Douglas DC-4/C-54
в авиакомпаниях Европы
|
Бельгия |
- Belgian International Air Services (1960-1961)
- 1
- SABENA (1947-1964) - 15
- Sobelair (1952-1970) - 4 |
|
Великобритания |
- ACE Freighters (1964-1966) - 2
- Air Ferry Ltd. (1963-1968) - 4
- Autair International Airways (1965-1966) - 1
- Blue-Air (1959-1960) - 2
- British Eagle International Airlines (1964-1965) - 3
- British United Airways(1960-1964) - 5
- Channel Airways (1962-1970) - 1
- Dan-Air Services (1965-1966) - 2
- Eagle Aircraft Services(1973-1975) - 2
- Independent Air Transport (1957-1959) - 3
- Invicta Airways / Invicta Air Cargo (1965-1972) - 6
- Keegan Aviation (1960-1960)- 1
- Lloyd International Airways (1961-1968) - 3
- Skyways Ltd (1947-1949) - 1
- Starways Ltd (1957-1964) - 7
- Trans Meridian Airways (1962-1965) - 1
- World Wide Aviation Ltd (1960-1962) - 3 |
|
Греция |
- Hellenic Airlines (1950-1951) - 1
- Olympic (1957-1967) - 2 |
|
Дания |
- DDL Det Danske Luftfartselskab (1946-1948)
- 2
- Greenlandair (1963-1973) - 2
- Scandinavian Airlines System (1948-1956) - 3 |
|
Ирландия |
- Aer Turas (1965-1977) - 3
- Shannon Air (1954-1965) - 1 |
|
Исландия |
- Icelandair (1948-1967) - 5
- Loftleidir (1947-1961) - 6 |
|
Испания |
- Aeroflete (1969-1975) - 1
- Aviaco - Aviación y Comercio S.A. (1963-1968) -
3
- Iberia Lineas Aéreas de España (1946-1973)
- 7
- Spantax S.A. (1962-1974) - 8
- Trans Europa (1966-1976) - 4 |
|
Италия |
- Alitalia (1950-1968) - 8 |
|
Люксембург |
- Interocean Airways (1960-1967) - 12
- Luxair (1961-1964) - 1 |
|
Нидерланды |
- Dutch Dakota Association (с 1996) - 2
- Euravia NV (1959-1960) - 1
- KLM Royal Dutch Airlines (1945-1961) - 37
- Martin's Air Charter (1962-1967) -1 |
|
Норвегия |
- B.A.T. Bergen Air Transport (1967-1973) -
1
- Braathens SAFE (1946-1966) - 6
- DNL (1946-1948) - 2
- E Riis Flyreden (1966-1968) - 2
- Fred Olsen Flyselskap (1952-1954) - 2
- Norwegian Overseas AW (1972-1977) - 3
- Nordic Air (1970-1973) - 2
- Scandinavian Airlines System (1948-1957) - 2 |
|
Португалия |
- TAP Transportes Aereos Portugueses (1947-1961)
- 4 |
|
Франция |
- Aigle Azur (1950-1953) - 1
- Air France (1946-1974) - 51
- TAI Transports Aériens Internationaux (1947-1963)
- 7
- Transports Aeriens Intercon (1947-1963) - 8
- Union Aeromaritime de Transport (1950-1961) - 10 |
|
ФРГ |
- Aerotour KG (1958-1959) - 2
- Aligemeine Lufttransport (1967-1969) - 1
- All-Air (1966-1969) - 3
- Continentale Deutsche Luftreederei (1959-1963) - 4
- Lufthansa (1958-1959, 1963-1964) - 3
- Lufttransport-Unternehmen (1958-1960) - 3
- Seefahrt-U-Transportinteressen (1962-1963) - 1
- Transavia (1958-1959) - 2
- Transportflug (1965-1972) - 7 |
|
Швейцария |
- Balair AG (1959-1970) - 5
- Swissair (1946-1959) - 5 |
|
Швеция |
- AB Aerotransport (1946-1948) - 3
- Scandinavian Airlines System (1948-1956) - 5
- SILA Svensk Intercontinental Lufttraffik (1946-1948) -
3 |
Представленные данные требуют уточнения.
|
Бельгия.
SABENA.
Первый DC-4 поступил в авиакомпанию 18 февраля 1946. Он имел
бортовой номер OO-CBD, заводской 42906 и собственное имя "Ville
de Bruxelles". Это был новый самолёт модификации DC-4-1009,
который с завода в Санта-Монике в Брюссель перегнали пилоты авиакомпании.
Затем, в течение 1946-47, поступило ещё девять машин данной версии
- OO-CBE (42932), OO-CBF (42933), OO-CBG (42986), OO-CBH (43095),
OO-CBI (43096), OO-CBP (43099), OO-CBQ (43100), OO-CBR (43101),
OO-SBV (42949). Также служили три собственных C-54 - OO-SBO (10458),
OO-SBS (10326), OO-SBT (3081), и два взятых на летний сезон 1958
в аренду у французской компании Transports Aeriens Intercon
- F-BDRJ (10379), F-BHVA (43062).
Машины использовались
на дальних линиях авиакомпании. В конце февраля 1946 они проложили
маршрут в Бельгийское Конго. По пути в Леопольдвиль DC-4 совершали
всего две промежуточные посадки (DC-3
приходилось делать это 6 раз). Еженедельно четырёхмоторные машины
выполняли по 4 рейса Брюссель - Леопольдвиль.
Летом того же года
самолёты начали летать в США. Первый трансатлантический рейс (борт
OO-CBG) состоялся 5 июля 1946. По пути из Брюсселя в Нью-Йорк
самолёт сделал промежуточные посадки в Шэнноне и Гандере. Продолжительность
рейса составила 21 час (чистое лётное время - 18 часов). Таким
образом, SABENA стала третьей в Европе авиакомпанией, способной
выполнять трансатлантические перелёты. Правда, более или менее
регулярно летать через океан авиакомпания начала лишь с июня 1947.
Было по 2 еженедельных рейса. Впрочем, DC-4 служили здесь недолго
- вскоре их заменили на DC-6.
Кроме выполнения
транспортных операций авиакомпания ремонтировала и дорабатывала
самолёты, как свои, так и чужие. Так в 1966-67 у грузового C-54B-1-DC
компании Air Congo (9Q-CBG, 10452) задняя часть фюзеляжа
была сделана поворотной - для более удобной погрузки /выгрузки.
Теперь на самолёте можно было перевозить даже автомобили.
В лётных происшествиях
были потеряны две машины. 18 сентября 1946 OO-CBG, перелетев океан,
при заходе на посадку в условиях плохой видимости (туман простирался
до самой земли) разбился в 35 километрах юго-западней Гандера.
Погибли 27 человек из 44, находившихся на борту. Спасение выживших
представляло проблему, т.к. самолёт упал в труднодоступной лесистой
болотистой местности. Эвакуация была произведена с помощью вертолётов
Sikorsky HOS-1 американской береговой охраны. Это была первая
в истории спасательная операция с использованием вертолётов. На
западе она имела не меньший резонанс, чем в свое время эпопея
с пароходом "Челюскин" в СССР.
Вторая катастрофа
случилась 12 мая 1948 в Бельгийском Конго. OO-CBE на малой высоте
попал в зону турбулентности и врезался в землю. Из 32 человек
выжил только один.
|
Великобритания.
Air Ferry. Авиакомпания имела 4 подержанных самолёта - G-APYK (10279), G-ASFY (10335), G-ASOG (10359) и G-ARWI (18349). Ранее они служили у ряда других операторов. Первые две машины поступили в начале 1963, третья в январе 1964 и последняя в июне 1967. Авиалайнеры использовались в 80-местной компоновке.
Самолёты летали на чартерных маршрутах, обслуживающих инклюзивные туры по ряду европейских направлений - в основном в Бельгию, Нидерланды, Францию, и Италию.
Выполнялись и спецрейсы. В 1965, после одностороннего провозглашения независимости Южной Родезией, самолёты участвовали в челночных перевозках между Дар-эс-Саламом, Танзания и Лусакой, Замбия. В
мае 1966, во время гражданской войны в Нигерии, G-ASFY принимал участие в доставке в Порт=Харкорт, мятежная провинция Биафра, четырёх вертолётов Hliller UH-12E.
В 1967 два самолёта потерпели катастрофы.
21 января при ночной посадке во Франкфурте разбился G-ASOG, на борту были только два пилота, оба погибли. 3 июня 1967 во Франции был потерян G-APYK. При заходе на посадку в Перпиньяне самолёт вразался в гору Канигу. Погибли 5 членов экипажа и все 83 пассажира. Причиной катастрофы стали ошибки экипажа, получившего отравление окисью углерода из системы отопления, и неполное взаимопонимание с французскими диспетчерами. По числу жертв это была самая тяжёлая катастрофа DC-4. Катастрофы серьёзно повлияли на финансовое положение авиакомпании, которая прекратила существование осенью 1968. Оставшиеся машины были выставлены на продажу.
|
Испания.
Iberia. С 1946 по 1973 в главной испанской авиакомпании
служили три C-54 - EC-AEP (10485), EC-AEO (18340), EC-WPQ (затем
EC-APQ, 3110) и четыре DC-4-1009 - EC-AEK (42923), EC-DAO (затем
EC-ACD, 42951), EC-DAP (EC-ACE, 42952), EC-DAQ (EC-ACF, 42988).
Iberia, вместе с аргентинской FAMA, возобновили
прерванные Второй Мировой войной коммерческие рейсы через Южную
Атлантику. 22 сентября 1946 DC-4 с 44 пассажирами впервые вылетел
из Мадрида в Буэнос-Айрес. С промежуточными посадками в Вилья-Сиснерос
(Испанская Сахара), бразильских Натале и Рио-де-Жанейро. В пункт
назначения авиалайнер прибыл 25 сентября. Первоначально было всего
три рейса в месяц. Затем их количество увеличилось. Позже самолёты
начали летать в другие города Южной и Центральной Америки - Сан-Хуан
(Пуэрто Рико), Каракас, Гавану, Мехико, Сан-Паулу и Монтевидео.
Регион, тесно связанный с Испанией родственными и культурными
связями, стал играть важное место в деятельности авиакомпании.
DC-4 использовались и на европейских линиях - летали в Рим и Лондон.
|
Нидерланды.
KLM. Авиакомпания располагала 37 машинами модели DC-4.
Это был второй по численности флот в Европе после Air France.
Среди них было шесть новых DC-4-1009, остальные - бывшие армейские
C-54. Первые пятнадцать C-54 получены в аренду у американского
правительства в апреле 1945. Уже в ноябре 1945 они возобновили
перевозки на трассе Амстердам - Батавия. В 1946 вновь поступившие
DC-4-1009 были задействованы на европейских линиях - из Амстердама
в Рим , Мадрид и Лиссабон.
KLM первой среди
европейских авиакомпаний начала полёты через Северную Атлантику
на колёсном авиалайнере. Первый рейс Амстердам - Престуик - Гандер
- Нью-Йорк состоялся 21 мая 1946 - на DC-4-1009 с бортовым номером
PH-TAR (сер.42923) и названием "Rotterdam". Ранее, с
10 апреля начали летать в Нидерландскую Вест-Индию по маршруту
Амстердам - Дакар - Парамарибо - Порт-оф-Спейн - Курасао. В том
же году появилась линия Амстердам - Лиссабон - Дакар - Ресифе
- Рио-де-Жанейро. А с марта 1947 стали летать в южноафриканский
Йоханнесбург. Однако на основных дальних магистралях DC-4 летали
не долго. Уже в 1947 на маршруте Амстердам - Нью-Йорк их сменили
Lockheed Constellation. Затем последовали другие главные линии.
В период службы был потерян DC-4-1009 с бортовым PH-TCF
(42996). 16 июня 1948 он разбился при посадке в амстердамском
аэропорту Схипхол. Обошлось без жертв. 1 января 1953 на Аравийском
полуострове произошёл ещё один инцидент. C-54B PH-TDL (10488)
совершал чартерный рейс Лондон - Карачи. Одну из промежуточных
посадок должен был произвести в Басре, однако по метеоусловиям
был перенаправлен в Дахран, до которого из-за выработки топлива
не дотянул. Ночная посадка на брюхо в пустыне, в 17 километрах
от Дахрана, прошла настолько успешно, что самолёт был признан
пригодным для продолжения службы. Летал до 1961, когда был продан
в панамскую авиакомпанию RAPSA. |
Франция.
Air France - крупнейший европейский оператор DC-4
/ C-54. Всего через руки авиакомпании прошёл 51 самолёт. Большинство машин приобретены на рынке подержанной авиатехники. Но были среди них и 15
новых DC-4-1009 - F-BBDA (42909), F-BBDB (42912), F-BBDC (42935), F-BBDD (42936), F-BBDE (42937), F-BBDF (42938), F-BBDG (42939), F-BBDH (42940), F-BBDI (42941), F-BBDJ (42942), F-BBDK (42943), F-BBDL (42989), F-BBDM (42990), F-BBDN (42991), F-BBDO (42992). Их поставки с завода-изготовителя осуществлялись с апреля по июнь 1946.
17 июня 1946 DC-4 возобновили рейсы Air France из Франции в Южную Америку по маршруту Париж - Касабланка - Дакар - Ресифи - Рио-де-Жанейро (затем линию продлили до Буэнос-Айреса). Они же проложили трансатлантическую
линию из Франции в Северную Америку. Первый рейс из Парижа в Нью-Йорк состоялся 24 июня
1946 на DC-4-1009 F-BBDE "Ciel de Picardie" (сер. 42937)
с 44 пассажирами. Время в пути составило 19 часов 50 минут. Регулярные
полёты на линии начались 1 июля 1946. Таким образом, французская
авиакомпания второй в Европе, вслед за KLM, преодолела
ещё недавно недоступный барьер. Машины также летали во Французский Индокитай и в Африку: Париж - Тунис,
Париж - Алжир, Париж - Оран, Париж - Касабланка - Дакар, Париж - Алжир - Кано - Лагос,
Париж - Алжир - Лагос - Браззавиль, Дакар - Бамако - Абиджан, Форт -Лами - Дуала.
На североамериканской линии DC-4 летали недолго - в феврале
1947 их заменили Lockheed Constellation. К 1953 они вытеснили дугласовскую машину и с других дальних трасс. DC-4 сосредоточились на европейских направлениях. Таких как Париж - Цюрих - Вена, Париж - Лиссабон, Париж - Штутгарт - Нюрнберг, Париж - Франкфурт - Берлин, Берлин - Мюнхен, Париж - Дюссельдорф - Гамбург, Париж - Барселона, Париж - Пальма-де-Майорка, Париж - Мадрид. 1 октября 1952 начались дешёвые ночные рейсы из Парижа в Лондон в 55-местной компоновке.
В середине 1950х DC-4 начали выполнять рейсы из региональных центров Франции. В 1954 открылись беспосадочные рейсы из Марселя в Лондон. Тогда же ряд городов страны были связаны с административными центрами Французской Северной Африки. Поступили DC-4 и на внутренние линии Париж - Марсель, Париж - Ницца. Использовались они и на карибских линиях Поинт-а-Питр - Фор-де-Франс - Сан-Хуан и
Поинт-а-Питр - Бриджтаун - Порт-оф-Спейн - Джорджтаун - Парамарибо - Кайенна. Кроме того связали между собой административные центры африканских колоний. С 1948 по 1958 на службе в Air France в результате лётных происшествий были потеряны 11 самолётов (подробнее здесь).
В начале 1960х часть самолётов были переданы Air Afrique (12 экземпляров) и другим авиакомпаниям из бывших французских африканских колоний.
В самой французской авиакомпании DC-4 в это время стали работать ночных почтовых рейсах.
Эта служба продолжалась до середины 1970х.
|
ФРГ.
Lufthansa. Грузоперевозками возрождённая немецкая авиакомпания занялась вскоре после начала регулярных рейсов с пассажирами. С этой целью у американской авиакомпании Transocean Air Lines в 1957 была арендована пара DC-4 (точнее C-54). Самолёты сохранили американскую регистацию - N30042 (18342) и N9864F (35986), на них летали американские экипажи. Однако машины были окрашены в цвета Lufthansa с летящим журявлём на хвосте. С 4 декабря 1957 C-54 выполняли специализированные грузовые рейсы по маршруту Франкфурт-на Майне - Манчестер - Шэннон - Гандер - Нью-Йорк (рейс DLH 040 в западном направлении и DLH 041 в обратном). Частота полётов - два раза в неделю. Трансатлантические грузовые рейсы продолжались до марта 1959, когда арендованные C-54 были заменены самолётами Lockheed L-1049, переоборудованными в грузовой вариант.
DC-4 вновь появился в Lufthansa спустя четыре с половиной года. В декабре 1963 авиакомпания арендовала DC-4-1009 с либерийской регистрацией EL-ADR (42914). Этот самолёт служил в Германии до июля 1964.
|
|
Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.
последняя редакция
30.11.2012
назад
|
|