LZ 7 "Deutschland".
В мае 1909 Альфред Колсман, генеральный директор фирмы Luftschiffbau Zeppelin, предложил организовать коммерческие перевозки пассажиров на дирижаблях. Владелец компании Фердинанд фон Цеппелин сначала возражал, он рассчитывал использовать свои аппараты исключительно в военных целях. Однако деловой расчёт взял верх - в ноябре 1909 была основана компании DELAG.
Ещё до создания авиакомпании в сентябре 1909 под руководством конструктора Л. Дюрра на заводе фон Цеппелина началась разработка пассажирского дирижабля.
Это был первый трёхмоторный аппарат фирмы (до этого третий двигатель устанавливался на LZ 6A в качестве экспериментального). От предыдущих дирижаблей фон Цеппелина он отличался большей длиной и диаметром, что позволило увеличить объём газа до 19 300 м3. Каркас, как и прежде, был из алюминия, однако здесь был применён новый тип балок с более тонким профилем. Благодаря дополнительным растяжкам внутри корпуса конструкция получила прочнее. В итоге получилась совершенно новая конструкция, обозначенная как Typ E. Первый дирижабль такого типа получил наименование LZ 7 "Deutschland".
Первый полёт LZ 7 совершил 19 июня 1910, командовал экипажем доктор Дюрр. Всего было 4 испытательных полёта. 22 июня "Deutschland" выполнил первый пассажирский рейс для компании DELAG. Он совершил перелёт из Фридрихсхафена в Дюссельдорф, где для него был построен эллинг. Аппарат вылетел из Фридрихсхафена в 3.00. Маршрут проходил через Ульм, Штутгарт, Мангейм, затем вдоль долины Рейна. К месту назначения дирижабль прибыл в 12.00. Кроме экипажа на борту был фон Цеппелин и десяток приглашённых гостей. 500 километров LZ 7 преодолел за 9 часов.
24 июня
"Deutschland" под командой капитана Каленберга выполнил второй рейс. В течение трёх часов LZ 7 летал над Дюссельдорфом, Бохумом и Дортмундом с двадцатью пассажирами, половина из которых были женщинами. Во время полёта пассажирам подавали изысканную еду -
икру, омары, курицу по-французски, и напитки - каберне, рейнвейн, коньяк, ликёр Grand Marnier. Под конец путешествия поднялся ветер и полил дождь, но пассажиры особых неудобств не почувствовали. Следующий рейс намечался на 25 июня, но дождь и ветер заставили отменить полёт. По той же причине 26 июня не состоялся полёт в Кёльн.
Продолжить полёты удалось лишь 28 июня. Утром этого дня
"Deutschland" вылетел во второй
3-часовой обзорный рейс с экипажем из 12 человек и 21 пассажиром. Большую часть пассажиров - 19 человек, составляли журналисты. Полёт выполнялся на высоте 500 м.
Через 2 часа отказал один двигатель, затем поднялся ветер и начался сильный дождь. Дирижабль стал трудноуправляемым. Вернуться в Дюссельдорф не удавалось, Каленберг пытался произвести посадку в Мюнстере, но ветер отклонил дирижабль на 7 км от курса. Не удалась попытка посадки и в Оснабрюке. При достижении Тевтобургского леса дирижабль попал в густую облачность. Турбулентность швырнула корабль на высоту 1100 метров, где усилилась утечка газа, а дождь намочил оболочку. Отяжелевший аппарат резко пошёл на снижение и ударился о верхушки сосен. К счастью для экипажа и пассажиров взрыва газа и пожара не произошло. Люди спускались на землю по веревочным лестницам и выпрыгивали из кабины с высоты 8 метров. На удивление никто при этом не пострадал. Лишь один пассажир при падении сломал ногу.
Однако аппарат, налетавший в DELAG всего 20,5 часов, был полностью разрушен.
Согласно официальным данным за время службы пройдено 1035 километров, перевезено 220 человек (включая экипаж и обучаемый персонал), в том числе 142 (?) платных пассажира.
После крушения дирижабль был разобран, уцелевшие части, в т.ч. детали каркаса, кабины и двигатели были доставлены поездом в Фридрихсхафен. Непригодные к повторному использованию алюминиевые части были переплавлены.
LZ 8 "Deutschland (II)". Уцелевшие детали и узлы LZ 7 послужили основой при создании следующего дирижабля той же самой конструкции - LZ 8. Он получил то же имя - "Deutschland". Чтобы не было путаницы, этот аппарат принято называть "Deutschland II" или "Ersatz-Deutschland". До конца тёплого сезона 1910 дирижабль построить не успели - первый полёт он совершил 30 марта 1911.
К месту службы корабль отправился 7 апреля, вёл аппарат Гуго Эккенер. Из Фридрихсхафена вылетел в 8.25, и спустя 4 часа 30 минут прибыл в Штутгарт, где был построен новый эллинг DELAG. Там он приземлился, сменил пассажиров и отправился в Баден-Баден через Карлсруэ. По пути он усыпал гвоздиками дворец вюртембергского короля, праздновавшего серебряную свадьбу. В Баден-Бадене приземлился в 16.10. Из курортного города он вылетел 10 апреля по маршруту Карлсруэ - Гейдельберг - Дармштадт, достиг Франкфурта, где причалил на ночь. На следующее утро дирижабль с 13 пассажирами проследовал через Майнц - Бинген - Кобленц - Бонн - Кёльн - Мюльхайм - Нойс, достиг Дюссельдорфа, пробыв в воздухе 6 часов 30 минут. Во время полёта случилось повреждение винта и системы рулевого управления по правому борту. После прибытия на базу
"Ersatz-Deutschland" начал выполнять коммерческие полёты - всего их было совершено 22, последний из них 14 мая.
На 17 мая был запланирован рейс Дюссельдорф - Баден-Баден, а 16 мая предстоял короткий часовой круиз. Дул сильный ветер, но Эккенер из соображений престижа дал команду начать рейс. 120 человек, держась за канаты, начали вывод аппарата из эллинга, когда порыв ветра резко поднял носовую часть корабля. От удара о крышу эллинга дирижабль был сильно повреждён. Порвались несколько баллонов с водородом, но и в этот раз возгорания не произошло. Пассажиры (их было 10, в том числе женщины) и экипаж были эвакуированы с зависшего под крышей аппарата пожарным расчётом. Дирижабль восстановлению не подлежал, уцелела лишь малая часть конструкции, затем использованная для строительства новых дирижаблей. Авария "Ersatz-Deutschland" дала повод прессе для злословия - мол нельзя называть новый аппарат именем погибшего предшественника.
Всего LZ 8 успел налетать с пассажирами 47 часов, преодолел 2379 километров, перевёз 436 пассажиров, в
т.ч. 129 платных. Хотя эксплуатация
аппаратов модели Typ E не была особо удачной, она дала некоторый опыт, позволивший руководству DELAG продолжить пассажирский сервис. Рейсы возобновились уже в конце июня 1911 на аппарате иной конструкции.
|