Александров - Калинин АК-1

ЦАГИ - Государственный авиационный завод ГАЗ №5 Авиатреста ВСНХ СССР(СССР)


Первый советский авиалайнер

Первый полёт - 8 марта 1924

Эксплуатация
Начало - 15 июня 1924
Конец - сентябрь 1924

 

Авиакомпании:  
 

СССР

- Добролёт

  В 1914 Россия имела шанс стать родиной первого в мире многоместного (и многомоторного) авиалайнера. "Илья Муромец", созданый в 1913 Игорем Сикорским, впервые имел закрытый пассажирский салон с большими окнами, удобными плетёными креслами, спальной комнатой, гостиной и даже туалетом. Салон отапливался и имел электрическое освещение. Немногие лайнеры 1920-х могли похвастаться таким комфортом. Свои достоинства "Муромец" впервые продемонстрировал 25 февраля 1914, подняв в воздух 16 пассажиров. А 21-23 июня совершил успешный перелёт Санкт-Петербург - Киев - Санкт-Петербург. Если бы не Первая Мировая война, он вполне мог бы начать воздушные перевозки в том же году. Боевые действия заставили переделать самолёт в бомбардировщик. Эта война, затем революция и гражданская война довели страну до полной разрухи. Так что уже было не до развития гражданской авиации. Тем не менее в 1921 была попытка огранизации служебных перевозок на "Муромцах" между Москвой и Харьковом. Однако самолёты деревянной конструкции к тому времени настолько износились, что оказались непригодными для регулярных воздушных линий. В 1921-22 в ЦАГИ на базе "Ильи Муромца" построили 10-местный самолёт КОМТА. Однако он получился явно неудачным.
  Тем временем началось послевоенное оживление экономики. Потребность в гражданский самолётах возросла. Не имея отечественных авиалайнеров, Россия (с 1923 СССР) была вынуждена закупать зарубежные. Однако в условиях внешней полублокады обойтись без собственного авиастроения, в том числе и гражданского, было невозможно. В 1922-23 по госзаказу несколько конструкторских коллективов начинают создавать отечественные пассажирские самолёты. Среди них был и ЦАГИ. Разработка началась осенью 1922, после получения технического задания от Главвоздухфлота. Основную долю работ осуществлял Владимир Леонтьевич Александров, имевший опыт создания КОМТА. Ему помогал Владимир Владимирович Калинин, а также Алексей Михайлович Черемухин (проектировал крыло). Конструкция испытала влияние уже летавшего в Дерулюфте Fokker F.III. Но в отличие от того имела деревянный каркас, подкосное крыло и маломощный двигатель. По именам разработчиков самолёт получил название АК-1 (Александров и Калинин). Финансирование велось за счёт средств, собранных красными латышскими стрелками. В их честь машина была также названа "Латышским стрелком". Строительство прототипа велось с апреля по ноябрь 1923 на государственном авиазаводе №5 (ГАЗ №5). А 8 марта 1924 пилот А.И. Томашевский впервые поднял машину в воздух с Центрального аэродрома в Москве. Самолёт быстро оторвался от взлётной полосы, поднялся на 100м, сделал круг и через 10 минут приземлился. В следующих полётах машина показала неплохие лётные качества, особенно хорошую устойчивость. Хотя в целом уступала зарубежным самолётам своего класса из-за слабого двигателя.

  15 июня 1924, после завершения испытаний, самолёт был передан в Добролёт и начал полёты с пассажирами по маршруту Москва - Нижний Новгород - Казань. Таким образом АК-1 стал первым авиалайнером отечественной конструкции - спустя 10 лет после опытов по перевозке пассажиров на "Илье Муромце". Однако эксплуатация была недолгой - выполнено всего 11 рейсов, перевезено 172 пассажира и пройдено 11000 километров. Себестоимость 1 километра полёта составляла в среднем 73 копейки, одного пассажиро-километра - 37 копеек. Впрочем, машина считалась экспериментальной и о коммерческом успехе тогда не думали. После ухода с линии история самолёта ещё не закончилась. Летом 1925 Томашевский выполнил на АК-1 дальний перелёт Москва - Пекин (7000 км), а затем совершил еще несколько демонстрационных полётов по Китаю.


Конструкция
Одномоторный подкосной высокоплан деревянной конструкции с классическим оперением
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения. Каркас деревянный с расчалками, покрытый полотном. Впереди моторный отсек, затем открытая 2-х местная пилотская кабина. За ней закрытая 2-х местная пассажирская кабина (3-й пассажир мог сидеть рядом с пилотом)
Крыло - двухлонжеронное трапецевидной формы, с толстым переменным профилем - 12%-ная толщина в местах крепления подкосов. Высота ланжеронов - 300мм. Нервюры ферменные. Подкосы из дюралевых труб с обтекателями.
Двигатель - 1 x Salmson - 170 л.с./125 квт, винт двухлопастный
Оперение - однокилевое, с рулём направления. Стабилизаторы с рулями высоты
Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки V-образные, на каждой из них по одному колесу, связаных осью.


   

Размах крыльев

14,9 м

 
   

Площадь крыльев

37,0 кв. м

   

Длина

11,0 м

 

Высота

3,08 м

 

Взлетный вес

1685 кг.

 

Вес пустого

1145 кг.

 

Скорость макс.

147 км/час

 

Скорость крейс.

130 км/час

 

Потолок

2200 м

 

Дальность полёта

км

 

Коммерческая нагрузка

4 пассажира или 500 - 550 кг

 

Количество экземпляров

1

последняя редакция 09.07.2005

На титульную страницу
Hosted by uCoz