Farman F-60 Goliath
Avions Henri et Maurice Farman(Франция)
Первый французский авиалайнер
Производство по лицензии
Akciova Spolecnost Avia (Чехословакия)
Vojenska Továrna na Letadla Letov (Чехословакия)
Первый полёт - январь 1919
Эксплуатация
Начало - 29 марта 1920
Конец - 1933
|
Авиакомпании:
|
|
Франция
|
- CGEA - Compagnie des Grands Express Aériens
- Les Lignes Farman
- Compagnie des Messageries Aériens
- SGTA - Société Générale de Transports
Aériens
- Air Union
- Compagnie Aeriennes Francaise
|
|
Бельгия
|
- S.N.E.T.A. |
|
Румыния
|
- LARES |
|
Чехословакия
|
- ČLS - Československá Letecká Spolecnost
- ČSA - Československé Aerolinii
|
|
Куба
|
- Compania Aerea Cubana |
|
Италия
|
?
|
|
Япония
|
? |
Farman F-60 создавался в 1918 как бомбардировщик.
Однако с окончанием Первой Мировой войны потребность в боевых самолётах
резко снизилась. Поэтому фирма Farman решила переделать ещё не готовый
самолёт в пассажирский. Самолёт был построен к концу 1918. За внушительные
размеры его окрестили Goliath. Испытания самолёта начались в январе
1919 и уже 8 февраля состоялся демонстрационный полёт с 11 военнослужащими
из Парижа в Лондон. В процессе испытаний 3 апреля самолёт поднял
в воздух 14 пассажиров,а 5 мая - 25.В августе опытный образец совершил
беспосадочный перелёт из Парижа в Касабланку (Марокко)протяжённостью
2000 км. Первоначально самолёт был расчитан на 8 пассажиров - для
них в передней части фюзеляжа сделали закрытую кабину, где все кресла
были установлены по левому борту. Затем вместимость увеличили до
12 человек. Данные самолёта привлекли внимание французских авиакомпаний,
возникавших в 1919 как грибы после дождя. Ещё до окончания испытаний
Goliath'а они разместили заказы на его серийное производство.
|
Эксплуатировать Farman F-60 на линиях
начала компания Grands Express Aériens. 29 марта 1920
она открыла регулярные рейсы из Парижа (Ле Бурже)в Лондон (Кройдон).
Вслед за ней самолёт приобрели ещё несколько французских авиакомпаний
и бельгийская S.N.E.T.A. Затем Goliath купили чехи, румыны
и итальянцы. За пределами Европы его эксплуатировали на Кубе и в
Японии. Опыт эксплуатации вызвал многочисленные доработки - появились
варианты F-60 bis, F-61, F-62, F-63. С 1925 самолёт производили
по лицензии и в Чехословакии на заводах A.S. Avia и Vojenska Továrna
na Letadla Letov. Там авиалайнер строили до 1929 года. А в эксплуатации
Goliath находился до 1933.
В истории самолёта были и трагические события. Он стал
участником первого в мире столкновения авиалайнеров в воздухе. 7
апреля 1922 в сложных метеоусловиях Farman F-60 компании Grands
Express Aeriennes (бортовой номер F-GEAD)столкнулся с De Havilland
DH-18 авиакомпании Daimler Hire. Все 7 человек, находившиеся
на борту обоих самолётов, погибли. Всего же в результате лётных
происшествий было потеряно 10 лайнеров Goliath.
В целом же Farman Goliath следует признать одним из
самых удачных деревянных лайнеров первой волны - и по тиражу, и
по длительности, и по географии применения на воздушных линиях.
Достаточно высок был уровень удобств для пассажиров - низкий шум,
хорошая вентиляция кабин. Это был первый пассажирский самолёт, в
котором появился санузел. Среди конкурентов у него был наилучший
обзор из пассажирских кабин.
С 1922 года самолёт стал производиться в варианте бомбардировщика.
И в такой версии он использовался в транспортных целях - например
2 августа 1930 с него было осуществлено первое в СССР десантирование
личного состава. Но это уже совсем другая история.
|
Конструкция
Двухмоторный биплан классической схемы
Фюзеляж - корпус цельнодеревянный прямоугольного сечения.
В передней части пассажирский салон на 4 человека - сиденья установлены
по бортам, между ними проход. За ним в верхней части фюзеляжа 2-х
местная открытая пилотская кабина, сзади которой второй салон на
8 пассажиров (по 4 сиденья с каждого борта). В задней кабине окна
открываются. В передней кабине под окнами регулируемые створки (для
вентиляции кабины). Между обоими кабинами узкий коридор (из которого
был выход и в пилотскую кабину).
Крыло - бипланная коробка с прямоугольными крыльями одинакового
размера. Каркас деревянный, усиленный внутренними расчалками и покрытый
полотном
Двигатель - 2 поршневых двигателя, установленные в гондолах
на нижнем крыле. В зависимости от варианта устанавливались следующие
двигатели:
- Salmson CM-9 - 260 л.с./191 кВт звездообразный 9-ти цилиндровый
(F-60)
- Salmson 9Az - 300 л.с./220 кВт звездообразный 9-ти цилиндровый
(F-60 bis)
- Renault 12Fe - 300 л.с./220 кВт рядный 12-ти цилиндровый (F-61)
- Lorraine Dietrich 12 Cc - 450 л.с./330 кВт рядный 12-ти цилиндровый
(F-62)
- Gnome Rhone Jupiter 9A - 380 л.с./279 кВт звездообразный 9-ти
цилиндровый (F-63)
- Walter Jupiter IV - 420 л.с./309 кВт (некоторые чешские самолёты)
Оперение - однокилевое с с двумя стабилизаторами. Каркас
деревянный, усиленный внутренними расчалками и покрытый полотном
Шасси - двухстоечное - по два колеса на каждой стойке, с
хвостовым костылём. Стойки закрыты аэродинамическими обтекателями
|
|
|
Размах крыльев
|
26,5 м
|
|
|
Площадь крыльев
|
161 кв. м
|
|
Длина
|
14,33 м
|
|
Высота
|
4,91 м
|
|
Взлетный вес
|
4770 кг.
|
|
Вес пустого
|
2500 кг.
|
|
Скорость макс.
|
160 км/час
|
|
Скорость крейс.
|
120 км/час
|
|
Потолок
|
4000 м
|
|
Дальность полёта
|
400 км
|
|
Коммерческая нагрузка
|
12 пассажиров
|
|
Произведено самолётов
|
80 (Франция) + 8 (Чехословакия)
|
Farman F-60 компании Air Union (Ile de France, бортовой
номер F-HMFU)
|
последняя редакция
09.05.2004
|
|