Антонов
Ан-148
АНТК им. О.К.
Антонова/ГП Антонов, ГП
КАЗ Авиант (Украина); ВАСО
(Россия)
Региональный авиалайнер украинско-российского производства, созданный
на смену Ту-134
Первый полёт - 17 декабря 2004
Производство
Начало - 2004
Эксплуатация
Начало - 2 июня 2009
|
|
Авиакомпании |
|
|
Украина |
- АэроСвит Украинские Авиалинии (2009-2011) - 2
- МАУ - Международные Авиалинии Украины (с 2011) - 3 |
|
Россия |
- ОАО Авиакомпания Ангара - (с 2012) - 3
- ЗАО авиакомпания Полёт (с 2011) - 2
- ОАО авиакомпания Россия (с 2009) - 6 |
Кроме того, имеются заказы авиакомпаний Владивосток Авиа и Cubana, управления делами Президента РФ, президента Боливии, ВВС Мьянмы и др. |
Общие данные. Ан-148 — двухдвигательный реактивный региональный самолет, предназначен
для пассажирских, грузо-пассажирских и грузовых перевозок на региональных
и магистральных линиях. Максимальная
дальность полета - пять тысяч километров, крейсерская скорость -
820-870 километров в час.
Он призван заменить семейство самолетов
Ан-24, Ту-134, Як-40 и Як-42. Ан-148 может перевозить 75 человек
на расстояние до 4400 км. Каталожная цена самолета составляет 21
млн долл.
Начало разработки - 2001. Начало постройки
первого опытного образца - март 2002. Первый полёт - 17 декабря
2004 (на первом прототипе с серийным 01-01). 6 декабря 2006 самолёт завершил программу лётных испытаний.
26 февраля 2007 самолёт получил сертификат годности Межгосударственного авиационного комитета и Государственной авиационной администрации Украины.
Однако испытания продолжались и после этого - оценивалась возможность эксплуатации самолёта в разных условиях, в т.ч. с грунтовых аэродромов. В ноябре 2008 года на втором прототипе 01-02 проведена программа испытаний в условиях точной зональной навигации. Доказана возможность эксплуатации на международных воздушных трассах и линиях в навигационных системах B-RNAV и P-RNAV с обеспечением точностных характеристик вплоть до RNP-1. Также был построен третий прототип 01-03. Он не летал - на нём проводилась программа статических испытаний.
Серия. Серийное производство осуществляется серийным заводом ГП Антонов (бывший "Авиант"). В производстве
участвуют 34 украинских предприятия. Двигатели поставляет «Мотор Сич», комплектацию ОАО «Авиаприбор-холдинг»,
ОАО «Теплообменник», Liebherr и др. Выкатка первого серийного образца (сер. 01-09) состоялась 30 декабря 2009. Самолёт также производится по лицензии Воронежским
акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО). Первый самолёт российской сборки выпущен 11 июня 2009 (первый полёт 19 июля того же года). Возможно, серийное производство также будет развёрнуто в Иране.
Самолёт имеет несколько версий. Ан-148-100А - на 68 пассажиров в смешанной компоновке (8 бизнес-класс и 60 экономический) и 75-80 пассажиров, дальность полёта - 2000—3000 км. Модификация Ан-148-100B имеет дальность, увеличенную до 3600 км, Ан-148-100Е способен преодолеть без посадки 5100 км.
В 2009-2010 на базе второго прототипа (сер. 01-02) антоновцы изготовили удлинённый на 1,7 метра вариант, способный поднять 99 пассажиров. Первоначально он назывался Ан-148-200, затем Ан-158. Расчётная полезная нагрузка - 9800 кг, дальность 2500 км.
Первый полёт Ан-158 с номером UR-NTN состоялся 28 апреля 2010, всего он выполнил 79 тестовых полётов (147 часов). Сертификат типа получен 28 февраля 2011. 22 июня 2011 на парижском авиасалоне в Ле-Бурже поступил первый заказ на 10 самолётов от Ильюшин-Финанс.
В свою очередь на базе Ан-158 создаётся грузовой самолёт Ан-178.
Имеется также проект - Ан-168 - VIP версия.
Предполагается устанавливать на самолёт двигатели SaM-146. На украинском ГП "Ивченко-Прогресс" для самолётов линейки Ан-148/ Ан-178 также разрабатывается двигатель АИ-28 с высокой степенью двухконтурности.
В апреле 2010 Россия и Украина договорились о разделе работ между предприятиями двух стран. Основным сборщиком Ан-148 решено сделать ВАСО, а финальным сборщиком Ан-158 будет Антонов. Производство продолжается - на момент последнего обновления данной страницы выпущено 18 экземпляров (вместе с третим прототипом). По оценкам экспертов, потребность
в самолетах типа Ан-148 в России до 2020 года составляет 200-250
штук.
Операторы.
Аэросвит первым начал опытную эксплуатацию Ан-148. Использовался первый лётный экземпляр Ан-148 UR-NTA (сер. 01-01), взятый в "мокрый лизинг" у производителя. 2 июня 2009 состоялся первый коммерческий рейс на линии Харьков–Киев. Согласно расписанию, самолет вылетал из Борисполя в 13:30 и садился в Харькове в 14:50. Обратный вылет в 17:50 с прибытием в Киев в 19:10. 1 июля 2009 появились маршруты Киев-Симферополь и Киев-Одесса.
В феврале 2010 самолёт начал выполнять международные рейсы - из Киева в Варшаву, Москву, Афины, Белград, Будапешт, Вильнюс, Женеву, Ригу, Родос, Салоники, Санкт-Петербург, Софию, Стамбул, Стокгольм, Тбилиси. В реальной эксплуатации расход топлива составлялл 1760 кг/час.
В мае 2010 в авиакомпанию поступил первый серийный самолёт UR-NTC (01-09/40-01). С 25 мая
он совершал рейсы по маршруту Борисполь - Внуково, летал из Киева в Донецк и Львов.
К началу августа 2011 самолёты выполняли рейсы на 30 внутренних и международных маршрутах, перевезено более 140 000 пассажиров. Осенью того же года машины перешли на дальнейшую службу в Международные Авиалинии Украины.
Россия. Заказ был сделан ещё авиакомпанией Пулково до её слияния с Россией. Первый Ан-148-100В с бортовым номером RA-61701 (сер. 40-03/02-01) поступил в авиакомпанию 1 октября 2009. В следующие полгода поступили ещё три экземпляра - RA-61702 (40-04/02-02), RA-61703 (40-05/02-03), RA-61704 (40-06/02-04). Они выполнены в компоновке на 68 мест - 8 бизнес-класса и 60 экономического.
Первый коммерческий рейс RA-61701 совершил 21 декабря 2009 из Пулково в Шереметьево. Номер рейса FV135 (ПЛ135). С 2010 самолёт летает из Санкт-Петербурга в Ростов-на-Дону, Самару, Архангельск, Волгоград, Геленджик. Первое полугодие показало, что Ан-148 вполне подходит для работы на региональных линиях. Средняя загрузка самолётов составляла около 80%. В то же время оператор не добился желаемой экономической эффективности. Возникли нарекания и по надёжности авиалайнера. За этот срок случилось 238 отказов и неисправностей различных систем, впрочем, не представляющих угрозы безопасности пассажиров.
В августе 2010 RA-61701 был отправлен на завод-изготовитель - официально для гарантийного обслуживания. Фактически же для доработок по замечаниям эксплуатанта. Планируется также поступить и с бортами RA-61702, RA-61703 и RA-61704. Все последующие из заказанных машин выпускаются уже доработанными. Первая из них - RA-61705
(40-07/02-05), поступила 23 августа, вторая - RA-61706
(40-09/02-07), 30 ноября 2010. Авиакомпания рассматривает возможность приобретения ещё девяти Ан-148.
За первый год эксплуатации на Ан-148 перевезено более 90 тысяч пассажиров, выполнено 1875 рейсов в 26 пунктов назначения. В осенне-зимнем расписании 2010 - 2011 уже были отмечены рейсы в Архангельск, Калининград, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Уфу, Сургут, Пермь, Екатеринбург, Нижневартовск, Новый Уренгой, Тюмень и другие города.
16 марта открылся первый международный рейс из Санкт-Петербурга в Берлин.
К началу августа 2011 Ан-148 перевезли 419 900 пассажиров авиакомпании Россия. По данным на март 2012 самолёты летают по 33 направлениям.
Весной 2012 проведена перекомпоновка салонов Ан-148 под единый экономический класс. Таким образом, число мест увеличилось до 75.
Работа Ан-148 на линиях отмечена несколькими происшествиями. 16 октября 2011, сразу после взлёта из симферопольского аэропорта, в правый двигатель Ан-148 попала птица. Самолёт совершил вынужденную посадку с одним работающим двигателем. Ряд инцидентов случился в феврале - марте 2012. 24 февраля 2012 при взлёте из берлинского аэропорта Шёнефельд борт RA-61701
потерял одно из колёс на левой опоре. Выработав топливо, он благополучно приземлился в аэропорту назначения Пулково. На следующий день техники омского аэропорта обнаружили неисправность гидравлической системы в другом самолёте. Машину сняли с рейса. 29 февраля в рейсе Пулково - Домодедово проявились неполадки в работе автопилота. В принципе, экипаж мог бы продолжать полёт в ручном режиме. Однако из-за новых правил полётов в московской зоне - с сокращенными вертикальными интервалами между самолетами, машине пришлось вернуться в Санкт-Петербург. 5 марта в рейсе из Гамбурга в Санкт-Петербург у RA-61705 с 52 пассажирами и 7 членами экипажа отказал один из двигателей. Авиалайнер совершил удачно приземлился в пункте назначения. 8 марта у самолёта рейса Уфа - Пулково сработала сигнализация топливной системы. Самолёту пришлось вернуться в аэропорт вылета. Несмотря на эти случаи авиакомпания не собирается отказываться от эксплуатации авиалайнера.
Полёт. Первый Ан-148-100Е с бортовым RA-61709 (41-04) поставлен в авиакомпанию 20 июля, второй - RA-61710 (41-06), 31 августа 2011. Оба в двухклассной компоновке на 68 пассажиров. Заказано ещё 8 таких машин. Коммерческая эксплуатация самолёта началась 9 сентября 2011 на трассе Воронеж - Санкт-Петербург.
В октябре 2011 добавились рейсы из Воронежа в Москву.
Международные Авиалинии Украины. Четвёртый по счёту коммерческий оператор Ан-148. Авиакомпании поставляются самолёты в двухклассном испольнении на 74 пассажира. Первый борт - Ан-148-100В UR-NTD (01-10), передан МАУ 3 августа 2011.
В сентябре тогшо же года из Аэросвит передан UR-NTA, а в ноябре того же года UR-NTC. В декабре 2011 состоялся первый чартерный рейс из Киева в Эрзурум (Турция). А регулярные перевозки начались 15 февраля 2012 по маршруту Киев - Харьков. Самолёты также используются на линии Харьков - Подгорица (Черногория).
Ангара является третьим российским оператором Ан-148. Поставки начались 29 октября 2012. На текущий момент в цветах авиакомпании летают три самолёта - RA-61711 (41-07), RA-61713 (41-10) и RA-61714 (42-01). Базируются они в Иркутске. Все экземпляры модификации Ан-148-100Е в 75-местной компоновке. Самолёты взяты в лизинг на 15 лет у Ильюшин Финанс.
До конца 2015 года авиакомпания планирует получить ещё 7 машин этого типа, в том числе две в 2013.
С учётом региона эксплуатации машины прошли доработку. Они приспособлены для работы с грунтовых аэродромов и в условиях сверхнизких температур. Улучшен обогрев дверей и люков, обеспечена повышенная защищённость двигателей от промерзания.
20 декабря 2012 начались коммерческие рейсы по маршрутам Иркутск - Новосибирск, Иркутск - Мирный, Новосибирск - Мирный, Иркутск - Якутск, Новосибирск - Чита. 15 января 2013 должны начаться рейсы из Иркутска в Братск.
|
Конструкция
Цельнометаллический высокоплан с использованием дюралюминиевых и
титановых сплавов, легированных сталей, композитных материалов. Доля агрегатов, выполненных из композитных материалов, составляет порядка 12% от массы пустого самолёта.
Схема классическая с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями
на пилонах под крылом. Ресурс самолёта рассчитан на 80000 лётных часов при календарном сроке
службы 30 лет.
Фюзеляж - цельнометаллический круглого сечения. Носовой обтекатель из стеклопластика. В носовой части, до шпангоута №7, расположена кабина экипажа. Далее - между шпангоутами №№7 - 42, транспортная кабина, куда входят передний бытовой отсек, пассажирский салон, задний бытовой отсек и багажник. Компоновка пассажирского салона в экономическом
классе по схеме 2 + 3 кресла в ряд, в бизнес-классе 2+2.
Крыло - стреловидное. Механизация крыла, включая интерцепторы, элероны и закрылки выполнены из углепластика. Зализы в местах соединения крыла и фюзеляжа сделаны из стеклопластика.
Двигатель - два двухконтурных турбореактивных двигателя в мотогондолах на
пилонах под крылом. Элементы мотогондолы сделаны из стеклопластика. Применяются следующие типы двигателей:
- Мотор Сич Д-436-148 - 6400 - 6830 кгс
вспомогательная силовая установка Мотор-Сич АИ-450-МС (ОАО "Мотор-Сич"), установленная в хвостовой части фюзеляжа. Используется для подачи сжатого воздуха в системы кондиционирования кабины и пассажирского салона, а также в качестве привода генератора переменного тока.
Шасси - убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой.
Шины Dunlop.
Системы и оборудование - электродистанционная система управления
полетом, противообледенительная система,
бортовая система электроснабжения с генератором переменного тока, система автоматического управления САУ-148,
бортовая система технического обслуживания БСТО, регистратор параметров прочности РПП,
устройство регистрации бортовое БУР-92А-05, навигационно-посадочный индикатор НПИ, информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП-148,
прибор пилотажный комбинированный резервный ППКР-СВС,
система раннего предупреждения приближения земли EGPWS Mark-V,
система предупреждения столкновений CAS-100A,
метеонавигационная радиолокационная станция RDR-4B,
бортовая аппаратура навигации и посадки Курс-93М,
радиокомпас автоматический АРК-25,
спутниковая навигационная система СНС-2,
система управления общесамолётным оборудованием СУОСО-148,
комплексная система экранной индикации и сигнализации КСЭИС-148,
радиостанция Р-855А1, высотомер ALT-4000,
радиостанция ДКМВ диапазона НF-9000,
радиостанция МВ диапазона VHF-4000.
|
|
|
Ан-148-100B |
Ан-148-100Е |
|
|
|
|
Размах крыла, м |
28,91 |
28,91 |
|
|
|
|
Площадь крыла, кв.м |
87,32 |
87,32 |
|
|
|
|
Длина, м |
29,13 |
29,13 |
|
|
|
|
Высота, м |
8,19 |
8,19 |
|
|
|
|
Взлетный вес, кг. |
41 950 |
43 700 |
|
|
|
|
Вес пустого, кг. |
|
|
|
|
|
|
Скорость макс., км/час |
870 |
870 |
|
|
|
|
Скорость крейс., км/час |
800-870 |
800-870 |
|
|
|
|
Потолок, м |
12500 |
12500 |
|
|
|
|
Дальность полёта, км |
3600 |
5100 |
|
|
|
|
Количество пассажиров |
68 - 75 |
75 |
|
|
|
|
Произведено самолётов |
18, производство продолжается |
Источники.
- Авиатранспортное обозрение, 2005-2010
- Авиация и время, 2005-2010
- Ведомости, 2010
- Открытые публикации ГП Антонов
- Flight/Flight International, 2007-3010
- Letectvi + Kosmonautika, 2005-2009
|
последняя редакция
29.12.2012
|
|