|
Zeppelin Typ F (LZ 10)
Luftschiffbau Zeppelin GmbH (Германия)
Дирижабль, работавший в компании DELAG в 1911 - 1912.
Первый полёт - 26 июня 1911
Эксплуатация
Начало - 20 июля 1911
Конец - 28 июня 1912
|
Потеряв три аппарата подряд - LZ 7 "Deutschland", LZ 6, затем и LZ 8 "Deutschland (II)", компания DELAG оказалась в сложном положении.
Случись подобное в наше время, оператора ждал бы неминуемый крах. Однако создатели первых дирижаблей не боялись неудач. Они были людьми с крепкой волей и огромной решимостью. Несмотря на финансовые потери, нападки прессы и негативные настроения в обществе, фирма фон Цеппелина не прекращала строить новые воздушные корабли.
У руководителей Luftschiffbau Zeppelin и DELAG в руках был существенный козырь - при эксплуатации "Цеппелинов" авиакомпания не допустила ни одной человеческой жертвы.
Создание дирижабля LZ 10 началось в январе 1911. Разработкой этого воздушного корабля, как и прежних, руководил главный конструктор фирмы Luftschiffbau Zeppelin Людвиг Дюрр. LZ 10 имел классический дизайн, сходный с LZ 7. Главные отличия состоят в том, что корпус нового корабля стал короче на 8 м, а число газовых баллонов сократилось до 17. Соответственно, уменьшился объём несущего газа - до 17 800 куб.м. Доработаны рулевые поверхности. Отказ от рулей высоты в носовой части и их перенос в корму повысили
их эффективность и позволили уменьшить лобовое сопротивление
дирижабля. Это был первый воздушный корабль с более мощными и надёжными двигателями Maybach A-Z.
Первый полёт
LZ 10 состоялся
26 июня 1911. Корабль получил название
"Schwaben" в честь исторической области Швабия, где родился граф фон Цеппелин. 15 июля аппарат был передан DELAG, а 20 июля состоялся первый обзорный рейс. Вылетев из Фридрихсхафена с 8 пассажирами, дирижабль направился в сторону Люцерна, сделал круг над городом и направился к горе Риги. Затем пролетел над Цюрихом, Винтертуром и Фрауэнфельдом, пересёк озеро Констанц и вернулся в Фридрихсхафен. После этого отправился на свою постоянную базу в Баден-Бадене. Во время перегоночного рейса на борту присутствовал фон Цеппелин.
Помня печальный опыт LZ 8, конструкторы изменили способ парковки аппарата. В баден-баденском эллинге были проложены рельсы и установлены тележки. С их помощью аппарат извлекался наружу перед полётами, с их же помощью загружался внутрь после них. 130 дней - с 25 июля по 5 декабря 1911, LZ 10 летал с базы в Баден-Бадене по маршрутам, охватывающим
Шварцвальд, долину Рейна, Эльзас. Навещал города Франкфурт, Майнц, Готу, Дюссельдорф и столицу Германии Берлин.
Побывал он и в императорской резиденции в Потсдаме, где поднял в воздух четырёх сыновей кайзера Вильгельма II, других членов императорской семьи, а также королеву Швеции и сиамского принца.
С наступлением зимы корабль был поставлен на хранение, возобновив полёты в конце марта 1912. Эксплуатация успешно продолжалась ещё три месяца. 28 июня, после очередного рейса в Дюссельдорф, "Schwaben", выгрузив пассажиров, направился на базу. Из-за сильного ветра экипаж не рискнул завести корабль в эллинг - его оставили на якорной стоянке. Порывы ветра вызвали трение оболочек с водородом, расположенных в носовой части корабля. Под действием статического электричества возникла искра. Вспыхнувший огонь распространился по корпусу постепенно, что позволило командиру и экипажу выпрыгнуть из кабины. При этом Дюрр, бывший командиром в том рейсе, и несколько других членов экипажа получили ожоги.
Таким образом, отлетав один год и два дня, дирижабль стоимостью
650 000 марок прекратил существование.
Но хотя LZ 10 м повторил судьбу предыдущих кораблей DELAG, результаты его работы оказались более впечатляющими.
За время эксплуатации "Schwaben" было выполнено 234 полёта с пассажирами (в том числе для DELAG 218). Воздушный корабль провёл в воздухе 480 часов, налетал 27 321 км, перевёз 1553 платных пассажиров. Всего же на его борту побывали 4354 человека. В их число входят и пилоты-стажёры. Среди обучаемых было немало военных аэронавтов.
Во время рейсов LZ 10 экипажами руководили Гуго Эккенер, обер-лейтенант Лейен, лейтенант Хаген,
и доктор Дюрр. Это было первое воздушное судно, где работал стюард - Генрих Кубис (Heinrich Kubis).
В полёте он подавал пассажирам лёгкие закуски и прохладительные напитки.
Следует отметить, что в рамках проекта
Zeppelin Typ F были построены ещё два дирижабля.
LZ 9 "(Erzatz) Z II" и LZ 12
(Z III). Это был военный заказ - оба поступили в Германскую имперскую армию (Deutsches Heer). Они служили до начала Первой Мировой войны и были демонтированы в августе 1914.
|
|
Конструкция
Трёхмоторный дирижабль жёсткой системы
Корпус - цилиндрический с закруглёнными конусовидными основаниями.
Каркас из алюминиево-цинковых профилей, с 17 продольными стрингерами, обшивка полотняная. Внутри корпуса размещены 17 баллонов, наполняемых несущим газом (водородом). Оболочка баллонов из прорезиненной хлопчатобумажной ткани. Под корпусом расположен киль, ниже которого подвешены две гондолы с двигателями. В передней гондоле кабина для части экипажа. В задней части корпуса вторая гондола.
Под
гондолами установлены пневматические амортизаторы. В среднюю часть киля встроена пассажирская кабина типа пульмановского вагона, составляя с ним единое целое. Вдоль бортов кабины установлены 25 плетёных кресел. По килю проходит коридор, связывающий между собой гондолы и кабину.
Двигатель - три двигателя - один в задней части передней гондолы, остальные в задней гондоле -
- Maybach A-Z - 145 л.с./ 107 кВт - 6-ти цилиндровый рядный жидкостного охлаждения
Запас топлива 1400 кг. Винты металлические, всего 4 винта. От переднего двигателя привод на 2 винта, от каждого из задних двигателей привод на 1 винт. Передние
винты двухлопастные, задние четырёхлопастные.
Оперение - состоит из 2 вертикальных
и 2 горизонтальных стабилизаторов, установленных в хвостовой части фюзеляжа. За ними коробка рулей, включающая два руля высоты бипланного типа и
два двойных руля направления, расположенных симметрично относительно
корпуса.
Кроме того имеются наклонные
стабилизирующие поверхности треугольной формы. Они выполнены из плотной ткани, закреплённой одной стороной на продольной балке
каркаса, а другой на упорном кронштейне воздушного винта.
|
|
Длина, м |
140,00 |
|
Диаметр, м |
14,00 |
|
Объём газа , м3 |
17 800 |
|
Взлетный вес, кг. |
20 650 |
|
Вес пустого, кг. |
13 600 |
|
Скорость макс., км/час |
76 |
|
Скорость крейс., км/час |
69 |
|
Потолок, м |
2450 |
|
Дальность полёта, км |
1600 |
|
Количество пассажиров |
24 |
|
Коммерческая нагрузка, кг. |
6200 |
Источники.
- Aircraft, 1911-1914
- Brooks P.W. "Zeppelin: Rigid Airships 1893-1940" Putnam. London. 1992
- Flight, 1911, 1974
- Griehl M., Dressel J. "Zeppelin! The German Airship Story" London. 1990
- Kleinheins P., Meighörner W. "Die grossen Zeppeline" Springer. Friedrichshafen. 2005
- Nemecek V. "Civilni Letadla 1". Praha. 1981
- R E G Davies "Lufthansa: An Airline and Its Aircraft" Orion Books New York. 1991
- Stephenson C., Palmer I. "Zeppelins: German Airships 1900-40" Osprey. 2004
- Zeppelin: The Story of a Great Achievement. Chicago. 1922
|
последняя редакция
01.12.2012
|
|