Junkers Ju 90

Junkers Flugzeug- und Motorenwerk AG (Германия)

Крупнейший немецкий колёсный поршневой авиалайнер второго поколения

Первый полёт - 28 августа 1937

Производство
Начало - 1937
Конец - 1941

Эксплуатация на линиях
Начало - 1938
Конец - 1945

 

Авиакомпании:

 

Германия

- Deutsche Lufthansa A.G. (1938 - 1944, 1945) - 11

  Кроме того, самолёт использовался Министерством авиации Германии (RLM - Reichsluftfahrtministerium), ВВС Германии (Luftwaffe).


  1. Разработка, испытания.
  2. Производство.
  3. Эксплуатация в Deutsche Lufthansa.
  4. Конструкция.
  5. Основные характеристики.

  Разработка, испытания. История авиации знает немало случаев, когда новые авиалайнеры появлялись в результате разработки боевых самолётов. Наглядным примером тому является пассажирский самолёт Junkers Ju 90, родившийся в результате работ по тяжёлому бомбардировщику Junkers Ju 89. Предварительные работы над проектом последнего начались в 1933. Официальный статус они приобрели в январе 1935, когда RLM выдала соответствующее техническое задание фирме Junkers. Проектированием бомбардировщика руководил главный конструктор фирмы Junkers Эрнст Циндель. Забегая вперёд, надо сказать, что проект потерпел неудачу. К моменту начала испытаний Ju 89 - в декабре 1936, RLM интерес к идее тяжёлого бомбардировщика потеряла. Вскоре после этого - 29 апреля 1937, проект был закрыт.
  Однако работа не пропала даром - машиной заинтересовалась Deutsche Lufthansa. В начале 1936 авиакомпания предложила создать на базе Ju 89 авиалайнер большой вместимости - до 40 пассажиров. Самолёт должен был иметь дальность до 2000 км и скорость 300 км/час. Разработка авиалайнера, получившего наименование Ju 90, базировалась на заделах по Ju 89. В новом проекте Циндель использовал от бомбардировщика крыло, оперение и шасси. Заново был спроектирован лишь фюзеляж.
  Официально контракт на создание пассажирского самолёта был подписан 1 января 1937. Однако постройка первого прототипа Ju 90 V-1 началась значительно раньше - в апреле 1936. Здесь использовались детали и узлы недостроенного экземпляра Ju 89 V-3. На машине были установлены двигатели Daimler-Benz DB 600 A-1. Самолёт с бортовым номером D-AALU "Der Grosse Dessauer" (серийный 4913) полетел 28 августа 1937. В воздух машину впервые поднял шеф-пилот фирмы капитан Киндерманн (Karlheinz B. Kindermann). Испытания проходили без существенных проблем. Единственная серьёзная доработка коснулась рулей направления. С целью облегчить управление самолётом была увеличена их площадь. Рули также аэродинамически сбалансировали. В ходе испытаний Киндерманн установил 2 мировых рекорда, подняв 500 кг груза на высоту 9312 метра и 1000 кг на 7242 метра.
   Однако первую машину ждал печальный конец. 7 февраля 1938 при испытаниях на флаттер D-AALU разбился, погиб один член экипажа. Но к тому времени летал второй прототип Ju 90 V2 D-AIVI "Preußen" (4914, испытания начались в сентябре 1937). Здесь также предполагалось установить моторы DB-600. Однако их производство было свёрнуто, всвязи с переориентацией авиапрома на массовый выпуск DB-601 для истребителя Messerschmitt Bf 109. Создателям авиалайнера пришлось довольствоваться менее мощными двигателями BMW 132H (копия американского Pratt & Whitney S1 EG Hornet). Пройдя цикл заводских тестов, D-AIVI был передан Deutsche Lufthansa для тропических испытаний в Африке. Затем самолёт должен был совершить демонстрационное турне по Южной Америке. Однако этим планам не суждено было сбыться. 26 ноября 1938 при взлёте из Батерста отказали оба двигателя с одной стороны, после чего машина врезалась в пальму. Погибли 12 человек (по другим данным 11), в том числе 3 лучших пилота Deutsche Lufthansa - Унтухт, Бланкенбург и Кирхгофф. Выжили только 3 (или 4) члена экипажа.
  Следующая пара - Ju 90 V3 D-AURE "Württemberg" (4915) и Ju 90 V4 D-ADLH "Schwabenland" (4916), мало отличалась от предыдущего прототипа. Это были предсерийные образцы для эксплуатационных испытаний в авиакомпании.
  В декабре 1939 начал летать прототип военно-транспортного самолёта Ju 90 V5 D-ABNS (4917) с двигателями BMW 132M. В 1941 он участвовал в войсковых испытаниях.

  Производство. С двигателями BMW 132H была выпущена серия из 8 самолётов, получивших общее обозначение Ju 90B-1 (по другим данным Z-2) - D-ABDG "Württemberg" (90001) , D-AEDS "Preußen" (90005), D-ADFJ "Baden" (900003), D-ASND "Mecklenburg" (900006), D-AFHG "Oldenburg" (900007), D-ATDC "Hessen"(900008), D-AJHB "Thüringen" (900009), V14 D-AVMF "Brandenburg" (900010). Выпуск самолётов осуществлялся с февраля 1939 по апрель 1940, все они предназначались для Deutsche Lufthansa.
  D этой же серии были построены 2 самолёта, обозначавшиеся как Ju 90Z-3. На них устанавливались двигатели Pratt & Whitney SC3-G. Их заказала South African Airways, самолёты даже успели получить южноафриканскую регистрацию - ZS-ANG (900002) и ZS-AHN (J900004). Однако в сентябре 1939 Южно-Африканский Союз объявил войну Германии, всвязи с чем поставки не были осуществлены. Вместо этого машины были переданы в Luftwaffe, где служили под номерами GF+GE (затем KB+LA) и KB+LB.
  В 1940 - 1941 построены два экземпляра Ju 90S - Ju 90 V6 D-AOKD (4918) и Ju 90 V7 D-APFH (4919). Изменилась конструкция крыла, элеронов и закрылков, усилено шасси. Кили обрели эллиптическую форму. На самолёте стояли двигатели BMW 801A, в хвостовой части фюзеляжа располагалась грузовая рампа. С её помощью в кабину самолёта мог заехать лёгкий автомобиль. Самолёты участвовали в войсковых испытаниях, а Ju 90 V6 затем стал прототипом транспортника Junkers Ju 290. В декабре 1941 в этой же серии был построен Ju 90 V8 (4920), который мог использоваться как транспортник, так и бомбардировщик.
   Также велась постройка пассажирского Ju 90 V9 (4921) и военно-транспортного Ju 90 V10 (4922), но в октябре 1939 работы над ними прекратилось.

  Эксплуатация в Deutsche Lufthansa. Коммерческая эксплуатация Junkers Ju 90 в Deutsche Lufthansa началась на третьем прототипе Ju 90 V3 D-AURE "Württemberg". В авиакомпанию машина поступила в июле 1938, сменив имя на "Bayern". С 16 июля 1938 авиалайнер работал на трассе Берлин - Вена. Осенью 1938, во время Судетского кризиса, самолёт был призван в подразделение Luftwaffe 10./TG 17, но затем вновь вернулся на коммерческие трассы.
  В ноябре того же года поступил предсерийный Ju 90 V4 D-ADLH "Schwabenland", в январе 1940 сменивший название на "Sachsen". В предвоенные месяцы 1939 Deutsche Lufthansa успела получить ещё 4 самолёта - D-ABDG 4 мая, D-ADFJ 24 мая, D-ASND 28 июня и D-AEDS 21 июля. В декабре 1939 - апреле 1940 флот пополнили D-AFHG, D-ATDC, D-AJHB и D-AVMF.
   В 1940 самолёты использовались на линиях Deutsche Lufthansa из Берлина в Белград и Барселону. Летали также в Швецию и Финляндию. D-AEDS использовался для полётов в Ирак.
  Однако в условиях военного времени нормальную коммерческую службу организовать было нелегко. Самолёты неоднократно призывались для участия в различных военных акциях. Так, в марте 1940 D-AFHG, D-AURE, D-ABDG, D-ADFJ, D-AEDS, D-ASND и D-AVMF были призваны в подразделение KgrzbV 105 Luftwaffe для участия в норвежской кампании. (Там они носили следующую регистрацию - GF+GD, KH+XC, GF+GA, GF+GE, BG+GX). D-AFHG и D-AVMF после норвежской кампании в Deutsche Lufthansa не возвращались. D-AURE с сентября 1940 по март 1943 работал в немецко-французской комиссии по перемирию. D-AJHB и D-ADLH окончательно ушли в ведомство Геринга в мае - июле 1941. За ними в 1943 последовали D-ATDC (в январе) D-AEDS (в апреле), D-ADFJ и D-ASND (оба в мае). Эти самолёты принимали участие в Сталинградской битве, а также в итальянской кампании. Почти все ушедшие машины были потеряны в результате боевых действий или в не связанных с ними лётных происшествиях.
  Таким образом, с лета 1943 в Deutsche Lufthansa эксплуатировался лишь один экземпляр Junkers Ju 90 - D-AURE. 6 раз в неделю он летал по маршруту Берлин - Штутгарт - Лион - Барселона - Мадрид - Лиссабон. Однако 9 августа 1944 самолёт был уничтожен в аэропорту Штутгард-Эхтердинген во время налёта американских бомбардировщиков. Правда, в апреле 1945 в Deutsche Lufthansa снова вернулся D-ABDG. Окончание войны он встретил в Травемюнде.
Junkers Ju 90 V3
Deutsche Lufthansa
D-AURE "Bayern"(4915)
крупное изображение

  Junkers Ju 90 относится к числу тех предвоенных авиалайнеров, которые можно охарактеризовать как "удачный самолёт с неудачной судьбой". Разразившаяся мировая война не позволила приступить к полноценной коммерческой эксплуатации этой машины. В противном случае авиалайнер, также как Focke-Wulf Fw 200 Kondor, имел бы хорошие шансы для занятия господствующего положения на европейских линиях большой протяжённости и высокой интенсивности. Да и не только на них.


Конструкция
Цельнометаллический четырёхмоторный свободнонесущий низкоплан с гладкой работающей обшивкой и убирающимся шасси.

Фюзеляж - цельнометаллический прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Каркас набран из поперечных шпангоутов и продольных стрингеров. Обшивка работающая дюралевая. Носовая и хвостовая части разъёмные.
  Впереди кабина экипажа для двух пилотов, и бортрадиста. За ней в плоскости винтов по левому борту расположен багажный отсек объёмом 6,7 м3, а по правому борту камбуз.
  Далее следует пассажирский салон объёмом 55 м3. Имелось два варианта его компоновки. В первом варианте салон разделён на 5 отсеков, каждый на 8 пассажиров - по обе стороны от прохода располагаются по 4 кресла, лицом друг у другу. Две передних кабины предназначены для курящих. Во втором варианте салон состоит из двух больших кабин - передняя с 16 местами для курящих и задняя на 22 - 24 места для некурящих.
  Позади салона 2 туалета, гардероб и помещение для почты объёмом 3,5 м3. В хвосте багажный отсек 4 м3. Третий багажный отсек расположен в фюзеляже ниже центроплана 10 м3.

 
   
Ju 90 B-1 (Z-2)

Крыло - пятисекционное, состоит из центроплана, двух внутренних секций и двух внешних. Центроплан интегрирован с фюзеляжем, он имеет пять трубчатых лонжеронов. Внутренние секции с пятью основными пластинчатыми лонжеронами, и двумя вспомогательными. Внешние секции с четырьмя основными пластинчатыми лонжеронами, и тремя вспомогательными. Обшивка работающая с продольными рёбрами жёсткости. На внутренних секциях установлены закрылки, на внешних элероны.

Двигатель - четыре поршневых двигателя в гондолах на крыле. Устанавливались следующие типы двигателей:
- BMW 132H/1 - 830/690 л.с. / 610/507 кВт - 9-цилиндровый звездообразный воздушного охлаждения (Ju 90 V2 - V4, Ju 90B-1)
- BMW 801A - 1580 л.с./ 1162 кВт - 14-цилиндровый звездообразный двухрядный воздушного охлаждения (Ju 90S)
- Daimler-Benz DB 600 A-1 - 1050/800 л.с. / 772/588 кВт - 12-цилиндровый V-образный рядный жидкостного охлаждения (Ju 90 V1)
- Pratt & Whitney SC3-G - 1050 л.с. л.с. / 772 кВт - 14-цилиндровый звездообразный двухрядный воздушного охлаждения (Ju 90Z)
Топливные баки во внутренних секциях крыла, общая вместимость 3300 литра. Масляные баки в гондолах двигателей.

Оперение - свободнонесущее двухкилевое, размах стабилизатора 13,21 м. Рулевые поверхности статически сбалансированные с триммерами. Обшивка работающая дюралевая.

Шасси - убираемое двухопорное с хвостовым колесом. Каждая одноколёсная опора имеет пару стоек с масляными амортизаторами. Стойки убираются вперёд в гондолы внутренних двигателей. Система уборки гидравлическая. Колёса с гидравлическими тормозами. Хвостовое колесо поворотное, убираемое в хвостовую часть фюзеляжа.

Основные характеристики

 

Размах крыла, м

35,30
 
 

Площадь крыла, кв.м.

184,00
 
 

Длина, м

26,45
 
 

Высота, м

7,05
 
 

Взлетный вес, кг

23 300
 
 

Вес пустого, кг

16 000
 
 

Скорость макс., км/ч

350
 
 

Скорость крейс., км/ч

320
 
 

Потолок, м

6010
 
 

Дальность полёта, км

1247 - 2092
 
 

Количество пассажиров

38 - 40
 
 

Произведено самолётов

18


Источники.
  1. Мировая авиация, №163
  2. Хервиг Д., Роде Г. "Секретные проекты бомбардировщиков Люфтваффе". Москва. 2001
  3. Avions, №99, 106, 107, 115, 120, 123
  4. Die Deutsche Luftrustung 1933-1945. Koblenz. 1993. Vol.3
  5. Gunston B."The Illustrated Encyclopedia of Propeller Airliners". New York. 1980
  6. Jane's All the World's Aircraft, 1938
  7. Klassiker der Luftfahrt, 2005 №1
  8. Lotnictwo, 2009 №8
  9. Lufthart International, 1975 №7
  10. Munson K. "Airliners Between the Wars 1919-1939". Blandford Press. London 1972
  11. Neulen H.W. "Deutsche Lufthansa - der Kranich in Turbulenzen" Lemwerder. 2003
  12. Nemecek V. "Аtlas letadel. 2. dil, Ctyrmotorova a vetsi pistova dopravni letadla" Praha, 1980
  13. Nemecek V. "Civilni Letadla 1". Praha. 1981
  14. Nowarra H.J. "Junkers Ju 290, Ju 390, etc". Atgen, PA. 1997
  15. R E G Davies "Lufthansa: An Airline and Its Aircraft" Orion Books. New York. 1991
  16. Regnat K.-H. "Vom Original zum Modell - Junkers Ju 90". Bonn. 2002
  17. Plane Crash Info.com
  18. Waffen-Arsenal, №80


последняя редакция 12.11.2012
 
На титульную страницу
Hosted by uCoz