Aero A.10
Aero, továrna Letadel Dr. Kabeš (Чехословакия)
Первый авиалайнер чехословацкой конструкции
Первый полёт - 3 января 1922
Эксплуатация
Начало - 1923
Конец - 1924
|
Авиакомпании: |
|
|
Чехословакия |
- ČSA Československé
Statny Aerolinie (1923-1924) - 4 |
Фирма Aero. На обломках Австро-Венгрии в конце 1918 образовалось несколько национальных (или почти национальных) государств. Наиболее благоприятная обстановка сложилась в Чехословакии, где перемены произошли относительно спокойно - без кровавых столкновений на социальной или национальной почве. В немалой степени благодаря этому здесь довольно быстро возникла национальная авиационная промышленность. Как грибы после дождя начали открываться различные самолёто- и двигателестроительные компании. Одной из первых в январе 1919 была основана пражская фирма Aero. Её учредителями стали доктор Владимир Кабеш и Карел Мерта.
В конце года фирма выдала первую продукцию - учебный самолёт Aero Ae-01, являвшийся ничем иным, как доработанным Hansa-Brandenburg B.I 76-й серии. Спустя несколько лет фирма проводила доработку другой модели Эрнста Хейнкеля - Hansa-Brandenburg C.I. В 1922 - 1923 Aero изготовила 25 экземпляров с двигателями Hiero N (они получили название Aero A-14), которые использовались в национальной авиакомпании ČSA (подробнее здесь..). В 1920 взлетела первая оригинальная модель - истребитель Aero Ae-02, в 1921 появилось его дальнейшее развитие - Aero Ae-04. В том же году построен высотный фоторазведчик Aero Ae-03, имевший один из ранних двигателей с турбонаддувом (не летал). Тогда же был создан четырёхместный пассажирский самолёт Aero A.8, который на линиях не работал. 9 сентября 1921 - в первом же полёте, он потерпел аварию. Лавры первого чехословацкого авиалайнера достались следующей транспортной машине - Aero A.10.
Разработка и испытания. Созданием авиалайнера занимался Рудольф Блазер (Rudolf Blaser), бывший конструктор немецкой фирмы Gotha, участвовавший в разработке Ae-03 и A.8.
Когда в сентябре 1921 A.8 потерпел аварию, конструктор не стал его восстанавливать. Взяв проект A.8 за основу, Блазер разработал новую, более совершенную модель A.10. Заново был спроектирован фюзеляж. По меркам 1920-х самолёт оказался весьма комфортабельным. Он имел просторную пассажирскую кабину с двойными стенами и мягкой обивкой, обитые плюшем кресла.
Большие окна обеспечивали хороший обзор.
Прототип впервые взлетел 3 января 1922, пилот Йозеф Новак (Josef Novák). 18 марта машина была представлена руководителям государства на аэродроме Кбелы. Новак возил министров, генералов, дипломатов и представителей промышленности. В конце года пилот Ариджи летал с 17 пассажирами. Правда, в кабине размещалась только часть, остальные вдоль фюзеляжа и на крыле. Во время другого полёта Новак установил рекорд высоты - с грузом массой 500 кг он поднялся на 5284,2 метра. 1 августа 1922 самолёт получил сертификат лётной годности министерства общественных работ и был допущен к эксплуатации на линиях.
Эксплуатация. Машиной заинтересовалась крупнейшая чешская авиакомпания Čs.L.A.S. - Československé letecké akciové
společnost. Для неё были построены пять экземпляров - L-BALA (серийный номер 5), L-BALB (3), L-BALC (2), L-BALD (1) и L-BALE (4). Предполагалось запустить авиалайнер на линию Прага - Дрезден - Берлин. Однако в феврале 1923 эта авиакомпания прекратила существование, Бесхозные машины были переданы Министерству общественных работ. В течение первой половины года они, под управлением чехословацких военных пилотов, выполняли служебные рейсы, большей частью на трассе Прага - Братислава. Летали и по другим направлениям - например, в Плзень, Кошице, югославский Мостар. 18 июля 1923 L-BALA совершил перелёт Прага - Стаакен - Копенгаген - Гётеборг за 8 лётных часов. В Гётеборге самолёт участвовал на международном авиасалоне.
15 июня 1923 борт L-BALD потерпел аварию, после которой не восстанавливался. Остальные были переданы во вновь учреждённую национальную авиакомпанию ČSA - Československé
Statny Aerolinie . В апреле 1924 они начали выполнять рейсы Прага - Брно - Братислава.
Самолёты служили недолго. Сделав всего по несколько рейсов и налетав в общей сложности 19 878 километров за 167,22 часа, они в июне 1924 были сняты с линий. Причиной были их недостаточная надёжность и убытки, понесённые во время эксплуатации.
Некоторое время после этого машины хранились на аэродроме Кбелы. В конце 1927 они были списаны, а 16 апреля 1928 вычеркнуты из чехословацкого реестра. Впрочем, не все машины пошли на слом. Экземпляр L-BALB был передан в почтовый музей, затем хранился на складе Национального технического музея.
В 1970е он был тщательно отреставрирован и с 1977 демонстрируется в открытой экспозиции пражского авиационного музея на аэродроме Кбелы.
|
Конструкция
Одномоторный цельнодеревянный биплан классической схемы с неубираемым шасси
Фюзеляж - ферменный прямоугольного сечения, с закруглённым верхом в передней части. Каркас деревянный с четырьмя стрингерами, обтянут полотном (полотно натянуто так, чтобы придавать дополнительную жёсткость конструкции). Впереди моторный отсек, затем закрытая пассажирская кабина.
Между моторным отсеком и пассажирской кабиной двойная переборка и алюминиевая противопожарная перегородка. Пассажирская кабина имела два варианта компоновки - 3 кресла, между ними столик, либо 5 кресел - два передних спиной к направлению полёта, остальные лицом. Все сиденья расположены по бортам, заднее по левому борту. В пассажирской кабине три окна с триплексными стёклами по левому борту и четыре по правому. Входная дверь над задней кромкой нижнего крыла по правому борту.
Позади пассажирской кабины открытая двухместная кабина экипажа (пилот и бортмеханик). Сиденья в пилотской кабине расположены ассиметрично - пилотское кресло сдвинуто влево (для лучшего обзора при взлёте и посадке). Под пилотской кабиной багажное отделение на 100 кг груза с люком по правому борту.
Крыло - бипланная коробка.
Крылья цельнодеревянные прямоугольные, двухлонжеронные, обтянутые полотном. Размах верхнего крыла - 14,17 м, нижнего - 12,97. Верхнее крыло состоит из пяти секций, нижнее из двух. Угол установки верхнего крыла - 3,5 градуса, нижнего 2,5 градуса. Передняя кромка и концы крыльев покрыты фанерой. Нижнее крыло крепится к каркасу фюзеляжа лонжеронами, верхнее через систему стоек и подкосов. Между собой крылья соединяются четырьмя парами стоек. Элероны сбалансированные - расположены только на верхнем крыле, каркас деревянный, покрытый полотном.
Двигатель установлен в носовой части фюзеляжа, закрыт алюминиевым капотом
-
- Maybach MB-IV - 245 л.с./ 176,5 кВт, 6-ти цилиндровый рядный жидкостного охлаждения;
винт двухлопастный деревянный Aero, диаметр 2850 мм. Основной топливный бак в центральной секции верхнего крыла. Топливо самотёком поступает через фильтр в карбюратор двигателя. Запас топлива 300 л, масла 16 л.
Оперение - функции киля выполняет плоская и высокая хвостовая часть фюзеляжа. Руль направления аэродинамически частично сбалансированный. Каркас руля сварной из стальных трубок, обтянутый полотном. Горизонтальное оперение классическое - стабилизатор с рулём высоты. Здесь каркас также металлический, обтянутый полотном. Передняя кромка стабилизатора фанерная. Угол установки стабилизатора регулируемый на земле.
Шасси - двухопорное с хвостовым костылём. Основные опоры из 12 стальных стоек с 6 точками крепления к фюзеляжу, амортизация резиновая. Колёса 695 х 100 мм, соединены стальной осью. Ширина колеи - 2,10 м. Хвостовой костыль деревянный с чугунным башмаком.
Приборы и системы
- система управления тросовая - управление элеронами и рулём высоты от штурвала, рулём направления от рукоятки.
|
Основные характеристики Aero A-10
|
Размах крыла, м |
14,17 |
|
Площадь крыла, кв.м. |
49,00 |
|
Длина, м |
10,20 |
|
Высота, м |
3,60 |
|
Взлётный вес, кг |
2260 |
|
Вес пустого, кг |
1442 |
|
Скорость макс., км/час |
160 |
|
Скорость крейс., км/час |
140 |
|
Потолок, м |
5800 |
|
Дальность полёта, км |
560 |
|
Количество пассажиров |
3 - 5 |
|
Количество экземпляров |
5 |
Литература.
- Мировая авиация №3
- Flight 1922-1924
- Letectvi + Kosmonautika 1983 № 20,21, 2003 №4, 2007 №9,
- Mau H.-J. "Tschechislovakische Flugzeuge von 1918 bis heute." Berlin. 1987
- Valka.cz
|
последняя редакция
08.07.2010
|
|