Junkers F 13


эксплуатация в авиакомпаниях мира
  • Германия
  • Австрия
  • Дания
  • Данциг
  • Польша
  • Россия/СССР
  • Финляндия
  • Швейцария
  •  

     
       Германия.

      Lloyd Ostflug/Lloyd-Junkers Luftverkehr. Первой авиакомпанией, использовавшей F 13 на коммерческих пассажирских линиях, была Lloyd Ostflug. Основал данное предприятие бывший офицер кайзеровского ВМФ Готтард Заксенберг. Персонал состоял из пилотов, летавших в годы Первой Мировой войны в эскадрилье Заксенберга. Первоначально Lloyd Ostflug не имела собственных самолётов. В связи с чем государственное ведомство по регулированию воздушного транспорта - Reichsluftamt, отказалось регистрировать авиакомпанию. Заксенберг начал переговоры с Гуго Юнкерсом о приобретении F 13. Юнкерс согласился при условии, что он получит значительный пакет акций авиакомпании.
      Первый самолёт (заводской номер J0545) был поставлен 5 января 1921. Затем последовали ещё 19 машин. Правда, часть из этих самолётов позже была конфискована. 15 марта 1921 начала работать пассажирская линия Берлин - Шнейдмюль - Данциг - Кёнигсберг. Цены на билеты были установлены почти что на уровне себестоимости полётов. В августе линию продлили до Риги, стоимость билета составляла 1965 марок.
      5 мая 1922 произошло слияние Lloyd Ostflug с авиакомпанией Danziger Luftpost из Данцига (ныне Гданьск). Новое предприятие получило название Lloyd-Junkers Luftverkehr. "Юнкерсы" продолжали летать на линии Берлин - Рига, появился маршрут Гамбург - Штеттин.
      Junkers Luftverkehrs. В декабре 1921 на фирме Юнкерса был создан отдел воздушного транспорта, руководителем которого стал Г. Заксенберг, бывший руководитель Lloyd Ostflug. Это подразделение ещё не было авиакомпанией. Оно лишь курировало деятельность авиалиний, созданных при непосредственном участии Юнкерса и эксплуатировавших машины производства Junkers Flugzeugbau. Отдел также занимался планированием и организацией новых авиамаршрутов. К середине 1924 это уже существовала разветвлённая сеть линий в Германии и в Европе - от Скандинавии и Прибалтики до Венгрии и Швейцарии. 13 августа 1924 отдел был преобразован в авиакомпанию Junkers Luftverkehrs. В общей сложности авиакомпания имела 45 Junkers F 13. Они летали на внутригерманских маршрутах. А на международных линиях использовались самолёты других компаний, которые Заксенберг объединил в консорциум Europa Union.
    Junkers F 13 сер. J0723
    D-366 "Eismöve"
    Junkers Luftverkehrs
    крупное изображение


      Deutsche Luft Hansa (c 1933 - Deutsche Lufthansa). Национальная авиакомпания, созданная путём слияния Junkers Luftverkehrs и Aero Lloyd, получила в наследство внушительный флот - 162 самолета девятнадцати различных моделей. Большинство из них были Junkers F 13 - 27 экземпляров. Позже фирме Junkers был заказан ещё ряд машин. Немало самолётов было получено и у других авиакомпаний. Общее число F 13, летавших под флагом Lufthansa, составило 93 самолёта.
      Первоначально самолёты летали на внутренних и европейских маршрутах. В 1930е их начали менять на более современные авиалайнеры. Последний полёт F 13 на линии состоялся в 1937. Два года спустя последние два экземпляра были проданы.
    Junkers F 13 bi сер. J0743
    D-433 "Baumläufer"
    авиакомпании Deutsche Luft Hansa
    крупное изображение


       Австрия

      ÖLAG. Первые два F 13 (A-2 Stieglitz, сер.J0534 и A-3 Taube, сер.J0575) авиакомпания получила 14 мая 1923. Всего же ÖLAG имела 22 самолёта этого типа (с учётом взятых в аренду у других компаний). Регулярные полёты начались 16 июля 1923 по маршруту Вена - Будапешт. С 22 августа 1924 начали летать в Цюрих, с промежуточной посадкой в Мюнхене. В апреле 1925 "Юнкерсы" вышли на трассу Вена - Краков. В мае того же года открылась линия Вена - Грац - Клагенфурт, позже её продлили до Венеции. Кстати, маршруты национальной австрийской авиакомпании были частью европейской сети, организованной под руководством Гуго Юнкерса. Австрийские самолёты летали как в колёсных версиях, так и с поплавками.
    Junkers F 13 сер. J0575
    бортовой номер A-3 Taube
    авиакомпании ÖLAG
    крупное изображение


       Дания

       Dansk Lufttransport. Авиакомпания была основана в 1925 как дочернее предприятие юнкерсовской компании Junkers Luftverkehrs. Она получила два самолёта F 13 - T-DBOT (заводской J0694) и T-DKOV (J0695). Совместно со шведской A.B. Aerotransport она осуществляла рейсы по маршруту Мальмё - Копенгаген - Берлин. Компания просуществовала всего один год.

       подробнее о применении Junkers F 13 в гражданской авиации Дании см. книгу Rob J M Mulder "Junkers for Scandinavia - A Piece Of Nordic Aviation History"

    Junkers F 13 сер. J0694
    бортовой номер T-DBOT
    Dansk Lufttransport
    крупное изображение

       Данциг

       По результатам Первой Мировой войны Данциг был выведен из состава Германии и превращён в в вольный город-государство. Он имел собственную авиакомпанию - Danziger Luftpost. Также как Lloyd Ostflug, она была основана ветераном Первой Мировой - Эрхардом Мильхом, в феврале 1921. Вскоре начались поставки самолётов. Общее число F 13 составило 13 машин. В сотрудничестве с Lloyd Ostflug авиакомпания обслуживала трассы Данциг - Берлин и Данциг - Кёнигсберг. Это позволило сократить время в пути между Кёнигсбергом и столицей Германии с четырнадцати часов (на поезде) до четырёх (на самолёте). За что авиакомпания брала с каждого пассажира по 975 рейхсмарок. В мае 1922 Danziger Luftpost продлила линию от Кёнигсберга до Таллина (с посадками в Клайпеде и Риге). Перевозки осуществлялись от имени Lloyd Ostflug.

    Junkers F 13 сер. J0611
    бортовой номер Dz.40
    Danziger Luftpost
    крупное изображение

       Россия/СССР

      Авиакультура. Эта недолго существовавшая компания была первым в России оператором F 13. Летом 1922 она взяла в аренду у Junkers Luftverkehr три самолёта (носили немецкую регистрацию D-194, D-202, D-205). С их помощью была организована воздушная связь между Москвой и Нижним Новгородом, где проводилась Всероссийская ярмарка. 29 июля 1922 состоялся пробный рейс с 5 пассажирами. Регулярные рейсы выполнялись с 1 августа по 25 сентября. Всего состоялось 57 полётов, было перевезено 209 пассажиров и свыше двух тонн грузов и почты. Авиакомпания работала пунктуально, было всего два опоздания рейсов - на 7 и 12 минут. Плюс один рейс не состоялся по метеоусловиям. Тем не менее, продолжения не последовало. С закрытием ярмарки линия прекратила существование.
      Добролёт. Всероссийская акционерная авиакомпания первоначально не имела самолётов. Среди населения был организован сбор средств для закупки авиалайнеров. К середине лета 1923 было собрано около полумиллиона золотых рублей, что позволило купить несколько F 13. 15 июля поступили первые четыре самолёта, получившие названия "Промбанк", "Червонец", "ВСНХ" и "ОДВФ". Затем появились ещё девять авиалайнеров. Всего же, по разным данным, авиакомпания использовала от 24 до 36 машин этого типа. Junkers F 13 был основным авиалайнером компании до начала 1930х.
      Первой работой добролётовских "Юнкерсов" было обслуживание Нижегорордской ярмарки. Регулярные полёты на линии Москва - Нижний Новгород начались 16 июля 1923. Спрос был высок - билеты раскупались на две недели вперёд. Самолёты летали до закрытия ярмарки в сентябре. За это время было выполнено почти 100 рейсов, перевезено 229 пассажиров и 1,9 т почты. В следующем году полёты в Нижний Новгород возобновилась. Более того, 30 июня линию продлили до Казани, затем до Свердловска.
      В том же году появилось Среднеазиатское отделение Добролёта. Оно получило пять новых машин. 27 апреля 1924 состоялся первый полёт F 13 по трассе Ташкент - Алма-Ата. Затем открылось движение по маршрутам Ташкент - Бухара, Бухара - Хива, Бухара - Дюшамбе. В сентябре 1930 Средняя Азия была связана с центром - открылась линия Москва - Ташкент. Здесь в одном из полётов произошёл курьёзный случай, наглядно продемонстрировавший надёжность F 13. В тот день из Джусалы в Ташкент вылетело два "Юнкерса". Первым из них - R-RDAF, управлял пилот Пауль, вторым - Шварц. Шварц любил полихачить в воздухе. Он догнал машину Пауля и начал имитировать атаку. В результате он пропорол винтом потолок пассажирской кабины и повредил фюзеляж колёсами. Несмотря на повреждения, машина сохранила устойчивость. Пауль решил продолжить полёт до пункта назначения, где благополучно приземлился.
      Особую роль самолёт сыграл в освоении воздушных линий в Сибири и на Дальнем Востоке. 22 июля 1926 R-RDAA "Моссовет" открыл первую международную линию Добролёта из Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) в столицу Монголии (тогда называлась Урга). Промежуточные посадки машина делала в Усть-Кяхте и Алтан-Булаке. За первый год на линии было перевезено 27 пассажиров, 582 кг почты и 302 кг грузов. В 1927 на линию вышли ещё три авиалайнера - "Мосторг", "Правда" и "Госплан". Благодаря чему показатели второго года оказались существенно выше - 469 пассажиров, 1148 кг почты, 1113 кг грузов. С 21 по 27 августа 1928 "Моссовет" совершил перелёт из Иркутска в Якутск, доставив в столицу Якутии почту. В июне 1930 открылась линия Новосибирск - Кузбасс.
      В 1930 самолёт Добролёта проложил первую авиатрассу на Дальнем Востоке - из Хабаровска в Оху. Линия протяжённостью 1170 км обслуживала нефтяные прииски Северного Сахалина. Самолёт был доставлен в Хабаровск по железной дороге в разобранном виде. 9 января 1930 М.В.Водопьянов совершил первый полёт. "Юнкерс" летел вдоль Амура. По пути было несколько промежуточных посадок, в т.ч. в Мариинском и Николаевске-на-Амуре. Из-за суровых погодных условий рейс в Оху продолжался пять суток. Но это было существенным прорывом - традиционным средствам передвижения потребовался бы месяц.
      Кроме службы на линиях "Юнкерсы" широко использовались для работ специального назначения. В Средней Азии F 13, по соглашению с Наркомвоенмором, использовались в военных целях. Военные либо заключали с авиакомпанией контракт на какой-то спецрейс, либо брали самолёт, вместе с экипажем, в аренду на определённый срок. Эти машины применялись для перевозки личного состава, военных грузов, медикаментов и т.п. Использовались и в боях против басмачей. Причём в боевых операциях участвовали не только советские пилоты, но и немецкие. В мае 1929 была проведена первая авиахимическая экспедиция по борьбе с лесными вредителями. F 13 проводил обработку кедрового леса на берегах Байкала. В том же месяце была организована доставка живой рыбы (87 тыс. мальков) из Каспийского моря в Аральское.
    Junkers F 13 сер. J0649
    R-RDAA "Моссовет"
    авиакомпании Добролёт
    крупное изображение


      Deruluft. Советско-немецкая компании Deruluft использовала три самолёта Junkers F 13 на трассе Берлин - Каунас - Рига - Таллин - Ленинград. Работа на линии началась 6 июня 1928 года. Время в пути составляло 12 - 14 часов.
      Юнкерс. В 1922 был заключён договор между СНК РСФСР и фирмой Junkers Flugzeugwerke на концессионное производство самолётов в Филях. Одновременно Юнкерс выторговал право на создание в России собственной авиакомпании. Компания, получившая имя Junkers Luftverkehr Russland (в немецкой транскрипции), должна была обслуживать воздушную трассу Швеция - Россия - Персия. Первым шагом стала организация линии Москва - Орёл - Харьков - Ростов-на-Дону - Новороссийск - Батум - Тифлис. 31 мая 1923 состоялся первый почтовый рейс. На следующий день начались перевозки пассажиров. Сначала работали две машины, затем число увеличилось до девяти. Самолёты должны были летать два раза в неделю. Из-за проблем, связанным с наземным обслуживанием, график движения удавалось соблюдать не всегда. Работали на линии в основном немецкие пилоты. Рейс занимал двое суток - в Ростове делалась ночёвка. Регулярные полёты выполнялись недолго - 25 сентября линия была закрыта. В 1924 авиакомпания пыталась возобновить полёты на маршруте, но безуспешно. За период действия сообщения было перевезено 1231 пассажиров и около 3700 кг почты и грузов. Кроме работы на линии, "Юнкерсы" выполняли спецрейсы по заданию Общества друзей воздушного флота - в Поволжье, из Москвы в Ленинград. Для членов Общества также устраивались обзорные полёты над Москвой.
    Junkers F 13 сер. J0590
    R-RECA "Albatros"
    авиакомпании Юнкерс
    крупное изображение

      Junkers F 13 использовали и другие советские авиакомпании. В 1923 азербайджанское предприятие Аздобролёт наладило сообщение по маршруту Баку - Тифлис. В том же году Аздобролёт был поглощён авиакомпанией Закавиа, под флагом которой полёты между закавказскими городами продолжались. Всего Закавиа имела три самолёта. Правда, в августе 1924 они были реквизированы командующим Кразнознамённой кавказской армии. В марте 1925 распоряжением Реввоенсовета они были возвращены назад. В том же году закавказская авиакомпания была поглощена обществом Укрвоздухпуть. Какой либо информации об использовании машины на Украине пока найти не удалось. Однако известно, что до 1928 по крайней мере один самолёт имелся в распоряжении этой авиакомпании.


       Польша

       Aerotarg. Первым польским оператором Junkers F 13 была недолговечная компания Poznanskie Towarzystwo Lotnicze Aerotarg. По соглашению с польским министерством почты и телеграфа на время проведения Познаньской ярмарки 1921 она должна была воздушным путём доставлять почту из Познани в Варшаву, Данциг и Лодзь и обратно. С этой целью в аренду у Danziger Luftpost были взяты шесть самолётов с немецкими экипажами. Первые рейсы в Данциг и Варшаву состоялись 29 мая. В эти города летали ежедневно по 16 июня включительно. В Лодзь же не было ни одного рейса. По окончании япмарки компания пыталась продолжать деятельность, однако контракт не был возобновлён.
       Aerolloyd. Впервые Junkers F 13 с польской регистрацией появился в цветах авиакомпании Polska Linia Lotnicza Aerolloyd. Предприятие возникло в 1922 на основе соглашения между Юнкерсом и польскими нефтяными компаниями FANTO и POLNAFT. Флот Aerolloyd составляли 12 самолётов - P-PALA Adam (J0580), P-PALB Bronek (J0589) ,P-PALC (J0627) Cezar, P-PALD Daniel (J0582),P-PALE Edward (J0640), P-PALF Franek (J0776), P-PALG Gustaw (J0533),P-PALH Henryk (J0775), P-PALK Karol (J0735), P-PALL Ludwik (J0745), P-PALM Mietek(J0754), P-PALN Nasiek (J0683). Несмотря на польскую принадлежность, самолёты базировались в Данциге, большая часть персонала была немецкой, обслуживание самолётов осуществлялось авиакомпанией Danziger Luftpost. Параллельно в школе Юнкерса в Дессау готовились и польские пилоты - обучение происходило в 1922 - 1924. Первый рейс состоялся 5 сентября 1922 из Данцига в Варшаву. Затем линия была продолжена во Львов. В 1923 из Варшавы начали летать в Краков и Познань. 27 апреля 1925 была открыта линия Варшава - Краков - Вена.
    Junkers F 13 сер. J0533
    бортовой P-PALG Gustaw
    авиакомпании Aerolloyd
    крупное изображение

       Aerolot. В мае 1925 польское правительство решило превратить совместное предприятие Aerolloyd в национальную авиакомпанию. Предприятие было переименовано в Polska Linia Lotnicza Aerolot. Немецкий персонал был уволен, самолёты перебазировались в варшавский аэропорт Мокотов. Обслуживать самолёты поляки также начали сами. Кроме аэроллойдовского наследства Aerolot приобрёл ещё три Junkers F 13 - P-PALO Olek (J0731), P-PALP Pawel (J0680), P-PALR Roman (J0732).
       PLL Lot. В конце 1928 в Польше произошла очередная реорганизация воздушного транспорта. В результате слияния Aerolot и другой польской авиакомпании - Aero S. A. Komunikacja Powietrzna, 1 января 1929 был создан национальный монополист - Polskie Linie Lotnicze LOT. От Aerolot новое предприятие унаследовало все Junkers F 13. Здесь они служили до 1936 года. Кроме указанных городов, летали в Катовице и Быдгощ.


       Финляндия

       Aero O/Y. Национальная финская авиакомпания возникла в ноябре 1923. Junkers F 13 стал первым её авиалайнером. Самолёт с бортовым номером K-SALA поступил в марте 1924. 20 марта он вышел на линию Хельсинки - Таллин. Поскольку в Финляндии настоящих аэропортов не было, самолёт эксплуатировался в поплавковом варианте. Для этого в Хельсинки на берегу Финского залива были оборудованы пристань и небольшой терминал. В начале 1925 авиакомпания приобрела второй F 13 - K-SALB. В летние месяцы он использовался для связи со Стокгольмом. Однако постоянная связь со шведской столицей была установлена только в сентябре 1925.
       В 1927 - 1929 флот Aero O/Y пополнился ещё пятью "Юнкерсами" - K-SALD, K-SALE, K-SALF, K-SALG, K-SALI. Они использовались не только для перевозок пассажиров и почты. Так в январе 1926 была проведена операция по снабжению 35 судов, застрявших в тяжёлом паковом льду Финского залива. Терпящим бедствие морякам было доставлено 320 кг продовольствия. В июле 1928 авиалайнер принял участие в спасении полярной экспедиции Умберто Нобиле. Самолёт K-SALG "Turku", который пилотировал Гунар Лир, вывез из района крушения дирижабля "Италия" двух полярников. В 1930 Лир на Junkers F 13 обнаружил в районе Шпицбергена останки шведской экспедиции Соломона Андре, которая в 1897 пыталась достичь Северного полюса на воздушном шаре.


       Швейцария

       Ad Astra Aero. Первые два самолёта (CH-59, сер. J0574 и CH-66, сер. J0581) авиакомпания получила в 1921 году. Это были самолёты, реквизированные Антантой у Германии в счёт военных репараций. 20 октября 1921 первый из них был угнан в Венгрию. На нём в Будапешт бежал бывший австрийский император Карл IV. Второй в 1922 вернулся на завод изготовитель. В те времена авиакомпания имела серьёзные финансовые проблемы. Гуго Юнкерс пришёл на помощь, купив 50% акций Ad Astra Aero. В июне 1922, в обмен на акции авиакомпании, Юнкерс поставил четыре самолёта (CH-91 Drossel, сер. J0583; CH-92 Specht, сер. J0587; CH-93 Dohle, сер. J0593 и CH-94 Star, сер. J0617), которые использовались на линии Женева - Цюрих - Нюрнберг. В апреле 1924 начались полёты по маршруту Цюрих - Штутгарт - Франкфурт, с мая - Цюрих - Мюнхен - Вена. Эти линии стали частью европейской сети, созданной Юнкерсом.
      "Юнкерсам" Ad Astra Aero принадлежит несколько рекордных достижений. Так 27 мая 1926 состоялся перелёт через Альпы пилота В. Миттельхольцера с пятью пассажирами на высоте 5000 метров. В феврале 1928 тот же пилот совершил круговой перелёт через Южную Европу и Северную Африку протяжённостью 6370 км за 47 час. 20 мин.


     
    последняя редакция 01.12.2011
    На титульную страницу
    Hosted by uCoz