Latécoère Laté 28
SIDAL - Societé Industrielle des Avions Latécoère
(Франция)
Первый полёт - январь 1929
Производство
Начало - 1929
Конец - 1932
Эксплуатация
Начало - 1929
Конец - 1937
|
Авиакомпании:
|
|
Франция
|
- Aéropostale - Compagnie Générale Aéropostale
(1929 - 1932) - 42
- Air Orient (? - 1932)
- SCELA - Societé Centrale pour l’Exploitation des Lignes
Aériennes/Air France (1932 - ?) - 34
|
|
Аргентина
|
- Aeroposta Argentina - 3
|
|
Венесуэла
|
- LAV - Linea Aeropostal Venezolana (? -1937) - 3
|
Кроме того самолёт использовался в военно-морской авиации
Франции, испанских республиканских ВВС, ВВС Венесуэлы
|
В 1920-х авиалайнеры производились
многими французскими фирмами. Самой плодовитой из них, пожалуй,
была компания SIDAL, принадлежавшая Пьеру-Жоржу Латекоеру (Pierre-Georges
Latécoère). Первым вышел на линии самолёт Laté-3
(летал в авиакомпании Ligne France Espagne Maroc). Это был
небольшой одномоторный биплан, типа D.H.4, выпущенный в одном экземпляре.
В 1922 появился одномоторный 6-ти местный Laté 8 Limousine.
Он использовался на трассах Франции и Испании, однако удачным этот
самолёт назвать нельзя. Из-за него Латекоер даже попал под суд.
Следующим стал Laté 16. Его выпустили в небольшой серии.
Этот и последующие пассажирские самолёты Латекоера - двухмоторный
Laté 15 (6 пассажиров, 1925 год), одномоторные Laté
17 и Laté 26(1926), были подкосными высокопланами. Laté
26 строился большой серией.
Основным заказчиком SIDAL'а была авиакомпания самого
Латекоера. Некоторое время она носила имя хозяина. А в 1927 её купил
банкир Марсель Буаллу-Лафонт, изменив название на Aéropostale.
Вскоре после окончания Первой Мировой войны эта компания проложила
линии из Франции, через Испанию, в Северную Африку. Позже открылся
аргентинский филиал, который осваивал трассы Южной Америки. Трудная
работа пилотов авиакомпании красочно описана у Антуана де Сент-Экзюпери.
Летом 1927 по заданию Aéropostale фирма
SIDAL начала разработку более комфортабельного и надёжного авиалайнера
на 8 пассажиров. Он создавался на базе Laté 26. Размеры самолёта
увеличили, улучшили аэродинамику. Новая модель получила название
Laté 28. Первый полёт совершил пилот Негрен в начале 1929.
|
В мае 1929 самолёт вышел на линию
Тулуза - Касабланка. Рейс длился 10 часов с промежуточными посадками
в Барселоне, Аликанте, Малаге и Танжере. С августа того же года
Laté 28 начал летать на трассе Париж - Мадрид. Позже самолёт
стал обслуживать и остальные линии Aéropostale.
В 1930 была предпринята попытка наладить с помощью Laté
28 трансатлантическую линию из Западной Африки в Южную Америку.
12 - 13 мая 1930 состоялся перелёт Сен-Луи (Сенегал) - Натал (Бразилия).
Экипаж пилота Жана Мермоза (Jean Mermoz, 1901 - 1936), штурмана
Жана Дабри и радиста Леопольда Жимье на экземпляре "Compte
de la Vaulx" с бортовым номером F-AJNQ, преодолел расстояние
3173,2 км в самой узкой части Атлантики. В Новый Свет были доставлены
200 кг почты из Франции. Затем три других экипажа доставили письма
из Натала уже в пункты назначения - Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес
и Сантьяго-де-Чили. Трансатлантический перелёт выполнила модификация
Laté 28.3 с поплавками вместо шасси. Специально снаряжённый
для пересечения Атлантики самолёт имел массу 5017 кг. Однако этому
самолёту не было суждено открыть регулярную трансатлантическую линию.
По тем же причинам, что и Rohrbach
Romar'у.
Кроме Laté 28.3 существовало ешё несколько версий.
Они отличались друг от друга компоновкой отсеков для полезной нагрузки
и типами двигателей. Самыми массовыми были варианты Laté
28.0 и 28.1. Именно они летали на коммерческих трассах. Остальные
были построены в одном - двух экземплярах, либо переделаны из других
модификаций. Их использовали для проведения исследований, достижения
рекордов или для военных целей.
В 1932 Aéropostale была ликвидирована
и поглощена вновь созданной авиакомпанией SCELA (с 1933 Air
France), в которую также вошли Air Union, CIDNA и
Lignes Farman. А ещё Air Orient, которая обслуживала
линии из метрополии во Французский Индокитай. Она также имела Laté
28. От обеих компаний Air France унаследовала 34 авиалайнера.
Кроме того, 6 самолётов летали в Южной Америке, в дочерних
компаниях Aéropostale. Три авиалайнера обслуживали
трассы Aeroposta Argentina. Сначала линию между аргентинскими
городами Баия Бланка и Комодоро Ривадавия. Затем они начали летать
и в другие города - как внутри страны, так и в Чили, Бразилии, Парагвае.
Ещё три самолёта использовала венесуэльская Linea Aeropostal
Venezolana на линии между Маракайбо и Сьюдад Боливаром. На венесуэльских
трассах Laté 28 летали дольше всего - до 1937. Затем оставшиеся
в строю машины были списаны. До наших дней не сохранилось ни одного
самолёта.
|
Конструкция
Одномоторный
подкосной высокоплан классической схемы
Фюзеляж - прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Каркас
металлический. Обшивка в передней и средней части металлическая,
в задней - полотняная. Впереди моторный отсек. Затем закрытая пилотская
кабина. Под ней переднее багажное отделение. За ним пассажирский
салон с 4 рядами кресел, расположенных по два по бортам, между ними
проход. Длина салона - 3,38м; ширина - 1,70. В задней части салона
сантехническая кабина с умывальником. Позади салона второе багажное
отделение объёмом 2 куб.м.
Крыло - прямоугольное, подкосное, по два подкоса с каждого
борта. Каркас - два дюралевых лонжерона и деревянные нервюры. Обшивка
полотняная.
Двигатель - 1 поршневый двигатель, установленный в носу:
- Gnôme Rhône 14Kb - 700 л.с./ 518 кВт (Laté 28.4)
- Hispano-Suiza 12 Hbr - 500 л.с./ 370 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный
водяного охлаждения (Laté 28.1)
- Hispano-Suiza 12 Nbr - 650 л.с./ 482 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный
водяного охлаждения (Laté 28.2, Laté 28.5, Laté
28.6, Laté 28.8, Laté 28.9)
- Hispano-Suiza 12 Lbrx - 600 л.с./ 444 кВт - 12-ти цилиндровый
V-образный водяного охлаждения (Laté 28.3)
- Renault 12Jb - 500 л.с./ 370 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный
водяного охлаждения (Laté 28.0)
винт двухлопастный цельнометаллический Reed
Оперение - однокилевое с двумя стабилизаторами. Каркас металлический,
обшивка полотняная
Шасси - двухстоечное - по два колеса на каждой стойке, с
хвостовым костылём. Стойки V-образные. По одному колесу на каждой
стойке. В варианте гидроплана (Late 28.3, Late 28.5) вместо колёс
устанавливались поплавки
|
|
|
Размах крыльев, м
|
19,25
|
|
|
|
|
Площадь крыльев, кв.м
|
48,6
|
|
|
|
|
Длина, м
|
13,645
|
|
|
|
|
Высота, м
|
3,58
|
|
|
|
|
Взлетный вес, кг.
|
4040
|
|
|
|
|
Вес пустого, кг.
|
2166
|
|
|
|
|
Скорость макс., км/час
|
222
|
|
|
|
|
Скорость крейс., км/час
|
200
|
|
|
|
|
Потолок, м
|
5200
|
|
|
|
|
Дальность полёта, км
|
1600
|
|
|
|
|
Коммерческая нагрузка
|
8 пассажиров или 850 кг. груза
|
|
|
|
Произведено самолётов
|
48
|
|
Laté 28.1 ( F-AJLO) авиакомпании Aéropostale (Франция)
|
последняя редакция
11.05.2004
|
|