Douglas DC-3/C-47


в авиакомпаниях Ближнего Востока и Африки
  Алжир - Air Algerie
- Transport Compagnie Algerienne de T.A.
  Аден/ Южный Йемен - Aden Airways
- Alyemda
  Ангола - DTA
  Афганистан - Ariana Afghan Airlines
  Берег Слоновой Кости/ Кот д'Ивуар - Air Ivoire
  Гана - Ghana Airways
  Договорный Оман/ ОАЭ - Gulf Aviation
  Египет - Misrair
- Nile Delta Air Services
- UAA United Arab Airlines
  Израиль - EL AL
  Иран - Air Taxi Co.
- Iranian Airlines
- IranAir
  Йемен - Yemen Airlines
  Камерун - Air Cameroon
- Societe de Transports Aériens Camerounais
  Кения - Air Kenya
- East African Airways
- Sunbird Aviation
  Д.Р.Конго/ Заир - Air Congo
- Air Kasai
- Air Katanga
- Transports Aériens du Zaire
- GLM Aviation
  Кувейт - Kuwait National Airways
  Либерия - Air Liberia
- Liberian National Airlines
  Ливан - CGT Compagnie Générale de Transports/ Air Liban
- Middle East Airlines
  Мавритания - Air Mauritanie
  Марокко - Royale Air Maroc
  Мозамбик - DETA
- Scan Transportes Aéreos
- STASA
  Намибия - Namib Air
  Нигер - Air Niger
  Нигерия - Arax Airlines
- Nigeria Airways, Ltd. (1958-1967) - 8
  Родезия и Ньясаленд - Central African Airways
- Rhodesian Air Services
  Саудовская Аравия - Saudi Arabian Airlines (1946-1975) - 15
  Сенегал - Comp. Sénégalaise de Transport Aériens
  Сирия - Syrian Airways
- Syrian Arab Airlines
  Сомали - Somali Airlines
  Судан - Sudan Airways
  Турция - Türk Hava Kuvvetleri
- THY Türk Hava Yollari
- Devlet Hava Yollari
  Франц. Сомали/ Джибути - Air Djibouti
  Чад - Air Tchad
  Эфиопия - Ethiopian Airlines (1946-1991) - 40
 

ЮАС/ ЮАР

- Airworld
- Comair(Commercial Airways Pty.)
- Dodson International Air
- Mercury Aviation
- National Airways
- Naturelink Charter
- Pan African Air Charter
- Phoebus Apollo Aviation
- Rovos Air
- South African Historic Flight
- South African Airways (1946-1970)
- Springbok Classic Air
- Tropic Airways
- United Air


   Нигерия

  Nigeria Airways. После ликвидации West African Airways в 1958 на её обломках возникла национальная авикомпания Нигерии под названием Nigeria Airways, Ltd. В наследтство новый оператор получил 7 DC-3 (точнее C-47 разных версий) - VR-NCK "Onitsha" (25366), VR-NCL "Tiko" (25364), VR-NCM "Calabar" (6071), VR-NCN (13606), VR-NCO (9813), VR-NCP (13304), VR-NCS (9874). D 1960 была произведена перерегистрация бортов, соответственно - 5N-AAK, 5N-AAL, 5N-AAM, 5N-AAN, 5N-AAO, 5N-AAP, 5N-AAQ. Кроме того, в 1961 на несколько месяцев был взят в аренду у BEA C-47A G-AKJH (13164).
  Самолёты обслуживали внутренние маршруты, а также, совместно с Ghana Airways, выполняли рейсы в страны Западноой Африки. Летали и в центральноафриканский Камерун. В 1963 на западноафриканских пассажирских маршрутах "Дакоты" постепенно начали вытесняться турбовинтовыми Fokker F.27-200. Два самолёта были переведены на грузовые рейсы. Один работал на линии Кано - Лагос. Другой возил молоко по маршруту Кано - Котону - Ломе - Аккра.
  В 1964 5N-AAO был продан ирландской авиакомпании Aer Turas Teoranta. Судьба остальных следующая. Весной 1967 богатая нефтью Восточная провинция откололась, провозгласив себя независимой Республикой Биафра. Центральное правительство хотело быстро подавить мятеж, однако военное противостояние растянулось более чем на 2 года. Оно существенным образом повлияло на судьбу самолётов Nigeria Airways. 5 апреля 1967 борт 5N-AAK был реквизирован властями Биафры в аэропорту Энугу. Предполагается, что он уничтожен там же при налёте нигерийских ВВС. Разные источники приводят различные даты этого события - от 10 сентября до 6 ноября 1967.
   Оставшиеся пять самолётов в августе 1967 были временно переданы нигерийским ВВС. Там они использовались как бомбардировщики. Базируясь в городе Бенин, "Дакоты" совершали налёты на Энугу и Порт-Харкорт. Насколько известно, в Nigeria Airways эти самолёты больше не вернулись.
C-47-DL (DC-3)
Nigeria Airways
5N-AAM "Calabar"
крупное изображение


   Саудовская Аравия

  Saudi Arabian Airlines. Первый аравийский DC-3 был преподнесён в подарок королю Саудовской Аравии Абдул Азизу президентом США Ф. Рузвельтом во время их встречи на Суэцком канале 14 февраля 1945. Машина получила бортовой номер SA-R-1 (сер. 15902/32650). 10 июня 1945 состоялся первый международный рейс в Дамаск. Вскоре Абдул Азиз получил ещё две машины, которые получили бортовые номера SA-R-2 и SA-R-3. Оператором самолётов было одно из подразделений аравийского Министерства обороны. В следующем году подразделение было превращено в авиакомпанию Saudi Arabian Airlines, которая начала выполнять перевозки паломников из стран Ближнего Востока в Мекку во время хаджа. Эксплуатацию "Дакот" осуществлял персонал авиакомпании TWA.
   В августе 1947 авиакомпания уже располагала флотом из 10 самолётов, а в 1949 количество DC-3 достигло тринадцати. 14 марта 1947 открылась внутренняя регулярная линия Джидда - Эр-Рияд - Хуфуф - Дахран, пересекавшая Аравийский полуостров от Персидского залива до Красного моря. Спустя двое суток начали регулярно выполняться и международные рейсы по маршруту Джидда - Медина - Каир. В июне 1947 самолёты начали летать из Джидды в Дамаск, в начале следующего года в Бейрут.
  За время службы в главной аравийской авиакомпании DC-3 имели несколько серьёзных лётных происшествий. 16 февраля возле Наджрана (юго-запад Саудовской Аравии) при взлёте разбился борт HZ-AAO, жертв не было. 13 июня во время тренировочного полёта в Красное море возле Джидды упал HZ-AAN (12899), оба пилота погибли. 11 июня 1967 был потерян HZ-AAJ (15235/26680). 24 июня того же года возле Халиф Нсиера потерпел катастрофу HZ-AAM, выполнявший внутренний рейс из Наджрана в Джидду. Из 17 человек спасся лишь один пассажир. 10 июля 1972 возле Табука (северо-запад страны) разбился HZ-AAK (16231/32979). 10 ноября 1970 произошёл угон самолёта, выполнявшего рейс из Аммана в Эр-Рияд. Вооружённый пассажир заставил его приземлиться в Дамаске.
   В 1960е авиакомпания стала получать реактивную технику, в результате чего в 1972 DC-3 были сняты с магистральных линий. В 1975 "Дакоты" ушли с региональных и местных. Ныне DC-3 авиакомпанией не используются, но первый экземпляр до сих пор сохраняется в международном аэропорту Джидды как памятник истории.


   Эфиопия

  Ethiopian Airlines - национальный авиаперевозчик Эфиопии, возник в 1945, при содействии американской авиакомпании TWA. DC-3, точнее C-47, стал первым самолётом этой авиакомпании. Первые пять машин были приобретены на распродаже американского военного имущества в Каире. Их доработали под пассажирскую версию с 21 креслом в салоне. В Эфиопию поступили 1 февраля 1946. Самолёты получили регистрацию ET-T-1 (позже ET-AAO, сер. 10053), ET-T-2 (ET-AAP, 13181), ET-T-3 (ET-AAQ, 20174), ET-T-4 (ET-AAR, 9465), ET-T-5 (19416). В июле 1946 флот пополнился ещё пятью машинами ET-T-11, ET-T-12 (20874), ET-T-14 (ET-AAS, 13454), ET-T-15 (ET-AAT, 13483) и ET-T-16 (ET-AAU, 13305), в феврале 1947 добавился ET-T-18.
   В 1960е-1970е были поставлены ещё ряд машин. В 1962 приобретены борта ET-ABE (32846) и ET-ABF (6069), в феврале 1964 ET-ABI (12000). Год спустя ET-ABQ (4325) и ET-ABR (4297), в 1966 ET-ABX (4292) и ET-ABY (12205). В 1969 ET-ADC (26162), в сентябре 1971 ET-AEJ (26990). В 1975 - 1977 авиакомпания получила четырнадцать DC-3 - ET-AFW (33429), ET-AGG (11652), ET-AGH (9501), ET-AGI (19006), ET-AGK, ET-AGM, ET-AGO (26732), ET-AGP, ET-AGR (11711), ET-AGT (25288), ET-AGU (13026), ET-AGV (26979), ET-AGW (12981), ET-AGX (26089). В мае 1979 прибавился ET-AHG (18914), в мае 1981 - ET-AHP (12210), ET-AHQ (4607), ET-AHR (13311). И, наконец, в июле 1983 поступили ET-AIA (9628) и ET-AIB (42969). Таким образом, Ethiopian Airlines располагала одним из крупнейших флотов DC-3 на Африканском континенте.
  Эксплуатация началась со спецрейса в феврале 1946 - самолёт Ethiopian Airlines доставил в Найроби банкноты восточноафриканской валюты на сумму 3,7 млн. USD. 8 апреля того же года открылись регулярные пассажирские линии - международная Аддис-Абеба - Джибути - Аден и внутренняя Аддис-Абеба - Джимма. В 1947 DC-3 стали регулярно летать в Найроби, Каир, Мукаллу (Йемен), Джидду (Саудовская Аравия) и Лидду (Палестина). Тогда же начались чартерные рейсы в Бомбей - они продолжались 11 часов (здесь самолёты летали до июля 1950). В 1948 была проложена линии во Французское Сомали.
   С поступлением в начале 1950х Convair 240, "Дакоты" сосредоточились на обслуживании внутренних маршрутов, количество которых в 1952 достигло 21. Машины возили как пассажиров, так и грузы. Наличие большого флота DC-3 привело к созданию собственной ремонтной базы. В 1958 авиакомпания сама начала проводить регламент и ремонт двигателей R-1830-92. За год до того на DC-3 впервые начали работать эфиопские экипажи (ранее командирами были американцы).

  Плохое состояние большинства эфиопских аэродромов часто приводило к лётным происшествиям. Так 22 июля 1948 в Горе разбился ET-T-5. За ним последовали ET-T-4 (27 апреля 1957, Гамбела), ET-ABI (14 сентября 1965, Гора), ET-ABE (август 1974, Мота), ET-AEJ (14 декабря 1976, Оборсо), ET-AAP (12 июня 1977, Кабри Дар), ET-AFW (15 октября 1977 при взлёте в Арба-Минч столкнулся с выскочившим на ВПП ослом), ET-AGK (15 октября 1978, Содо), ET-AGU (21 сентября 1979, Варенту), ET-AGW (1 января 1981, Бахар Дар), ET-AHP (24 августа 1982, Макела). К счастью, в этих случаях никто из людей не пострадал.
  Однако, ряд происшествий закончился более фатально. 15 июля 1960 ET-T-18 по пути из Булчи в Джимму врезался в бамбуковые заросли на вершине холма, погиб командир корабля - это была первая жертва авиакомпании. 5 сентября 1961 ET-T-16 (ET-AAU) разбился при взлёте в Сендафаре, погиб бортпроводник и четыре пассажира. 13 января 1962 в подобной ситуации потерпел катастрофу в Типпи ET-T-1, погиб экипаж и четыре пассажира. 10 сентября 1972 в Гондаре разбился ET-ABQ, погибли все 11 на борту. 20 ноября 1974 при крушении ET-AAR в Содо погибли двое из 24. 11 сентября 1975 ET-ABX врезался в гору Чоте, один пассажир погиб. 20 июля 1977 в Тубо Микие разбился ET-ABF, погибли все пятеро. 28 января 1979 в Хейкоте, западней Асмары, на ET-AGP погибли 3 человека.
  Несколько самолётов были потеряны в результате военных действий или терактов. 10 апреля 1969 над Суэцким каналом был сбит ET-AAQ, все три члена экипажа погибли. В августе 1969 ET-AAR угнали в Хартум. 14 марта 1975 ET-ABR сгорел в Лалибеле во время атаки повстанцев. 23 апреля 1976 в Массаве был взорван и сгорел ET-ADC. 19 февраля 1979 на борту ET-AFW при полёте юго-западней Асмары взорвалась бомба, погибло пятеро. 2 мая 1988 ET-AGT был уничтожен МиГом-23 эфиопских ВВС в Аксуме во время атаки аэродрома.
  Два самолёта разбились во время тренировочных полётов с аэродрома в Аддис-Абебе - 13 ноября 1963 ET-AAT, один из членов экипажа получил лёгкие ранения, 18 марта 1980 ET-AGM.

  Ещё в 1960-х авиакомпания предпринимала попытки заменить DC-3 более современными машинами, однако не нашлось столь же неприхотливого самолёта для эксплуатации в сложных местных условиях. Лишь в начале 1980-х на смену "Дакотам" начали поступать DHC-6, затем ATR 42. Тем не менее, DC-3 прослужили ещё десяток лет. Последний самолёт покинул службу в октябре 1991.
C-47A-DL (DC-3A)
Ethiopian Airlines
бортовой ET-AGT
крупное изображение


   ЮАС/ЮАР

  South African Airways имела восемь C-47, носивших следующие бортовые номера и названия - ZS-AVJ "Pardeberg", ZS-AVI "Mount Anderson", ZS-BXI "Elandskop", ZS-BXG "Picketberg", ZS-BXF "Klapperkop", ZS-DJB "Simonsberg", ZS-DJC "Mount Prospect" и ZS-DJX. Первый самолёт был поставлен в 1946. Источник поступления - южноафриканские ВВС, избавлявшиеся от излишков транспортного флота по окончании Второй Мировой войны. Грузовые кабины самолётов переделали в 21-местные салоны, оборудовав их звукоизоляцией. За исключением ZS-DJX, использовавшегося для перевозки грузов. Остальные работали на внутренних пассажирских линиях. Перевозка пассажиров прекратилась в 1964, грузоперевозки осуществлялись до конца срока службы.
  За время эксплуатации авиакомпания потеряла три самолёта. 15 октября 1951 потерпел катастрофу борт ZS-AVJ, погибли 17 человек. 15 сентября 1952 при крушении ZS-AVI обошлось без жертв, 6 марта 1962 на борту ZS-DJC нашли смерть два пилота. Остальные машины постепенно продавались. Последний самолёт был передан South African Air Force в 1970.
  Однако это ещё был не конец. В феврале 1991 South African Airways выкупила у ВВС сохранившийся экземпляр с заводским номером 12107 (бывший ZS-BXF "Klapperkop"). На тщательно отреставрированном самолёте была оборудована 24-местная кабина. Машину передали в дочернюю компанию South African Historic Flight. Здесь C-47 использовался для демонстрационных и обзорных полётов. Периодически выполнялись туры к водопаду Виктория и другим достопримечательностям ЮАР, Намибии и Зимбабве.
C-47A-1-DK (DC-3A)
South African Airways
ZS-BXF "Klapperkop"
крупное изображение


Текст и изображения по остальным авиакомпаниям в разработке.

последняя редакция 20.03.2013

назад

 

На титульную страницу
Hosted by uCoz