Douglas DC-3/C-47


в авиакомпаниях Европы (К - Ю) и СССР
  Люксембург - Legend Air
  Нидерланды - Aero Holland
- KLM Koninklijke Luchtvaart Maatschappij (1936-1967)
- Martin’s Air Charter
- Moormanair
- Schreiner Airways
  Норвегия - DNL - Det Norske Luftfartselskap AS
- Fred Olsen Flyveselskap
- Polaris Air Transport
- SAFE
- Wideroe
  Польша - Polskie Linie Lotnicze Lot
  Португалия - TAP
  Румыния - LARES
- TARS/ LARES Liniile Aeriene Romane e Soviet.
  СССР - Авиация Дальстроя МВД СССР
- Аэрофлот ГУ ГВФ (1939 - 1957)
- Полярная Авиация ГУСМП
  Финляндия - Aero OY/ Finnair
- Kar-Air
 

Франция

- Aigle Azur
- Air Atlas
- Air France
- Air Nolis
- Air Outre-Mer
- Rousseau Aviation
- Société Aérienne Transatlantique
- STAEO
- Stellair
- TAI
- Trans Europe Air
  Чехословакия/
Чехия
- ČLS - Československá Letecká Společnost (1938-1939) - 4
- ČSA Československé Aerolinie (1946-1960)
- Svitlet
  Швейцария - Balair
- Classic Air
- Ju-Air
- Swissair
  Швеция - ABA AB Aerotransport (1937-1948) - 26
- Linjeflyg
- SAS
- Swedair - Svensk Flygjanst
- Transair Sweden
 

Югославия

- JUSTA
- JAT Yugoslav Airlines


   Нидерланды

  KLM была первым иностранным заказчиком DC-3. Первый самолёт - DC-3-194 с заводским номером 1590 (бортовой PH-ALI, название "Ibis"), поступил в сентябре 1936. Голландская авиакомпания до войны имела крупнейший в Европе флот DC-3 - 24 экземпляра. На линиях машины работали с 1937 года. Сначала только в Европе. В июне 1937 состоялся первый трансконтинентальный рейс DC-3 из Амстердама в Батавию. С июля новый самолёт полностью заменил DC-2 на этой трассе. В октябре число еженедельных рейсов достигло трёх.
  Получив DC-3, авиакомпания значительно увеличила объём перевозок. В 1939 по количеству пассажиров - 160.000, она уступала лишь трём европейским компаниям - Deutsche Lufthansa, Аэрофлоту и британской Imperial Airways. Экономический эффект оказался столь значителен, что правительство сократило субсидии, отменив налог на авиапочту.
  С началом Второй Мировой войны большинство европейских линий было закрыто. "Дугласы" продолжали летать лишь в Бельгию, Великобританию, и скандинавские страны. В мае 1940 четыре самолёта были уничтожены в результате нападения Гитлера на Нидерланды. Из оставшихся экземпляров пять были захвачены Luftwaffe, семь оказались в Нидерландской Индии, в дальнейшем они использовались дочерней компанией KNILM. Пять самолётов перелетели в Англию, где получили британскую регистрацию (ещё три были потеряны в катастрофах в предвоенные годы). Машины, оказавшиеся на Британских островах, летали в цветах BOAC, но с голландскими экипажами. В течение войны они работали на регулярных линиях Бристоль - Лиссабон и Бристоль - Гибралтар. Услугами линии воспользовались Черчилль, генерал Эйзенхауэр и ряд других лиц из числа сильных мира сего. 1 июня 1943 одна из машин была сбита самолётами Luftwaffe над Бискайским заливом. На борту G-AGBB (бывший PH-ALI "Ibis") никто не выжил. Существуют предположения, что наводку дал немецкий агент, решивший, что этим рейсом из Лиссабона следует Черчилль.
  По окончании войны - зимой 1945-1946, KLM получила три машины обратно. Одну из числа захваченных Luftwaffe и две летавших в Великобритании. С целью пополнения флота президент KLM Альберт Плешман отправился в США. На распродаже военного имущества были приобретены - в 1944 году три C-47, в 1945 - пять самолётов. Ещё двадцать восемь машин поступили в 1946 (из USAAF и RAF). В 1947 у Британских ВВС были приобретены ещё девять самолётов. Обновив флот, KLM быстро восстановила объёмы перевозок. Впрочем, на дальних линиях "Дакоты" после войны уже не работали. Несколько лет они обслуживали более короткие пассажирские трассы. К середине 1950х большую часть DC-3 авиакомпания распродала. Шесть машин были потеряны в лётных происшествиях (самая тяжёлая катастрофа 14 ноября 1946 - борт PH-TBW разбился при посадке в Амстердаме, погибло 26 человек). Несколько машин продолжали возить грузы и производить спецработы - например, аэрофотосъёмку.
C-47A-80-DL
авиакомпании KLM
PH-TCB "Iwan W. Smirnoff"
крупное изображение


   СССР

  Аэрофлот. В 1936 Советский Союз через "Амторг" заказал фирме Douglas восемнадцать DC-3. Большая их часть досталась ВВС РККА. Первый аэрофлотовский DC-3 появился в апреле 1939. Осенью к нему добавились ещё четыре самолёта. Снгачала они использовались на международных линиях - из Москвы в Берлин, Софию, Стокгольм. Затем начали летать и внутри страны - в Киев, Тбилиси. Известные бортовые номера - URSS-M132 (сер. 1589), URSS-M135 (2032), URSS-M136 (2031), URSS-M137 (2043), СССР-Л3402 (2097), СССР-Л3403 (2096), СССР-Л3407 (2114), января возобновилось авиасообщение между Москвой и Берлином, прерванное в апреле 1937 года. Первый полет выполнялся на американском DC–3. Так, в 1940 была открыта трасса Москва - София. В то же время началось поступление ПС-84 (Ли-2) - этому самолёту посвящена отдельная страница.
  Во время Великой Отечественной войны СССР получил по ленд-лизу ещё 706 C-47. Они летали в транспортной авиации ВВС РККА. Часть из них попала в отряд особого назначения ГВФ (позже 19-й транспортный авиаполк), который обеспечивал перевозку особо важных лиц и грузов как внутри страны, так и за её пределами. В конце 1944 на вооружении этой части состояло двадцать четыре С-47. На одном из них в конце 1943 И.В. Сталин летал на Тегеранскую конференцию. В столицу Ирана он вылетел 26 ноября 1943 года из Баку. Обратно вернулся 2 декабря.
  Ещё во время войны "Дугласы" Аэрофлота начали обслуживать пассажирские внутренние линии. По её окончании самолёты стали летать и на международных трассах - в столицы стран Восточной Европы, в Советскую зону Германии, Италию. Переделка грузовых машин в пассажирские осуществлялось на ремонтных предприятиях ГУ ГВФ. Точное количество С-47, попавших в Аэрофлот, неизвестно. Но можно предполагать, что их было не менее сотни. Бортовые номера известны для следующих из них - СССР-Л852, СССР-Л868, СССР-Л852, СССР-Л929, СССР-Л943, СССР-Л976 (26332), СССР-Л988, СССР-Л1002, СССР-Л1004, СССР-Л1008, СССР-Л1011 (33047), СССР-Л1013, СССР-Л1015, СССР-Л1020, СССР-Л1027 (33222), СССР-Л1040, СССР-Л1053 (34307), СССР-Л1058 (34304), СССР-Л1059 (34310), СССР-Л1060 (34322), СССР-Л1062, СССР-Л1063, СССР-Л1069, СССР-Л1074, СССР-Л1100, СССР-Л1201 (34439), СССР-Л1209, СССР-Л1212 (34324), СССР-Л1215, СССР-Л1285, СССР-Л1286, СССР-Л1289, СССР-Л3867 (12119).
  По окончании войны поставка запчастей из США прекратилась, их пришлось менять на отечественные. Самой сложной процедурой была замена двигателей. Вместо Pratt & Whitney R-1830 на "Дугласы" устанавливались моторы АШ-62ИР - такие же, как на Ли-2. Операция осуществлялась на ремонтной базе Аэрофлота, расположенной в аэропорту Внуково. Это позволило продлить ресурс С-47 до 1957.

  Кроме Аэрофлота "Дугласы" использовались в Полярной Авиации Главсевморпути - бортовые CCCP-Н328 (9118), CCCP-Н329 (9024), CCCP-Н361, CCCP-Н362, CCCP-Н367, CCCP-Н368, CCCP-Н369, CCCP-Н417 (9357), CCCP-Н420, CCCP-Н423, CCCP-Н424. 2 октября 1945 пилот Титлов на СССР-Н361 достиг Северного полюса.
   Машина также летала в Авиации Дальстроя НКВД СССР. Самолёты ведомства Л.П. Берии выполняли регулярные полёты на трассе Красноярск - Магадан.


   Чехословакия

  ČLS. В 1937 авиакомпания заказала четыре самолёта. Все машины были собраны на фирме Fokker. Три из них - OK-AIE (сер. 2023), OK-AIF (2024), OK-AIG (2095), поступили в 1938. Четвёртый - OK-AIH (1973), был получен 14 марта 1939, за сутки до начала оккупации Чехословакии Третьим рейхом. Вслед за этим машины получили германскую регистрацию.
  ČSA. По окончании Второй Мировой войны возродилось Чехословацкое государство, вновь появилась авиакомпания ČSA. Она получила 37 экземпляров C-47A, один C-47B. Переоборудование грузовых отсеков на пассажирские салоны производилась на заводе Avia. Кроме того, были получены два DC-3. Первый рейс самолёта OK-WDA состоялся 27 мая 1946 из Праги в Амстердам. 17 июня "Дакоты" начали летать в Брюссель. Служили "Дакоты" в "Чехословацких авиалиниях" до 1960, после чего были проданы во Францию.


   Швеция

  AB Aerotransport второй после KLM началась эксплуатировать DC-3 в Европе. Первые три машины (DC-3-214) поступили в июле - сентябре 1937: SE-BAA, получивший имя "Örnen" (сер. 1947), SE-BAB "Höken" (1972) и SE-BAC "Falken" (1975). В 1940 добавилась пара DC-3-268 - SE-BAF "Gladan" (2133) и SE-BAG "Gripen" (2132). В послевоенные годы при распродаже арсеналов USAF авиакомпания получила ещё ряд C-47 и C-53, конвертированных в пассажирскую версию DC-3A - SE-APG "Ansgar" (11746), SE-APW "Polaris" (9103), SE-APZ "Pollux" (9101), SE-ARX "Regulus" (9010), SE-AYL "Castor" (7376), SE-BAL "Hägern" (11726), SE-BAS "Storken" (11700), SE-BAT "Tranan" (11705), SE-BAU "Uven" (11711), SE-BAW "Svanen" (11722), SE-BAY "Lommen" (19559), SE-BAZ "Labben" (20135), SE-BBH "Vråken" (19975), SE-BBI "Gjusen" (20000), SE-BBK "Tjadern" (20001), SE-BBL "Orren" (20114), SE-BBM "Ripan" (20128), SE-BBN "Jarpen" (12896), SE-BBO "Duvan" (13637),SE-BBP "Alkan" (25874), SE-BBR "Ankan"(19592).
  Коммерческая эксплуатация началась 17 августа 1937. В этот день SE-BAA совершил первый рейс по маршруту Стокгольм - Амстердам - Лондон. Трасса обслуживалась совместно с KLM и носила название "Scandinavian Air Express". С мая 1939 шведские "Дугласы" начали летать в Москву через Ригу и Великие Луки. Этот маршрут (рейс 1640) обслуживался совместно с Аэрофлотом. Линия называлась "Moscow Air Express". Самолёты вылетали из Стокгольма в 8.00, прибывая в столицу СССР в 17.30. На следующее утро авиалайнер отправлялся из Москвы также в 8.00, прибывая в столицу Шведского королевства в 13.00 (время везде местное). DC-3 летали и на других европейских линиях.
  С началом Второй Мировой войны самолёты AB Aerotransport стали одним из немногих средств, связывающих обе воюющие стороны. В целях безопасности DC-3 были выкрашены в яркий оранжевый цвет, по бортам были выведены огромные надписи "SWEDEN". После нападения Германии на СССР рейсы в Москву прекратились, но полёты в Берлин продолжались до падения Третьего рейха. 27 марта 1942 AB Aerotransport, с разрешения Германии, открыла воздушный мост Стокгольм - Абердин (Шотландия). Однако пассажирские рейсы на этой трассе были весьма рискованны. 23 августа 1943 борт SE-BAF бесследно исчез над Северным морем вместе с 4 членами экипажа и 3 пассажирами. Скорее всего, он был сбит. 22 октября того же года был потерян SE-BAG, его сбил Junkers Ju 88 Luftwaffe. Машина упала в районе шведского острова Халлё. Из 15 человек уцелели только двое. После этих катастроф полёты в Шотландию были приостановлены до 1944 (возобновлены был на конвертированных Boeing B-17).
  После войны сеть линий была восстановлена в полном объёме. Теперь полёты выполнялись совместно с авиакомпанией SILA - Svensk Interkontinental Lufttrafik AB. Кроме пассажирских рейсов DC-3/C-47 начались и грузоперевозки. 9 августа 1947 летевший из Амстердама грузовой SE-BAY разбился при посадке в Мальмё, один из членов экипажа погиб. Остальные машины в июле 1948 были переданы в европейское подразделение консорциума SAS, частью которого стала авиакомпания AB Aerotransport.
DC-3-214
AB Aerotransport
SE-BAA "Örnen"
крупное изображение


Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.

последняя редакция 07.04.2011
назад

 

На титульную страницу
Hosted by uCoz