Focke-Wulf Fw 200 Kondor
эксплуатация в авиакомпаниях мира
|
Германия
Deutsche Lufthansa - основной
заказчик "Кондоров". Авиакомпания получила следующие
экземпляры версии Fw 200A - D-ADHR (серийный номер 2893, носил
имя "Saarland" - к тому времени Fw.200-V1 был переименован
в "Brandenburg"), D-AMHC (2895 "Nordmark"),
D-ACVH (3098 "Grenzmark"), D-AXFO (2996 "Pommern",
использовался недолго, был продан в Бразилию - см. ниже)
и D-ARHW (2994 "Friesland"). Ещё было три самолёта серии
Fw 200B - D-ABOD (3324 "Kurmark"), D-ASHH "Hessen",
D-AMHL (200-0021 "Pommern")и один Fw 200C - D-ASVX "Thüringen".
Кроме того, авиакомпании достался второй прототип D-AETA "Westfalen".
На линии "Кондоры" вышли не позднее
марта 1938 (более точными данными не располагаем). Внутри Германии
они курсировали между Берлином и Мюнхеном. Международные рейсы
выполнялись в скандинавские страны и на Иберийский полуостров.
Предполагалось открыть трансатлантические и трансконтинентальные
линии - это было одной из целей перелётов 1938 года в Нью-Йорк
и Токио. Позднее, в июне 1939, экипаж Deutsche Lufthansa
совершил перелёт через Атлантику в Южную Америку (время в пути
9 часов 47 минут).
Авиалайнеры использовались и для VIP-перевозок.
Так, 23 августа 1939 самолёт D-ACVH "Grenzmark" доставил
в Москву министра иностранных дел Германии Й. фон Риббентропа
для подписания Договора о ненападении (лучше известного как "Пакт
Молотова-Риббентропа").
В годы Второй Мировой войны большая часть "Кондоров"
была передана Luftwaffe. Тем не менее, продолжались и гражданские
рейсы. Но риск для пассажиров существенно вырос. В это время "Люфтганзой"
были потеряно четыре самолёта. D-ABOD разбился 22 апреля 1940
в Норвегии, жертв не было. D-AMHL, совершавший 27 сентября 1944
рейс Штутгарт - Барселона, был сбит американским бомбардировщиком
Bristol Boufighter. Авиалайнер упал возле французского города
Дижона, погибли пять пассажиров и четыре члена экипажа. D-ARHW
(рейс Стокгольм - Берлин) был по ошибке уничтожен немецким патрульным
кораблём 29 ноября 1944 в районе Макляппена (Швеция). Жизни лишилось
десяти человек. Наибольшее количество жертв забрала катастрофа
21 апреля 1945. D-ASHH производил эвакуацию персонала и имущества
немецкого генштаба из Берлина. Самолёт должен был приземлиться
в Барселоне, однако бесследно исчез в районе баварского города
Пизенкофена. В суматохе последних дней войны поисками никто не
занимался. Обломки самолёта, останки шестнадцати пассажиров и
пяти членов экипажа были найдены значительно позже. Был ли самолёт
сбит или же катастрофа произошла по другим причинам, остаётся
лишь гадать.
Как бы то ни было, но линейные полёты продолжались
вплоть до падения Третьего рейха. Последний рейс состоялся 4 мая
1945 - D-ASVX "Thüringen" совершил полёт по маршруту
Осло - Фленсбург.
Focke-Wulf Fw 200A-01
серийный номер 2893
D-ADHR "Saarland"
Deutsche Lufthansa
крупное изображение
|
|
|
  Бразилия
Syndicato Condor/Cruzeiro do Sul.
Бразильская авиакомпания получила пару "Кондоров" летом
1939. 27 июня в Бразилию прибыл Fw 200A-08. Перед этим он короткое
время использовался Deutsche Lufthansa
как D-AXFO "Pommern". В Бразилии ему присвоили номер
РР-СВI и название "Abaitará". Спустя два дня
поступил Fw 200A-07 (заводской 2995), получивший бортовой номер
PP-CBJ и название "Arumani". Во время перегона из Германии
машина имела немецкую регистрацию D-ASBK.
Благодаря новейшей технике Syndicato Condor
получила существенное преимущество перед другими авиакомпаниями
Южной Америки, летавшими на устарелых самолётах. Fw 200 использовались
на линии Рио-де-Жанейро - Сан-Паулу - Порто Алегре - Буэнос-Айрес,
где потеснили Junkers
Ju 52/3m. Авиакомпания планировала открыть трансатлантическую
трассу, однако реализовать намеченное не удалось.
После начала Второй Мировой войны США и Великобритания
обеспокоились, как бы бразильские "Кондоры" не стали
шпионить за морскими судами союзников, наводя на них немецкие
подводные лодки. Ведь бразильская авиакомпания являлась филиалом
Deutsche Lufthansa - на ключевых постах сидели немецкие
специалисты. Правительство США стало давить на бразильские власти,
вынуждая их устроить в Syndicato Condor кадровую чистку.
В 1941 весь немецкий персонал был уволен, саму авиакомпанию официально
объявили национализированной. Её переименовали в Services Aerial
Condor. (В январе 1943 компания была национализирована окончательно,
изменив имя на Cruzeiro do Sul.) Была заблокирована поставка
комплектующих для Fw 200 из Германии. Из-за этого взамен двигателей
BMW 132 были установлены Pratt и Whitney Hornet. Американские
нефтяные компании саботировали поставки топлива.
Cанкции вызвали серьёзные затруднения в деятельности
авиакомпании. Они не позволили Курту Танку наладить серийное производство
Fw 200 на заводе, который фирма Focke Wulf строила в Рио-де-Жанейро.
Тем не менее, бразильские "Кондоры" продолжали летать
до конца войны и некоторое время после неё. Конец наступил в 1947
году. 7 марта, во время наземных манёвров в аэропорту "Сантос
Дюмон" (Рио-де-Жанейро), РР-СВI "Abaitará"
столкнулся с DC-3
авиакомпании Panair. Повреждения были незначительными,
но руководство Cruzeiro do Sul решило этот "Кондор"
не восстанавливать. К тому времени самолёт успел налетать 5303
часа. Поскольку авиакомпания уже начала получать DC-3
и DC-4, эксплуатацию оставшегося PP-CBJ "Arumani" сочли
нецелесообразной. Вскоре списали и его. Налёт "Arumani"
составил 5533 часа.
Focke-Wulf Fw 200A-08
серийный номер 2996
РР-СВI "Abaitará"
Syndicato Condor
крупное изображение
|
|
|
  Великобритания
BOAC. Когда в апреле 1940 Дания
была оккупирована Германией, британские власти интернировали датскую
авиатехнику, находящуюся на территории Соединённого королевства.
В том числе "Кондор" авиакомпании DDL (см.
ниже) с бортовым номером OY-DAM. Машина была передана национальной
авиакомпании BOAC, где получила бортовой номер G-AGAY.
В начале 1941 самолёт забрали Royal Air Force (где он был
серьёзно повреждён 12 июля 1941 и больше не восстанавливался).
После войны в BOAC вроде бы служил ещё один трофейный
"Кондор" (Fw 200C?), однако никаких достоверных сведений
по этому поводу найти не удалось.
|
Дания
DDL. Датская авиакомпания заказала
два самолёта. Сначала поступил Fw 200A-02 (зав. номер 2894). Это
был второй серийный экземпляр "Кондора". Машина получила
бортовой номер OY-DAM и название "Dania". Затем был
куплен Fw 200A-05 (зав. 2993), получивший обозначение OY-DEM "Jutlandia"
(до этого имел немецкую регистрацию D-ADHR). На линии "Кондоры"
вышли в июле 1938. Использовались на маршруте Копенгаген - Гамбург
- Лондон (совместно с Deutsche Lufthansa). В 1939 открылась
линия Копенгаген - Гётеборг - Осло.
В момент захвата Дании Гитлером OY-DAM находился
в Лондоне, где был интернирован британскими властями (см.
выше). Где в это время был OY-DEM, достоверно неизвестно.
Но датскую регистрацию он сохранил. В годы войны авиалайнер вроде
бы летал по маршруту Мальмё - Копенгаген - Берлин. По окончании
боевых действий возобновились рейсы в Лондон. 4 сентября 1946
при посадке в лондонском аэропорту Нортолт самолёт потерпел аварию
- надломилось хвостовое колесо, задняя часть фюзеляжа была повреждена.
Жертв не было, но самолёт уже не восстанавливался. В 1947 он был
окончательно списан.
Focke-Wulf Fw 200A-05
серийный номер 2993
OY-DEM "Jutlandia"
авиакомпании DDL
крупное изображение
|
|
|
СССР
Информация об использовании "Кондоров"
в СССР путана и противоречива. Уверенно можно сказать лишь то,
что это были трофейные самолёты модификации Fw 200C. По крайней
мере, один Fw 200C-3 был захвачен целым в феврале 1943 на аэродроме
"Питомник" под Сталинградом. Машина была из числа снабжавших
армию фельдмаршала Паулюса (всего для этих целей использовалось
20 "Кондоров"). В апреле самолёт был доставлен в НИИ
ВВС, где прошёл лётные испытания. Этот же экземпляр (а возможно
и другой?) в июне того же года был выставлен в Москве в ЦПКиО
им. Горького на показе трофейной немецкой техники. В один из дней
выставку посетил И.В. Сталин. Существует версия, что Сталин хотел
сделать "Кондор" своим персональным самолётом, но затем
передумал.
Единственным гражданским ведомством, эксплуатировавшим
Fw 200C в Советском Союзе, была Полярная авиация. О количестве
используемых самолётов можно лишь гадать. Согласно одним источникам
(воспоминания Виктора Дыдыкина) после войны на авиационном заводе
в Галле из заделов и запасных частей были собраны четыре экземпляра.
По крайней мере, два из них перегнали в СССР. Существует и другое
мнение (книга "Немецкий след в истории отечественной авиации")
- три самолёта были отремонтированы в Красноярске, затем переданы
Полярной авиации. Точно можно утверждать, что полярники
имели две машины. Первая из них получила бортовой номер СССР-Н400.
Самолёт поступил в апреле 1946. Его эксплуатировал экипаж М.А.
Титлова. Работа "Кондоров" в Заполярье осложнялась постоянными
проблемами - весьма часто в полёте отказывали двигатели. В конце
концов, машина разбилась. 13 декабря 1947, во время рейса Хатанга
- Игарка - Москва, в районе Байдарской губы отказали два двигателя.
При вынужденной посадке машина была сильно повреждена. Пассажиры
и экипаж не пострадали - с места происшествия их вывез Ли-2, но
разбившийся самолёт восстановлению не подлежал.
В 1947 в ГУСМП поступил второй экземпляр СССР-Н401. У него
тоже были проблемы с эксплуатацией, но самолёт вроде бы "дотянул"
до 1950. Использовался в основном для ледовой разведки. Можно
встретить упоминания и о третьем "Кондоре" Полярной
авиации, вроде бы имевшим регистрацию СССР-Н500.
|
|
последняя редакция
19.11.2010
|
|
|