Поликарпов ПМ-1 (П-2)
Государственный авиационный завод ГАЗ №1 Авиатреста ВСНХ СССР (СССР)
Первый советский авиалайнер работавший на международной линии
Первый полёт - 10 июня 1925
Эксплуатация
Начало - 1925? 1926?
Конец - 1926
|
Авиакомпании: |
|
|
СССР
|
- Дерулюфт |
Среди советских авиапредприятий, участвовавших
в конкурсах 1922 - 1923 на создание отечественного авиалайнера (см.
страницу АК-1), был и Государственный
авиационный завод №1 (ГАЗ № 1). Разработку возглавил начальник технического
отдела Николай Николаевич Поликарпов, общий вид и компоновку выполнил
инженер Александр Александрович Семёнов. К тому времени Поликарпов
уже был одним из самых опытных советских авиаконструкторов. Он завоевал
Авторитет он завоевал благодаря организации серийного производства
доработанных им самолётов D.H.4 и D.H.9 (сменивших имя на Р-1).
Он также создал первый советский истребитель-моноплан ИЛ-400. Разработка
авиалайнера велась согласно задания Авиатреста, полученного в начале
1925. Заказчик требовал более вместительный и более совершенный
самолёт, чем АК-1. На создание
давался очень короткий срок - всего три месяца. Согласно заданию
самолёт носил название П-2 ("пассажирский - второй").
Лайнер создавался под двигатель Maybach только потому, что других
в распоряжении Поликарпова не было. По этой причине лайнер получил
и другое название - ПМ-1 ("пассажирский с двигателем
Майбаха"). Особо не мудрствуя конструкторская группа
создала проект классического деревянного биплана с открытой пилотской
кабиной. Правда, тщательно была проработана аэродинамика, так что
готовый лайнер смотрелся весьма привлекательно. Конструкторы выдержали
жёсткие сроки. Постройка закончилась спустя 90 суток после начала
проектирования. А спустя ещё двое суток - 10 июня 1925, пилот А.И.
Жуков впервые поднял самолёт в воздух. Испытания были в целом удачными.
Состоялся перелёт Москва - Ленинград. Был дан заказ на 10 экземпляров
и началась подготовка к эксплуатации.
|
По окончании испытаний лайнер вышел
на линию Москва - Кёнигсберг - Берлин. Таким образом он стал первым
самолётом советской конструкции, использовавшимся на международной
линии. Правда, на линии Дерулюфта самолёт летал сравнительно
недолго. в 1926 во время одного рейса на участке Кёнигсберг - Берлин
случилась авария двигателя. Самолёт пошёл на вынужденную посадку,
во время которой разбился. Разбитый самолёт восстанавливать не стали,
новых тоже не строили, поскольку двигатель Maybach уже не производился.
Вдобавок появились более удачные авиалайнеры. Таким образом самолёт
имел короткую и не очень удачную карьеру. В отличие от его создателя,
ставшего ведущим конструктором истребителей в СССР, завоевавшем
в 1930-е титул "короля истребителей".
|
Конструкция
Одномоторный подкосной биплан деревянной конструкции с классическим
оперением
Фюзеляж - корпус овального сечения, типа монокок, выклеенный
из шпона. Впереди моторный отсек, затем открытая пилотская кабина.
За ней закрытая 5-ти местная пассажирская кабина
Крыло - прямоугольной формы, с закруглёнными законцовками.
Каркас деревянный, обшивка полотняная. Нижнее крыло меньшего размаха.
Подкосы из дюралевых труб с обтекателями.
Двигатель - 1 x Maybach Iva - 260 л.с./193 квт, жидкостного
охлаждения. Радиатор системы охлаждения сотовый, выдвижной. Винт
двухлопастный
Оперение - однокилевое, с рулём направления. Стабилизаторы
с рулями высоты, с изменяемым в полете углом установки
Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки V-образные,
на каждой из них по одному колесу, связаныха осью.
|
|
|
Размах крыльев
|
15,5 м
|
|
|
|
Площадь крыльев
|
38,5 кв. м
|
|
|
Длина
|
11,0 м
|
|
Высота
|
3,46 м
|
|
Взлетный вес
|
2360 кг.
|
|
Вес пустого
|
1380 кг.
|
|
Скорость макс.
|
180 км/час
|
|
Скорость крейс.
|
157 км/час
|
|
Потолок
|
4100 м
|
|
Дальность полёта
|
1200 км
|
|
Коммерческая нагрузка
|
5 пассажиров + 60 кг груза
|
|
Количество экземпляров
|
1
|
последняя редакция
09.07.2005
|
|