De
Havilland D.H.16
De Havilland Aircraft(Airco) Co. Ltd. (Великобритания)
Первый британский авиалайнер
Первый полёт - март 1919
Эксплуатация
Начало - 1919
Конец - середина 1920-х
|
Авиакомпании: |
|
|
Великобритания
|
- Aircraft Transport & Travel Ltd. (1919 - 1920)
- Instone Airline
|
|
Нидерланды
|
- KLM |
|
Аргентина
|
- Sociedad Rio Platense de Aviacion |
С окончанием Первой Mировой войны перед
фирмой Airco возникла та же проблема, что и перед другими самолётостроителями.
Огромная производственная база, созданная в Британии во время войны,
была уже не нужна. Армия думала не столько о покупке новой техники,
сколько о сбыте имевшейся. Например предстояло избавиться от большого
количества многоцелевых боевых самолётов D.H.4 и D.H.9 производства
Airco. Приспособление этих машин для гражданских целей стало необходимым
условием выживания фирмы (сменившей в 1919 название на De Havilland
Aircraft Co. Ltd.). Работа для D.H.4 нашлась вскоре по окончании
войны. На них британское правительство организовало челночную линию
Лондон - Париж. Самолёты перевозили высших чиновников на Парижскую
мирную конференцию. (Очевидно D.H.4 выбрали за высокую по сравнению
с другими машинами скорость). Полёты осуществляли армейские пилоты
из подразделения No.2 Communications Squadron for VIP. Министры
и другие чиновники сидели в открытой кабине на месте лётчиков-наблюдателей.
Однако вскоре министры пожелали большего комфорта и захотели возить
с собой и секретарей. Джеффри де Хэвиленд получил заказ на доработку
нескольких самолётов. Пилотскую кабину перенесли вперёд, а на месте
задней поставили сиденья - лицом к лицу, для двух пассажиров. Для
защиты от непогоды пассажирскую кабину сделали закрытой, с двумя
окнами по бортам. Получился новый самолёт под названием D.H.4A.
Машиной заинтересовалось несколько британских авиакомпаний и бельгийская
SNETA. Для них изготовили 9 самолётов. Однако было ясно, что коммерческие
перевозки выгоднее на самолётах большей вместимости. Поэтому De
Havilland начал разработку авиалайнера D.H.16 на 4 пассажира. По
схеме он напоминал D.H.4A. Но создавали его на базе D.H.9A, заднюю
часть фюзеляжа которого сделали более широкой. Первый полёт состоялся
в марте 1919.
|
Вскоре самолёт поступил в авиакомпанию
Aircraft Transport & Travel Ltd. 25 августа 1919 с его
помощью началась коммерческая эксплуатация трассы Лондон - Париж,
уже освоенной D.H.4A. С мая 1920 часть самолётов арендовала голландская
KLM, используя их на маршруте Амстердам - Лондон. После банкротства
AT&T в конце 1920 эти самолёты, по некоторым данным,
перешли голландцам в собственность. Попали они и в другую британскую
компанию - Instone Airline.
Скорость D.H.16 была заметно выше, чем у других авиалайнеров.
Однако себестоимость перевозок оказалась слишком высокой. Из-за
этого спрос был невелик - продали всего 9 экземпляров. Их эксплуатация
в Европе закончилась в 1922. Лишь единственный проданный в Южную
Америку экземпляр летал ещё несколько лет. Тем не менее D.H.16 стал
важной ступенью по созданию более совершенных авиалайнеров De Havilland.
|
Конструкция
Одномоторный цельнодеревянный биплан классической схемы
Фюзеляж - ферменный прямоугольного сечения, обшивка большей
частью фанерная. Впереди моторный отсек, затем баки с топливом и
маслом. В средней части открытая кабина пилота. За ней закрытая
пассажирская кабина с 4 сиденьями, по два в ряду. Сиденья расположены
лицом к лицу. По бортам кабины 4 застеклённых окна. На правом борту
лестница для доступа в пассажирскую кабину.
Крыло - бипланная коробка, верхнее крыло имеет вынос вперед.
Крылья прямоугольные с закруглёнными законцовками, двухлонжеронные,
обтянутые полотном. Под законцовками нижнего крыла дуги, предохраняющие
крыло от повреждения. На каждой плоскости элероны.
Двигатель - на разных экземплярах стояли следующие двигатели
-
- Napier Lion - 445 л.с./330 кВт
- Rolls-Royce Eagle VIII -347 л.с./257 кВт,
винт двухлопастный деревянный
Оперение - классическое - один киль с рулём направления и
стабилизатор с рулём высоты. Каркас деревянный, обтянутый полотном.
Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки V-образные,
по одному колесу на каждой стойке, колёса связаны между собой осью.
|
|
|
Размах крыльев
|
12,81 м
|
|
|
Площадь крыльев
|
45,56 кв. м
|
|
Длина
|
9,68 м
|
|
Высота
|
3,45 м
|
|
Взлетный вес
|
2156 кг.
|
|
Вес пустого
|
1432 кг.
|
|
Скорость макс.
|
218 км/час
|
|
Скорость крейс.
|
160 км/час
|
|
Потолок
|
6400 м
|
|
Дальность полёта
|
680 км
|
|
Коммерческая нагрузка
|
4 пассажира
|
|
Количество экземпляров
|
9
|
D.H.16 компании Aircraft Transport & Travel
|
последняя редакция
09.05.2004
|
|