Lockheed
Vega
Lockheed Aircraft Co.(США)
Самый скоростной авиалайнер конца 1920-х
Первый полёт - 4 июля 1927
Производство
Начало - 1927
Конец - 1930е
Эксплуатация
Начало - 1928, сентябрь
Конец - ?
|
Авиакомпании:
|
|
США
|
-Air Express
-Alaska Air Transport
-Alaska Coastal Airlines
-Alaska-Washington Airways
-Blue Bird Air Service
-Bowen Air Lines
-Braniff Airways (1930 - 1937)
-Continental Airways (1930 - 1932)
-Cross Airways
-International Airlines (1928 - 1931)
-Maddux Air Lines (1928 - 1929)
-Nevada Airlines (1929-1930)
-Pacific Alaska
-Panagra - Pan American Grace Airways, Inc.
-Rapid Air Transport
-Santa Maria Airlines
-T&WA - Transcontinental and Western Air, Inc.
-Universal Air Lines System (
-Varney Speed Lines/Varney Air Transport/Continental Airlines
-Wedell-Williams Air Service
-Western Air Transport |
|
Канада
|
-Canadian Airways Ltd.
-Commercial Airways Ltd. (1929-?) |
|
Мексика
|
-Lineas Aéreas Mineras
-Transportes Aéreos de Chiapas |
|
Перу
|
-Aerovias Peruanas S. A. (1930-?)
-CAFSSA |
  Кроме того самолёт был во владении частных лиц, корпораций,
военных ведомств ряда стран
|
  В середине 1920-х в США начался бум авиаперевозок,
весьма похожий на интернетный бум второй половины 1990-х. Чуть ли
не каждый день создавались новые авиакомпании, требовались всё новые
авиалайнеры. Спрос стимулировал выход на рынок неизвестных ранее
производителей. Среди прочих и компании братьев Лоугхэд (Loughead).
Впрочем, братья не были новичками в авиации. Ещё в 1912 Малкольм,
Алан и Виктор Лоугхэды основали компанию Alco Hydro-Aeroplane Co.
Однако особых успехов не достигли и в 1921 вынуждены были закрыть
предприятие. Главным событием тех лет стал приём на работу талантливого,
оригинально мыслящего, конструктора Джона Нортропа (John K. Northrop
1895 - 1981).
   Когда в 1926 сложилась благоприятная коньюктура, Алан
и Малькольм Лоугхэды воссоздали авиастроительную фирму. Новое предприятие
получило название Lockheed Aircraft Co. (братья сменили ирландскую
фамилию Лоугхэд на англо-саксонскую Локхид). На должность главного
конструктора был приглашён Джон Нортроп (перед тем работал на предприятии
Дональда Дугласа). Он сразу же взялся за создание четырёхместного
авиалайнера под один двигатель Wright Whirlwind J-5. Самолёт Нортропа
заметно отличался от своих угловатых собратьев. Он имел красивые
округлые формы, гладкую обшивку из многослойной прессованной фанеры,
свободнонесущее оперение, у него отсутствовали тормозящие движение
распорки, тросы и другие подобные элементы. Аппарат получил имя
Vega - с тех пор звёздные названия самолётов стали традицией фирмы
Lockheed. Машина строилась в голливудском гараже, арендованном Локхидами,
в течение 6 месяцев.
   Прототип Lockheed Vega 1 впервые поднялся в воздух 4
июля 1927. Тщательная проработка аэродинамики отразилась на лётных
качествах машины - скорость достигла 216 км/час, намного больше,
чем у других самолётов с подобным двигателем. Необычный внешний
вид и прекрасные лётные качества привлекли внимание многих заказчиков.
Прототип купил Джордж Херст младший (отпрыск газетного магната)
для участия в гонках из Калифорнии на Гавайи в августе 1927. Однако
самолёт с Джеком Фростом и Гордоном Скоттом на борту, получивший
имя Golden Eagle, бесследно исчез в волнах Тихого океана. Впрочем,
в следующем году самолёт восстановил свою репутацию. Он совершил
несколько выдающихся арктических перелётов, выполнил картографические
работы в Антарктиде, победил в ряде американских воздушных гонок.
Благодаря этому только за 1928 фирма получила заказ на 28 экземпляров.
|
В октябре 1928 авиалайнер вышел на линии.
Первой была авиакомпания International Airlines из Северной
Дакоты. Затем последовали другие компании. Они покупали как первую
модель, так и Vega 2 с более мощным двигателем Whirlwind J-6 (появилась
в 1929). Эксплуатация этих машин была успешной. Хотя самолёты заметно
уступали Ford 5-AT по
вместительности, благодаря высокой скорости они успевали за одно
и тоже время выполнить больше рейсов. Таким образом, производительность
маленькой "Веги" была такой же, как у большого "Тримотора".
  Однако основными покупателями первых моделей были корпорации,
использовавшие самолёты для служебных перевозок. Крупным же авиакомпаниям
требовались более вместительные машины. В этой связи в 1929 возникла
модель Vega 5 на шесть пассажиров. У нового самолёта были те же
габариты, что у Vega 1, но он имел вдвое более мощный двигатель
Pratt & Whitney Wasp. Это позволило Vega 5 не только поднимать
больший груз, но и достичь гораздо большей крейсерской скорости
- 266 км/час и выше. Пятая версия имела несколько модификаций. В
каждой из последующих улучшение характеристик достигалось в основном
за счёт дальнейшего совершенствования аэродинамики.
   Vega 5 позволила стать на ноги знаменитым американским
авиакомпаниям. Например, Braniff Airways. В ноябре 1930 компания
Пола Брэниффа выпустила "Веги" на трассу из Чикаго в Уичита-Фолс,
Оклахома. Затем линия была продлена до техасского Далласа. До 1935
Vega 5 была основным скоростным лайнером Braniff Airways.
Начала свою карьеру с "Вегой" и компания Varney Speed
Lines. 15 июля 1934 она открыла трассу Пуэбло,Колорадо - Эль-Пасо,Техас
с остановками в Лас Вегасе, Санта Фе и Альбукерке, Нью Мексико.
Затем сеть стала расширяться. В 1937 компания превратилась в Continental
Airlines - ныне одно из крупнейших авиатранспортных предприятий
мира.
   Локхидовская "Вега" спостобствовала становлению
и первой авиакомпании целиком созданной мексиканцами - Hermanos
Sarbia Company (с 1933 Transportes Aéreos de Chiapas).
Компания выполняла регулярные рейсы в юго-восточной части Мексики,
где сухопутные коммуникации были развиты слабо. Пилоты возили не
только пассажиров, но и любые грузы - почту, лекарства, пищевые
и промышленные товары, а также животных.
   Lockheed Vega использовалась и в другой успешной латиноамериканской
компании - Aerovias Peruanas. Правда, данное предприятие
было создано американцами (авиакомпанией Panagra) для противостояния
другой перуанской компании - Faucett. "Веги" вышли
на линии летом 1930. На внутренних трассах конкурировать со скоростными
машинами Aerovias Peruanas никто не мог. В одном из рейсов
4 августа 1934 была достигнута рекордная для авиалайнеров с неубираемым
шасси средняя путевая скорость - 290 км/час.
   Модель Vega 5 прославилась и скоростными дальними перелётами.
В 1930 - 1932 ряд рекордов установил пилот Уилли Пост на Vega 5B
под названием Winnie Mae. Наиболее значительный из них - кругосветный
перелёт в 1932 из Нью-Йорка через Канаду, Европу, СССР и Аляску
за 7 суток 18 часов и 49 минут. На этом же самолёте Пост испытывал
первый удачный высотный скафандр, поднимаясь почти на 11000 метров.
20-21 мая 1932 Амелия Эрхарт на подобном самолёте в одиночку совершила
трансатлантический полёт из Ньюфаундленда в Северную Ирландию за
14 часов 52 минуты.
  Среди авиалайнеров 1920-х Lockheed Vega имела наиболее
удачную аэродинамическую схему. У самолёта был очень низкий коэффициент
лобового сопротивления - 0,0278, аэродинамическое качество 11,4
(редкие современные самолёты с неубираемым шасси имеют лучшие результаты).
Основная заслуга здесь у конструктора Джона Нортропа. Но не только.
Большой вклад в доработку машины внесла исследовательская организация
NACA (предшественница сегодняшней NASA). Например, только благодаря
использованию созданных в NACA капоту и обтекателям шасси удалось
поднять скорость на 15 процентов.
  Кроме базовых моделей "Вега" имела и множество
модификаций, включая поплавковые. Уже упомянутая Panagra
использовала гидросамолёты на линиях в Центральную Америку. Всего
же за несколько лет производства на головном предприятии в Бёрбанке,
Калифорния, и филиалах было построено 128 самолётов деревянной конструкции
под маркой Vega. Кроме того, в 1930 на предприятии Detroit Aircraft
Corporation (детройтский филиал фирмы Lockheed) была создана металлическая
модель Vega DL-1, речь о которой впереди.
   До нашего времени сохранился ряд машин, в том числе Lockheed
Vega 5B Амелии Эрхарт, который хранится в Национальном
Аэрокосмическом музее в Вашингтоне.
|
Конструкция
Цельнодеревянный свободнонесущий высокоплан классической схемы с
одним поршневым двигателем
Фюзеляж - корпус круглого сечения, полумонокок.
Каркас деревянный, обшитый многослойной клееной фанерой. Состоит
из двух частей, склеенных под давлением.В передней части моторный
отсек, затем закрытая пилотская кабина. За ней пассажирский
салон на 4 - 6 человек.
|
Крыло - свободнонесущее, профиль в корневой
части Clark Y-18, в концевой - Clark Y-9.5 (у модели Vega 5C). Гладкая
несущая обшивка из клеенной многослойной фанеры.
Двигатель - один поршневой двигатель, установленный в моторном
отсеке в носовой части фюзеляжа. В зависимости от модификации устанавливались
следующие двигатели:
- Pratt & Whitney R-1340 Wasp B - 450 л.с./ 336 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный воздушного охлаждения
- Pratt & Whitney Wasp C-1 - 418 л.с./ 309 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный воздушного охлаждения
- Pratt & Whitney Wasp SC-1 - 446 л.с./ 330 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный воздушного охлаждения
- Wright Whirlwind J-5 - 220 л.с. / 162 квт (Vega 1)
- Wright Whirlwind J-6 - 300 л.с. / 220 квт (Vega 2)
винт двухлопастный
Оперение - однокилевое, классической схемы. Стабилизаторы
свободнонесущие с рулями высоты
Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке,
с хвостовым колесом. На ряде самолётов поздних версий колёса основных
стоек закрыты обтекателями.
|
|
|
|
|
Vega 1
|
|
Vega 5C
|
|
|
|
|
Размах крыла, м
|
|
12,49
|
|
12,49
|
|
|
|
|
Площадь крыла, кв.м
|
|
25,55
|
|
25,55
|
|
|
|
|
Длина, м
|
|
8,38
|
|
8,38
|
|
|
|
|
Высота, м
|
|
3,73
|
|
3,73
|
|
|
|
|
Макс. взлетный вес, кг.
|
|
1831
|
|
2146
|
|
|
|
|
Вес пустого, кг.
|
|
1131
|
|
1237
|
|
|
|
|
Скорость макс., км/час
|
|
288
|
|
312
|
|
|
|
|
Скорость крейс., км/час
|
|
248
|
|
292
|
|
|
|
|
Потолок, м
|
|
5642
|
|
5490
|
|
|
|
|
Дальность полёта, км
|
|
1127
|
|
880
|
|
|
|
|
Коммерческая нагрузка
|
|
4 пассажира
|
|
6 пассажиров
|
|
|
|
|
Произведено самолётов
|
128 (в т. ч. Vega 1 - 28; Vega 2 - 7; Vega 5 - 35; Vega 5A - 9;
Vega 5B - 29; Vega 5C - 30) Часть самолётов ранних моделей дорабатывались
в более поздние варианты.
|
|
Lockheed Vega 5C(N965Y), авиакомпании Varney Speed Lines
|
последняя редакция
08.05.2004
|
|