Junkers Ju 90
Junkers Flugzeug- und Motorenwerk AG (Германия)
Крупнейший немецкий колёсный поршневой авиалайнер второго поколения
Первый полёт - 28 августа 1937
Производство
Начало - 1937
Конец - 1941
Эксплуатация на линиях
Начало - 1938
Конец - 1945 |
|
Авиакомпании: |
|
Германия |
- Deutsche Lufthansa A.G. (1938 - 1944, 1945)
- 11 |
Кроме того, самолёт использовался Министерством авиации
Германии (RLM - Reichsluftfahrtministerium), ВВС Германии (Luftwaffe). |
- Разработка, испытания.
- Производство.
- Эксплуатация в Deutsche Lufthansa.
- Конструкция.
- Основные характеристики.
Разработка, испытания.
История авиации знает немало случаев, когда новые авиалайнеры появлялись в результате разработки боевых самолётов. Наглядным примером тому является пассажирский самолёт Junkers Ju 90, родившийся в результате работ по тяжёлому бомбардировщику Junkers Ju 89. Предварительные работы над проектом последнего начались в 1933. Официальный статус они приобрели в январе 1935, когда RLM выдала соответствующее техническое задание фирме Junkers. Проектированием бомбардировщика руководил главный конструктор фирмы Junkers Эрнст Циндель.
Забегая вперёд, надо сказать, что проект потерпел неудачу. К моменту начала испытаний Ju 89 - в декабре 1936, RLM интерес к идее тяжёлого бомбардировщика потеряла. Вскоре после этого - 29 апреля 1937, проект был закрыт.
Однако работа не пропала даром - машиной заинтересовалась Deutsche Lufthansa. В начале 1936 авиакомпания предложила создать на базе
Ju 89 авиалайнер большой вместимости - до 40 пассажиров. Самолёт должен был иметь дальность до 2000 км и скорость 300 км/час.
Разработка авиалайнера, получившего наименование Ju 90, базировалась на заделах по Ju 89. В новом проекте Циндель использовал от бомбардировщика крыло, оперение и шасси. Заново был спроектирован лишь фюзеляж.
Официально контракт на создание пассажирского самолёта был подписан 1 января 1937. Однако постройка первого прототипа
Ju 90 V-1 началась значительно раньше - в апреле 1936. Здесь использовались детали и узлы недостроенного экземпляра Ju 89 V-3.
На машине были установлены двигатели Daimler-Benz DB
600 A-1. Самолёт с бортовым номером D-AALU "Der Grosse Dessauer" (серийный 4913) полетел 28 августа 1937. В воздух машину впервые поднял шеф-пилот фирмы капитан Киндерманн (Karlheinz B. Kindermann). Испытания проходили без существенных проблем. Единственная серьёзная доработка коснулась рулей направления. С целью облегчить управление самолётом была увеличена их площадь. Рули также аэродинамически сбалансировали. В ходе испытаний Киндерманн установил 2 мировых рекорда, подняв 500 кг груза на высоту 9312 метра и 1000 кг на 7242 метра.
Однако первую машину ждал печальный конец. 7 февраля 1938 при испытаниях на флаттер
D-AALU разбился, погиб один член экипажа.
Но к тому времени летал второй прототип Ju 90 V2 D-AIVI "Preußen" (4914, испытания начались в сентябре 1937). Здесь также предполагалось установить моторы DB-600. Однако их производство было свёрнуто, всвязи с переориентацией авиапрома на массовый выпуск DB-601 для истребителя Messerschmitt Bf 109. Создателям авиалайнера пришлось довольствоваться менее мощными двигателями BMW 132H (копия американского Pratt & Whitney S1 EG Hornet). Пройдя цикл заводских тестов, D-AIVI был передан Deutsche Lufthansa для тропических испытаний в Африке. Затем самолёт должен был совершить демонстрационное турне по Южной Америке. Однако этим планам не суждено было сбыться. 26 ноября 1938 при взлёте из Батерста отказали оба двигателя с одной стороны, после чего машина врезалась в пальму. Погибли 12 человек (по другим данным 11), в том числе 3 лучших пилота Deutsche Lufthansa - Унтухт, Бланкенбург и Кирхгофф. Выжили только 3 (или 4) члена экипажа.
Следующая пара -
Ju 90 V3 D-AURE "Württemberg" (4915) и Ju 90 V4 D-ADLH "Schwabenland" (4916), мало отличалась от предыдущего прототипа. Это были предсерийные образцы для эксплуатационных испытаний в авиакомпании.
В декабре 1939 начал летать прототип военно-транспортного самолёта Ju 90 V5 D-ABNS (4917) с двигателями BMW 132M. В 1941 он участвовал в войсковых испытаниях.
Производство. С двигателями BMW 132H была выпущена серия из 8 самолётов, получивших общее обозначение Ju 90B-1 (по другим данным Z-2) - D-ABDG "Württemberg" (90001) , D-AEDS "Preußen" (90005), D-ADFJ "Baden" (900003), D-ASND "Mecklenburg" (900006), D-AFHG "Oldenburg" (900007), D-ATDC "Hessen"(900008), D-AJHB "Thüringen" (900009), V14 D-AVMF "Brandenburg" (900010).
Выпуск самолётов осуществлялся с февраля 1939 по апрель 1940, все они предназначались для Deutsche Lufthansa.
D этой же серии были построены 2 самолёта, обозначавшиеся как Ju 90Z-3. На них устанавливались двигатели Pratt & Whitney SC3-G. Их заказала South African Airways, самолёты даже успели получить южноафриканскую регистрацию - ZS-ANG (900002) и ZS-AHN (J900004). Однако в сентябре 1939 Южно-Африканский Союз объявил войну Германии, всвязи с чем поставки не были осуществлены. Вместо этого машины были переданы в Luftwaffe, где служили под номерами GF+GE (затем KB+LA) и KB+LB.
В 1940 - 1941 построены два экземпляра
Ju 90S - Ju 90 V6 D-AOKD (4918) и Ju 90 V7 D-APFH (4919). Изменилась конструкция крыла, элеронов и закрылков, усилено шасси. Кили обрели эллиптическую форму. На самолёте стояли двигатели BMW 801A, в хвостовой части фюзеляжа располагалась грузовая рампа. С её помощью в кабину самолёта мог заехать лёгкий автомобиль. Самолёты участвовали в войсковых испытаниях, а Ju 90 V6 затем стал прототипом транспортника Junkers Ju 290.
В декабре 1941 в этой же серии был построен Ju 90 V8 (4920), который мог использоваться как транспортник, так и бомбардировщик.
Также велась постройка пассажирского Ju 90 V9 (4921) и военно-транспортного Ju 90 V10 (4922), но в октябре 1939 работы над ними прекратилось.
Эксплуатация в Deutsche Lufthansa. Коммерческая эксплуатация Junkers Ju 90 в Deutsche Lufthansa началась на третьем прототипе Ju 90 V3 D-AURE "Württemberg". В авиакомпанию машина поступила в июле 1938, сменив имя на "Bayern".
С 16 июля 1938 авиалайнер работал на трассе Берлин - Вена.
Осенью 1938, во время Судетского кризиса, самолёт был призван в подразделение Luftwaffe 10./TG 17, но затем вновь вернулся на коммерческие трассы.
В ноябре того же года поступил предсерийный Ju 90 V4 D-ADLH "Schwabenland", в январе 1940 сменивший название на "Sachsen". В предвоенные месяцы 1939 Deutsche Lufthansa успела получить ещё 4 самолёта - D-ABDG 4 мая, D-ADFJ 24 мая,
D-ASND 28 июня и
D-AEDS 21 июля.
В декабре 1939 - апреле 1940 флот пополнили D-AFHG, D-ATDC, D-AJHB и D-AVMF.
В 1940 самолёты использовались на линиях
Deutsche Lufthansa из Берлина в Белград и Барселону. Летали также в Швецию и Финляндию.
D-AEDS использовался для полётов в Ирак.
Однако в условиях военного времени нормальную коммерческую службу организовать было нелегко. Самолёты неоднократно призывались для участия в различных военных акциях. Так, в марте 1940
D-AFHG, D-AURE, D-ABDG, D-ADFJ, D-AEDS, D-ASND и D-AVMF были призваны в подразделение KgrzbV 105 Luftwaffe
для участия в норвежской кампании.
(Там они носили следующую регистрацию - GF+GD, KH+XC, GF+GA, GF+GE, BG+GX). D-AFHG и D-AVMF
после норвежской кампании в Deutsche Lufthansa не возвращались. D-AURE с сентября 1940
по март 1943 работал в немецко-французской комиссии по перемирию.
D-AJHB и D-ADLH окончательно ушли в ведомство Геринга в мае - июле 1941.
За ними в 1943 последовали D-ATDC (в январе) D-AEDS (в апреле), D-ADFJ и D-ASND (оба в мае). Эти самолёты принимали участие в Сталинградской битве, а также в итальянской кампании. Почти все ушедшие машины были потеряны в результате боевых действий или в не связанных с ними лётных происшествиях.
Таким образом, с лета 1943 в
Deutsche Lufthansa эксплуатировался лишь один экземпляр
Junkers Ju 90 -
D-AURE.
6 раз в неделю он летал по маршруту Берлин - Штутгарт - Лион - Барселона - Мадрид - Лиссабон. Однако 9 августа 1944
самолёт был уничтожен в аэропорту Штутгард-Эхтердинген
во время налёта американских бомбардировщиков. Правда, в апреле 1945 в Deutsche Lufthansa снова вернулся D-ABDG. Окончание войны он встретил в Травемюнде.
Junkers Ju 90 относится к числу тех предвоенных авиалайнеров, которые можно охарактеризовать как "удачный самолёт с неудачной судьбой". Разразившаяся мировая война не позволила приступить к полноценной коммерческой эксплуатации этой машины. В противном случае авиалайнер, также как Focke-Wulf Fw 200 Kondor, имел бы хорошие шансы для занятия господствующего положения на европейских линиях большой протяжённости и высокой интенсивности.
Да и не только на них.
|
|
Конструкция
Цельнометаллический
четырёхмоторный свободнонесущий низкоплан с гладкой работающей обшивкой
и убирающимся шасси.
Фюзеляж - цельнометаллический прямоугольного сечения, закруглённый сверху.
Каркас набран из поперечных шпангоутов и продольных стрингеров. Обшивка работающая дюралевая. Носовая и хвостовая части разъёмные.
Впереди кабина экипажа для двух пилотов, и бортрадиста. За ней в плоскости винтов по левому борту расположен багажный отсек объёмом 6,7 м3, а по правому борту камбуз.
Далее следует пассажирский салон объёмом 55 м3. Имелось два варианта его компоновки. В первом варианте салон
разделён на 5 отсеков, каждый на 8 пассажиров - по обе стороны от прохода располагаются по 4 кресла, лицом друг у другу. Две передних кабины предназначены для курящих. Во втором варианте салон состоит из двух больших кабин - передняя с 16 местами для курящих и задняя на 22 - 24 места для некурящих.
Позади салона 2 туалета, гардероб и помещение для почты объёмом 3,5 м3. В хвосте багажный отсек 4 м3. Третий багажный отсек расположен в фюзеляже ниже центроплана 10 м3.
|
|
|
|
|
Ju 90 B-1 (Z-2) |
Крыло - пятисекционное, состоит из центроплана, двух внутренних секций и двух внешних. Центроплан интегрирован с фюзеляжем, он имеет пять трубчатых лонжеронов. Внутренние секции с пятью основными пластинчатыми лонжеронами, и двумя вспомогательными. Внешние секции с четырьмя основными пластинчатыми лонжеронами, и тремя вспомогательными. Обшивка работающая с продольными рёбрами жёсткости. На внутренних секциях установлены закрылки, на внешних элероны.
Двигатель - четыре поршневых двигателя в гондолах на крыле.
Устанавливались
следующие типы двигателей:
- BMW 132H/1 - 830/690 л.с. / 610/507 кВт - 9-цилиндровый звездообразный
воздушного охлаждения (Ju 90 V2 - V4, Ju 90B-1)
- BMW 801A - 1580 л.с./ 1162 кВт - 14-цилиндровый
звездообразный двухрядный воздушного охлаждения (Ju 90S)
- Daimler-Benz DB
600 A-1 - 1050/800 л.с. / 772/588 кВт - 12-цилиндровый V-образный
рядный
жидкостного охлаждения (Ju 90 V1)
- Pratt & Whitney SC3-G - 1050 л.с.
л.с. / 772 кВт - 14-цилиндровый
звездообразный двухрядный воздушного охлаждения (Ju 90Z)
Топливные баки во внутренних секциях крыла, общая вместимость 3300 литра. Масляные баки в гондолах двигателей.
Оперение - свободнонесущее двухкилевое, размах стабилизатора 13,21 м. Рулевые поверхности статически сбалансированные с триммерами. Обшивка работающая дюралевая.
Шасси - убираемое двухопорное с хвостовым колесом. Каждая одноколёсная опора имеет пару стоек с масляными амортизаторами. Стойки убираются вперёд в гондолы внутренних двигателей. Система уборки гидравлическая. Колёса с гидравлическими тормозами. Хвостовое колесо поворотное, убираемое в хвостовую часть фюзеляжа. |
|
Размах крыла, м |
35,30 |
|
|
Площадь крыла, кв.м. |
184,00 |
|
|
Длина, м |
26,45 |
|
|
Высота, м |
7,05 |
|
|
Взлетный вес, кг |
23 300 |
|
|
Вес пустого, кг |
16 000 |
|
|
Скорость макс., км/ч |
350 |
|
|
Скорость крейс., км/ч |
320 |
|
|
Потолок, м |
6010 |
|
|
Дальность полёта, км |
1247 - 2092 |
|
|
Количество пассажиров |
38 - 40 |
|
|
Произведено самолётов |
18 |
Источники.
- Мировая авиация, №163
- Хервиг Д., Роде Г. "Секретные проекты бомбардировщиков Люфтваффе". Москва. 2001
- Avions, №99, 106, 107, 115, 120, 123
- Die Deutsche Luftrustung 1933-1945. Koblenz. 1993. Vol.3
- Gunston B."The Illustrated Encyclopedia of Propeller Airliners". New York. 1980
- Jane's All the World's Aircraft, 1938
- Klassiker der Luftfahrt, 2005 №1
- Lotnictwo, 2009 №8
- Lufthart International, 1975 №7
- Munson K. "Airliners Between the Wars 1919-1939". Blandford Press. London 1972
- Neulen H.W. "Deutsche Lufthansa - der Kranich in Turbulenzen" Lemwerder. 2003
- Nemecek V. "Аtlas letadel. 2. dil, Ctyrmotorova a vetsi pistova dopravni letadla" Praha, 1980
- Nemecek V. "Civilni Letadla 1". Praha. 1981
- Nowarra H.J. "Junkers Ju 290, Ju 390, etc". Atgen, PA. 1997
- R E G Davies "Lufthansa: An Airline and Its Aircraft" Orion Books. New York. 1991
- Regnat K.-H. "Vom Original zum Modell - Junkers Ju 90". Bonn. 2002
- Plane Crash Info.com
- Waffen-Arsenal, №80
|
последняя редакция
12.11.2012
|
|