Fokker
F.II
Fokker Flugzeugwerke mbH / N.V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek
Fokker (Германия / Нидерланды)
Первый авиалайнер фирмы Fokker
Производство по лицензии
Deutsche Aero Lloyd(Германия)
Первый полёт - октябрь 1919
Эксплуатация
Начало - 1920
Конец - 1940
|
Авиакомпании: |
|
|
Нидерланды
|
- KLM
|
|
Бельгия
|
- SABENA |
|
Великобритания
|
- Aircraft Transport & Travel Ltd.
- Handley Page Transport Ltd. |
|
Германия
|
- DLR - Deutsche Luft Reederei
- Deutsche Aero Lloyd
- Deutsche Luft Hansa |
Голландец Энтони Фоккер (Anthony Herman
Gerard Fokker), несомненно, выделялся среди работавших в Германии
предпринимателей. В годы Первой Мировой войны его истребители заслужили
славу одних из лучших в мире. С окончанием войны перед его фирмой
возникла такая же проблема сбыта, как и перед другими производителями
авиатехники. Конверсию производства он начал с разработки проекта
шестиместного авиалайнера F.I,или V-44. Конструктором этого и последующих
фоккеровских авиалайнеров был Рейнхольд Платц (Reinhold Platz).
Однако проект остался незавершённым. Удача сопутствовала более скромному
по размерам аппарату V-45, получившему затем индекс F.II. Его создание
началось в декабре 1918. Четырехместный самолёт должен был стать
прямым конкурентом Junkers
F-13. Но если Гуго Юнкерс стремился использовать новейшие по
тем временам дюралевые конструкции, то Фоккер и Платц сделали ставку
на отработанную технологию производства деревянных самолётов. Это
не значит, что Платц действовал по уже накатанным шаблонам. Для
нового авиалайнера он принял схему со свободнонесущим крылом, установленным
на фюзеляже сверху. В 1920-е эта схема стала примером для подражания
среди многих других авиаконструкторов. Подобный самолёт получался
намного дешевле Junkers
F-13. На самолёте стоял рядный двигатель BMW-IIIa. F.II впервые
взлетел в октябре 1919. Лётчиком-испытателем был Адольф Парг (Adolf
Parge). Пилоту настолько понравились лётные качества машины, что
он отважился на рискованные эксперименты. На пятиместной машине
Парг поднял в воздух 9 пассажиров и даже пытался на транспортном
самолёте выполнить мёртвую петлю. В процессе испытаний лётчик также
совершил перелёт из Берлина в Петроград. Постройка первого экземпляра
и начало испытаний происходили на предприятии Фоккера в немецком
городе Шверине. Однако в послевоенной Германии условия для создания
самолётов были, мягко говоря, неблагоприятными. Поэтому Фоккер вспомнил
о родине и в 1920 перебрался в Голландию. Там он создал новое предприятие
в посёлке Веер, провинция Зеландия. Самолёт же остался в Германии.
Легального способа для вывоза не было. Тогда Фоккер попросил Бернхарда
де Ваала (Bernhard de Waal) угнать машину со своего же немецкого
предприятия. Что тот и выполнил, не без приключений, весной 1920.
В Голландии испытания лайнера продолжились. Машина выдержала придирчивые
тесты Германского авиационного ведомства и голландской авиакомпании
KLM, после чего в Голландии развернулось серийное производство.
|
Эксплуация самолёта началась 30 сентября
1920 рейсом KLM из Амстердама в Лондон. В цветах национальной
голландской авиакомпании два самолёта летали до 1927. Затем их продали
бельгийской SABENA. Пассажирам нравилось путешествовать на
этом лайнере - крыло на закрывало земли, позволяя любоваться ею
с птичьего полёта. По лицензии F.II строили c 1925 года и в Германии,
на предприятии, возглавляемом Карлом Грюлихом (Karl Grulich). Это
предприятие находилось в пригороде Берлина - Стаакене, и принадлежало
немецкой авиакомпании Deutsche Aero Lloyd. Всего там построили
19 самолётов. Крылья для них делала компания Albatros . Немецкие
машины получили название Fokker-Grulich F.II. Этот вариант больше
нравился пилотам, поскольку имел лучший обзор. К тому же пилотская
кабина была просторнее. У него также были усиленное шасси и иное
остекление пассажирского салона. И более мощный двигатель BMW IV.
Значительная часть Fokker-Grulich попала в компанию Deutsche
Aero Lloyd. Затем они достались Deutsche Lufthsnsa, на
линиях которой летали до 1936. Несмотря на деревянную конструкцию
самолёт получился долговечным, особенно прототип. В 1920 он попал
в авиационный НИИ (Rijksstudiedienst voor Luchtvaart), который вернул
его фирме Fokker в 1936. Где он прослужил до 1940, пока не был уничтожен
при налёте немецкой авиации на амстердамский аэропорт Шипхол.
|
Конструкция
Одномоторный высокоплан классической схемы.
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения. Каркас сварной из
стальных трубок, обтянутый полотном. Впереди моторный отсек, за
ним открытая пилотская кабина. В кабине рядом с пилотом было ещё
одно сиденье - для штурмана, бортмеханика или пятого пассажира.
За кабиной четырёхместный пассажирский салон. В салоне два дивана
лицом к лицу. Каждый для двух пассажиров.
Крыло - свободнонесущее, деревянной конструкции с толстым
профилем. Обшивка фанерная. На концах крыла элероны, выступающие
за габариты крыла.
Двигатель - на разных вариантах устанавливали следующие типы
двигателей -
- BMW IIIa - 184 л.с./136 кВт
- BMW IV - 238 л.с./176 кВт
- Armstrong Siddeley Puma - 238 л.с./176 кВт
Оперение - с двумя подкосными стабилизаторами, но без киля
- только руль направления.
Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки с резиновыми
амортизаторами, крепятся к фюзеляжу. Колеса обоих стоек связаны
между собой осью. На самолётах голландского производства на каждой
стойке было по два колеса, а немецких - по одному.
|
|
|
Размах крыльев
|
16,1 м
|
|
|
Площадь крыльев
|
42,0 кв. м
|
|
Длина
|
11,65 м
|
|
Высота
|
3,2 м
|
|
Взлетный вес
|
1200 кг.
|
|
Вес пустого
|
1900 кг.
|
|
Скорость макс.
|
150 км/час
|
|
Скорость крейс.
|
120 км/час
|
|
Потолок
|
2900 м
|
|
Дальность полёта
|
1200 км
|
|
Коммерческая нагрузка
|
4-5 пассажиров
|
|
Количество экземпляров
|
30?
|
Fokker F.II компании KLM
|
последняя редакция
09.05.2004
|
|