Savoia-Marchetti SM.95
Società Italiana Aeroplani
Idrovolanti Savoia-Marchetti(Италия)
Последний магистальный авиалайнер итальянской конструкции
Первый полёт - 8 мая 1943
Производство
начало - 1943
конец - 1947?
Эксплуатация
Начало - 1946
Конец - 1953?
|
Разработка.
При Муссолини Италия стремилась не отставать от ведущих авиационных
держав мира. Стоило где-нибудь появиться новой интересной конструкции,
как итальянские авиастроители начинали срочную разработку подобного.
Это, например, случилось, когда в США, Германии, Великобритании
и Франции приступили к созданию больших скоростных четырёхмоторных
авиалайнеров. Итальянские конструкторы, желая доказать, что они
не лыком шиты, приняли вызов. К разработке подобных машин приступили
сразу несколько фирм с Апеннинского полуострова. Среди них Piaggio
с колёсной моделью P.108 и CANT с гидросамолётом Cant Z.511. Но
довести дело до конца удалось лишь фирме Savoia-Marchetti.
Разработка велась c 1937 под руководством Марио Бернаскони
(Mario Bernasconi). Первоначально проект имел название SM.76. Из-за
большой загруженности по военным заказам работа над машиной сильно
затянулась. Лишь в конце 1941, после заказа четырёх самолётов Regia
Aeronautica, дела пошли активнее. Проект переименовали в SM.95.
Теперь это уже был самолёт двойного назначения - либо дальномагистральный
транспортник, либо дальний бомбардировщик (у Муссолини даже была
идея бомбить Нью-Йорк). Предполагалось установить двигатели Piaggio
P.XIX RC.30 или RC.45.
В транспортном варианте самолёт должен был перевозить
18 пассажиров. Постройка прототипа длиной 22,24 м началась в июне
1942. Однако к испытаниям он был готов лишь спустя почти год. Из-за
дефицита двигателей Piaggio на машину установили старые моторы Alfa
Romeo 128 RC-18.
Испытания и серия. Испытания
прототипа, имевшего серийный номер NC.41001, начались 8 мая 1943.
Машину облётывал экипаж Г. Альгаротти (Guglielmo Algarotti). Особых
технических проблем при этом не было, однако появились проблемы
политические. 10 июля англо-американские войска высадились в Сицилии,
25 июля был свергнут Муссолини, а размещённые в Италии немецкие
войска взяли под свой контроль северную часть страны. В том числе
и предприятие Savoia-Marchetti. 9 сентября немцы реквизировали первый
прототип и вместе со вторым экземпляром (NC.41002) отправили в Германию.
Там оба были переданы Luftwaffe, где выполняли военно-транспортные
перевозки. Один из них был уничтожен во время налёта англо-американской
авиации в сентябре 1944. Второй захвачен англичанами и передан в
RAF, затем итальянским ВВС.
В 1945, по окончании войны, производство самолётов возобновилось.
Из задела, начатого ещё в 1943, были достроены экземпляры NC.41003
и NC.41004. Первый из них - транспортный самолёт c фюзеляжем, удлинённым
до 24,7 метров, получил наименование SM.95GA (где "GA"
означало "Grande Autonomia") Он предназначался для дальних
линий. Самолёт имел больший запас топлива и улучшенное бортовое
оборудование. NC.41004, изначально создаваемый как бомбардировщик
SM.95B, также переделали в транспортник. Серийное производство развернулось
в 1946. Это были машины для линий средней протяжённости на 30 пассажиров.
Они напоминали SM.95GA, но отличались количеством окон и компоновкой
салона. Самолёты носили обозначение SM.95C или просто SM.95. В 1946
- 1947 было изготовлено 12 экземпляров данной модификации. Большинство
из них были приобретены гражданскими операторами.
|
Гражданские
операторы .
Первым гражданским заказчиком
SM.95 стала Alitalia - итальянская авиакомпания, созданная
в сентябре 1946. Первоначально самолёты предназначались для обновлённых
итальянских ВВС (Aeronautica Militare), которые затем от
машин отказались. На этих самолётах стояли двигатели Alfa Romeo
128 RC-18.
Первые два авиалайнера - I-DALJ "Cristoforo Columbus"
(серийный №8), I-DALK Amerigo Vespucci (№9), поступили в конце 1947.
Ранее, в мае того же года, авиакомпании был передан принадлежавший
ранее Aeronautica Militare самолёт с серийным номером 4 -
он получил бортовой I-DALM и название Marco Polo. Впрочем, последний
летал в цветах Alitalia недолго. Он потерпел аварию 29 января
1948. На его место с завода поступил новый экземпляр с бортовым
I-DALL (№11), также названный Marco Polo. В 1948 флот пополнился
ещё двумя машинами - I-DALN Sebastiano Caboto (№7) и I-DALO Ugolino
Vivaldi (№10).
Эксплуатация авиалайнера началась 6 июля 1947, когда
I-DALM совершил первый чартерный рейс из Рима в Осло с 38 норвежскими
военными моряками. На регулярных линиях самолёты начали работать
3 апреля 1948. Летали по маршруту Рим - Милан - Париж - Лондон (Нортолт).
Часть маршрута проходила через Альпы. А так как SM.95 не имели герметичной
кабины, пассажирам и экипажу приходилась пользоваться кислородными
масками.
Кроме I-DALM за время службы в авиакомпании был потерян
ещё один экземпляр - I-DALO. Ему вообще не везло. 17 мая 1949 во
время полёта из Рима в Лондон в самолёт ударила молния, было оторвано
почти два метра правой законцовки крыла. Несмотря на повреждение,
авиалайнеру удалось совершить вынужденную посадку в Лионе. Другой
случай закончился трагедией. 27 января 1951 выполнялся рейс Париж
- Рим. Спустя четыре с половиной часа после взлёта, когда самолёт
уже почти достиг пункта назначения, на борту вспыхнул пожар. Машина
упала недалеко от города Чивитавеккья. Жертвами катастрофы стали
четыре члена экипажа из пяти. А из семнадцати пассажиров уцелели
только трое. После этой катастрофы SM.95 были сняты с линий. К тому
времени уже началась замена итальянских четырёхмоторников на DC-4.
Катастрофа лишь ускорила этот процесс. Окончательно SM.95 были списаны
в 1953.
Savoia-Marchetti SM.95
авиакомпании Alitalia
серийный номер 11
I-DALL "Marco Polo"
крупное изображение
|
|
LATI - вторая
итальянская авиакомпания, эксплуатировавшая SM.95. Ей было поставлено
три авиалайнера со следующей регистрацией - I-LATI San Francesco
(№17), I-LAIT San Antonio (№19), I-LITA San Cristoforo (№18). На
самолётах стояли двигатели Pratt & Whitney R-1830-SIG3G Twin
Wasp. С июля 1949 самолёты использовались на трансатлантической
линии из Рима в Каракас. Рейсы выполнялись еженедельно. В ноябре
1949 I-LATI потерпел аварию (обошлось без жертв).
Египетская авиакомпания SAIDE,
созданная в 1947, была дочерним предприятием концерна FIAT. Она
эксплуатировала три SM.95 с номерами SU-AFC (№15), SU-AFD, SU-AGC.
На этих самолётах стояли двигатели Bristol Pegasus 48, а салон был
скомпонован для перевозки 38 пассажиров. Авиалайнеры совершали рейсы
из Каира в Александрию, Бенгази, Триполи, Рим, Милан, а также в
Бейрут и Мекку.
SM.95 имел хорошие эксплуатационные
характеристики, однако для второй половины 1940х его конструкция
выглядела уже устаревшей. Поэтому спрос на машины был невелик, да
и эксплуатировалась они недолго. Так случилось, что SM.95 стал последним
магистральным авиалайнером итальянской конструкции. Разработка больших
пассажирских самолётов требовала всё больших средств, на что Италия
с её ограниченными ресурсами пойти уже не могла. Впрочем, итальянские
фирмы и в дальнейшем создавали вполне удачные транспортные самолёты
небольших размеров. А также региональные авиалайнеры (совместно
с французами).
|
Конструкция
Четырёхмоторный свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции
с убираемым шасси.
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения с закруглёнными углами.
Каркас сварной из стальных труб, покрытый дюралем и полотном.Впереди
носовой отсек. Затем закрытая четырёхместная кабина пилотов. Затем
салон на 18 - 38 пассажиров. Кабина негерметичная.
Крыло - цельнодеревянное трёхлонжеронное свободнонесущее
трапециевидное. Обшивка фанерная.
Двигатель - четыре поршневых двигателя воздушного охлаждения
в мотогондолах на передней кромке крыла. В зависимости от заказчика
устанавливались следующие двигатели:
- Alfa Romeo 128 RC.18 - 850 л.с./ 625 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный
воздушного охлаждения (в авиакомпании Alitalia);
- Bristol Pegasus 48 - 980 л.с./ 730 кВт - 9-ти цилиндровый звёздообразный
воздушного охлаждения (в авиакомпании SAIDE);
- Pratt & Whitney R-1830-SIC3-G Twin Wasp - 1065 л.с./ 892 кВт
- 14-ти цилиндровый двухрядный звёздообразный воздушного охлаждения
(в авиакомпании LATI);
винт металлический трёхлопастный
Шасси - двухопорное убираемое с хвостовым колесом.
|
|
|
|
|
|
Размах крыла, м
|
34,28
|
|
|
Площадь крыла, кв.м.
|
128,30
|
|
|
Длина, м
|
24,77
|
|
|
Высота, м
|
5,25
|
|
|
Взлетный вес, кг
|
21 610
|
|
|
Вес пустого, кг
|
12 800
|
|
|
Скорость макс., км/ч
|
400?
|
|
|
Скорость крейс., км/ч
|
315
|
|
|
Потолок, м
|
6500
|
|
|
Дальность полёта, км
|
2000
|
|
|
Количество пассажиров
|
18 - 38
|
|
|
Произведено самолётов
|
15
|
последняя редакция
25.04.2008
|
|