Junkers F 13
эксплуатация в авиакомпаниях мира
Германия.
Lloyd Ostflug/Lloyd-Junkers Luftverkehr.
Первой авиакомпанией, использовавшей F 13 на коммерческих пассажирских
линиях, была Lloyd Ostflug. Основал данное предприятие
бывший офицер кайзеровского ВМФ Готтард Заксенберг. Персонал состоял
из пилотов, летавших в годы Первой Мировой войны в эскадрилье
Заксенберга. Первоначально Lloyd Ostflug не имела собственных
самолётов. В связи с чем государственное ведомство по регулированию
воздушного транспорта - Reichsluftamt, отказалось регистрировать
авиакомпанию. Заксенберг начал переговоры с Гуго Юнкерсом о приобретении
F 13. Юнкерс согласился при условии, что он получит значительный
пакет акций авиакомпании.
Первый самолёт (заводской номер J0545) был поставлен
5 января 1921. Затем последовали ещё 19 машин. Правда, часть из
этих самолётов позже была конфискована. 15 марта 1921 начала работать
пассажирская линия Берлин - Шнейдмюль - Данциг - Кёнигсберг. Цены
на билеты были установлены почти что на уровне себестоимости полётов.
В августе линию продлили до Риги, стоимость билета составляла
1965 марок.
5 мая 1922 произошло слияние Lloyd Ostflug
с авиакомпанией Danziger Luftpost из Данцига (ныне Гданьск).
Новое предприятие получило название Lloyd-Junkers Luftverkehr.
"Юнкерсы" продолжали летать на линии Берлин - Рига,
появился маршрут Гамбург - Штеттин.
Junkers Luftverkehrs. В декабре 1921
на фирме Юнкерса был создан отдел воздушного транспорта, руководителем
которого стал Г. Заксенберг, бывший руководитель Lloyd Ostflug.
Это подразделение ещё не было авиакомпанией. Оно лишь курировало
деятельность авиалиний, созданных при непосредственном участии
Юнкерса и эксплуатировавших машины производства Junkers Flugzeugbau.
Отдел также занимался планированием и организацией новых авиамаршрутов.
К середине 1924 это уже существовала разветвлённая сеть линий
в Германии и в Европе - от Скандинавии и Прибалтики до Венгрии
и Швейцарии. 13 августа 1924 отдел был преобразован в авиакомпанию
Junkers Luftverkehrs. В общей сложности авиакомпания имела
45 Junkers F 13. Они летали на внутригерманских маршрутах. А на
международных линиях использовались самолёты других компаний,
которые Заксенберг объединил в консорциум Europa Union.
Deutsche Luft Hansa (c 1933 - Deutsche Lufthansa).
Национальная авиакомпания, созданная путём слияния Junkers
Luftverkehrs и Aero Lloyd, получила в наследство внушительный
флот - 162 самолета девятнадцати различных моделей. Большинство
из них были Junkers F 13 - 27 экземпляров. Позже фирме Junkers
был заказан ещё ряд машин. Немало самолётов было получено и у
других авиакомпаний. Общее число F 13, летавших под флагом Lufthansa,
составило 93 самолёта.
Первоначально самолёты летали на внутренних
и европейских маршрутах. В 1930е их начали менять на более современные
авиалайнеры. Последний полёт F 13 на линии состоялся в 1937. Два
года спустя последние два экземпляра были проданы.
Junkers F 13 bi сер. J0743
D-433 "Baumläufer"
авиакомпании Deutsche Luft Hansa
крупное изображение
|
|
|
Австрия
ÖLAG. Первые два F 13 (A-2
Stieglitz, сер.J0534 и A-3 Taube, сер.J0575) авиакомпания получила
14 мая 1923. Всего же ÖLAG имела 22 самолёта этого
типа (с учётом взятых в аренду у других компаний). Регулярные
полёты начались 16 июля 1923 по маршруту Вена - Будапешт. С 22
августа 1924 начали летать в Цюрих, с промежуточной посадкой в
Мюнхене. В апреле 1925 "Юнкерсы" вышли на трассу Вена
- Краков. В мае того же года открылась линия Вена - Грац - Клагенфурт,
позже её продлили до Венеции. Кстати, маршруты национальной австрийской
авиакомпании были частью европейской сети, организованной под
руководством Гуго Юнкерса. Австрийские самолёты летали как в колёсных
версиях, так и с поплавками.
|
Дания
Dansk Lufttransport. Авиакомпания
была основана в 1925 как дочернее предприятие юнкерсовской
компании Junkers Luftverkehrs. Она получила два самолёта
F 13 - T-DBOT (заводской J0694) и T-DKOV (J0695). Совместно со
шведской A.B. Aerotransport она осуществляла рейсы по маршруту
Мальмё - Копенгаген - Берлин. Компания просуществовала всего один
год.
подробнее о применении Junkers F 13 в гражданской
авиации Дании см. книгу Rob
J M Mulder "Junkers for Scandinavia - A Piece Of Nordic Aviation
History"
|
Данциг
По результатам Первой Мировой
войны Данциг был выведен из состава Германии и превращён в в вольный
город-государство. Он имел собственную авиакомпанию - Danziger
Luftpost. Также как Lloyd Ostflug, она была основана
ветераном Первой Мировой - Эрхардом Мильхом, в феврале 1921. Вскоре
начались поставки самолётов. Общее число F 13 составило 13 машин.
В сотрудничестве с Lloyd Ostflug авиакомпания обслуживала
трассы Данциг - Берлин и Данциг - Кёнигсберг. Это позволило сократить
время в пути между Кёнигсбергом и столицей Германии с четырнадцати
часов (на поезде) до четырёх (на самолёте). За что авиакомпания
брала с каждого пассажира по 975 рейхсмарок. В мае 1922 Danziger
Luftpost продлила линию от Кёнигсберга до Таллина (с посадками
в Клайпеде и Риге). Перевозки осуществлялись от имени Lloyd
Ostflug.
|
Россия/СССР
Авиакультура. Эта недолго существовавшая
компания была первым в России оператором F 13. Летом 1922 она
взяла в аренду у Junkers Luftverkehr три самолёта (носили
немецкую регистрацию D-194, D-202, D-205). С их помощью была организована
воздушная связь между Москвой и Нижним Новгородом, где проводилась
Всероссийская ярмарка. 29 июля 1922 состоялся пробный рейс с 5
пассажирами. Регулярные рейсы выполнялись с 1 августа по 25 сентября.
Всего состоялось 57 полётов, было перевезено 209 пассажиров и
свыше двух тонн грузов и почты. Авиакомпания работала пунктуально,
было всего два опоздания рейсов - на 7 и 12 минут. Плюс один рейс
не состоялся по метеоусловиям. Тем не менее, продолжения не последовало.
С закрытием ярмарки линия прекратила существование.
Добролёт. Всероссийская акционерная
авиакомпания первоначально не имела самолётов. Среди населения
был организован сбор средств для закупки авиалайнеров. К середине
лета 1923 было собрано около полумиллиона золотых рублей, что
позволило купить несколько F 13. 15 июля поступили первые четыре
самолёта, получившие названия "Промбанк", "Червонец",
"ВСНХ" и "ОДВФ". Затем появились ещё девять
авиалайнеров. Всего же, по разным данным, авиакомпания использовала
от 24 до 36 машин этого типа. Junkers F 13 был основным авиалайнером
компании до начала 1930х.
Первой работой добролётовских "Юнкерсов"
было обслуживание Нижегорордской ярмарки. Регулярные полёты на
линии Москва - Нижний Новгород начались 16 июля 1923. Спрос был
высок - билеты раскупались на две недели вперёд. Самолёты летали
до закрытия ярмарки в сентябре. За это время было выполнено почти
100 рейсов, перевезено 229 пассажиров и 1,9 т почты. В следующем
году полёты в Нижний Новгород возобновилась. Более того, 30 июня
линию продлили до Казани, затем до Свердловска.
В том же году появилось Среднеазиатское отделение
Добролёта. Оно получило пять новых машин. 27 апреля 1924 состоялся
первый полёт F 13 по трассе Ташкент - Алма-Ата. Затем открылось
движение по маршрутам Ташкент - Бухара, Бухара - Хива, Бухара
- Дюшамбе. В сентябре 1930 Средняя Азия была связана с центром
- открылась линия Москва - Ташкент. Здесь в одном из полётов произошёл
курьёзный случай, наглядно продемонстрировавший надёжность F 13.
В тот день из Джусалы в Ташкент вылетело два "Юнкерса".
Первым из них - R-RDAF, управлял пилот Пауль, вторым - Шварц.
Шварц любил полихачить в воздухе. Он догнал машину Пауля и начал
имитировать атаку. В результате он пропорол винтом потолок пассажирской
кабины и повредил фюзеляж колёсами. Несмотря на повреждения, машина
сохранила устойчивость. Пауль решил продолжить полёт до пункта
назначения, где благополучно приземлился.
Особую роль самолёт сыграл в освоении воздушных
линий в Сибири и на Дальнем Востоке. 22 июля 1926 R-RDAA "Моссовет"
открыл первую международную линию Добролёта из Верхнеудинска
(ныне Улан-Удэ) в столицу Монголии (тогда называлась Урга). Промежуточные
посадки машина делала в Усть-Кяхте и Алтан-Булаке. За первый год
на линии было перевезено 27 пассажиров, 582 кг почты и 302 кг
грузов. В 1927 на линию вышли ещё три авиалайнера - "Мосторг",
"Правда" и "Госплан". Благодаря чему показатели
второго года оказались существенно выше - 469 пассажиров, 1148
кг почты, 1113 кг грузов. С 21 по 27 августа 1928 "Моссовет"
совершил перелёт из Иркутска в Якутск, доставив в столицу Якутии
почту. В июне 1930 открылась линия Новосибирск - Кузбасс.
В 1930 самолёт Добролёта проложил
первую авиатрассу на Дальнем Востоке - из Хабаровска в Оху. Линия
протяжённостью 1170 км обслуживала нефтяные прииски Северного
Сахалина. Самолёт был доставлен в Хабаровск по железной дороге
в разобранном виде. 9 января 1930 М.В.Водопьянов совершил первый
полёт. "Юнкерс" летел вдоль Амура. По пути было несколько
промежуточных посадок, в т.ч. в Мариинском и Николаевске-на-Амуре.
Из-за суровых погодных условий рейс в Оху продолжался пять суток.
Но это было существенным прорывом - традиционным средствам передвижения
потребовался бы месяц.
Кроме службы на линиях "Юнкерсы"
широко использовались для работ специального назначения. В Средней
Азии F 13, по соглашению с Наркомвоенмором, использовались в военных
целях. Военные либо заключали с авиакомпанией контракт на какой-то
спецрейс, либо брали самолёт, вместе с экипажем, в аренду на определённый
срок. Эти машины применялись для перевозки личного состава, военных
грузов, медикаментов и т.п. Использовались и в боях против басмачей.
Причём в боевых операциях участвовали не только советские пилоты,
но и немецкие. В мае 1929 была проведена первая авиахимическая
экспедиция по борьбе с лесными вредителями. F 13 проводил обработку
кедрового леса на берегах Байкала. В том же месяце была организована
доставка живой рыбы (87 тыс. мальков) из Каспийского моря в Аральское.
Deruluft. Советско-немецкая компании Deruluft
использовала три самолёта Junkers F 13 на трассе Берлин - Каунас
- Рига - Таллин - Ленинград. Работа на линии началась 6 июня 1928
года. Время в пути составляло 12 - 14 часов.
Юнкерс. В 1922 был заключён договор между
СНК РСФСР и фирмой Junkers Flugzeugwerke на концессионное производство
самолётов в Филях. Одновременно Юнкерс выторговал право на создание
в России собственной авиакомпании. Компания, получившая имя Junkers
Luftverkehr Russland (в немецкой транскрипции), должна была
обслуживать воздушную трассу Швеция - Россия - Персия. Первым
шагом стала организация линии Москва - Орёл - Харьков - Ростов-на-Дону
- Новороссийск - Батум - Тифлис. 31 мая 1923 состоялся первый
почтовый рейс. На следующий день начались перевозки пассажиров.
Сначала работали две машины, затем число увеличилось до девяти.
Самолёты должны были летать два раза в неделю. Из-за проблем,
связанным с наземным обслуживанием, график движения удавалось
соблюдать не всегда. Работали на линии в основном немецкие пилоты.
Рейс занимал двое суток - в Ростове делалась ночёвка. Регулярные
полёты выполнялись недолго - 25 сентября линия была закрыта. В
1924 авиакомпания пыталась возобновить полёты на маршруте, но
безуспешно. За период действия сообщения было перевезено 1231
пассажиров и около 3700 кг почты и грузов. Кроме работы на линии,
"Юнкерсы" выполняли спецрейсы по заданию Общества
друзей воздушного флота - в Поволжье, из Москвы в Ленинград.
Для членов Общества также устраивались обзорные полёты
над Москвой.
Junkers F 13 использовали и другие
советские авиакомпании. В 1923 азербайджанское предприятие Аздобролёт
наладило сообщение по маршруту Баку - Тифлис. В том же году Аздобролёт
был поглощён авиакомпанией Закавиа, под флагом которой
полёты между закавказскими городами продолжались. Всего Закавиа
имела три самолёта. Правда, в августе 1924 они были реквизированы
командующим Кразнознамённой кавказской армии. В марте 1925 распоряжением
Реввоенсовета они были возвращены назад. В том же году закавказская
авиакомпания была поглощена обществом Укрвоздухпуть. Какой
либо информации об использовании машины на Украине пока найти
не удалось. Однако известно, что до 1928 по крайней мере один
самолёт имелся в распоряжении этой авиакомпании.
|
Польша
Aerotarg. Первым польским
оператором Junkers F 13 была недолговечная компания Poznanskie
Towarzystwo Lotnicze Aerotarg. По соглашению с польским министерством
почты и телеграфа на время проведения Познаньской ярмарки 1921
она должна была воздушным путём доставлять почту из Познани в
Варшаву, Данциг и Лодзь и обратно. С этой целью в аренду у Danziger
Luftpost были взяты шесть самолётов с немецкими экипажами.
Первые рейсы в Данциг и Варшаву состоялись 29 мая. В эти города
летали ежедневно по 16 июня включительно. В Лодзь же не было ни
одного рейса. По окончании япмарки компания пыталась продолжать
деятельность, однако контракт не был возобновлён.
Aerolloyd. Впервые Junkers F 13 с польской
регистрацией появился в цветах авиакомпании Polska Linia Lotnicza
Aerolloyd. Предприятие возникло в 1922 на основе соглашения
между Юнкерсом и польскими нефтяными компаниями FANTO и
POLNAFT. Флот Aerolloyd составляли 12 самолётов
- P-PALA Adam (J0580), P-PALB Bronek (J0589) ,P-PALC (J0627) Cezar,
P-PALD Daniel (J0582),P-PALE Edward (J0640), P-PALF Franek (J0776),
P-PALG Gustaw (J0533),P-PALH Henryk (J0775), P-PALK Karol (J0735),
P-PALL Ludwik (J0745), P-PALM Mietek(J0754), P-PALN Nasiek (J0683).
Несмотря на польскую принадлежность, самолёты базировались в Данциге,
большая часть персонала была немецкой, обслуживание самолётов
осуществлялось авиакомпанией Danziger Luftpost. Параллельно
в школе Юнкерса в Дессау готовились и польские пилоты - обучение
происходило в 1922 - 1924. Первый рейс состоялся 5 сентября 1922
из Данцига в Варшаву. Затем линия была продолжена во Львов. В
1923 из Варшавы начали летать в Краков и Познань. 27 апреля 1925
была открыта линия Варшава - Краков - Вена.
Aerolot. В мае 1925 польское
правительство решило превратить совместное предприятие Aerolloyd
в национальную авиакомпанию. Предприятие было переименовано в
Polska Linia Lotnicza Aerolot. Немецкий персонал был уволен,
самолёты перебазировались в варшавский аэропорт Мокотов. Обслуживать
самолёты поляки также начали сами. Кроме аэроллойдовского наследства
Aerolot приобрёл ещё три Junkers F 13 - P-PALO Olek (J0731),
P-PALP Pawel (J0680), P-PALR Roman (J0732).
PLL Lot. В конце 1928 в Польше произошла очередная
реорганизация воздушного транспорта. В результате слияния Aerolot
и другой польской авиакомпании - Aero S. A. Komunikacja Powietrzna,
1 января 1929 был создан национальный монополист - Polskie
Linie Lotnicze LOT. От Aerolot новое предприятие унаследовало
все Junkers F 13. Здесь они служили до 1936 года. Кроме указанных
городов, летали в Катовице и Быдгощ.
|
Финляндия
Aero O/Y. Национальная финская
авиакомпания возникла в ноябре 1923. Junkers F 13 стал первым
её авиалайнером. Самолёт с бортовым номером K-SALA поступил в
марте 1924. 20 марта он вышел на линию Хельсинки - Таллин. Поскольку
в Финляндии настоящих аэропортов не было, самолёт эксплуатировался
в поплавковом варианте. Для этого в Хельсинки на берегу Финского
залива были оборудованы пристань и небольшой терминал. В начале
1925 авиакомпания приобрела второй F 13 - K-SALB. В летние месяцы
он использовался для связи со Стокгольмом. Однако постоянная связь
со шведской столицей была установлена только в сентябре 1925.
В 1927 - 1929 флот Aero O/Y пополнился ещё пятью
"Юнкерсами" - K-SALD, K-SALE, K-SALF, K-SALG, K-SALI.
Они использовались не только для перевозок пассажиров и почты.
Так в январе 1926 была проведена операция по снабжению 35 судов,
застрявших в тяжёлом паковом льду Финского залива. Терпящим бедствие
морякам было доставлено 320 кг продовольствия. В июле 1928 авиалайнер
принял участие в спасении полярной экспедиции Умберто Нобиле.
Самолёт K-SALG "Turku", который пилотировал Гунар Лир,
вывез из района крушения дирижабля "Италия" двух полярников.
В 1930 Лир на Junkers F 13 обнаружил в районе Шпицбергена останки
шведской экспедиции Соломона Андре, которая в 1897 пыталась достичь
Северного полюса на воздушном шаре.
|
Швейцария
Ad Astra Aero. Первые два
самолёта (CH-59, сер. J0574 и CH-66, сер. J0581) авиакомпания
получила в 1921 году. Это были самолёты, реквизированные Антантой
у Германии в счёт военных репараций. 20 октября 1921 первый из
них был угнан в Венгрию. На нём в Будапешт бежал бывший австрийский
император Карл IV. Второй в 1922 вернулся на завод изготовитель.
В те времена авиакомпания имела серьёзные финансовые проблемы.
Гуго Юнкерс пришёл на помощь, купив 50% акций Ad Astra Aero.
В июне 1922, в обмен на акции авиакомпании, Юнкерс поставил четыре
самолёта (CH-91 Drossel, сер. J0583; CH-92 Specht, сер. J0587;
CH-93 Dohle, сер. J0593 и CH-94 Star, сер. J0617), которые использовались
на линии Женева - Цюрих - Нюрнберг. В апреле 1924 начались полёты
по маршруту Цюрих - Штутгарт - Франкфурт, с мая - Цюрих - Мюнхен
- Вена. Эти линии стали частью европейской сети, созданной Юнкерсом.
"Юнкерсам" Ad Astra Aero принадлежит несколько
рекордных достижений. Так 27 мая 1926 состоялся перелёт через
Альпы пилота В. Миттельхольцера с пятью пассажирами на высоте
5000 метров. В феврале 1928 тот же пилот совершил круговой перелёт
через Южную Европу и Северную Африку протяжённостью 6370 км за
47 час. 20 мин.
|
|
|
последняя редакция
01.12.2011
|
|