Vickers VC-2 Viscount


в авиакомпаниях Ближнего Востока и Африки
 

Аден

- Aden Airways (1963-1967) - 3
 

Ботсвана

- Air Botswana (1976-1981) - 2
- Botswana National Airways (1969-1972) - 1
 

Гана

- Ghana Airways (1961-1975) - 6
- West Africa Air Cargo (1977-1978) - 1
 

Египет / ОАР

- Misrair Egyptian Airlines / United Arab Airlines (1955-1965) - 8
 

Израиль

- Arkia Israel Inland Airlines / Arkia Israeli Airlines, Ltd. (1969 - 1984?) - 8
 

Ирак

- Iraqi Airways (1955-1978) - 5
 

Иран

- Iranian Airlines /Iranian National Airlines Corp. (1958-1966) - 4
 

Иордания

- Alia Royal Jordanian Airlines (1966-1967) - 3
 

Кипр

- Cyprus Airways (1965-1970, 1975-1977) - 10
 

Конго/ Заир

- Air Charter Service
- Filair
- Guila Air
- Global Airways
- MMM Aero Services
- Pearl Air
- Sankuru Air Services
- Scibe Airlift Zaire
- Trans IntAir
- Zaire Aero Service (1978-1985) - 7
 

Кувейт

- Kuwait Airways (1958-1967) - 10
 

Ливан

- MEA - Middle East Airlines (1955-1970) - 12
 

Малави

- Air Malawi (1964-1979) - 6
 

Пакистан

- PIA - Pakistan International Airlines (1959-1966) - 5
 

Свазиленд

- Air Ogooue (2001-2003) - 1
- Airwing 2000 Ltd. (1999-1999) - 2
- Interflight (1999-2001) - 2
- Royal Swazi National Airways (1978-1982) - 3
- Swazi Air (1976-1979) - 3
 

Судан

- Sudan Airways (1959-1962) - 1
 

Сомали

- Somali Airlines (1968-1979) - 3
 

Того

- Transtel (2001-2002?) - 2
 

Турция

- THY - Turk Hava Yollari A.O. (1958-1971) - 5
 

ЮАС/ ЮАР

- SAA - South African Airways (1958-1972) - 8
  Южная Родезия/ Зимбабве - CAA - Central African Airways Corp. (1956-1967) - 8
- Air Rhodesia, Ltd. / Air Zimbabwe Corp. (1968-1999) - 13

  Представленные данные требуют уточнения.



  Аден.

   Aden Airways. После отказа Malayan Airways от V.760D (см. здесь) самолёты были переданы авиакомпании из Южной Аравии, также связанной с BOAC Associated Companies. Самолёты поступили в сентябре 1963. 186й теперь начал летать под номером VR-AAW, а 187й как VR-AAV. В начале 1964 у Central African Airways в аренду на пару месяцев брался V.748D VP-YNB (99). Самолёты работали на линиях, связывающих порт Аден с городами Ближнего Востока, Северной и Экваториальной Африки: Аден - Могадишо - Найроби, Аден - Джидда - Каир, Аден - Бахрейн, Аден - Асмара - Хартум.
  "Вайкаунты" попали в южноаравийскую страну в неспокойное время - здесь началась война за независимость от Великобритании. В 1967 вооружённая борьба достигла максимального накала, что негативно повлияло на работу авиакомпании. В апреле 1967 VR-AAW от греха подальше отправили на Британские острова. Второму борту повезло меньше. 30 июня 1967 он стал жертвой теракта. В тот день в ангаре аденского аэропортау него производилась замена двигателя. Повстанцы заложитли на борт бомбу и когда самолёт выкатили на перрон, прогремел взрыв. После этого машину оставалось только списать.

Vickers V.760D Viscount
авиакомпании Aden Airways
бортовой номер VR-AAV
крупное изображение


  Гана.

  Ghana Airways заказала тройку V.838 в 1960. Первоначально эта серия обозначалась как V.810U. Она была построена впрок в 1959 - 1960 в расчёте на будущие заказы. Здесь стояли двигатели Dart 525, гостиная в хвостовой части отсутствовала. Машины поступили в октябре - ноябре 1961 - 9G-AAU (446), 9G-AAV (371), 9G-AAW (372). В процессе эксплуатации на самолётах установили подвесные топливные баки. Авиалайнеры летали в двух направлениях. На запад по двум маршрутам: Аккра - Абиджан - Робертсфилд, Либерия - Фритаун - Дакар и Аккра - Абиджан - Робертсфилд - Фритаун - Конакри - Батерст, Гамбия - Дакар. В восточном направлении "Вайкаунты" связывали столицу Ганы с Лагосом.
  В 1965 9G-AAV был продан в Великобританию, остальные продолжали работу на вышеназванных трассах. К ним на подмогу приходили другие самолёты этого типа, они брались в краткосрочную аренду. В 1967 - 1968 это был D-ANUR, принадлежавший Condor Flugdienst, в 1968 - 1969 G-APNE и G-APND British Midland Airways. Оставшаяся пара V.838 служила в Ghana Airways до 1975, когда ей на смену пришли Fokker F.28.

Vickers V.838 Viscount
авиакомпании Ghana Airways
бортовой номер 9G-AAV
крупное изображение

   Вскоре после прекращения службы в Ghana Airways, Vickers Viscount вновь появился в этой стране. Эксплуатацией турбовинтового самолёта занялась грузовая авиакомпания West Africa Air Cargo. В сентябре 1977 она приобрела у британской Alidair V.814 с серийным номером 342. Его ганская регистрация 9G-ACL. Однако служба продолжалась недолго. 10 июня 1978 из-за проблем с механизмом шасси борт потерпел аварию при посадке в столице Либерии Монровия. Экипаж не пострадал.


  Египет/ ОАР.

   Misrair стала первым оператором Vickers Viscount на Африканском континенте. Поставки начались в декабре 1955. Первая партия состояла из трёх V.739 - SU-AIC (85), SU-AID (86) и SU-AIE (87) с двигателями Dart 506. Ещё два самолёта поступили в июле 1958 - SU-AKN (393) и SU-AKO (394). Они носили обозначение V.739A, поскольку незначительно отличались от первой тройки. К примеру, у них несколько отличались окна кабины. В 1960 фирма изготовитель поставила ещё один самолёт, который также имел некоторые изменения. Это был V.739B с регистрационным номером SU-AKW (427).
  Кроме того, летом 1959 Misrair приобрела два подержанных V.732, ранее принадлежавших британской Hunting-Clan Air Transport. Они получили регистрацию SU-AKX (76) и SU-AKY (75). К тому времени произошло объединение Египта и Сирии в единое государство. Далее последовало присоединение к Misrair авиакомпании Syrian Airways,и переименование её United Arab Airlines.
  16 марта 1956 "Вайкаунты" вышли на магистральные линии авиакомпании, где вскоре заменили Vickers Viking. Турбовинтовые самолёты египетской авиакомпании летали по трём направлениям. Европейская линия связывала Каир с Афинами, Римом, Цюрихом, Женевой, Франкфуртом-на-Майне. В Северной Африке Vickers Viscount работали на линиях Каир - Хартум и Каир - Бенгази - Триполи. На Ближнем Востоке: Каир - Бейрут, Каир - Дамаск - Багдад, Каир - Эль-Кувейт, позже Каир - Иерусалим и Каир - Джидда - Асмара - Аден. В 1960 "Вайкаунты" начали летать на основной внутренней линии Египта Каир - Александрия.
  В процессе эксплуатации были потеряны 4 самолёта. SU-AIC был уничтожен 1 октября 1956 во время налёта авиации RAF, участвовавшей в Суэцком конфликте, на каирский аэропорт Алмаза. 29 сентября 1960 потерпел катастрофу SU-AKW европейской линии. На пути из Женевы в Рим он попал в грозовой фронт. В результате полученных повреждений он рухнул в Тирренское море, число жертв 21. 16 марта 1962 летевший из Иерусалима SU-AID из-за неблагоприятных погодных условий не смог приземлиться в Каире. В поисках другого места самолёт исчерпал топливо и произвел аварийную посадку в 5 км от суданского аэропорта Вади-Халфа. 23 февраля 1964 SU-AKX в сильный дождь потерпел аварию при посадке в ливанской столице.
  В начале 1960х сначала на европейскую линию, затем на ближневосточные и африканские магистрали, стали поступать реактивные D.H.106 Comet и SE-210 Caravelle. К 1965 они полностью вытеснили турбовинтовые "Вайкаунты", которые были проданы авиакомпании British Eagle.

Vickers V.739 Viscount
авиакомпании Misrair
бортовой номер SU-AIC
крупное изображение


  Израиль.

   Arkia. Самолёты этого типа появились в авиакомпании в 1969. Первая пара V.833 приобретена у British United Airways. 4X-AVC (425) поступил 16 октября, однако на линиях он так и не появился. Десять дней спустя самолёт разбился в Тель-Авиве при посадке после тренировочного полёта, никто из пяти членов экипажа не пострадал. К оперативной деятельности приступил лишь следующий борт - 4X-AVB (424), полученный 20 декабря того же года. Учитывая место эксплуатации пилотскую кабину оснастили пуленепробиваемой перегородкой и дверью.
   У других британских владельцев Arkia купила ещё 5 самолётов. У British Midland Airways в 1970 V.833 4X-AVD (426), в 1972 V.831 4X-AVE (403), в 1971 у Universal Aviation Supply V.814 4X-AVA (370), в 1973 у British Aircraft Corporation V.831 4X-AVF (402), в 1974 такой же самолёт у Alidair - 4X-AVG (419). И наконец, в 1979 в аренду на короткий период у Intra Airways брались два V.814 - 4X-AVH (344) и 4X-AVI (341).
   Самолёты использовались на внутренних линиях, где наиболее популярным маршрутом был Тель-Авив - Эйлат. Кроме того, летали в Санта-Катарину на оккупированном Израилем Синайском полуострове. Также выполняли перевозки военнослужащих "Цахала", от имени национальной авиакомпании EL AL совершали регулярные рейсы на Кипр.
  Несмотря на потерю первого экземпляра, в целом работа "Вайкаунтов" была безаварийной. Исключение составляет серьёзный инцидент с бортом 4X-AVB в аэропорту Никосии, случившийся 9 апреля 1973. Его пытались захватить три вооружённых террориста, чему помешала служба безопасности авиакомпании. Один террорист был убит, остальные задержаны. Никто из пассажиров и экипажа не пострадал, но самолёт был частично повреждён джипом нападавших. Повреждённый авиалайнер был отремонтирован и продолжил службу.
  Эксплуатация "Вайкаунтов" в Arkia продолжалась до 1982 - 1984, после чего самолёты были проданы другим оператором. Либо целиком, либо на запчасти.

Vickers V.831 Viscount
Arkia Israeli Airlines
бортовой номер 4X-AVG
крупное изображение


  Ирак.

   Iraqi Airways - первый заказчик "Вайкаунтов" на Ближнем Востоке. Летом 1953 иракская авиакомпания заключила контракт на поставку двух V.735 с двигателями Dart 506. Позже прибавился третий экземпляр. Поставки осуществлялись в октябре - декабре 1955. В реестре авиакомпании они числились как YI-ACK "Ibn Fernas" (67), YI-ACL "Sindbad" (68), YI-ACM "Ibn Battuta" (69). В 1957 к ним добавился V.773 YI-ACU "Ibn Turaik" (331). Турбовинтовые самолёты пришли на смену Vickers Viking. Авиакомпания также сделала заявку на самолёты 800й серии - V.842 с Dart 541, но этот проект так и не был реализован.
  Первоначально предполагалось использовать Vickers Viscount на трассе Багдад - Лондон с обслуживанием пассажиров исключительно по первому классу. Салон должен был иметь всего 26 кресел. Но в действительности самолёты в основном работали на ближневосточном рынке. С декабря 1955 они летали из Багдада в Дамаск, Амман, Каир и Тегеран. Позже добавились Эль-Кувейт, Манама, Доха, Бейрут, Стамбул. Совместно с Turkish Airlines выполнялись пееревозки и в Европу - в Вену, Рим, Прагу, Мюнхен и Лондон. В 1960х Vickers Viscount стали работать и на внутренних трассах - Багдад - Басра, Багдад - Киркук - Мосул.
  Работа "Вайкаунтов" в Iraqi Airways отмечена несколькими аварийными ситуациями. 2 мая 1958 при посадке в аэропорту Хитроу значительные повреждения получил YI-ACL. После ремонта самолёт вернулся в Ирак. Пока его восстанавливали в краткосрочную аренду у Hunting-Clan был взят V.732 с серийным 76. В Iraqi Airways он работал до марта 1959 под номером YI-ADM. 19 марта при посадке в Каире разбился YI-ACU, 17 апреля 1973 на той же фазе полёта в Мосуле потерпел аварию YI-ACL. В обоих случаях пассажиры и экипаж не пострадали, но самолёты пришлось списать.
  Во второй половине 1960х стали поступать H.S.121 Trident, однако "Вайкаунты" оставались на службе до середины 1970х - в основном на внутренних линиях. Уцелевшие самолёты, вместе с обломками YI-ACL, в 1978 были проданы британской Alidair.


  Иран.

   Iranian Airlines /Iranair. Национальная авиакомпания Ирана получила в марте 1958 три V.782D - EP-AHA (297), EP-AHB (298) и EP-AHC (299). На самолётах были установлены двигатели Dart 510. Один из них был приспособлен для быстрой трансформации кабины из пассажирской в VIP вариант и наоборот. На самолёты также можно было установить подвесные баки.
  "Вайкаунты" работали на линиях, связывающих столицу Тегеран с крупнейшими городами страны - Абаданом, Исфаханом, Ширазом, Захеданом, Керманом. Были и международные рейсы. В сторону Аравийского полуострова из Тегерана летали в Эль-Кувейт, Дахран, Доху, Дубаи, на запад - в Багдад, Дамаск, Бейрут, на восток - в Кандагар, Кабул, Карачи, Бомбей. На Аравийский полуостров летали также из Шираза.
  В 1961 произошло слияние Iranian Airlines с Persian Air Services, после чего авиакомпания сменила название на United Iranian Airways, а в 1962 в Iranian National Airlines Corp. (на фарси Havapeimai Melli Iran, Homa) или Iranair. Турбовинтовые авиалайнеры продолжили работу под новым брендом. В 1963 - 1964 в аренду у правительственного авиаотряда авиакомпания брала в краткосрочную аренду четвёртый самолёт - V.816 EP-MRS (436). В 1965 у Iranair осталось только два борта, поскольку EP-AHC 15 февраля 1965 потерпел аварию. При посадке в исфаханском аэропорту у самолёта отказала левая опора шасси. Машина получила необратимые разрушения, но никто из людей не пострадал.
  В октябре 1966 на смену Vickers Viscount в Iranair начали поступать реактивные авиалайнеры Boeing 727. Всвязи с чем оставшиеся самолёты были проданы родезийской Central African Airways.


  Кипр.

   Cyprus Airways. Кипрская авиакомпания оказалась вторым после British European Airways оператором Vickers Viscount. 18 апреля 1953 она участвовала в выполнении первого регулярного рейса V.701 G-AMNY, принадлежавшего BEA, на отрезке Афины - Никосия.
   Затем, с перерывами, Cyprus Airways эксплуатировала Vickers Viscount в течение ещё ряда лет. При этом кипрское предприятие не стало владельцем хотя бы одного авиалайнера данного типа. Cyprus Airways выполняла рейсы на самолётах, бравшихся в аренду у различных британских операторов. Правда, существовал заказ на самолёты серии V.728, однако затем он был аннулирован.
  В октябре 1965 в аренду у BEA была взята пара V.806 - G-AOYK и G-AOYJ. Самолёты обслуживали линии Восточного Средиземноморья. Рейсы выполнялись из Никосии на остров Родос, в Амман, Анкару, Бейрут, Иерусалим, Каир, Стамбул, Тель-Авив. Первая машина была возвращена владельцу в ноябре 1969, вторая в мае 1970.
  Эксплуатация "Вайкаунтов" возобновилась в начале 1975. Это было связано с военным конфликтом 1974, когда были повреждены или уничтожены принадлежавшие Cyprus Airways H.S.121 Trident. На этот раз у British Midland Airways были арендованы три V.813 - G-AZLR, G-AZLT и G-AZNB. Они отработали на Кипре летний сезон 1975. Машины летали в Афины, а также по некоторым предыдущим направлениям. Теперь рейсы начинались в аэропорту Ларнака, уцелевшем в южной части Кипра. Чуть дольше - до марта 1976, на Кипре эксплуатировался V.814 G-BAPG этой же авиакомпании.
  В этот же период на условиях "мокрого лизинга" Cyprus Airways использовала несколько самолётов Alidair - V.708 G-ARGR и G-ARBY, V.812 N501TL (американская регистрация указывает на субаренду самолёта у машиностроительной компании Tenneco) и V.814 G-AZNH. Последний из этих бортов летал в цветах Cyprus Airways до февраля 1977.

Vickers V.806 Viscount
арендованный Cyprus Airways
бортовой номер G-AOYJ
крупное изображение


  Ливан.

  Middle East Airlines. Эксплуатация "Вайкаунтов" началась осенью 1955, когда в Бейрут поступила тройка V.732 - OD-ACF (74), OD-ACG (76) и OD-ACH (75). Самолёты были взяты в аренду на два года у британской Hunting-Clan Air Transport. В 1957 на несколько месяцев к ним присоединился V.736 OD-ACR (77), арендованный у British European Airways. В том же 1957 на смену указанным экземплярам у BOAC Associated Companies на лизинговой основе были взяты 7 V.754D - OD-ACT (239), OD-ACU (240), OD-ACV (241), OD-ACW (242), OD-ACX (245), OD-ADD (243) и OD-ADE (244). Самолёты с двигателями Dart 510 были построены специально для MEA. И, наконец, в 1963 в краткосрочную аренду у Union of Burma Airways был взят V.761D XY-ADH.
  Vickers Viscount позволили небольшой региональной авиакомпании превратиться в крупного международного перевозчика. Они летали из Бейрута в Багдад, Иерусалим, Каир, Джидду, Аден, Никосию, Тегеран, Анкару, Стамбул, Эль-Кувейт, Манаму, Дахран, Доху. Самолёты проложили маршруты и дальше на восток - в Карачи и Бомбей. Началась экспансия и в Европу. 1 ноября 1955 открылись регулярные рейсы в Афины и Рим, затем в Вену, Женеву, Франкфурт и Лондон. Кроме того, Middle East Airlines сдавала "Вайкаунты" в аренду британским и ближневосточным операторам.
  1 февраля 1963 OD-ADE, летевший в Анкару, столкнулся с C-47 турецких ВВС. Оба самолёта упали в жилом квартале турецкой столицы. Кроме 14 человек на борту "Вайкаунта" и 3 на C-47 погибли 87 жителей этого района. По числу жертв это самая тяжёлая катастрофа с участием Vickers Viscount. 21 апреля 1964 во время руления в египетском аэропорту Эль-Ариш из-за неудовлетворительного состояния рулёжной дорожки сильные повреждения получил OD-ACX.
  В начале 1960х турбовинтовые самолёты стали вытесняться с магистральных маршрутов реактивными D.H.106 Comet 4B, затем и "Каравеллами" SE-210. В 1964 "Вайкаунты" остались лишь на ближних маршрутах - в Иерусалим, Дамаск, Алеппо, Никосию и Анкару. Работавшие здесь машины имели компоновку экономического класса. Началась распродажа флота. Конец наступил 30 декабря 1968, когда во время рейда израильских коммандос на Бейрутский аэропорт был уничтожен последний экземпляр OD-ACT.

Vickers V.745D Viscount
MEA Middle East Airlines
бортовой номер OD-ACU
крупное изображение


  Пакистан.

   PIA - Pakistan International Airlines в 1956 заказала три самолёта версии V.815 с двигателями Dart 525 и двухклассной компоновкой пассажирской кабины. Позже заказ дополнили ещё двумя машинами. Все 5 экземпляров поставлены с января по сентябрь 1959 - AP-AJC "City of Karachi" (335), AP-AJD "City of Lahore" (336), AP-AJE "City of Dacca" (337), AP-AJF "City of Karachi" (375), AP-AJG "City of Dacca" (376). Была также нереализованная заявка на приобретение самолётов версии V.845.
  Работа на линиях началась 31 января 1959 - сразу же после поступления первого экземпляра. Первый рейс состоялся из Карачи в Дели. 2 февраля из Карачи начались полёты в Бомбей. 6 февраля AP-AJC стал работать и на внутренних маршрутах - из Карачи в Лахор и Равалпинди. В апреле того же года, когда поступили ещё два экземпляра, добавился маршрут Карачи - Равалпинди - Пешавар.
  Первый экземпляр служил совсем недолго - 18 мая 1959 AP-AJC потерпел аварию в аэропорту Равалпинди. При посадке машину занесло в сторону от полосы. Вскоре после этого - 14 августа 1959, в тренировочном полёте разбился AP-AJE. Катастрофа в международном аэропорту Карачи стоила жизни двум членам экипажа из трёх. Остальные самолёты служили без серьёзных происшествий.
  В начале 1960х появилось несколько новых маршрутов, в том числе международных: из Лахора в Дели, из Пешавара в Кабул. В 1961 был открыт ночной низкотарифный рейс Карачи - Лахор. Здесь самолёты летали в одноклассной 64-местной компоновке.
  В 1964 PIA решила заменить "Вайкаунты" реактивными "Трайдентами". V.815 были проданы фирме Hawker Siddeley в счёт оплаты нового заказа. Перед продажей самолёты переоснастили двигателями Dart 530. Однако Pakistan International Airlines продолжала использовать "Вайкаунты" ещё два года - теперь на правах их аренды у британской фирмы. Vickers Viscount окончательно были выведены из эксплуатации в 1966, с появлением заказанных "Трайдентов".

Vickers V.815 Viscount
авиакомпании PIA
AP-AJF "City of Karachi"
крупное изображение


  Судан.

   Sudan Airways в июне 1959 взяла в аренду у британской авиакомпании Airwork один V.831 вместе с экипажем. Самолёт с серийным номером 419 сменил окраску и регистрацию на ST-AAN. Использовался на трассе Хартум - Каир - Афины - Рим - Лондон с дополнительными подвесными баками или без них на линии Хартум - Каир. В последнем случае самолёт имел компоновку на 61 пассажира. В конце 1962 машина была возвращена British United Airways, в которую к тому времени интегрировалась Airwork.


  Турция.

   THY - Türk Hava Yollari сделала заказ на пять самолётов серии V.794D в июле 1957. На них стояли двигатели Dart 510, они имели компоновку на 48 мест. Четыре экземпляра - TC-SEL (430), TC-SES (431), TC-SET (432), TC-SEV (429), были сразу изготовлены в такой конфигурации. Ещё один был конвертирован из V.754D - TC-SEC (246). Поставки осуществлялись в январе - декабре 1958.
  "Вайкаунты" позволили Türk Hava Yollari выйти на новый уровень. Если прежде это была небольшая авиакомпания, работавшая на внутреннем рынке и на некоторых региональных линиях, то теперь она смогла начать экспансию в Европу. Был открыт маршрут, названный "Magic Carpet Route", соединивший Анкару и Стамбул с Веной, Франкфуртом и Лондоном. Первоначально самолёты летали здесь три раза в неделю. Появилась и другая линия - Анкара - Стамбул - Афины - Рим - Франкфурт. Основными пассажирами данного маршрута были турецкие гастарбайтеры, наводнившие Западную Германию. Для привлечения таких клиентов Türk Hava Yollari поддерживала на линии низкие тарифы. Позже турецкие "Вайкаунты" начали летать в Белград, Мюнхен, Брюссель. Самолёты также использовались на ближневосточном направлении - на трассах Стамбул - Анкара - Адана - Бейрут, Стамбул - Анкара - Тель-Авив.
  Вскоре после начала эксплуатации произошла катастрофа борта TC-SEV. 17 февраля 1959 он выполнял спецрейс из Анкары в Лондон с турецкой правительственной делегацией. Машина должна была приземлиться в Хитроу, но из-за неблагоприятных метеоусловий её перенаправили в Гатвик. Самолёт потерпел здесь крушение при заходе на посадку. Однозначно причина так и не была установлена. Из 24 человек 10 уцелели в этой катастрофе, в том числе глава делегации, премьер-министр Турции Аднан Мендерес.
  К менее тяжёлым последствиям привело столкновение TC-SET с опорой ЛЭП при заходе на посадку в Анкаре 2 февраля 1969. При падении самолёт был уничтожен огнём, но все 22 пассажира и 4 члена экипажа спаслись.
  "Везучим" на происшествия оказался борт TC-SEC. В 1963 при посадке в Тель-Авиве из-за неисправности шасси он получил повреждения винтов и двигателей. 16 марта 1968 у него произошёл отказ механизма выпуска шасси, но самолёт благополучно приземлился на брюхо на военном аэродроме в Диярбакыре. 16 сентября 1969 вскоре после взлёта из Стамбула самолёт захватил угонщик, вынудив изменить курс с Анкары на столицу Болгарии Софию. Болгарские власти машину вернули, но семь месяцев спустя - 7 апреля 1970, самолёт промахнулся мимо полосы, в очередной раз получив повреждения винтов, двигателей, а также крыла. Каждый раз машину ремонтировали и снова пускали на линии. Он полностью отслужил свой срок в Türk Hava Yollari и в 1971, вместе с TC-SEL и TC-SES, был передан турецким ВВС.

Vickers V.794D Viscount
THY - Türk Hava Yollari
бортовой номер TC-SEV
крупное изображение


  ЮАС / ЮАР.

   South African Airways. В марте 1956 авиакомпания подписала контракт на поставку семи Vickers Viscount модификации V.813. На них думали установить двигатели Dart 525, но затем самолёты переоснастили моторами Dart 530. Машины поступали с октября 1958 по январь 1959. Регистрация следующая - ZS-CDT "Blesbok" (346), ZS-CDU "Bosbok" (347), ZS-CDV "Waterbok" (348), ZS-CDW "Rooibok" (349), ZS-CDX "Wildebees" (350), ZS-CDY "Gemsbok" (351) и ZS-CDZ "Hartbees" (352). Первоначально самолёты имели 52-местную компоновку, но в процессе эксплуатации число мест увеличили до 66. Ещё один экземпляр был приобретён в 1962 у Cubana de Aviacion. Это V.818, который в ЮАР стал именоваться ZS-CVA "Rietbok" (317).
  Эксплуатация началась 24 ноября 1958 на международной трассе Йоханнесбург - Солсбери, где "Вайкаунты" заменили DC-4 и Lockheed L-749A Constellation. 15 декабря начались внутренние рейсы по маршруту Йоханнесбург - Блюмфонтейн - Кимберли - Порт-Элизабет. С 1959 машины обслуживали и остальные крупные города ЮАС (с 1961 ЮАР), включая Кейптаун, Дурбан, Ист-Лондон. Позже появился ещё ряд других внутренних маршрутов, а также линии в соседние страны - в Булавайо, Лоренсу-Маркиш (ныне Мапуту), Виндхук. Турбовинтовые машины позволили South African Airways сделать прибыльными ранее убыточные внутренние и региональные линии.
  В целом безаварийная работа Vickers Viscount была омрачена потерей ZS-CVA 13 марта 1967. По пути из Порт-Элизабета в Ист-Лондон самолёт с 25 пассажирами и 5 членами экипажа рухнул в Индийский океан. По поводу причин катастрофы имелось множество версий (технические неисправности, неблагоприятные погодные условия, сердечный приступ у командира, взрыв, пожар и т.п.), но ни одна из них не нашла достаточно весомых доказательств.
  В 1965 в авиакомпанию начали поступать Boeing 727, что положило начало процессу вытеснения "Вайкаунтов" с основных региональных и внутренних линий. Но на второстепенных и локальных маршрутах турбовинтовые машины продержались ещё несколько лет. Первый турбовинтовой авиалайнер был снят с линий South African Airways лишь после поступления Hawker Siddeley HS-748 в 1971. Последние коммерческие рейсы состоялись 1 февраля 1972 (борта ZS-CDX и ZS-CDY). Вслед за этим все 7 экземпляров были проданы авиакомпании British Midland Airways.


  Южная Родезия / Зимбабве.

  Central African Airways. Хотя требования, приведшие к появлению модификации V.700D, составила американская авиакомпания Capital Airlines, первым заказчиком этой версии стала главная авиакомпания Родезии. В мае - июле 1956 по контракту, подписанному в июле 1954, было поставлено 5 экземпляров серии V.748D - VP-YNA "Malvern" (98), VP-YNB "Matopos" (99), VP-YNC "Mlanje" (100), VP-YND "Mweru" (101) и VP-YNE "Mpika" (102). На машинах были установлены двигатели Dart 510, винты de Havilland с прямоугольными законцовками лопастей. Это позволило улучшить взлётно-посадочные характеристики в высокогорной местности с жарким климатом. V.748D - первая серия "Вайкаунтов" с метеорадаром.
  Эксплуатация на линиях началась 1 июня 1956. Самолёты связали столицу Федерации Родезии и Ньясаленда Солсбери с главными политическими центрами страны - Лусакой, Ндолой и Блантайром, а также с Найроби, Йоханнесбургом, Дурбаном. Таким образом, Central African Airways стала вторым после Misrair оператором "Вайкаунтов" на Африканском континенте. Затем Vickers Viscount заменили Vickers Viking и на других внутренних и региональных трассах.
  В августе 1957 турбовинтовые авиалайнеры пришли на смену Vickers Viking на маршруте "Zambesi Service" - из Солсбери в Лондон. Это была одна из самых дальних линий, где применялись Vickers Viscount. Маршрут проходил через Лусаку, Ндолу (Сев. Родезия), Энтеббе (Уганда), Хартум, Вади-Халфу (Судан), Бенгази и Рим. Продолжительность рейса - 26 часов, что в 3 раза быстрее, чем на Vickers Viking. Здесь самолёты летали в 47-местной компоновке. Они оснащались подвесными топливными баками. Рейсы "Вайкаунтов" в Лондон Central African Airways выполняла до осени 1960.
  Первое серьёзное лётное происшествие случилось 8 августа 1958 на трассе "Zambezi". При заходе на посадку в Бенгази V.748D VP-YNE врезался в холм в 9 км от аэропорта. Погибли 36 человек из 54.
   В январе 1961 на нескольких экземплярах были обнаружены коррозионные микротрещины крыла, что заставило снять V.748D с линий и отправить на ремонт. Это поставило авиакомпанию в сложное положение. Чтобы поправить его, пришлось прибегнуть к помощи флота родезийских ВВС. Кроме того, в марте того же 1961 у BOAC Associated Companies был взят в аренду V.754D, ранее летавший в Middle East Airlines. Самолёт с серийным номером 241 получил регистрацию VP-YTE (позже VP-WJI) и имя "Zambezi".

Vickers V.748D Viscount
Central African Airways
VP-YNA "Malvern"
крупное изображение

   Air Rhodesia / Air Zimbabwe. В 1963 Федерация Родезии и Ньясаленда прекратила существование, распавшись на три страны - Южную Родезию, Замбию и Малави. Central African Airways продолжала существовать ещё четыре года, однако в 1964 начался процесс её разделения на 3 национальных авиакомпании. Большая часть флота была распределена между вновь образованными операторами Air Rhodesia, Zambia Airways и Air Malawi (первоначально являвшимися "дочками" CAA), однако "Вайкаунты" Central African Airways держала при себе вплоть до ликвидации предприятия 31 декабря 1967. Более того, CAA успела прикупить новые "Вайкаунты". Это V.782D с серийными 297 и 298, приобретённые в 1966 у Iranair - VP-WAS "Hunyani" и VP-WAT. В этот период "Вайкаунты" летали в цветах CAA, но работали от имени любого из трёх операторов.
   1 января 1968 пять "Вайкаунтов" были переданы авиакомпании Air Rhodesia, где и продолжили дальнейшую службу (затем в Air Rhodesia попали остальные два). В том же году у Middle East Airlines был приобретён V.754D с сериным 240, который был зарегистрирован как VP-WAR, а в июле 1970 был взят в аренду ещё один V.754D - VP-YTE (243). В 1972 флот пополнил V.756D VP-YNI "Sabie" (374).

   После распада Федерации вся власть в Южной Родезии фактически перешла к белому меньшинству. По этой причине ряд африканских стран (и не только) объявил этой стране бойкот. География полётов Air Rhodesia существенно сократилась. Теперь она ограничивалась территорией Южной Родезии, межународные рейсы выполнялись лишь в Малави, ЮАР и Мозамбик. После провозглашения независимости Мозамбика и это направление оказалось закрытым. Другой проблемой было эмбарго на поставку комплектующих. Сотрудниками Air Rhodesia были проявлены чудеса изобретательности, чтобы обходными путями доставать необходимые детали и содержать самолёты в приличном состоянии.
  Эксплуатацию усложняли и группировки, ведущие вооружённую борьбу против режима. 3 сентября 1978 VP-WAS стал жертвой атаки группировки Джошуа Нкомо. Вскоре после вылета из Карибы (рейс в Солсбери) по самолёту была выпущена ракета ПЗРК 9К32 Стрела-2. Попытки экипажа спасти подбитую машину оказались безрезультатными - самолёт рухнул в заросли, примерно в 55 км от пункта отправления. В катастрофе погибли 38 из 56 находившихся на борту. Затем подручные Джошуа Нкомо добили десятерых уцелевших, в том числе двоих детей. Спастись удалось лишь восьми пассажирам. 12 февраля 1979 был сбит VP-YND. На этот раз жертвами разбившегося возле Карибы самолёта стали все 54 пассажира и 5 членов экипажа.
  С целью уменьшения заметности для зенитных ракет все оставшиеся "Вайкаунты" были выкрашены специальной серой краской. Были прекращены полёты в Карибу и на водопад Виктория.
  Вскоре руководители вооружённых группировок пришли к власти. Страна изменила название на Зимбабве, в июне 1979 авиакомпания была переименована в Air Zimbabwe-Rhodesia, а затем, в феврале 1980, стала именоваться просто Air Zimbabwe. Соседи признали новую власть, что позволило "Вайкаунтам" возобновить рейсы в Лусаку и Блантайр. В 1981 к ним добавились Найроби и Габороне, Ботсвана.
   Для замены утраченных бортов в конце 1980 - начале 1981 у Air Bridge Carriers была приобретена пара самолётов - V.816 VP-WGB (436) и V.838 VP-WGC (446). В 1983 все самолёты (кроме VP-WAR и VP-YNC) были перерегистрированы. VP-YNA стал Z-YNA, VP-YNB - Z-YNB, VP-WJI - Z-WJI, VP-YTE - Z-YTE, VP-WAT - Z-WAT, VP-WGB - Z-WGB, VP-WGC - Z-WGC, VP-YNI - Z-YNI. Последний из перечисленных прослужил под новым номером недолго. В июле 1984 он был сильно повреждён во время регламентных работ в аэропорту Хараре, а затем и списан.
  В 1984 началось снятие "Вайкаунтов" с линий Air Zimbabwe. Остававшиеся самолёты совершали полёты лишь внутри страны. Последний рейс был выполнен бортом Z-WGC в декабре 1990. Машины поставили на прикол. Большую их часть разобрали, хотя Z-YNB и Z-YNI некоторое время использовались для обучения наземного персонала. Z-YNA, первым поступивший в страну, в 1996 был передан в местный авиационный музей.
  Однако на этом служба Vickers Viscount в авиакомпании Air Zimbabwe ещё не закончилась. В октябре 1999 у свазилендской авиакомпании Interflight на месяц брался в аренду V.806 3C-PBH (382). Если учитывать время работы в Central African Airways, главная авиакомпания страны эксплуатировала "Вайкаунты" дольше, чем любой другой гражданский оператор.


Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.

последняя редакция 07.10.2012

назад

На титульную страницу
Hosted by uCoz