Farman F-60 Goliath

Avions Henri et Maurice Farman(Франция)
Первый французский авиалайнер

Производство по лицензии
Akciova Spolecnost Avia (Чехословакия)
Vojenska Továrna na Letadla Letov (Чехословакия)


Первый полёт - январь 1919

Эксплуатация
Начало - 29 марта 1920
Конец - 1933

 


Авиакомпании:

 

Франция

- CGEA - Compagnie des Grands Express Aériens
- Les Lignes Farman
- Compagnie des Messageries Aériens
- SGTA - Société Générale de Transports Aériens
- Air Union
- Compagnie Aeriennes Francaise

 

Бельгия

- S.N.E.T.A.
 

Румыния

- LARES
 

Чехословакия

- ČLS - Československá Letecká Spolecnost
- ČSA - Československé Aerolinii

 

Куба

- Compania Aerea Cubana
 

Италия

?

 

Япония

?

 

  Farman F-60 создавался в 1918 как бомбардировщик. Однако с окончанием Первой Мировой войны потребность в боевых самолётах резко снизилась. Поэтому фирма Farman решила переделать ещё не готовый самолёт в пассажирский. Самолёт был построен к концу 1918. За внушительные размеры его окрестили Goliath. Испытания самолёта начались в январе 1919 и уже 8 февраля состоялся демонстрационный полёт с 11 военнослужащими из Парижа в Лондон. В процессе испытаний 3 апреля самолёт поднял в воздух 14 пассажиров,а 5 мая - 25.В августе опытный образец совершил беспосадочный перелёт из Парижа в Касабланку (Марокко)протяжённостью 2000 км. Первоначально самолёт был расчитан на 8 пассажиров - для них в передней части фюзеляжа сделали закрытую кабину, где все кресла были установлены по левому борту. Затем вместимость увеличили до 12 человек. Данные самолёта привлекли внимание французских авиакомпаний, возникавших в 1919 как грибы после дождя. Ещё до окончания испытаний Goliath'а они разместили заказы на его серийное производство.

   Эксплуатировать Farman F-60 на линиях начала компания Grands Express Aériens. 29 марта 1920 она открыла регулярные рейсы из Парижа (Ле Бурже)в Лондон (Кройдон). Вслед за ней самолёт приобрели ещё несколько французских авиакомпаний и бельгийская S.N.E.T.A. Затем Goliath купили чехи, румыны и итальянцы. За пределами Европы его эксплуатировали на Кубе и в Японии. Опыт эксплуатации вызвал многочисленные доработки - появились варианты F-60 bis, F-61, F-62, F-63. С 1925 самолёт производили по лицензии и в Чехословакии на заводах A.S. Avia и Vojenska Továrna na Letadla Letov. Там авиалайнер строили до 1929 года. А в эксплуатации Goliath находился до 1933.
   В истории самолёта были и трагические события. Он стал участником первого в мире столкновения авиалайнеров в воздухе. 7 апреля 1922 в сложных метеоусловиях Farman F-60 компании Grands Express Aeriennes (бортовой номер F-GEAD)столкнулся с De Havilland DH-18 авиакомпании Daimler Hire. Все 7 человек, находившиеся на борту обоих самолётов, погибли. Всего же в результате лётных происшествий было потеряно 10 лайнеров Goliath.
   В целом же Farman Goliath следует признать одним из самых удачных деревянных лайнеров первой волны - и по тиражу, и по длительности, и по географии применения на воздушных линиях. Достаточно высок был уровень удобств для пассажиров - низкий шум, хорошая вентиляция кабин. Это был первый пассажирский самолёт, в котором появился санузел. Среди конкурентов у него был наилучший обзор из пассажирских кабин.
   С 1922 года самолёт стал производиться в варианте бомбардировщика. И в такой версии он использовался в транспортных целях - например 2 августа 1930 с него было осуществлено первое в СССР десантирование личного состава. Но это уже совсем другая история.

Конструкция
Двухмоторный биплан классической схемы

Фюзеляж - корпус цельнодеревянный прямоугольного сечения. В передней части пассажирский салон на 4 человека - сиденья установлены по бортам, между ними проход. За ним в верхней части фюзеляжа 2-х местная открытая пилотская кабина, сзади которой второй салон на 8 пассажиров (по 4 сиденья с каждого борта). В задней кабине окна открываются. В передней кабине под окнами регулируемые створки (для вентиляции кабины). Между обоими кабинами узкий коридор (из которого был выход и в пилотскую кабину).

Крыло - бипланная коробка с прямоугольными крыльями одинакового размера. Каркас деревянный, усиленный внутренними расчалками и покрытый полотном

Двигатель - 2 поршневых двигателя, установленные в гондолах на нижнем крыле. В зависимости от варианта устанавливались следующие двигатели:
- Salmson CM-9 - 260 л.с./191 кВт звездообразный 9-ти цилиндровый (F-60)
- Salmson 9Az - 300 л.с./220 кВт звездообразный 9-ти цилиндровый (F-60 bis)
- Renault 12Fe - 300 л.с./220 кВт рядный 12-ти цилиндровый (F-61)
- Lorraine Dietrich 12 Cc - 450 л.с./330 кВт рядный 12-ти цилиндровый (F-62)
- Gnome Rhone Jupiter 9A - 380 л.с./279 кВт звездообразный 9-ти цилиндровый (F-63)
- Walter Jupiter IV - 420 л.с./309 кВт (некоторые чешские самолёты)

Оперение - однокилевое с с двумя стабилизаторами. Каркас деревянный, усиленный внутренними расчалками и покрытый полотном

Шасси - двухстоечное - по два колеса на каждой стойке, с хвостовым костылём. Стойки закрыты аэродинамическими обтекателями

 

   

Размах крыльев

26,5 м

 
 

Площадь крыльев

161 кв. м

 

Длина

14,33 м

 

Высота

4,91 м

 

Взлетный вес

4770 кг.

 

Вес пустого

2500 кг.

 

Скорость макс.

160 км/час

 

Скорость крейс.

120 км/час

 

Потолок

4000 м

 

Дальность полёта

400 км

 

Коммерческая нагрузка

12 пассажиров

 

Произведено самолётов

80 (Франция) + 8 (Чехословакия)

 

Farman F-60 компании Air Union (Ile de France, бортовой номер F-HMFU)
последняя редакция 09.05.2004

На титульную страницу
Hosted by uCoz