Переломные годы.
Примеру Анри Фармана, совершившего первый перелёт из одного города
в другой на Voisin-Farman
I, последовали другие авиаторы. В течение 1909 - 1910 было выполнено
множество перелётов всё возрастающей дальности и сложности. Знаковыми
событиями стали перелёт Луи Блерио на Bleriot XI через Ла-Манш 25
июля 1909, первый ночной полёт Эмиля Обрюна в марте 1910, перелёт
Роберта Лорейна из Великобритании в Ирландию через Ирландское море
11 сентября того же года, перелёт Гео Чавеза через Альпы 23 сентября
1910. Таким образом, авиаторы показали, что самолёты - не просто
новый вид аттракциона, от них можно ждать гораздо большего.
Достижения авиаторов подстегнули спрос на самолёты среди
серьёзных клиентов. В 1909 первый самолёт - Wright
A, приобрела армия США. В следующем году французская армия организовала
первое авиационное подразделение, состоящее из нескольких самолётов.
Интерес к самолётам появился у гражданских ведомств и корпораций.
Варианты гражданского применения были разные, но первым практическим
шагом стала доставка авиапочты.
Сама идея перевозки почты по воздуху стара как мир.
С помощью почтовых голубей письма доставлялись ещё в древности.
В XVIII веке почту начали перевозить на воздушных шарах. Первым
был французский воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар (Jean Pierre François
Blanchard). 7 января 1785 он доставил корреспонденцию из Франции
в Англию во время перелёта через пролив Ла-Манш. Однако неуправляемость
первых аэростатов не позволила сделать почтовое сообщение постоянным.
Как правило, они использовались лишь в экстренных ситуациях - например,
во время осады Парижа германскими войсками в 1870 - 1871.
Первые опыты по доставке почты из пункта А в пункт Б
самолётами проводились в 1909 - 1910. В Германии этим занимался
Ганс Граде, в Великобритании - Грехэм-Уайт, в США - Пармали. Однако
первый официальный почтовый рейс состоялся не в Европе и не в Северной
Америке, а в Индии. Первым почтовым самолётом оказался биплан Humber-Sommer,
построенный на британской фирме Humber Motor. Правда, свою родословную
он ведёт от французского аппарата Voisin-Farman
I.
Родословная.
Построив в 1908 - 1909 две оригинальные модели самолётов (триплан
и биплан с тянущим винтом), следующую конструкцию Анри Фарман разработал
на базе Voisin-Farman
I. У модели Farman III отсутствовала гондола - пилот и двигатель
располагались на нижнем крыле. Другим отличием были элероны на обоих
крыльях. Впервые Farman III полетел в апреле 1909. Он обладал удачным
сочетанием характеристик устойчивости и управляемости, удобной системой
управления, имел запас мощности для маневров. Среди моделей, созданных
в 1909, он пользовался наибольшим спросом и был лидером по числу
продаж. Один из экземпляров приобрёл пилот Роже Соммер (Roger Sommer,
1877-1965) на котором успешно выступил во время знаменитой Реймской
недели в августе 1909. В 1910 Соммер основал собственное авиастроительное
предприятие. Первой моделью новоиспечённой фирмы стал биплан c 7-цилиндровым
двигателем Gnôme на 50 л.с.
Биплан Sommer строился серийно. Он принимал участие
во многих авиационных мероприятиях 1910 года. На соревнованиях в
Реймсе на этом самолёте летал первый русский авиатор Михаил Ефимов,
получивший призы за скорость и продолжительность полета с пассажиром.
Осенью того же года один самолёт был поставлен в Севастопольскую
Офицерскую авиационною школу. Машина строилась по лицензии в разных
странах. К примеру, один аппарат был изготовлен на заводе РБВЗ в
Риге.
В 1910 лицензию купила и британская автостроительная
компания Humber Motor Company из города Ковентри. Осенью того же
года она построила два экземпляра - один с ротативным двигателем
Gnôme, другой с мотором жидкостного охлаждения Humber. Самолёты
получили название Humber-Sommer. Кроме того, на автомобильном заводе
было изготовлено шесть экземпляров Bleriot XI.
Почтовая операция. С фирмой
Humber был связан основатель британского аэроклуба капитан Уолтер
Уиндхем (Walter George Windham), служивший прежде в военно-морском
флоте Британской Индии. Он предложил показать продукцию фирмы из
Ковентри на промышленной и сельскохозяйственной выставке в индийском
городе Аллахабаде (проходила с 1 декабря 1910 по 28 февраля 1911).
К мероприятию были привлечены два пилота - англичанин Кейта Дэвиса
(Keith Davies) и француз Анри Пике (Henri Pequet, 1888-1974), ранее
работавшего на фирме братье Вуазен. По контракту они должны были
отлетать на выставке по 30 часов.
Все восемь самолётов были отправлены в Индию на борту
океанского лайнера Persia (мореходная компания Peninsular and
Oriental Steam Navigation Company). Груз был доставлен в Бомбей
(ныне Мумбай) в начале декабря 1910. 5 декабря самолёты поездом
прибыли в Аллахабад, где были собраны на территории выставочного
комплекса. Это были первые самолёты на территории Индии.
Относительно начала их полётов в Индии существуют различные
версии. По одной из них первый полёт состоялся 11 декабря. Анри
Пике поднял в воздух первого индийского пассажира - одного из сыновей
магараджи Бенареса. По другой (газета Statement из Калькутты) первый
полёт Humber-Sommer состоялся 17 декабря - Пике летал к месту слияния
рек Ганг и Джамна, а также облетал аллахабадский форт. Летали и
Bleriot XI, но менее удачно. В жарком и влажном индийском климате
их лётные характеристики заметно ухудшились.
Использовать самолёты для перевозки воздушной почты
предложил капеллан аллахабадской церкви Святой Троицы. Он обратился
к Уиндхэму с просьбой поделиться сборами от полётов на строительство
нового общежития для студентов. По его мнению, осуществление почтового
авиарейса могло принести больше прибыли, чем просто демонстрационные
полёты. Был выбран маршрут из Аллахабада в город Наини, расположенный
на другом берегу реки Джамна. Это было ближайшее место к железнодорожной
магистрали Калькутта - Бомбей. С предложением был ознакомлен руководитель
регионального почтового ведомства, выдавший разрешение на такой
полёт.
Предстоящее мероприятие было широко разрекламировано.
Специально к нему были выпущены почтовая марка и штемпель с изображением
Humber-Sommer и надписью "First Aerial Post". Желающие
послать письма самолётом сдавали её капеллану, организовавшему подготовку
корреспонденции по принятым в почтовом ведомстве правилам. Кроме
того, были изготовлены специальные открытки с изображением биплана,
на которые Анри Пике поставил свой автограф. К 17 февраля было обработано
около 6500 писем и открыток.
Первоначально почтовый рейс был запланирован на 20 февраля,
затем его сдвинули на пару дней раньше. Humber-Sommer, управляемый
Анри Пике, вылетел из Аллахабада 18 февраля 1911 в 17.30 по местному
времени. Сделав два круга, он направился в сторону Наини. Полёт
проходил на высоте 40 метров со скоростью 65 км/час. Случилось так,
что в тот день проходил великий индуистский праздник. Поэтому за
полётом Пике наблюдали миллионы индусов, собравшихся на слиянии
священных рек Ганг и Джамна.
Самолёт совершил посадку возле городской тюрьмы Наини,
в восьми километрах от места старта. Весь полёт длился 13 минут.
Приземлившись, Пике передал письма начальнику местного отделения
связи, которые затем разошлись по всему миру. Некоторые из них сохранились
до сих пор, представляя заметную ценность для коллекционеров.
|