Dornier Gs 1

Zeppelin Werk Lindau GmbH (Германия)

Первый пассажирский самолёт Клода Дорнье

Первый полёт - 31 июля 1919

Производство
Начало - 1919
Конец - 1919

Авиакомпании:  
 

Швейцария

- Frick & Co., Luftverkehrsgesellschaft (1919)

  • Конструктор
  • Разработка и испытания
  • Конструкция
  • Основные характеристики

  •   Конструктор. В плеяде немецких авиаконструкторов одно из наиболее ярких мест принадлежит Клоду Дорнье (Claudius Honoré Desiré Dornier, 1884-1969). Карьеру в авиации он начинал в 1910 на предприятии графа Цеппелина Luttschiffbau Zeppelin GmbH, где занимался проектированием металлических узлов и конструкций дирижаблей. В 1914 он возглавил самолётостроительное бюро концерна - т.н. подразделение "Do", которое в январе 1917 получило статус самостоятельной фирмы Zeppelin Werk Lindau. Здесь разрабатывались различные типы военных аэропланов. Главные силы фирмы были брошены на создание для Kaiserliche Marine гигантских летающих лодок с металлическим каркасом из лёгких сплавов. Первая из них - Rs I, так и не поднялась в воздух. 21 декабря 1915 она была разрушена во время шторма на стоянке на верфи Зеемоос. Полетела лишь вторая модель Rs IIa - 30 июня 1916. Затем последовали Rs IIIb (ноябрь 1916), Rs III (ноябрь 1917), Rs IV (октябрь 1918).

      Разработка и испытания.  После поражения в Первой Мировой войне, Германии пришлось позабыть о производстве боевых самолётов. Клод Дорнье решил заняться выпуском пассажирских машин. Сначала он приспособил для этой цели Rs IV, затем разработал специализированный пассажирский гидросамолёт Gs I. Разработка этой машины началась в августе 1918, первоначально это должен был быть разведчик. Однако в январе 1919 проект конвертировали в цивильную версию. Корпус был разделён на несколько перегородок, установлены новые поплавки оригинального типа (т.н. "жабры"). В передней части корпуса была оборудована кабина на 6 пассажиров.
      Испытания самолёта начались 31 июля 1919 на Боденском озере возле Фридрихсхафена. В октябре 1919 самолёт был передан для продолжения испытаний в швейцарскую авиакомпанию Frick & Co. Они проводились на швейцарском берегу Боденского озера. Полёты проходили весьма удачно. Самолёт развивал скорость 170 км/ч, достигая потолка 4250 метров. За время испытаний не было ни одной поломки. 10 декабря 1919 самолёт был возвращён предприятию.
      Характеристики машины привлекли внимание заказчиков из Нидерландов и Швеции. Для демонстрации её возможностей в марте 1920 самолёт совершил перелёт из Фридрихсхафена в Нидерланды через Потсдам и Нордерней - немецкий остров на Северном море. Во время стоянки в Нордернее состоялась незапланированная проверка конструкции на прочность. Самолёт, оказавшийся после отлива на берегу, порывом ветра подняло на высоту нескольких метров. Неуправляемый самолёт плавно опустился в 30 метрах от первоначального места без каких-либо повреждений.
       Однако надежды на продажу удачного самолёта авиакомпаниям не оправдались. В апреле 1920, машина отправилась в перелёт в Швецию. По пути сделала остановку в Киле. В это время машиной заинтересовались британская и французская разведки. Чтобы самолёт не попал в руки Союзной Контрольной комиссии, 25 апреля экипаж затопил его в Кильской бухте. Так неожиданно закончилась история интересной машины. Впрочем, опыт, полученный при разработке Dornier Gs 1, не пропал даром. На базе этой летающей лодки был создан один из наиболее удачных гидросамолётов 1920-х - Dornier Wahl.
    Dornier Gs I
    авиакомпания Frick & Co.
    бортовой CH 8
    крупное изображение


    Конструкция
    Цельнометаллический двухмоторный подкосной моноплан-парасоль - летающая лодка классической схемы.

    Фюзеляж - корпус цельнометаллический из стальных и алюминиевых сплавов. В корпусе размещено 4 топливных бака. В передней части открытая кабина пилота, за ней закрытая пассажирская кабина каплевидной формы.

    Крыло - двухлонжеронное. Каркас металлический, покрытый полотном. Крыло связано с поплавками профилированными подкосами, усиленными диагональными тросами.

    Двигатель - два поршневых двигателя, установленных в тандем в гондоле, на центральной секции крыла. Передний двигатель с тянущим винтом, задний с толкающим. Радиатор переднего двигателя смонтирован перед ним, радиатор заднего - над ним. Тип двигателя -
    - Maybach Mb IVa 270 л.с./ 198 квт - 6-ти цилиндровый рядный жидкостного охлаждения

    Оперение - коробчатого типа - с двумя килями и стабилизаторами. Каркас металлический, покрытый полотном.

    Основные характеристики

     

    Размах крыла, м

    21,00
     

    Площадь крыла, кв.м.

    80,00
     

    Длина, м

    15,30
     

    Высота, м

    4,70
     

    Взлётный вес, кг

    4315
     

    Вес пустого, кг

    3115
     

    Скорость макс., км/час

    170
     

    Скорость крейс., км/час

    н/д
     

    Потолок, м

    4250
     

    Дальность полёта, км

    600
     

    Количество пассажиров

    6
     

    Количество экземпляров

    1

    Литература.
    1. Котельников В.Р. "Летающая лодка Дорнье "Валь". Гангут. Санкт-Петербург. 1995
    2. Dornier: Die Chronik des altesten deutschen Flugzeugwerks. Friedrichshafen. 1983
    3. Flight, 1920 №52
    4. German Aviation 1919 - 1945
    5. Letectvi + kosmonautika, 2000 №6
    Спасибо участникам Авиафорума.ру за помощь
     

    Последняя редакция 15.04.2010

    На титульную страницу
    Hosted by uCoz