Vickers VC-2 Viscount


в авиакомпаниях Европы
  Австрия - Austrian Air Transport (1964-1979) - 3
- Austrian Airlines (1958-1971) - 12
  Болгария - ТАБСО Транспортно-авиационно българо-съветско общество (1963-1963) - 1
  Дания - Danish Air Charter (1961-1961) - 1
  Ирландия - Aer Lingus (1954-1973, 1989) - 24
  Исландия - Flugfélag Íslands, H.F. - Icelandair (1957-1967) - 2
  Испания - AVIACO - Aviacion y Comercio S.A. (1965-1965) - 1
- LAC - Lineas Aereas Canarias (1985-1989) - 2
  Италия - Alitalia, S.p.A. (1957-1971) - 12
- LAI Linee Aeree Italiane (1957-1957) - 6
  Люксембург - Luxair Société Luxembourgeoise de Navigation Aérienne S.A. (1966-1969) - 1
  Нидерланды - KLM Royal Dutch Airlines (1957-1967) - 9
  Норвегия - Braathens S.A.F.E. Airtransport A/S - 1
- Fred Olsen Flyselskap A/S (1955-1962) - 6
- SAS Scandinavian Airlines System (1960-1961) - 3
  Польша - Polskie Linie Lotnicze LOT (1962-1966) - 3
  Франция - Compagnie Nationale Air France, S.A. (1953-1962, 1967-1968) - 15
- Air Inter - Lignes Aériennes Intérieures, S.A. (1962-1975) - 15
  ФРГ - Air Commerz (1970-1972) - 2
- Condor Flugdienst GmbH (1961-1969) - 4
- Deutsche Lufthansa AG (1958-1972) - 11
- NAS - Nora Air Services (1971-1973) - 4
  Швейцария - SATA - S.A. de Transport Aérien Genéve (1969-1972) - 2
  Швеция - Baltic Airlines (1986-1990) - 2
- Falconair Sweden (1967-1971) - 3
- Malmö Aero / Skyline Sweden (1971-1978) - 7


  Представленные данные требуют уточнения.



  Франция.

   Air France - первый зарубежный заказчик "Вайкаунтов", второй после British European Airways коммерческий оператор, первый в континентальной Европе. В октябре 1951 авиакомпания заказала, а в мае 1953 - августе 1954 получила с завода 12 новых самолётов. Их регистрация следующая - F-BGNK (8), F-BGNL (10), F-BGNM (12), F-BGNN (14), F-BGNO (16), F-BGNP (18), F-BGNQ (33), F-BGNR (35), F-BGNS (36), F-BGNT (37), F-BGNU (38), F-BGNV (39).
  Всё это были машины версии V.708 с двигателями Dart 505. Они имели двухместную пилотскую кабину, пассажирский салон на 49 мест - по 4 кресла в ряду, в последнем ряду лишь одно кресло. Имелось два багажных отсека - впереди и позади салона. Причём задний отсек, в отличие от других серий, был отделён от входа в салон не перегородкой с дверью, а лишь занавеской. Салон был оформлен во французском стиле - с обивкой из атласа de laine, пол устелен коврами.
   Коммерческая эксплуатация началась 15 сентября 1953 на линии Париж - Стамбул. В декабре того же года авиалайнеры начали обслуживать рейсы Париж - Лондон. К ноябрю 1954 "Вайкаунты" вытеснили поршневые самолёты с основных европейских маршрутов. Причём летали с пассажирами без происшествий, был потерян лишь первенец F-BGNK. 12 декабря 1956 он разбился в тренировочном полёте Париж - Реймс. Самолёт врезался в землю возле Данмуа, экипаж из 5 человек погиб.
  В начале 1960-х самолёты были сняты с линий. Четыре самолёта Air France продала британским авиакомпаниям - в 1960 три экземпляра (F-BGNL, F-BGNM, F-BGNN) Maitland Drewery Aviation, в 1961 один (F-BGNS) Starways. Остальные в 1962 достались Air Inter. Однако на этом эксплуатация "Вайкаунтов" в главной французской авиакомпании не закончилась. В пик летних нагрузок 1967 - 1968 самолёты этой модели понадобились снова. Три машины брались в краткосрочную аренду у British Eagle (G-ANRS, G-ATDU, G-ATFN), один V.701 (G-AMNZ) у Cambrian.

Vickers V.708 Viscount
авиакомпании Air France
бортовой F-BGNU
крупное изображение

  Air Inter приобрела у Air France семь V.708, а именно - F-BGNO, F-BGNP, F-BGNQ, F-BGNR, F-BGNT, F-BGNU, F-BGNV. Ещё несколько V.708, ранее также принадлежавших Air France, были куплены у британских авиакомпаний. В 1963 у Starways F-BLHI (36), в 1966 у British United Airways - F-BOEA (12), F-BOEB (14), F-BOEC (10). В процессе эксплуатации борта F-BGNO, F-BGNR и F-BLHI подверглись доработке. В носовой части был установлен метеорадар, из-за чего фюзеляж стал длиннее. В 1964-1965 у брокерской компании William C Wold Associates Inc. дополнительно приобретены четыре V.724 - F-BMCF (54), F-BMCG (52), F-BMCH (50) и F-BNAX (55). Ранее они служили в Air Canada. Все эти самолёты весьма интенсивно эксплуатировались на внутренних линиях.
  В лётных происшествиях были потеряны три экземпляра. 12 августа 1963 потерпел катастрофу F-BGNV, летевший из Лилля в Ниццу. При заходе на посадку в промежуточном аэропорту Лион-Брон под действием штормового ветра он потерял управление и, зацепившись за деревья и крышу дома, упал в поле в 24 км севернее Лиона. Из 16 человек на борту уцелел лишь один пассажир. Жертвой катастрофы также стал один человек на земле.
  28 декабря 1971 при взлёте из аэропорта Клермон-Феррана был серьёзно повреждён, затем списан F-BOEA. Это был тренировочный полёт с имитацией отказа 4-го двигателя. Однако экипаж в данном случае не справился с управлением. 27 октября 1972 в ночном рейсе из Лиона в Клермон-Ферран разбился F-BMCH. Он столкнулся с горой Пик-дю-Пикон в 44 км от пункта назначения. Число жертв этой катастрофы - 60, выжило лишь 8 пассажиров.
  Остальные "Вайкаунты", за исключением F-BGNR, проданного в Австралию в 1973, служили в цветах Air Inter до начала 1975. Затем F-BGNT, F-BLHI, F-BMCG, F-BOEB и F-BOEC достались британской авиакомпании Alidair, остальные списаны.

Vickers V.708 Viscount
авиакомпании Air Inter
бортовой F-BGNT
крупное изображение


  Ирландия.

   Aer Lingus. Национальная авиакомпания Ирландии стала вторым зарубежным оператором "Вайкаунтов", вслед за Air France. В 1951 она заказала 4 экземпляра серии V.707. Поставки выполнены в 1954. На этих машинах были установлены двигатели Dart 506. Они имели компоновку на 48, по 4 - 5 кресел в ряду, затем на 53 пассажирских места. Кресла имели кожаную обшивку фирмы Connolly (обычно применяемую в салонах престижных автомобилей). Перед салоном были размещены два туалета, позади него большой багажный отсек. По требованию Aer Lingus пилотская кабина была сделана двухместной. Авиалайнеры имели следующее обозначение - EI-AFV "St. Padraig" (30), EI-AFW "St. Brighid" (31), EI-AFY "St. Brendan" (32), EI-AGI "St. Lorcan O'Tuathail" (34).
  В 1957 - 1958 фирма Vickers-Armstrongs выполнила второй заказ Aer Lingus - на 6 V.808. 70-местные самолёты были оснащены двигателями Dart 510 - EI-AJI "St Gall" (289), EI-AJJ "St Columban" (290), EI-AJK "St Cillian" (291), EI-AKJ "St. Colman" (421), EI-AKK "St. Aodhan" (422), EI-AKL "St. Colmcille" (423). Пока этот заказ выполнялся, авиакомпания брала у фирмы в краткосрочную аренду (летний сезон 1958) два борта V.745D - EI-AJV (228) и EI-AJW (225). В 1967 EI-AKJ и EI-AKL были конвертированы фирмой Scottish Aviation в грузовой вариант V.808C. Ширина двери в передней части фюзеляжа была увеличена в два раза.
  В 1960-е приобретены ещё несколько подёржанных самолётов. В том числе в 1960 V.805 у Eagle Airways Bermuda (в Ирландии получил регистрацию EI-ALG), и в 1961 у Maritime Central Airways (EI-AMA). Последний из них был доработан в пассажирскую версию V.808. Но самый большой "улов" достался на распродаже KLM в 1965 - 1967 - 9 V.803. В Aer Lingus они летали с бортовыми номерами и названиями EI-AOE "St. Dymphna"(177), EI-AOF "St. Finghin" (176), EI-AOG "St. Finian" (172), EI-AOH "St. Fiachra" (180), EI-AOI "St. Fergal" (179), EI-AOJ "St. Flannan" (173), EI-AOM "St. Feidhlim" (178), EI-APD "St. Finbar" (174), EI-AOL "St. Fionntan" (175). Три из них были доработаны в версию V.808.

  Коммерческая служба турбовинтовых авиалайнеров началась 11 апреля 1954 на линии Дублин - Лондон. Внутри Ирландии они связали столицу с Шэнноном и Корком. В летний сезон 1956 "Вайкаунты" также летали в Манчестер, Амстердам и Париж. В 1957, с приходом V.808, добавились Франкфурт, Дюссельдорф, Брюссель, Цюрих, Рим, Лурд и Барселона. В 1959 они начали приземляться в Копенгагене и Лиссабоне. Позже появились и другие европейские маршруты. Регулярные рейсы совершались также в Белфаст, Бристоль, Ливерпуль, Бирмингем и Глазго. Внедрение "Вайкаунтов" позволило Aer Lingus значительно увеличить объём перевозок. Регулярность рейсов в первые два года эксплуатации достигала 0,995.
  Служба в Aer Lingus отмечена несколькими серьёзными инцидентами. 22 июня 1967 во время тренировочного полёта EI-AOF неожиданно вошёл в крутое пикирование и врезался в землю, катастрофа унесла жизни всех трёх членов экипажа. 21 сентября того же года EI-AKK потерпел аварию при посадке в Бристоле, пассажиры и экипаж уцелели.
  24 марта 1968 летевший из Корка в Лондон EI-AOM потерял управление и упал в Ирландское море недалеко от скалы Тускар Рок. Официальное расследование не смогло установить причину катастрофы, унёсшей жизни 61 человека. Что породило слухи о преднамеренном сокрытии реальных причин трагедии. Одна из версий утверждала, что самолёт был сбит британской экспериментальной ракетой системы ПРО. Другая представила дело так, что "Вайкаунт" якобы столкнулся с французским военным самолётом Fouga Magister, выполнявшим в этой зоне тренировочный полёт.
  Невезучим оказался и борт EI-AOG. Он два раза попадал в лётные происшествия. 30 января 1968 при посадке в Дублине у него подломилась стойка передней опоры шасси. Повреждения получили также винты и внутренние двигатели. Машину отремонтировали и вновь пустили на линии. Другой раз - 7 октября 1969 авиалайнер совершил грубую посадку в Бристоле. Хотя и на этот раз был произведён ремонт, пассажиров самолёт больше не возил.
   V.707 эксплуатировались до 1960, затем были проданы. Машины 800-х серий ушли со службы осенью 1970. Некоторые из них были проданы сразу, остальные сданы в аренду другим авиакомпаниям. Окончательно они покинули реестр Aer Lingus в 1973.
  На этом история службы "Вайкаунов" в главной ирландской авиакомпании не заканчивается. Весной 1989 Aer Lingus была вынуждена на пару недель одолжить V.806 G-AOYR у British Air Ferries, чтобы закрыть брешь в расписании, вызванной задержкой с поставкой нового Fokker 50.

Vickers V.707 Viscount
авиакомпании Aer Lingus
EI-AFY "St. Brendan"
крупное изображение


  Австрия.

   Austrian Airlines. Vickers Viscount стал первым авиалайнеров возрождённой национальной авиакомпании Австрии. В начале 1958 норвежский перевозчик Fred Olsen Flyselskap, владевший 15% акций Austrian Airlines, предоставил в двухлетнюю аренду 4 своих V.779D вместе с экипажами. Мирный договор запрещал иностранцам работать в австрийской авиации, поэтому норвежские пилоты приняли австрийское гражданство. А самолёты получили австрийскую регистрацию - OE-LAB (250), OE-LAC (251), OE-LAD (252) и OE-LAE (247).
   Коммерческие перевозки начались 31 марта 1958 рейсом из Вены в Лондон. Затем появился ещё ряд маршрутов: Вена - Франкфурт, Вена - Штутгарт - Париж, Вена - Рим, Вена - Цюрих, Вена - Варшава. В апреле 1959 "Вайкаунты" начали летать в Манчестер, а 5 июня они связали столицу Австрии с Москвой.
  Эксплуатация арендованных V.779D закончилась весной 1960. Но к тому времени Austrian Airlines начала получать собственные V.837 с двигателями Dart 525. В хвостовой части самолётов располагалась гостиная. Всего поставлено 6 экземпляров, номера и названия следующие - OE-LAF "Joseph Haydn" (437), OE-LAG "Franz Schubert" (438), OE-LAH "Anton Bruckner" (439), OE-LAK "Johann Strauss" (440), OE-LAL "W. A. Mozart" (441) и OE-LAM "Ludwig Van Beethoven" (442).
  В 1961 на распродаже Capital Airlines были приобретены 2 V.745D. В Австрии они обозначались как OE-LAO "Franz Lehar" (113) и OE-LAN "Johannes Brahms" (112). В цветах Austrian Airlines эти машины летали недолго - весной 1963 их продали Aloha Airlines. Что же касается машин 837-й серии, большинство из них служили до начала 1970-х. Приняв эстафету от V.779D, они освоили ряд новых маршрутов - в Женеву, Милан, Белград, Софию, Будапешт, Бухарест. "Вайкаунты" начали летать в Европу из региональных центров Австрии - Зальцбурга, Клагенфурта, Граца, Линца и Инсбрука. В последнем их них самолёты наиболее интенсивно поработали в начале 1964 - в период зимней Олимпиады.
  В целом, 837-е надёжно служили австрийскому перевозчику, однако начало их карьеры отмечено трагедией. 26 сентября 1960 ОЕ-LAF, выполнявший рейс OS901 Вена - Варшава - Москва, разбился при заходе на посадку в аэропорту Шереметьево. Из 37 человек спаслись лишь 5 пассажиров и одна стюардесса. Комиссия по расследованию так и не пришла к единому мнению. Скорее всего, причина крылась в совокупности ряда факторов. Низкая облачность (слоисто-дождевые облака на высоте 290 м) и различная настройка бортовых высотомеров привели к тому, что экипаж при снижении неправильно оценил расстояние до поверхности. В результате машина, не долетев до полосы 11 км, зацепилась колёсами шасси за верхушки деревьев и рухнула в лес.
  В 1964 в Austrian Airlines начали поступать SE-210 Caravelle, которые вытеснили "Вайкаунты" с ряда венских маршрутов. Однако в региональных центрах они оставались основным средством воздушного сообщения с зарубежными странами ещё в течение пяти лет. Продолжали летать они и из столицы Австрии - в Варшаву, Будапешт, Белград. Летали также на внутренних линиях - из Вены в Зальцбург, Грац, Клагенфурт, Инсбрук. Окончательно с линий "Вайкаунты" были сняты в 1970. Последний самолёт продали в следующем году.

Vickers V.745D Viscount
Austrian Airlines
OE-LAN "Johannes Brahms"
крупное изображение

  Austrian Air Transport - чартерная "дочка" Austrian Airlines, основанная ею в 1964. В разное время здесь работали несколько "Вайкаунтов" материнской авиакомпании. Среди них OE-LAG, OE-LAK. Дольше всех служил OE-LAM - с апреля 1964 по апрель 1970. Машины выполняли туристские рейсы в города Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и на курорты Средиземноморья.


  Исландия.

   Icelandair. "Вайкаунты" стали первыми турбовинтовыми лайнерами национальной авиакомпании Исландии. Весной 1957 Icelandair приобрела пару V.759D у британской авиакомпании Hunting-Clan Air Transport. На вулканическом острове они были зарегистрированы как TF-ISN "Gullfaxi" (140) и TF-ISU "Hrinfaxi" (149). С мая 1957 они связали Исландию с Западной Европой. Первый маршрут Рейкьявик - Глазго - Копенгаген открылся 3 мая, по маршруту Рейкьявик - Глазго - Лондон машины начали летать 6 мая. 3 июня открылся прямой рейс в Лондон.
  В том же году "Вайкаунты" начали регулярно летать в Осло и Гамбург, затем в расписании появился Берген. В начале 1960-х появились и внутриисландские маршруты. Самолёты также использовались для чартерных полётов - в основном в Гренландию. Благодаря низким тарифам сервис пользовался высоким спросом. Особенно у специфической публики, из-за которой Icelandair получила неофициальное название "авиалиния для хиппи".
  TF-ISU был потерян в катастрофе 14 апреля 1963. Он совершал рейс Копенгаген - Осло - Берген - Рейкьявик. При заходе на посадку произошла потеря управления (возможно, в облаках обледенел стабилизатор). Самолёт упал на острове Несойя (Nesøya) в 6 км от аэропорта Осло-Форнебу. На борту было 8 пассажиров и 4 члена экипажа, никто не выжил.
   TF-ISN служил дольше - пока его не заменили Fokker F.27-200. В июне 1967 он был поставлен на прикол, а затем продан.

Vickers V.759D Viscount
авиакомпании Icelandair
TF-ISN "Gullfaxi"
крупное изображение


  Испания.

   Aviaco. Весьма короткое время авиакомпания использовала на своих линиях один V.831 с серийным номером 419. Самолёт был взят в аренду у British United Airways в апреле 1965. Сначала он носил регистрацию EC-AZK, затем EC-WZK. В летний сезон 1965 самолёт использовался на ряде европейских направлений, в частности летал в Лондон. В ноябре 1965 машину вернули владельцу.


  Италия.

   LAI - Linee Aeree Italiane. В конце 1955 авиакомпания заказала 10 новых V.785D. Однако получены были лишь 6 экземпляров - с марта по август 1957. Бортовые номера - I-LAKE (328), I-LARK (329), I-LIFE (325), I-LIFT (326), I-LILI (327), I-LOTT (330). В летний сезон 1957 они успели поработать на следующих линиях: Рим - Милан - Цюрих, Рим - Кальяри, Рим - Милан - Ницца - Барселона, Рим - Милан - Мюнхен - Вена, Рим - Венеция - Мюнхен - Вена, Рим - Милан - Мюнхен - Франкфурт, Рим - Венеция - Мюнхен - Франкфурт, Рим - Милан - Брюссель. Однако ко времени начала эксплуатации турбовинтовых авиалайнеров итальянское правительство решило объединить Linee Aeree Italiane с авиакомпанией Alitalia. Передача этих "Вайкаунтов" новому хозяину состоялось 1 октября 1957.

Vickers V.785D Viscount
Linee Aeree Italiane
бортовой номер I-LIFT
крупное изображение

  Alitalia. Наряду с 6 экземплярами, успевшими поработать в LAI, главный перевозчик Аппенинского полуострова имел и другие "Вайкаунты". Во-первых, 4 самолёта, которые LAI не успела получить до слияния - I-LIRP (379), I-LIRS (377), I-LIZO (380), I-LIZT (378). Они поставлены весной 1958. В 1960 на распродаже Capital Airlines были приобретены 5 V.745D. В Италии они имели следующую регистрацию - I-LIFS (130), I-LIRE (116), I-LITS (119), I-LINS (131), I-LIRC (114). Ещё две машины этой версии прежде служили в Northeast Airlines - I-LIRM (288), I-LIRG (284), и одна в Philippine Air Lines - I-LIRT (118). Итальянские номера они получили в 1964 - 1965.
  Официально эксплуатация под брендом Alitalia началась 6 октября 1957. Наряду с линиями, проложенными Linee Aeree Italiane, был открыт ещё ряд маршрутов. Внутри страны они связали Турин, Неаполь, Пизу, Венецию, Палермо, Катанию, Альгеро. В европейском расписании появились Париж, Дюссельдорф, Женева, Прага. "Вайкаунты" начали летать в Северную Африку - в Тунис, Триполи, Бенгази.
  Два самолёта были потеряны в лётных происшествиях. 21 декабря 1959 во время тренировочного полёта с имитацией отказа двух двигателей в районе римского аэропорта Чампино разбился I-LIZT, оба пилота погибли. 28 марта 1964 при заходе на посадку в Неаполе I-LAKE врезался в Монте Сомма (Везувий). Он выполнял рейс из Рима с 40 пассажирами и 5 членами экипажа - никто не выжил. 10 ноября 1965 при посадке в Альгеро потерпел аварию и борт I-LIRE. Этот самолёт был отремонтирован и снова вышел на службу.
  В 1961 на ряд европейских линий, где ранее служили Vickers Viscount, появились SE-210 Caravelle. Однако, благодаря хорошим характеристикам, турбовинтовые самолёты продолжали служить на второстепенных маршрутах - до конца десятилетия. С эксплуатации их сняли уже после начала поставок DC-9-32. Рейсы Vickers Viscount в цветах Alitalia прекратились в начале 1970. Последний самолёт был вычеркнут из реестра итальянской авиакомпании в следующем году.


  Люксембург.

   Luxair. Авиакомпания была обладательницей всего одного V.815 с серийным 376, ранее служившем в PIA. Прибыв в Люксембург, он получил номер LX-LGC. Самолёт использовался на некоторых линиях, соединяющих столицу страны с другими европейскими городами. Среди них Лондон, Франкфурт-на-Майне, Пальма-де-Майорка. 22 декабря 1969 при посадке в люксембургском аэропорту Финдель он выкатился за пределы скользкой полосы и получил необратимые повреждение. Среди находившихся на борту этого регулярного рейса из Франкфурта пострадавших не было.


  Нидерланды.

   KLM. Первоначально Королевские авиалинии Нидерландов собирались приобрести самолёты серии V.731. Но затем от этого намерения отказались в пользу V.803. В июне 1955 KLM стала первым зарубежным заказчиком "Вакаунтов" 800-й серии. 9 самолётов поступили с апреля по декабрь 1957 - PH-VIA "Sir Sefton Brancker" (172), PH-VIB "Louis Bleriot" (173), PH-VIC "J. C. Ellehammer" (174), PH-VID "Otto Lilienthal" (175), PH-VIE "Jan Olieslagers" (176), PH-VIF "Leonardo da Vinci" (177), PH-VIG "Sir Charles Kingsford Smith" (178), PH-VIH "Alberto Santos Dumont" (179) и PH-VII "Daedalus" (180). Машины имели смешанную конфигурацию - 13 мест первого класса (по 4 кресла в каждом ряду), и 40 мест экономического (по 5 кресел в ряду). В 1959 у ряда из них компоновку изменили на 64-местную экономического класса.
  Самолёты использовались на самых коротких европейских линиях KLM. Они летали из Амстердама и Роттердама в Брюссель, Лондон, Манчестер, Глазго, Дублин, Бремен, Гамбург, Франкфурт, Дюссельдорф, Штутгарт, Мюнхен, Париж, Цюрих, Женеву. В 1965 - 1967 все экземпляры были проданы Aer Lingus.

Vickers V.803 Viscount
авиакомпании KLM
PH-VIA "Sir Sefton Brancker"
крупное изображение


  Норвегия.

  Fred. Olsen Flyselskap - первый оператор "Вайкаунтов" в Скандинавии. Авиакомпания имела пару V.736 - LN-FOF (77) и LN-FOL (78), а также 4 V.779D - LN-FOM (247), LN-FOH (250), LN-FOI (251), LN-FOK (252).
  Предприятие специализировалось на чартере. Но гораздо чаще самолёты сдавались в аренду другим операторам, вместе с экипажами. Так обоим V.736 даже не пришлось поработать в собственной авиакомпании. Они были переданы в лизинг British European Airways прямо с завода-изготовителя, и работали там до самой продажи в 1957. Несколько V.779D начинали карьеру в Austrian Airlines. Среди клиентов также была Scandinavian Airlines System. V.779D числились в реестре Fred Olsen Flyselskap до продажи в 1962.

Vickers V.779D Viscount
Fred. Olsen Flyselskap
бортовой номер LN-FOH
крупное изображение


  Польша.

   LOT. В октябре - декабре 1962 польская национальная авиакомпания приобрела три V.804 с двигателями Dart 6. Ранее "Вайкаунты" принадлежали британскому перевозчику British United Airways. В Польше самолёты получили регистрацию - SP-LVA (249), SP-LVB (395), SP-LVC (248). Перед тем как купить эти самолёты, в летнем сезоне 1962 в аренду у той же авиакомпании брался V.736 G-AODG.
  В декабре 1962 самолёты вышли на линии. Летали в основном на запад - в Берлин, Париж, Брюссель, Амстердам, Лондон, Копенгаген, Вену, Рим, также в Белград и Афины. SP-LVB служил совсем недолго. 19 декабря 1962, завершая рейс Брюссель - Берлин - Варшава, он разбился при заходе на посадку в аэропорту "Окенце". Все 33 человека погибли. Несчастливой оказалась и судьба SP-LVA. 20 августа 1965 он взлетел из французского Лилля, чтобы доставить грузы во Вроцлав. Однако вскоре после набора высоты самолёт вошёл в пике и врезался в землю в 26 км западнее Льежа, экипаж погиб. Оставшийся борт прослужил до 1966, затем был продан New Zealand National Airways.

Vickers V.804 Viscount
Polskie Linie Lotnicze LOT
бортовой номер SP-LVC
крупное изображение


  ФРГ.

  Lufthansa. В 1956 возрождённая немецкая авиакомпания заказала 9 V.814. Самолёты поступали с октября 1958 по декабрь 1959, их регистрация - D-ANUN (338), D-ANOL (339), D-ANAD (340), D-ANIP (341), D-ANUR (342), D-ANEF (343), D-ANIZ (344), D-ANAM (368), D-ANAB (369). В 1961 - 1962 дополнительно приобретены две машины такой же модификации - D-ANAC (370) и D-ANAF (447).
   Линии "Вайкаунтов" были проложены из крупнейших городов ФРГ по ряду европейских направлений. Первым состоялся рейс в Милан - 1 апреля 1959. Затем последовали Стокгольм, Афины, Женева, Ницца, Барселона. "Вайкаунты" также летали в Лондон, Вену, Мадрид. Внутри Германии связывали между собой Гамбург, Штутгарт, Мюнхен, Франкфурт, Дюссельдорф, Кёльн. Летали и на Ближний Восток - в Стамбул и Анкару. Некоторое время выполнялись полёты в Бейрут и Дамаск, однако в 1960 с этого направления были сняты.
  С 1961 практиковалось использование турбовинтовых самолётов на ночных внутренних почтовых рейсах. В начале 1960-х несколько экземпляров были переданы в долгосрочную аренду чартерной "дочке" Condor Flugdienst. На линиях Люфтганзы "Вайкаунты" работали до конца марта 1971. К тому времени часть машин уже была продана другим операторам. Оставшиеся последовали тем же путём в 1972. Однако D-ANAF оставался в цветах Люфтганзы ещё более 30 лет. Он использовался в качестве стенда для обучения технического персонала. В сентябре 2012 этот борт был перебазирован в технический музей в Шпайере (105 км южнее Франкфурта-на-Майне).

Vickers V.814 Viscount
авиакомпании Lufthansa
бортовой номер D-ANIZ
крупное изображение


  Швеция.

   Malmö Aero /Skyline Sweden - крупнейший скандинавский оператор "Вайкаунтов". Всего через руки авиакомпании из Мальмё прошли 7 экземпляров. Среди них два V.784D - SE-CNL (300), SE-CNM (324) и один V.745D SE-CNK (227), приобретённые в 1971 у Falconair Sweden. В 1975 British Midland Airways продала шведской авиакомпании пару V.814. Их регистрация стала SE-FOX (340) и SE-FOY (338). В 1976 появился V.838 SE-FOZ (372). Наконец, в 1977 в краткосрочную аренду у Alidair брался V.814 G-AZNH (342).
  Самолёты использовались для туристских чартерных рейсов на курорты Европы и Северной Африки. В 1975 - 1976 по контракту с Linjeflyg самолёты 800-й серии выполняли регулярные рейсы внутри страны. Один из них закончился трагедией. 15 января 1977 SE-FOZ, летевший из Кристианстада в Стокгольм, разбился при заходе на посадку в аэропорту назначения. На борту было 22 человека - все они погибли. Причина катастрофы - потеря управления из-за обледенения.
  Судьба остальных бортов такова - оба V.784D - служили до осени 1972, V.745D до осени 1976. Последний рейс V.814 состоялся 29 апреля 1978. К тому времени Skyline Sweden обанкротилась, оставшиеся самолёты были возвращены British Midland Airways.

Vickers V.838 Viscount
авиакомпании Skyline Sweden
бортовой номер SE-FOZ
крупное изображение


Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.

последняя редакция 06.11.2012

назад

На титульную страницу
Hosted by uCoz