Калинин К-1 (РВЗ-6)

Ремовоздухозавод РВЗ №6 треста "Промвоздух"(Киев, СССР)


Первый авиалайнер конструкции К.А.Калинина

Первый полёт - 26 июля 1925

Эксплуатация
Начало - 1926
Конец - 1930

 

Авиакомпании:  
 

СССР

- Добролёт

  Первые советские авиалайнеры создавались не только в Москве и Ленинграде, но и на Украине. На киевском Ремвоздухзаводе № 6 весной 1923 года появилась инициативная группа конструкторов, возглавляемая Константином Алексеевичем Калининым. Калинин к тому времени успел повоевать и в царской и петлюровской авиации. Затем проходил обучение в институте инженеров Красного Воздушного Флота (позже академия им. Жуковского) и Киевском политехническом институте (по авиационнной специальности). С марта 1923 работал в КБ киевского ремонтного авиазавода, входящего в состав треста "Промвоздух". Авиационный опыт позволил ему взяться за разработку пассажирского самолёта. За основу была принята схема подкосного высокоплана, очень напоминающая Dornier Komet. Конструкторам пришлось довольствоваться запчастями от самолётов Voisin времён Первой Мировой войны. Прежде всего маломощными двигателями Salmson. Под этот двигатель невозможно было создать цельнометаллическую машину, как хотелось сначала. Пришлось делать смешанную конструкцию. Калинин также разработал оригинальное крыло эллиптической формы. Оно имело ряд аэродинамических преимуществ перед прямоугольным. Хотя и было сложнее технологически. На это крыло Калинин в 1923 получил патент. (Впоследствии эллиптическое крыло станет фирменным стилем калининских конструкций). Закрытая пилотская кабина также была весьма оргигинальным решением для тех времен. Проект был готов в декабре 1923. Но требовалось финансирование для начала строительства самолёта. Обработка руководства авиакомпании Укрвоздухпуть дала свои плоды - в мае 1924 был получен заказ на создание опытного образца. Постройка его началась в РВЗ-6 в сентябре того же года. Однако из-за организационных (точнее бюрократических ) проволочек строительство шло судоржно, рывками, самолёт был готов только в июне 1925. Его назвали "РВЗ-6-К-1" в честь предприятия-изготовителя и главного конструктора. Первый полёт состоялся 26 июля 1925. В воздух машину поднял пилот Станислав Косинский. Место рядом с ним в первом полёте занял главный конструктор самолёта. Аппарат показал хорошую управляемость и устойчивость. Правда, недостаточно эффективным оказался руль поворота, из-за чего потребовалась его доработка. В рамках испытаний 9 сентября был осуществлён перелёт Киев - Харьков, а 16 сентября Харьков - Москва. В Москве испытания продолжились на опытном аэродроме ВВС. По результатам испытаний самолёт оказался лучшим среди всех, созданных к тому времени советских лайнеров. Было рекомендовано начать серийное производство К-1.

  Первый образец К-1 в декабре 1925 был приобретен авиакомпанией Добролёт и вскоре вышел на её линии из Москвы. Самолёт эксплуатировался до 1930 года. К-1 купил "Добролет". Присвоили обозначение RR-ДБЕ, СССР-481. Летал до 30-х годов и налетал 190 часов. Однако в серию, несмотря на рекомендации, машина не пошла. Прежде всего потому, что Калинин уже создавал новые, более совершенные пассажирские самолёты.


Конструкция
Одномоторный подкосной высокоплан смешанной конструкции с классическим оперением
Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения, каркас сварной из стальных труб.Обшивка передней части (включая пассажирскую кабину) гофрированная алюминиевая, задней части - полотняная. Впереди моторный отсек, рама моторного отсека легкосъёмная (крепление на 4-х болтах). Затем кабина пилота, закрытая прозрачным фонарём. За ней закрытая пассажирская кабина с диваном и двумя мягкими креслами.

1. Диван
2. Кресло пассажира
3. Кресло пилота
4. Двигатель
5. Винт
6. Рама моторного отсека
7. Входная дверь


Крыло - эллиптической формы. Каркас центроплана сварной стальной, консолей - деревянный. Обшивка крыла полотняная. Подкосы - стальные трубы с фанерными обтекателями.
Двигатель - Salmson RB-9 - 170 л.с./ 126 квт, 9-ти цилиндровый звездообразный водяного охлаждения. Радиатор системы охлаждения выдвижной, винт двухлопасный деревянный РВЗ-6
Оперение - вертикальное - однокилевое, с рулём направления, каркас сварной, обтянутый полотном. Стабилизаторы эллиптической формы с рулями высоты. Каркас стабилизаторов деревянный, с полотняным покрытием.
Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки V-образные, связаные осью. На каждой стойке по одному колесу. Колёса - 800 х 150. Амортизация резиновая пластинчатая.
Управление - тросовое


   

Размах крыла, м

16,7

 
 

Площадь крыла, кв. м

40

 

Длина, м

10.72

 

Высота, м

 

 

Взлетный вес, кг.

1972

 

Вес пустого, кг.

1452

 

Скорость макс., км/час

161

 

Скорость крейс., км/час

130

 

Потолок, м

3000

 

Дальность полёта, км

800

 

Коммерческая нагрузка

3 - 4 пассажира (520 кг груза)

 

Количество экземпляров

1

 

последняя редакция 09.07.2005

На титульную страницу
Hosted by uCoz