Handley
Page W.8 (H.P.18)
Handley Page Ltd. (Великобритания)
Производство по лицензии
SABCA(Бельгия)
Первый полёт - 4 декабря 1919
Эксплуатация
Начало - 21 октября 1921
Конец - 1932
|
Авиакомпании: |
|
|
Великобритания
|
- HPT - Handley Page Transport Ltd.
- Imperial Airways
|
|
Бельгия
|
- SABENA |
Среди боевых самолётов Первой Мировой
войны наиболее подходящими для авиалиний были модели 0/400 и V/1500
британской фирмы Handley Page. Её основателем был конструктор Фредерик
Хендли-Пейдж (Frederick Handley Page 1885-1962). Большая грузоподьёмность
и достаточно просторный фюзеляж позволяли перевозить не только авиабомбы,
но и пассажиров. Благодаря этому восемь самолётов Handley Page 0/400
использовались для челночных перевозок британских чиновников (подразделение
No. 86 Communications Wing) и почты (No. 214 Squadron)
во время Парижской мирной конференции. Позже фирма основала собственную
авиакомпанию - Handley Page Transport. Для неё 10 бомбардировщиков
0/400 переоборудовали в авиалайнеры на 10 - 14 пассажиров. Под индексами
O/10 и O/11 они начали летать с 4 мая 1919 из Лондона в Манчестер.
А летом того же года они стали регулярно возить почту на внутренних
линиях. В конце августа компания открыла линию из Лондона в Париж.
Позже начали летать в Брюссель и Цюрих. На линиях самолёт работал
до 1923. Кроме того несколько самолётов под индексом O/7 поступили
в Китай (6 экземпляров) и Британскую Индию (4 авиалайнера в компании
Handley Page Indo-Burmese Transport Ltd.).
Фирма Handley Page пыталась приспособить
для воздушных перевозок и больший по размерам V/1500, но спроса
на него не нашлось даже в собственной авиакомпании (не оправдались
надежды и на заказы от U.S. Air Mail). Слишком велик оказался
этот четырёхмоторный гигант для тех лет. Наряду с эксплуатацией
доработанных бомбардировщиков Handley Page начал работы по созданию
специализированного авиалайнера, с лучшими экономическими показателями.
Сначала возник проект W/400. Это был тот же 0/400, но с крыльями
и шасси как у V/1500. На нём стояли два двигателя Rolls-Royce Eagle
VIII. Первый полёт он совершил 22 августа 1919. В целом самолёт
оправдал ожидания. Однако в процессе испытаний стало ясно, что для
пассажирского самолёта нужен более просторный фюзеляж и более мощные
двигатели. Поэтому на базе W/400 фирма разработала новый проект
- W.8 (в 1924 этот самолёт получил название H.P.18). Модифицированный
фюзеляж позволял устроить более просторную кабину на 16 пассажиров.
Изменилось и хвостовое оперение - оно стало однокилевым. Размах
крыльев уменьшился с 25,9 м до 22,9 м. На прототип поставили двигатель
Napier Lion IB. Первый полёт состоялся 4 декабря 1919. А 4 мая 1920,
в процессе испытаний, самолёт поднял груз 1674 кг на высоту 4275
м - это был национальный рекорд. В августе того же года W.8 участвовал
в соревнованиях на самый безопасный транспортный самолёт. Первое
место не досталось никому, а второе завоевал W.8.
|
На линии Handley Page Transport
первый экземпляр (бортовой номер G-EAPJ)вышел 21 октября 1921. Затем
была выпущена серия из 4-х W.8b. На них поставили менее мощные двигатели
Rolls-Royce Eagle VIII, поскольку возникли проблемы с поставкой
Napier Lion. Новые двигатели были не только надежней, но и экономичней.
С ними расход топлива в час заметно сократился. Однако снизилось
и число пассажиров - до 12. Другое отличие от прототипа - прямоугольные
(а не круглые)иллюминаторы. Три W-8b поступили в Handley Page
Transport (начало службы - 4 мая 1922). Каждый из лайнеров носил
имена особ королевской крови. После реорганизации британских авиакомпаний
эти самолёты достались Imperial Airways, где летали до 1932.
Четвёртый самолёт попал в руки бельгийской авиакомпании SABENA.
Бельгийцам лайнер пришёлся по душе, благодаря чему были заказаны
ещё три самолёта. Их строили в 1923 на бельгийском же предприятии
SABCA. На этих самолётах стояли более мощные двигатели Rolls-Royce
Eagle IX. Данная модификация получила название W.8c. Бельгийские
лайнеры летали в Лондон и Кёльн.
Среди первых лайнеров Handley Page W.8 был самым удобным
для пассажиров. Во-первых из-за низкого шума в пассажирском салоне
и больших отсеков для багажа. На полу салона лежал ковёр, стены
были обиты материей. На передней перегородке висели альтиметр и
спидометр, так что пассажиры всегда могли узнать - на какой высоте
и с какой скоростью они летят (если разбирались в показаниях приборов).
Возле каждого кресла было большое окно. В жаркую погоду его можно
было открыть для лучшей вентиляции салона. Расстояние между креслами
было так велико, что пассажиры могли вытянуть ноги. На линиях Лондон
- Париж впервые появился буфет. Теперь особо проголодавшиеся пассажиры
могли подкрепиться (еду продавал второй пилот). Туалеты были редкостью
на первых лайнерах. Там же где они были, особых восторгов у пассажиров
не вызывали. Везде, кроме Handley Page W.8.
У самолёта были хорошие экономические показатели. Один
пассажиро-километр обходился авиакомпаниям всего в 9 пенсов, по
сравнению с 15 пенсами для
Junkers F-13 или 12 пенсами для Fokker
F.II. Конструкция имела хорошие резервы для развития. Уже в
начале 1920-х компания Handley Page создала на базе двухмоторных
W.8 целое семейство более совершенных авиалайнеров. Очевидно поэтому
столь удачный самолёт был выпущен в столь малом количестве.
|
Конструкция
Двухмоторный цельнодеревянный биплан классической схемы
Фюзеляж - ферменный прямоугольного сечения, впереди двухместная
открытая пилотская кабина. Ниже кабины отсек для бортмеханика-радиста.
За ней пассажирский салон. На первом экземпляре 16-ти местный, на
последующих 12-ти местный или 14-ти местный (при использовании на
коротких линиях). По 6 (7) кресел с каждого борта, между ними проход.
В передней и задней части пассажирского салона размещены багажные
отсеки. По правому борту, между задним рядом кресел и багажным отсеком,
туалет.
Крыло - бипланная коробка. Крылья одинакового размаха, с
двумя рядами стоек.
Двигатель - два двигателя на стойках между крыльями, следующих
типов -
- Napier Lion IB - 445 л.с./330 кВт (cтавили на W.8)
- Rolls-Royce Eagle VIII -347 л.с./257 кВт (на W.8b)- 12-цилиндровый
V-образный
- Rolls-Royce Eagle IX - 360 л.с./268 кВт ( на W.8c)- 12-цилиндровый
V-образный
винт четырёхлопастный деревянный
Оперение - однокилевое с рулём направления. Стабилизаторы
с рулями высоты.
Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки с тележками
на два колеса.
Приборы - указатель поворота, креномер и др.
|
|
|
Размах крыльев
|
22,86 м
|
|
|
Площадь крыльев
|
135,26 кв. м
|
|
Длина
|
18,31 м
|
|
Высота
|
4,1 м
|
|
Взлетный вес
|
5448 кг.
|
|
Вес пустого
|
3490 кг.
|
|
Скорость макс.
|
167 км/час
|
|
Скорость крейс.
|
145 км/час
|
|
Потолок
|
3050 м
|
|
Дальность полёта
|
800 км
|
|
Коммерческая нагрузка
|
12 - 14 пассажиров
|
|
Количество экземпляров
|
8
|
Handley Page W.8b (G-EBBH Prince George) компании
- Handley Page Transport Ltd.
(рис. из книги "Airliners between the Wars 1919-39")
На этой странице использована информация, предоставленная
Бьорном Ларссoном (Bjorn Larsson). См. его сайт Airline
Timetable Images
|
последняя редакция
30.05.2004
|
|