Lioré et Olivier LeO-21
Société Anonyme des Etablissements Lioré et Olivier(Франция)
Первый полёт - август 1926
Производство
Начало - 1926
Конец - 1931
Эксплуатация
Начало - 1927
Конец - 1934 (в авиакомпаниях)
|
Авиакомпании:
|
|
Франция
|
- Air France
- Air Union
|
Кроме того LeO-21 использовались во французских ВВС
в качестве десантно-транспортных самолётов, один экземпляр служил
в испанских республиканских ВВС как бомбардировщик в начальный период
гражданской войны
|
В годы Первой Мировой войны и после
неё французская фирма Lioré et Olivier создала ряд моделей
бомбардировщиков, успешно соперничавших с изделиями фирмы Farman.
По схеме они были похожи на "Фарманы" - многомоторные
бипланы с двигателями на нижнем крыле. Поскольку в 1920е многие
авиалайнеры представляли из себя модификации бомбардировщиков, то
неудивительно, что компания Фердинанда Льере и Анри Оливье решила
потягаться со своим конкурентом и в области гражданской авиации.
Авиалайнер LeO-21 создавался на базе ночного бомбардировщика LeO-20.
Был лишь разработан новый, более широкий фюзеляж. И по схеме и по
компоновке самолёт напоминал
Farman F-60. Впереди была небольшая пассажирская кабина на 6
человек, затем открытая пилотская кабина, за ней пассажирская кабина
на 12 мест. Большая по тем временам вместимость - 18 пассажиров,
была вызвана тем, что лайнер создавался для самой загруженной линии
Европы из Парижа в Лондон. LeO-21 (бортовой номер F-AIFD) впервые
взлетел в августе 1926.
|
В 1927 самолёт начал эксплуатироваться
в Air Union. Крупнейшая французская авиакомпания бросила
вызов крупнейшей британской, которая использовала на линии Лондон-Париж
примерно такой же по характеристикам лайнер Armstrong
Whitworth Argosy. Вызов был даже в названии линии - Rayon D'Or
(т.е. Золотой Луч) против британского Silver Wing (Серебрянные Крылья).
Французы превзошли Imperial Airways не только по уровню комфорта,
но и по скорости - LeO-21 преодолевал маршрут за 2 часа 5 минут.
В том же году появилась ещё более комфортабельный вариант - LeO-212
с салоном-рестораном. В салоне размещались три кабинета, в каждом
столик и четыре кресла. Пассажиров обслуживал стюард в белом фраке.
Самолёт имел номер F-AIFE и носил имя Capitaine Ferber в честь одного
из пионеров французской авиации. На линию он вышел 30 июня 1927.
В 1928 появилась новая версия - LeO-213, у которой
в главном салоне было 12 мест, а передняя кабина предназначалась
для почты и багажа. LeO-213 выпускались серийно - построено 12 самолётов.
В 1929 первый экземпляр LeO-21 переделали под такой же стандарт
и переименовали в LeO-211.
В 1933, после реорганизации гражданской авиации Франции,
ещё летавшие 11 самолётов попали в руки национальной авиакомпании
Air France. Однако деревянные самолёты к тому времени были
изрядно изношены. Они использовались в основном для перевозки грузов.
Всего за время службы в авиакомпаниях самолёты налетали 20000 часов.
В 1934 их передали во Французские ВВС, где авиалайнеры были переоборудованы
в десантные самолёты на 20 солдат.
|
Конструкция
Двухмоторный биплан классической схемы
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения. Каркас металлический.
В передней части закрытая кабина (6-ти местная пассажирская на LeO-21,
грузовая на LeO-211 и LeO-213). За ней в верхней части фюзеляжа
2-х местная пилотская кабина. За ней вторая закрытая кабина на 12
мест ( на LeO-212 салон-ресторан).
Крыло - бипланная коробка с прямоугольными крыльями одинакового
размера. Каркас деревянный, усиленный внутренними расчалками и покрытый
полотном
Двигатель - 2 поршневых двигателя, установленные в гондолах
на нижнем крыле:
- Gnome Rhône Jupiter 9Ab - 420 л.с./308 кВт звездообразный
(LeO-21)
- Renault 12Ja - 450 л.с./330 кВт рядный (LeO-212, LeO-211, LeO-213)
- Renault 12Jc - л.с./368 кВт рядный (LeO-213)
Оперение - однокилевое с с двумя стабилизаторами. Каркас
деревянный, усиленный внутренними расчалками и покрытый полотном
Шасси - двухстоечное - по два колеса на каждой стойке, с
хвостовым костылём. Стойки закрыты аэродинамическими обтекателями
|
|
|
|
LeO-21
|
LeO-212
|
LeO-213
|
LeO-211
|
|
|
|
Размах крыльев, м
|
22,76
|
22,76
|
23,03
|
22,76
|
|
|
|
Площадь крыльев, кв.м
|
106,50
|
106,50
|
108,00
|
106,50
|
|
|
|
Длина, м
|
15,40
|
15,40
|
15,55
|
15,40
|
|
|
|
Высота, м
|
4,30
|
4,30
|
4,50
|
4,30
|
|
|
|
Взлетный вес, кг.
|
5498
|
5498
|
5700
|
5495
|
|
|
|
Вес пустого, кг.
|
2742
|
3295
|
3269
|
2625
|
|
|
|
Скорость макс., км/час
|
184
|
190
|
190
|
190
|
|
|
|
Скорость крейс., км/час
|
175
|
|
|
|
|
|
|
Потолок, м
|
4200
|
4200
|
4500
|
4200
|
|
|
|
Дальность полёта, км
|
750
|
560
|
560
|
560
|
|
|
|
Коммерческая нагрузка
|
18 пасс.
|
12 пасс.
|
12 пасс.
|
12 пасс.
|
|
|
|
Произведено самолётов
|
14 (2 х LeO-21/211, 2 x LeO-212, 12 x LeO-213)
|
|
LeO-213 (бортовой номер F-AIZN) авиакомпании Air Union
(линия Rayon D'Or)
|
последняя редакция
10.05.2004
|
|