Junkers
G31
Junkers Flugzeugwerke A.G. (Германия)
Цельнометаллический трехмоторный авиалайнер конца 1920х, выпущенный
малой серией
Первый полёт - 13 сентября 1926
Производство
Начало - 1926
Конец - 1930
Эксплуатация
Начало - 1927
Конец - 1942
|
Авиакомпании:
|
|
Германия
|
-DLH Deutsche Luft Hansa A.G./Deutsche
Lufthansa A.G (1927 - 1936) - 8 |
|
Австрия
|
-ÖLAG - Österreichische Luftverkehrs AG
(1928 - 1937) - 1 |
|
Новая Гвинея
|
-Bulolo Gold Dredging Co. (1930 - 1942) - 3
-Guinea Airways Ltd. (1930 - 1942) - 2 |
  Кроме того самолёт использовался в Германском Министерстве
Авиации (RLM) и в австралийских ВВС (RAAF).
|
  В середине 1920-х объёмы пассажирских
перевозок устойчиво росли. В связи с чем Гуго Юнкерс решил создать
авиалайнер бóльших размеров, чем Junkers
G24. Разработка началась в 1925 под руководством главного конструктора
фирмы Эрнста Цинделя. Новый самолёт получил название Junkers G31.
Он создавался на базе предшественника и был рассчитан на перевозку
15 пассажиров вместо десяти. Причём с бóльшим комфортом.
Более просторный пассажирский салон был разделён на 3 секции, появились
туалеты. Предполагалось использовать авиалайнер в Junkers-Luftverkehrs,
а также продавать другим клиентам. Постройка самолёта стала реальной
после того как союзная Контрольная Комиссия ослабила запреты на
создание больших самолётов в Германии. Прототип Junkers G31ba (D-1073,
зав. № 3000) c двигателями Junkers L5 совершил первый полёт 13 сентября
1926. В целом испытания оправдали надежды конструкторов, но мощности
двигателей оказалось маловато. Поэтому в носу пришлось поставить
более мощный мотор BMW-VI.
|
В январе 1926 прекратила существование авиакомпания
Junkers-Luftverkehrs. Поэтому первым заказчиком нового
лайнера стала Deutsche Luft Hansa (куда авиакомпания Юнкерса
влилась как составная часть). Поставки начались в июне 1927. Сначала
на линии вышел вариант G31ce с двигателями Gnôme Rhône
Jupiter. На этом самолёте впервые у Deutsche Luft Hansa появились
стюарды. Более совершенные G31de немецкая авиакомпания приобрела
в 1928. На них поставили второй (верхний) стабилизатор. В том же
году появилась версия G31fi с удлинённым фюзеляжем. На этих лайнерах
были оборудованы бортовые кухни, что позволило подавать во время
полёта горячие пищу и напитки. В 1929 флот Deutsche Luft Hansa
пополнил самолёт G31fo с закрытой пилотской кабиной и более мощными
двигателями BMW Hornet. Всего же в немецкую авиакомпанию поступили
восемь G31. Они обслуживали магистральные линии - Берлин-Амстердам-Лондон,
Берлин-Париж, Берлин-Вена, Берлин-Копенгаген, Берлин-Мальмё, Берлин-Прага
и др. Полёты выполнялись и днём и ночью. В последнем случае устанавливали
10 кресел попарно, лицом к лицу, которые легко превращались в кровати.
К середине 1930-х Junkers G31 перевели на внутренние линии - в основном
из Берлина в Гамбург. В 1935-1936 оставшиеся в строю 5 самолётов
передали в министерство авиации Германии (Reich Luft Ministerium),
где их использовали до полного списания.
Junkers G31 производили и на экспорт. В мае 1928 австрийская
авиакомпания ÖLAG приобрела один лайнер G31de (кстати
это был тысячный самолёт, построенный фирмой Юнкерса). Он служил
на магистрали Вена - Берлин и на других линиях до 1937. В конце
1931 его модернизировали, присвоив новый индекс G31fe. В октябре
1930 два самолёта купила новогвинейская золотодобывающая компания
Bulolo Gold Dredging Co. Она заказала грузовую модификацию
G31go. В данной версии вместо пассажирского салона был просторный
грузовой отсек. На хребте фюзеляжа вырезали огромный люк, через
который в самолёт можно было загрузить детали и узлы золотодобывающей
драги. Такой же самолёт с той же целью в октябре 1930 приобрела
у Юнкерса и авиакомпания Guinea Airways. В 1931 Bulolo
Gold Dredging заказала ещё один самолёт. Поскольку Junkers G31
уже не производился, то фирма Junkers переделала в грузовую версию
прототип - он получил индекс G31ho. В 1934 этот самолёт перешел
во владение Guinea Airways. В Новой Гвинее Junkers G31 летали
от морского побережья до золотых приисков в Булоло, куда не вели
сухопутные дороги. Были случаи когда самолёты поднимали в воздух
3220 кг грузов (намного больше, чем положено). Кроме горнодобывающего
оборудования возили автомобили, тракторы, скот. Ну и пассажиров,
конечно. Согласно статистическим данным в 1931-32 году самолёты
перевезли 3947 тонн грузов - больше чем все авиакомпании США, Великобритании
и Франции вместе взятые. Всего же с начала эксплуатации до июля
1938 Junkers G31 выполнили 2285 рейсов, перевезя 12.481 тонн грузов
и 11.201 пассажира. Немецкие самолёты показали себя во влажном и
жарком тропическом климате лучше, чем другие модели. Свидетельством
чему является их долговечность. Три самолёта прослужили до 21 января
1942, когда были уничтожены при налёте японской авиации на Булоло.
Перед этим они успели провести эвакуацию горняков из Новой Гвинеи.
Оставшийся экземпляр попал в RAAF где использовался как санитарный.
Он разбился в октябре 1942 года.
Junkers G31 оказался неплохим транспортным самолётом, но
в коммерческом плане его постигла неудача. Заказов было мало, построили
всего 13 машин. Главная причина неуспеха - существование модели
Junkers G24. Имея меньшую вместимость и меньший комфорт, по эффективности
она была не хуже, чем Junkers G31. При этом стоила на 40% дешевле.
А новое поколение авиалайнеров, появившееся в начале 1930-х, не
оставило Junkers G31 никаких шансов на будущее.
|
Конструкция
Цельнометаллический трёхмоторный низкоплан классической схемы
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения. Конструкция ферменная
из дюралевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная. В передней
части моторный отсек, затем пилотская кабина (открытая на первых
версиях и на версии G31go, закрытая на остальных). За ней пассажирский
салон на 15 человек с багажными отделениями и туалетами. Салон разделён
на три секции. На версии G31go вместо салона грузовой отсек 1,75м
x 1,95м x 7,3м с люком 1,52м x 3,6м на крыше.
Крыло - свободнонесущее с толстым профилем. Обшивка из тонкого
гофрированного дюраля. Крыло состоит из центроплана и двух консолей.
Двигатель - три поршневых двигателя, один установлен в моторном
отсеке в носовой части фюзеляжа. Два других на крыльях, на стыке
центроплана и консолей. В зависимости от модификации устанавливались
следующие двигатели:
- BMW-VI - 495 л.с./ 367 кВт (G31ba)
- BMW Hornet-A - 525 л.с./ 386 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный
(G31fo, G31go)
- Gnôme Rhône Jupiter - 450 л.с./330 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный (G31ce, G31de)
- Junkers L5 - 297 л.с./220 кВт - 6-ти цилиндровый рядный (G31ba)
- Pratt & Whitney Hornet-A2 - 525 л.с./ 386 кВт - 9-ти цилиндровый
звёздообразный (G31ho - на версии G31ho в носу стоял двигатель Pratt
& Whitney Hornet, на крыльях BMW Hornet)
- Siemens Jupiter - 450 л.с./ 330 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный
(G31fi)
винты двух- или трёхлопастные
Оперение - двухкилевое, с двумя стабилизаторами (на G31ba
и G31ce один стабилизатор)
Шасси - двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке,
с хвостовым костылём.
|
|
|
|
G31ba
|
G31ce/de/fe
|
G31fi/fo
|
G31go
|
|
|
|
Размах крыльев, м
|
29,65
|
29,65
|
30,30
|
30,30
|
|
|
|
Площадь крыльев, кв.м
|
94,60
|
94,60
|
102,00
|
102,00
|
|
|
|
Длина, м
|
16,50
|
16,50
|
17,28
|
17,28
|
|
|
|
Высота, м
|
6,00
|
6,00
|
6,00
|
6,00
|
|
|
|
Взлетный вес, кг.
|
7500
|
5498
|
8500
|
8500
|
|
|
|
Вес пустого, кг.
|
4870
|
5270
|
5250
|
5250
|
|
|
|
Скорость макс., км/час
|
195
|
211
|
211
|
211
|
|
|
|
Скорость крейс., км/час
|
170
|
170
|
170
|
170
|
|
|
|
Потолок, м
|
4300
|
4300
|
4300
|
4300
|
|
|
|
Дальность полёта, км
|
850
|
850 - 1050
|
850 - 1050
|
850 - 1050
|
|
|
|
Коммерческая нагрузка
|
11 пасс.
или
2630 кг.
|
11 пасс.
или
2830 кг.
|
15 пасс.
|
2630 кг грузов
|
|
|
|
Произведено самолётов
|
13 (1 х G31ba; 1 x G31ce; 3 x G31de; 4 x G31fi; 1 x G31fo; 3 x
G31go)
|
|
Junkers G31de (A-46 "Österreich", зав. №3003) авиакомпании
ÖLAG (Австрия), тысячный самолёт фирмы Junkers Flugzeugwerke
A.G.
|
последняя редакция
10.05.2004
|
|