Lockheed Model 14 Super Electra

эксплуатация в авиакомпаниях мира

  • США
  • Австралия
  • Бразилия
  • Великобритания
  • Канада
  • Ирландия
  • Канада
  • Нидерланды
  • Нидерландская Индия
  • Польша
  • Румыния
  • СССР
  • Япония

  •    США

      Northwest Airlines первой вывела "Супер Электры" на линии. В октябре 1937 самолёты появились на трассе Миннеаполис - Чикаго. Затем и на других маршрутах Северо-Запада США. Всего было поставлено одиннадцать машин, в том числе восемь - модификации L14H. В начале 1938 авиакомпания из Миннеаполиса была обладательницей самого скоростного воздушного флота в США. Однако радоваться было рано. В течение последующих 12 месяцев три машины потерпели катастрофы. Первая из них произошла 10 января 1938. Самолёт с бортовым номером NC17388 совершал рейс по маршруту Сиэтл - Биллингс - Чикаго. Машина попала в зону турбулентности над штатом Монтана. В результате возникшего флаттера оторвались рули вертикального оперения. Потерявший управление самолёт упал в 12 милях от города Боземана, похоронив восемь пассажиров и двух пилотов. После этой катастрофы заново были отрегулированы рули. Спустя всего четыре месяца - 16 мая 1938, разбилась ещё одна машина. Самолёт с бортовым номером NC17394 формально ещё не принадлежал Northwest Airlines - новая машина перегонялась с заводского аэропорта в Бёрбенксе в Лас-Вегас, где должна была состояться официальная передача заказчику. На борту находились служащие авиакомпании. Спустя 27 минут после взлёта, в густом тумане, самолёт врезался в горы. Погибли оба пилота и семь пассажиров, включая двух малолетних детей. Через год после первой катастрофы - 13 января 1939 в штате Монтана был потерян ещё один самолёт. Авиалайнер NC17389 загорелся сразу после взлёта с аэродрома Майлз-Сити и вскоре упал. На этот раз катастрофа унесла четыре жизни, причину загорания так и не удалось установить. Серия катастроф подорвала доверие к L14. Летом 1939 руководство Northwest Airlines приняло решение заменить "Супер Электры" на авиалайнеры Дональда Дугласа.
      Неудачный опыт эксплуатации L14 в Northwest Airlines повлиял на другие американские авиакомпании. В США нашлось всего два других оператора, купивших "Супер Электы". Continental Airlines приобрела два самолёта, они обслуживали линию Денвер - Эль-Пасо. Одну машину купила авиакомпания Santa Maria Airlines.


       Австралия

      Guinea Airways стала первой обладательницей "Супер Электры" на Пятом континенте. Потеряв Lockheed L10 Electra в декабре 1939, она купила у ирландской авиакомпании Aer Lingus ( см. ниже) два L14. В начале июня 1940 машины перелетели из Европы за рекордно короткое время - 65,5 часов. В австралийской авиакомпании они получили следующие бортовые номера и названия VH-ADW (позже VH-AEW) "Darwin" и VH-ADY "Adelaide". Обе эксплуатировались на трансконтинентальной линии Аделаида - Дарвин. В начала войны с Японией "Супер Электры" принимали участие в эвакуации персонала из Новой Гвинеи в Австралию. "Adelaide" разбилась 30 июня 1942 в районе Пайн-Крик (Северная Территория), погибли оба пилота и десять пассажиров - военный персонал USAAF. "Darwin" работал на трансконтинентальной трассе до 1946. Затем, после годовой службы в Australian National Airways, перешёл на чартерные рейсы. Из эксплуатации выведен в 1949.
      В период с января 1940 по май 1942 австралийские ВВС - RAAF, приобрели 247 "Гудзонов" различных версий. По окончании боевых действий часть из них была переоборудована и распродана австралийским авиакомпаниям. Среди прочих была авиакомпания East-West Airlines, купившая три Hudson IV ("на гражданке" получившие обозначение Lockheed 414-08) - VH-EWA "Peel City" (сер. 6041), VH-EWB "Cathedral City" (6034), VH-EWE (6039).
      Adastra Aerial Surveys приобрела бывший VH-EWA в 1956. Здесь он получив новый бортовой - VH-AGS. Самолёт использовался для аэрофотосъёмки до апреля 1973. Эта машина сохранилась до сих пор. Авиакомпания имела ещё шесть "Гудзонов" - VH-AGG "Frank Follett" (6486) , VH-AGO (6429), VH-AGX (6051), VH-AGE (6039), VH-AGJ (6464) , VH-AGP (6034).


       Бразилия

      Aerovias Brasil. Новозеландец Лоуэлл Ерекс (Lowell Yerex) создал в Латинской Америке ряд авиакомпаний. В том числе и бразильскую Aerovias Brasil (основана в декабре 1941). Первыми самолётами предприятия были две "Супер Электры" (бортовые PP-AVA и PP-AVB). В октябре 1942 компания начала грузоперевозки из Рио-де-Жанейро в Майами. В феврале 1943 PP-AVA разбился. Второй самолёт продолжал регулярные рейсы до 1944, затем его продали в Никарагуа.
      Оператором "Гудзона" в Бразилии была LAP - Linhas Aereas Paulistas - авиакомпания из Сан-Паулу. С июля 1945 она короткое время эксплуатировала один (?) самолёт этого типа.


       Великобритания

      British Airways приобрела восемь L14WG-B3. Авиакомпания планировала использовать их на линиях в Западную Африку и Южную Америку. Для разведки маршрута 7 октября 1938 был выполнен перелёт Лондон - Лиссабон. Однако открытие трассы не состоялось. Самолёты использовались для связи Лондона с европейскими городами. Осуществлялись и VIP-перевозки. К примеру, в сентябре 1938 премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен летал на "Супер Электре" G-AFGN в Германию, где принял участие в скандально известном Мюнхенском сговоре. Этот же экземпляр использовался авиакомпанией Imperial Airways. В одном из полётов по маршруту Лондон - Цюрих - 11 августа 1939, у арендованного самолёта загорелся двигатель. При вынужденная посадке в Сен-Савье (Швейцария) машина была полностью разрушена. К счастью, пассажиры и экипаж спаслись. Другой инцидент - 21 декабря 1939, закончился более печально. Борт G-AFYU упал в море в районе острова Мальта. Все пять человек погибли.
      После слияния British Airways с Imperial Airways "Супер Электры" были переданы новому авиапредприятию BOAC. Данная компания использовала самолёты как в Европе - например, в 1941 - 1943 для спецрейсов в Швецию, так и в Африке. С учётом обстоятельств тех лет не кажется странным, что за полтора года - с января 1940 по август 1941, было потеряно пять машин - G-AFMO, G-AFKD, G-AFZZ, G-AFGR, G-AFGP.
    Lockheed 14-WF62
    British Airways
    бортовой номер G-AFGN
    крупное изображение


       Ирландия

      Aer Lingus купила пару двенадцатиместных авиалайнеров в мае 1939. Это были последние самолёты серии L14-WF62. Машины получили бортовые номера EI-ABV (сер. 1497) и EI-ABW (1498). Они стали первыми цельнометаллическими самолётами Aer Lingus. На линии машины вышли в июне того же года. Связывали Ирландию с Великобританией. С началом Второй Мировой войны объём перевозок резко сократился. В связи с чем в мае 1940 самолёты были проданы в Австралию (см. выше).
    Lockheed L14-WF62 (ceр. 1498)
    авиакомпании Aer Lingus
    бортовой EI-ABW
    крупное изображение


       Канада

      Trans-Canada Air Lines была вторым по величине заказчиком "Супер Электры". Авиакомпания приобрела шестнадцать L14H-2. Двенадцать из них были доработаны - полезная нагрузка увеличена на 454 килограмма. Эти самолёты получили обозначение L1408. В 1942 вместо Pratt & Whitney Hornet S2E-G были установлены более мощные двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp S1C3-G.
      На магистральных линиях Trans-Canada Air Lines самолёты появились в мае 1938. Сначала это были сравнительно короткие трассы. Затем, 1 апреля 1939, авиакомпания открыла трансконтинентальный маршрут Монреаль - Оттава - Норт Бей - Капускасинг - Виннипег - Реджайна - Летбридж - Эдмонтон - Ванкувер (подготовка велась с февраля 1939). Самолёты с бортовыми номерами CF-TCD и CF-TCE вылетели одновременно навстречу друг другу - один из Монреаля, другой из Ванкувера. Из-за плохой погоды первый рейс в западном направлении занял трое суток. В дальнейшем же на дорогу уходило порядка четырнадцати - пятнадцати часов. Самым трудным был участок пути в районе Скалистых гор - самолёту приходилось забираться выше 6000 метров. Чтобы путешественники не страдали от удушья, пассажирские места снабдили кислородными масками. В апреле 1941 маршрут был продлён до Галифакса - начались регулярные полёты от Атлантического океана до Тихого.
      За время эксплуатации были потеряны две "Супер Электры". В ночь с 17 на 18 ноября 1938 возле Реджайны (пров. Саскачеван) разбилась машина CF-TCL, оба пилота погибли (пассажиров на борту не было). Это была первая катастрофа самолёта  Trans-Canada Air Lines. 6 февраля 1941 возле города Армстронг (пров. Онтарио) разбился борт CF-TCP (сер. 1501). При заходе на посадку машина врезалась в деревья. Погибли все двенадцать, находившихся на борту.
      L14 эксплуатировались в Trans-Canada Air Lines до конца 1940-х. Последний авиалайнер был списан в 1949.
    Lockheed L14H-2
    Trans-Canada Air Lines
    бортовой номер CF-TCE
    крупное изображение


       Нидерланды - Нидерладнская Вест-Индия

      KLM первой их европейских авиакомпаний купила "Супер Электры". Всего она приобрела одиннадцать L14WF-66, став одним из крупнейших заказчиков этой модели. На европейских линиях использовалась машина PH-APE "Ekster". Впрочем, недолго - 9 декабря 1938 авиалайнер разбился возле Амстердама, погибли 4 человека. Большинство же самолётов летали далеко от Европы. Несколько машин работали в Нидерландской Вест-Индии - в филиале KLM West-Indisch Bedrijf. Они имели следующие бортовые номера и названия - PJ-AIK "Kolibri", PJ-AIM "Meeuw", PJ-AIP "Parkiet", PJ-AIT "Troepiaal". Один из них - PJ-AIP, 22 августа 1942 разбился на острове Тринидад, погибли тринадцать человек. Остальные самолёты служили до 1948.
    Lockheed L14WF-66
    авиакомпании KLM
    PJ-AIT "Troepiaal"
    крупное изображение


       Нидерландская Индия

      Большинство L14, приобретённых KLM, отправились в Нидерландскую Индию (ныне Индонезия), где служили в дочерней авиакомпании KNILM. Начало поставок - март 1938. Известны следующие бортовые номера PK-AFM (сер. 1411), PK-AFN (1414), PK-AFO (1415), PK-AFP (1442), PK-AFQ (1443). Локхидовские машины позволили в июле 1938 открыть авиалинию Батавия - Семаранг - Сурабая - Бали - о. Тимор - Дарвин - Клонкури - Шарлевилль - Сидней. Таким образом, Австралия оказалась связанной регулярным воздушным маршрутом с Западной Европой (отрезок Амстердам - Батавия выполнялся на самолёте DC-3 авиакомпании KLM). С началом Второй Мировой войны эксплуатацию этой, самой длинной в мире линии, пришлось прекратить. Некоторое время L14 продолжали обслуживать дальневосточные трассы. Без потерь не обошлось - 15 января 1940 возле Денпасара (Нидерландская Индия) разбился борт PK-AFO, погибли восемь человек.
      В марте 1942, во избежание захвата наступающими японскими войсками, четыре "Супер Электры" перелетели в Австралию. При этом один из них - PK-AFM, разбился в Австралии. Дата события - 26 марта, жертв не было. Остальные поступили в распоряжение USAAF. По окончании боевых действий их передали австралийским авиакомпаниям.
    Lockheed L14WF-66 (сер. 1442)
    авиакомпании KNILM
    бортовой PK-AFP
    крупное изображение


      Польша

      Polskie Linie Lotnicze LOT была обладательницей девяти L14H. В апреле - мае 1938 поступили первые шесть машин - SP-BNE (сер. 1420), SP-BNF (1421), SP-BNG (1422), SP-BNH (1423), SP-BNJ (1424), SP-LMK (1425), год спустя остальные - SP-BPK (1492), SP-BPL (1493), SP-BPM (1494), SP-BPN (1495). Регулярно они летали на Балканы и Ближний Восток (в Лидд и Бейрут).
      На балканских трассах были потеряны два самолёта. 22 июля 1938 в Румынии разбился борт SP-BNG - в машину ударила молния. Самолёт рухнул на землю в районе Стулпицы. Это самая тяжёлая катастрофа L14 - в ней погибли 14 человек. 20 августа того же года в Бухаресте погиб экземпляр SP-BNJ, на этот раз жизни лишились семь человек.
      В отношении "Супер Электры" авиакомпания имела грандиозные планы. Президент LOT Вацлав Маковский собирался организовать регулярные перевозки в Северную Америку. С этой целью в мае 1938 был совершён перелёт только что построенного экземпляра SP-LMK из Бёрбанка в Варшаву через Южную Атлантику. Маршрут протяжённостью 24850 км проходил через Мазатлан, Мехико-Сити, Буэнос Айрес, Рио де Жанейро, Наталь, Дакар, Касабланку, Тунис и Рим. Линию собирались открыть в 1940, чему помешала начавшаяся война.
      С началом боевых действий в сентябре 1939 четыре самолёта была интернированы Румынией (SP-BNH, SP-BNE, P-BPK, SP-BPL), один (SP-BPN) Эстонией. Их передали местным ВВС. Остальные три (SP-BNF, SP-BPM, SP-LMK) польские пилоты перегнали через Скандинавию в Великобританию, где они пополнили флот RAF. В июне 1940 бывшие авиалайнеры принимали участие в эвакуации британских сил из Франции.
    Lockheed L14H (сер. 1493)
    авиакомпании LOT
    бортовой SP-BPL
    крупное изображение


       Румыния

      LARES. В сентябре 1938 румынская авиакомпания приобрела четыре самолёта L14WG-3B. Авиалайнеры получили регистрационные номера YR-LIB (сер. 1463), YR-LID (1464), YR-LIR (1465), YR-LIS (1466, разбился 18 июня 1941). Летали они в Европу, совместно с LOT обслуживали ближневосточную трассу. В 1943 LARES были переданы две бывшие LOTовские машины SP-BPL (получила румынскую регистрацию YR-BPL) и SP-BNH (YR-BNH). К лету 1945 в строю оставались три самолёта - YR-BPL, YR-BNH и YR-LID. В августе того же года авиакомпания LARES была ликвидирована. Весь её флот достался вновь созданному советско-румынскому предприятию TARS. Здесь "Супер Электры" служили до списания в 1953.


       СССР

      Аэрофлот. Когда Эстония вошла в состав Советского Союза, на аэродроме Ягола был обнаружен тот самый L14H, который эстонцы реквизировали у LOT. Насколько известно, машина досталась вновь образованному Прибалтийскому УГВФ. Данных об эксплуатации в Советском Союзе пока обнаружить не удалось.


       Япония

      Крупнейшими владельцами "Супер Электры" были японские авиакомпании. Сначала Nihon Koku, затем созданная на её базе объединённая японская авиакомпания Dai Nippon Koku. Японские авиапредприятия обладали тридцатью "Супер Электрами". Это была версия L14-WG3B с двигателями Wright Cyclone GR-1820-G3B. Первые двадцать самолётов были получены в июне - сентябре 1938 от авиастроительной фирмы Tachikawa, как агента корпорации Lockheed. Они имели следующие заводские номера - 1426-1428, 1433-1438, 1445, 1446, 1452 и 1455-1462. Ещё десять машин были куплены непосредственно у американского производителя. Авиалайнеры обслуживали линии, связывающие Японию и Китай.


      

    последняя редакция 22.11.2010
    На титульную страницу
    Hosted by uCoz