сделала скидки
ради того, чтобы Pan American купила все заказанные ранее
экземпляры. Однако высокая цена повлияла на то, что кроме трёх первоначально
заказанных экземпляров, новых заявок не поступало. Поэтому коммерчески
удачным самолётом M-130 назвать нельзя.
Однако, по техническим параметрам, это был один из лучших
гидропланов. Хотя крейсерская скорость M-130 была на 10 км/час ниже,
чем у Sikorsky S-42,
дальность полёта, при той же полезной нагрузке, была в несколько
раз выше. Именно этот фактор позволил машине Мартина обойти конкурента
и первой начать коммерческие перевозки через Тихий океан. Весовая
отдача M-130 составляла 50% - и здесь ему не было равных.
Хотя перелёт через океан продолжался очень долго, пассажиры
не чувствовали себя дискомфортно. К услугам были три просторных
купе с широкими креслами и большой салон. По удобству и красоте
пассажирских помещений летающая лодка не уступала престижным отелям.
Пассажиров в полёте изысканно кормили и поили, подавая пищу на серебре
и фарфоре.
Самолёт сыграл важную роль в дальнейшей судьбе Pan American.
Авиакомпания, имевшая вес лишь на рынке перевозок из США в Латинскую
Америку, теперь вышла на мировую арену, встав вровень с крупнейшими
международными авиакомпаниями мира.
|