Александров - Калинин АК-1
ЦАГИ - Государственный авиационный завод ГАЗ №5 Авиатреста ВСНХ
СССР(СССР)
Первый советский авиалайнер
Первый полёт - 8 марта 1924
Эксплуатация
Начало - 15 июня 1924
Конец - сентябрь 1924
|
Авиакомпании: |
|
|
СССР
|
- Добролёт |
В 1914 Россия имела шанс стать родиной
первого в мире многоместного (и многомоторного) авиалайнера. "Илья
Муромец", созданый в 1913 Игорем Сикорским, впервые имел закрытый
пассажирский салон с большими окнами, удобными плетёными креслами,
спальной комнатой, гостиной и даже туалетом. Салон отапливался и
имел электрическое освещение. Немногие лайнеры 1920-х могли похвастаться
таким комфортом. Свои достоинства "Муромец" впервые продемонстрировал
25 февраля 1914, подняв в воздух 16 пассажиров. А 21-23 июня совершил
успешный перелёт Санкт-Петербург - Киев - Санкт-Петербург. Если
бы не Первая Мировая война, он вполне мог бы начать воздушные перевозки
в том же году. Боевые действия заставили переделать самолёт в бомбардировщик.
Эта война, затем революция и гражданская война довели страну до
полной разрухи. Так что уже было не до развития гражданской авиации.
Тем не менее в 1921 была попытка огранизации служебных перевозок
на "Муромцах" между Москвой и Харьковом. Однако самолёты
деревянной конструкции к тому времени настолько износились, что
оказались непригодными для регулярных воздушных линий. В 1921-22
в ЦАГИ на базе "Ильи Муромца" построили 10-местный самолёт
КОМТА. Однако он получился явно неудачным.
Тем временем началось послевоенное оживление экономики.
Потребность в гражданский самолётах возросла. Не имея отечественных
авиалайнеров, Россия (с 1923 СССР) была вынуждена закупать зарубежные.
Однако в условиях внешней полублокады обойтись без собственного
авиастроения, в том числе и гражданского, было невозможно. В 1922-23
по госзаказу несколько конструкторских коллективов начинают создавать
отечественные пассажирские самолёты. Среди них был и ЦАГИ. Разработка
началась осенью 1922, после получения технического задания от Главвоздухфлота.
Основную долю работ осуществлял Владимир Леонтьевич Александров,
имевший опыт создания КОМТА. Ему помогал Владимир Владимирович Калинин,
а также Алексей Михайлович Черемухин (проектировал крыло). Конструкция
испытала влияние уже летавшего в Дерулюфте Fokker
F.III. Но в отличие от того имела деревянный каркас, подкосное
крыло и маломощный двигатель. По именам разработчиков самолёт получил
название АК-1 (Александров и Калинин). Финансирование
велось за счёт средств, собранных красными латышскими стрелками.
В их честь машина была также названа "Латышским стрелком".
Строительство прототипа велось с апреля по ноябрь 1923 на государственном
авиазаводе №5 (ГАЗ №5). А 8 марта 1924 пилот А.И. Томашевский впервые
поднял машину в воздух с Центрального аэродрома в Москве. Самолёт
быстро оторвался от взлётной полосы, поднялся на 100м, сделал круг
и через 10 минут приземлился. В следующих полётах машина показала
неплохие лётные качества, особенно хорошую устойчивость. Хотя в
целом уступала зарубежным самолётам своего класса из-за слабого
двигателя.
|
15 июня 1924, после завершения испытаний,
самолёт был передан в Добролёт и начал полёты с пассажирами
по маршруту Москва - Нижний Новгород - Казань. Таким образом АК-1
стал первым авиалайнером отечественной конструкции - спустя 10 лет
после опытов по перевозке пассажиров на "Илье Муромце".
Однако эксплуатация была недолгой - выполнено всего 11 рейсов, перевезено
172 пассажира и пройдено 11000 километров. Себестоимость 1 километра
полёта составляла в среднем 73 копейки, одного пассажиро-километра
- 37 копеек. Впрочем, машина считалась экспериментальной и о коммерческом
успехе тогда не думали. После ухода с линии история самолёта ещё
не закончилась. Летом 1925 Томашевский выполнил на АК-1 дальний
перелёт Москва - Пекин (7000 км), а затем совершил еще несколько
демонстрационных полётов по Китаю.
|
Конструкция
Одномоторный подкосной высокоплан деревянной конструкции с классическим
оперением
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения. Каркас деревянный
с расчалками, покрытый полотном. Впереди моторный отсек, затем открытая
2-х местная пилотская кабина. За ней закрытая 2-х местная пассажирская
кабина (3-й пассажир мог сидеть рядом с пилотом)
Крыло - двухлонжеронное трапецевидной формы, с толстым переменным
профилем - 12%-ная толщина в местах крепления подкосов. Высота ланжеронов
- 300мм. Нервюры ферменные. Подкосы из дюралевых труб с обтекателями.
Двигатель - 1 x Salmson - 170 л.с./125 квт, винт двухлопастный
Оперение - однокилевое, с рулём направления. Стабилизаторы
с рулями высоты
Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки V-образные,
на каждой из них по одному колесу, связаных осью.
|
|
|
Размах крыльев
|
14,9 м
|
|
|
|
Площадь крыльев
|
37,0 кв. м
|
|
|
Длина
|
11,0 м
|
|
Высота
|
3,08 м
|
|
Взлетный вес
|
1685 кг.
|
|
Вес пустого
|
1145 кг.
|
|
Скорость макс.
|
147 км/час
|
|
Скорость крейс.
|
130 км/час
|
|
Потолок
|
2200 м
|
|
Дальность полёта
|
км
|
|
Коммерческая нагрузка
|
4 пассажира или 500 - 550 кг
|
|
Количество экземпляров
|
1
|
последняя редакция
09.07.2005
|
|