Junkers Ju52/3m


эксплуатация в авиакомпаниях мира

 

 
   Германия.

  Deutsche Luft Hansa (c 1933 - Deutsche Lufthansa). В мае 1932 поступил первый самолёт модификации Ju52/3mce с заводским номером J4013. Он получил регистрационный номер D-2201, собственное имя "Boelcke". Авиалайнер вышел на трассу Берлин - Лондон. Чуть позже Deutsche Luft Hansa решила открыть линию из Германии в Италию через Альпы. И в наши дни линейные полёты над высокогорными хребтами - непростая задача. А в начале 1930-х это было весьма рискованное мероприятие. Чтобы выбрать тип воздушного судна, которое станет работать на линии, авиакомпания устроила конкурс среди следующих машин, имеющих приличный потолок - Dornier Do.K, Fokker F.XII и собственно Ju52/3m. Испытательный полёт по трассе Мюнхен - Милан - Рим состоялся 25 августа 1932. "Boelcke" победил по пути и туда и обратно. Поэтому именно Ju52/3m приступил к регулярным трансальпийским рейсам. Конечно, такой перелёт не был увеселительной прогулкой - кабина не была герметичной, так что пассажирам приходилось пользоваться кислородными масками. Да и лететь над горами было боязно. Но эта трасса заметно сократила время в пути (до восьми часов), поэтому маршрут стал популярным.
  Успешная эксплуатация Ju52/3m на трансальпийской линии повлияла на решение Deutsche Luft Hansa, а затем и других авиакомпаний в пользу новых заказов этой машины. В сентябре флот пополнила второй самолёт - D-2202 "Richthofen" (зав. № J4015). А с 1933 начались массовые поставки. Скоро Ju52/3m стал основным лайнером компании и оставался им до конца Второй Мировой войны. Так, в начале 1939 Deutsche Lufthansa имела 151 самолёт, 71 из которых составляли Junkers Ju 52/3m.
  География полётов быстро расширялась. Сначала самолёт занял лидирующее положение на европейских линиях авиакомпании. В 1934 открылась линия в Северную Африку - самолёты летели из Берлина до Касабланки, оттуда в Лас-Палмас на Канарских островах. Этот маршрут стал частью создаваемой тогда глобальной авиасети Люфтганзы. Из Лас-Пальмаса с помощью пароходов и гидропланов люди и почта доставлялись в Бразилию, откуда дочерние компании Deutsche Lufthansa и её партнёры развозили их по всей Южной Америке.
  Велись работы по освоению и восточных маршрутов. Ещё в августе - сентябре 1934 Ju52/3m, пилотируемый экипажем Фрайхерна фон Габленца, совершил перелёт по маршруту Берлин - Афины - Бейрут - Багдад - Карачи - Джодхпур - Аллахабад - Калькутта - Рангун - Бангкок - Кантон (Гуанчжоу) - Шанхай. За пять суток было пройдено 10000 километров пути. В августе 1937 экипаж на самолёте с бортовым номером D-ANOY выполнил ещё более сложный перелёт из Берлина в Китай через Памир. При этом высота полёта достигала 7000 метров - впервые для самолёта с пассажирами. В апреле - мае 1939 состоялся первый полёт Ju52/3m из Берлина в Токио.
Junkers Ju-52/3mte
серийный J5663
Deutsche Lufthansa
D-ANOY "Rudolf von Thüna"
впервые пересёк Памир
крупное изображение

  Deutsche Lufthansa уже собиралась открыть трансконтинентальную линию, связывающую две столицы Оси, но тут грянула Вторая Мировая война. В конце 1930-х часть машин была задействована для выполнения разведывательных заданий. Эти авиалайнеры продолжали работать на коммерческих пассажирских трассах. Однако они всё чаще стали "случайно" отклоняться от установленных маршрутов, исследуя территории, интересующие командование Вермахта.
  В годы войны большая часть самолётов была реквизирована Luftwaffe. Однако полёты на линиях продолжались, хоть и в меньшем объёме. Более того, последний рейс Ju52/3m, принадлежавшего Deutsche Lufthansa, по маршруту Осло - Орхус (Дания), состоялся 15 мая 1945, уже после падения Третьего Рейха.
  Авиакомпания имела хорошие показатели безопасности полётов, однако несколько Ju52/3m потерпели катастрофы. Самые тяжёлые потери произошли в 1944 - 21 февраля в Греции (бортовой номер D-ABAS, самолёт бесследно исчез, возможно сбит лётчиками RAF) и 16 октября под Осло (D-ADQV, в сложных метеоусловиях Юнкерс врезался в гору). В обоих случаях погибло 16 человек. Другие катастрофы, в хронологическом порядке - 17 апреля 1936 в Швейцарии (D-ASOR, погибло 3 человека), 1 ноября 1936 в Германии (D-APOO, 11 человек), 17 ноября 1936 под Нюрнбергом (D-ASUI, 4 человека), 17 апреля 1936 в Швейцарии (D-ASOR, 3 человека), 4 декабря 1936 во Франции (D-ASIH, 6 человек), 26 ноября 1937 в лондонском аэропорту Кройдон (D-AGAV, 3 человека), 4 января 1938 (D-ABUR, 6 человек), 22 февраля 1938 под Парижем (D-APAR, 3 человека), 1 октября 1938 в Швейцарии (D-AVFB, 13 человек), 24 февраля 1939 под Валенсией, Испания (D-ALUS - 10 человек), 4 августа 1939 под Барселоной (бортовой номер неизвестен, 7 человек), 30 августа 1939 возле Ганновера (D-AFOP - 7 человек).
   Deutsche Lufthansa была самым крупным владельцем авиалайнеров Ju52/3m. Согласно ряду источников, через её руки прошло около 230 самолётов данного типа. Однако следует учесть, что в цветах Deutsche Lufthansa до 1936 летали многие Ju52/3m военного назначения. (В те времена Германии ещё приходилось скрывать свою военную активность.)
Junkers Ju-52/3m
Deutsche Lufthansa
серийный номер J4069
D-ABIK "Manfred von Richthofen"
персональный самолёт Германа Геринга
крупное изображение

  Lufthansa Traditionsflug GmbH - В декабре 1984 Lufthansa купила у частного владельца - Мартина Кайдина из штата Флорида, экземпляр с заводским номером J5489. Этот самолёт уже летал в немецкой авиакомпании в 1930-е. Тогда он имел бортовой номер D-AQUI под названием "Fritz Simon". Затем прошёл через множество рук, пока вновь не попал к первоначальному владельцу. В течении года самолёт реставрировали на ремонтном заводе Люфтганзы в Гамбурге. На борту установили новейшую авионику, систему микроклимата и 16 современных сидений. Готовая машина получила регистрационный номер D-CDLH и название "Berlin-Tempelhof". На фюзеляже и крыле крупными буквами также нанесли первоначальный номер. Для эксплуатации авиалайнера была создана дочерняя компания  Lufthansa Traditionsflug. В 1986 самолёт начал выполнять демонстрационные и обзорные полёты в Германии. Время от времени он совершает "гастроли" и по другим странам.

Junkers Ju-52/3m
Lufthansa Traditionsflug
серийный номер J5489
D-CDLH "Berlin-Tempelhof"
крупное изображение

  Deruluft - Несколько Ju-52/3m летали в советско-германском обществе Дерулюфт - D-ADAL (зав. J4046, имя собственное - "Flamingo"), D-AGIS (J4048), D-AHUS (J4049 "Milan"), D-AREN (J4051), D-AXES (J4052 "Kondor"). Летом машины летали в стандартном варианте, зимой их ставили на лыжи. Из-за ухудшения советско-германских отношений советское правительство решило в конце 1936 не продлевать договор с Германией. В связи с чем 23 августа 1937 авиакомпания прекратила существование.


   Австрия

  ÖLAG. Австрийская национальная авиакомпания была детищем Гуго Юнкерса. Не удивительно, что её флот составляли исключительно машины фирмы, расположенной в немецком городе Дессау. В том числе и Ju52/3m. Первый самолёт (зав.№ J4076) ÖLAG получила 29 марта 1935. Он имел бортовой номер OE-LAK и носил название "Raoul Stoisavljevic". Затем последовали ещё шесть машин - OE-LAL (14 июня 1935), OE-LAM "Werner von Froreich" (1 февраля 1936), OE-LAN "Gustav Rubritus" (27 июня 1936), OE-LAP "Philipp von Blaschke" (30 апреля 1937),OE-LAR "Linke-Crawford" (28 октября 1937), OE-LAS "Ludwig von Hautzmayr" (28 марта 1938). Все они использовались на европейских линиях компании - Вена - Берлин, Вена - Цюрих, Вена - Будапешт и др. Экземпляр OE-LAL разбился 16 марта 1936 (жертв не было). Остальные летали до января 1939, когда, после аншлюса, ÖLAG прекратила существование и стала частью Deutsche Lufthansa. Кроме того, в октябре 1937 австрийцы брали "на прокат" у Deutsche Lufthansa ещё пару самолётов для совершения чартерных рейсов - D-AGIQ (использовался с 14 по 19 октября) и D-ADEF (с 20 по 30 октября).
Junkers Ju-52/3mge
серийный номер J4080
авиакомпании ÖLAG
OE-LAM "Werner von Froreich"
крупное изображение


   Аргентина

  Aeroposta Argentina. Ведущая аргентинская авиакомпания приобрела первый Ju52/3m в 1937 году - заводской номер J5833, бортовой R-345. Позже он сменил регистрационный номер на LV-BAB и получил имя "Tierra del Fuego". Ещё позже - LV-AAH "Pampa". Кроме того, были закуплены шесть самолётов. Характерная особенность - на некоторых машинах стояли двигатели Wright Cyclone SGR-1820 F-3, построенные в Аргентине по лицензии. Авиалайнеры использовались на внутренних линиях. В первую очередь на самой протяжённой магистрали из Буэнос-Айреса на юг Патагонии, вплоть до города Рио-Гранде на Огненной Земле. По пути самолёты делали восемь промежуточных посадок. Попытки наладить линию на север страны успеха не имели, т.к. там имелось хорошее железнодорожное сообщение со столицей. В Aeroposta Argentina Ju52/3m летали до 1947.

Junkers Ju-52/3m
Aeroposta Argentina
LV-AAH "Pampa"
крупное изображение

  Linea Aérea de Transporte de Pasajeros/LASO - В момент основания, в июле 1940, компания носила имя Linea Aérea Transporte Pasajeros, но уже 4 сентября поменяла название на LASO (Lineas Aéreas del Sudoeste). Ju-52/3m этой компании летал в юго-западном направлении до города Эскель в Патагонских Андах ( с посадками в Санта-Розе, Неукене и Сан-Карлос-де-Барилоче).
  LADE Lineas Aéreas del Estado. В октябре 1944 произошло слияние LASO с другой авиакомпанией - LANE (Lineas Aéreas del Noreste). Новая компания получила название LADE. Через её руки прошло шесть самолётов с заводскими номерами J4061 (бортовой LV-AAN), J4075 (LV-ZBI), J4079 (LV-ZBH), J5053 (LV-ZBG), J5120 (LV-ZBM), J5656 (LV-ZBE). Последний из них летал до марта 1954.
Расцветка самолётов неизвестна, если Вы знаете - сообщите по e-mail


   Бельгия

  Sabena стала получать Ju-52/3m в 1936. Всего компания имела 12 самолётов. Поступали они на смену предыдущей "рабочей лошадке" - лайнеру Fokker F.VII/3m. Юнкерсы летали на европейских трассах и в Бельгийском Конго. 16 ноября 1937 один из них (OO-AUB) разбился. В густом тумане при заходе на посадку самолёт врезался в заводскую трубу возле бельгийского города Остенде, погибли 11 человек.
  После начала Второй Мировой войны шесть самолётов перегнали из Бельгии в Конго в дополнение к трём, имевшимся там. Они обслуживали внутренние линии этой огромной страны, а также участвовали в снабжении бельгийских войск в Эфиопии. Кроме того, была налажена трасса из Бельгийского Конго в Египет. В Африке Ju-52/3m летали до ноября 1946.
Расцветка самолётов неизвестна, если Вы знаете - сообщите по e-mail


   Болгария

  Первые два самолёта (модификация Ju52/3mg6e) поступили в 1938. В Болгарии они получили название "Сова". В 1943 к ним прибавились ещё два. Это были машины французской сборки - AAC.1 Toucan. В сентябре 1944 Болгария объявила войну Германии, в результате чего флот Болгарских ВВС пополнился трофеями. Осенью 1944 один самолёт был захвачен в Сербии. В мае 1945 Болгария получила из Австрии ещё семь бывших самолётов Luftwaffe. Возможно, были и другие поступления. По окончании войны "Юнкерсы" использовались болгарской правительственной делегацией, летавшей в Париж на подписание мирного договора. Также участвовали в гуманитарной акции для голодающей Черногории.
  В 1946 в Министерстве транспорта и связи Болгарии была создана Дирекция Воздушных сообщений (ДВС). Предприятие работало под коммерческой маркой Български Въздушни Линии (думаю, название понятно без перевода). Авиакомпании было передано несколько Ju-52/3m. Это были самолёты, поставленные в 1938 (получили бортовые номера LZ-UNA, LZ-UNB) и австрийские трофеи (LZ-UNL и LZ-UNO). Всего же авиакомпания имела не менее шести "Юнкерсов". 29 июня 1947 начались воздушные перевозки на трассе София - Пловдив - Бургас. 2 августа того же года начали летать из Софии в Варну. Затем появились и другие внутренние линии.
  В конце 1947 на базе Български Въздушни Линии совместно с СССР было создано предприятие ТАБСО, где служба Ju52/3m продолжалась до 1956.
  Наиболее серьёзным инцидентом был угон самолёта в Турцию. 30 июня 1948 AAC.1 Toucan, совершавший рейс Бургас - София с 22 пассажирами, был захвачен группой из 8 вооружённых террористов. Они убили радиста и тяжело ранили бортмеханика. Главарём банды был пилот, которому удалось посадить машину в Стамбуле.
Junkers Ju52/3mg6e
Български Въздушни Линии
бортовой LZ-UNB
крупное изображение


   Бразилия

  Syndicato Condor - бразильская авиакомпания, где львиная доля капитала была немецкой, получила Junkers Ju52/3m одной из первых в Латинской Америке. В Новом Свете она владела самым многочисленным флотом этих машин. С 1933 они летали на внутренних линиях. Главной из них была трасса из Рио-де-Жанейро в Порту-Алегри (где проживало много выходцев из Германии). В 1934 самолёты вышли на международную линию в Буэнос-Айрес. В 1935 была проложен маршрут в Сантьяго, столицу Чили. Здесь использовался опыт Deutsche Lufthansa по организации другой высокогорной трассы - через Альпы. В 1937 Ju52/3m заменили прежние гидропланы ещё на одной магистрали - до Форталезы на севере Бразилии. Линия проходила вдоль атлантического побережья. Благодаря самолётам Юнкерса впервые в Бразилии удалось добиться высокой регулярности полётов. Точность следования расписанию достигла 99%. Уровень безопасности тоже был высоким, хотя авиакомпании не удалось избежать потерь. Самые тяжёлые из них - 22 мая 1938 под Сан-Паулу, когда погибло 6 человек, и 13 января 1939 под Рио-де-Жанейро (PP-CAY, 10 погибших).
  Следует сказать, что Syndicato Condor действовала не в одиночку. Её линии были частью глобальной сети, создаваемой Deutsche Lufthansa в 1930-е. Однако с началом Второй Мировой войны у компании с немецким капиталом начались проблемы, которые привели к её ликвидации в 1943.
Изображение авиалайнера в цветах Syndicato Condor в разработке.


  VARIG. Авиакомпания имела всего один самолёт - PP-VAL "Maua", с заводским номером J4058, который получила в марте 1938. Он обслуживал линии в самом южном штате Бразилии - Риу-Гранди-ду-Сул. Летал сравнительно недолго - 28 февраля 1942 он потерпел аварию под Порту-Алегри. Жертв удалось избежать.

Junkers Ju-52/3m
авиакомпании VARIG
PP-VAL "Maua"
крупное изображение

  VASP. Использовала Ju-52/3m в Бразилии дольше всех. Самолёты стали поступать в 1935, эксплуатация прекратилась в 1955. Компания владела семью самолётами. Один из них разбился 27 августа 1943 под Рио-де-Жанейро (PP-SPD, погибли 18 человек). Благодаря этим машинам компании удалось распостранить сеть линий на всю страну.
Расцветка самолётов неизвестна, если Вы знаете - сообщите по e-mail


   Великобритания

  British European Airways (BEA) получила семь Junkers Ju52/3m в 1945 году от RAF, которым, в свою очередь, самолёты достались в виде военных трофеев. Первым делом машины прошли ремонт на предприятии фирмы Short Brothers. На линиях стали работать во второй половине 1946 под названием Jupiter. Использовались на трассе Лондон (Кройдон) - Ливерпуль - Белфаст. Летали также на британские острова в проливе Ла-Манш и в Северном море. Однако это продолжалось недолго. Уже в начале 1948 все самолёты были списаны.

Junkers Ju-52/3m
авиакомпании BEA
бортовой G-AHOF
крупное изображение

   Венгрия

  Malert. Национальная венгерская авиакомпания имела семь самолётов - HA-JUA "Kazala Karoly" (разбился 18 января 1941, погибли 12 человек), HA-JUB "Gergye Joszef", HA-JUC "Kiss Jozsef", HA-JUD "Endresz Gyorgy", HA-JUE, HA-JUG, HA-JUH. Они были закуплены в 1936 - 1941. HA-JUC первоначально использовался как президентский самолёт (тогда имел номер HA-DUR), но в 1938 присоединился к другим машинам. Летали они на линии Будапешт - Вена - Зальцбург - Мюнхен - Цюрих. Работали во взаимодействии с Deutsche Lufthansa и ÖLAG (сейчас подобное называется код-шерингом). В 1941-1942 авиалайнеры были реквизированы Венгерскими ВВС.

Junkers Ju-52/3m
авиакомпании Malert
бортовой HA-JUA
крупное изображение


   Китай

  Eurasia. Первый самолёт поступил в сентябре 1934. В шанхай он прибыл своим ходом через Египет, Багдад, Джодпур, Бангкок и Кантон. В 1935 на линиях уже работало три самолёта. Всего же их было 11. Они позволили наладить связь между крупнейшими городами Китая - Пекином, Нанкином, Шанхаем, Кантоном (ныне Гуанчжоу) и Гонконгом. Машины летали в компоновке на 17 пассажиров.
  Значительная доля капитала Eurasia принадлежала Deutsche Lufthansa. Последняя рассчитывала превратить линии китайской компании в часть своей глобальной сети. Однако в ноябре 1940 китайское правительство ликвидировала Eurasia. Большая часть её "Юнкерсов" была уничтожена в результате боевых действий.

Junkers Ju-52/3m
серийный номер J5104
авиакомпания Eurasia
бортовой EU-XVII
крупное изображение


   Ливан

  Compagnie Générale de Transports. Ливанская компания владела тремя лайнерами AAC.1 Toucan с момента основания в 1945. Они летали на коротких региональных трассах, связывающих Бейрут с Дамаском, Иерусалимом, Багдадом и Каиром. Использовались недолго - к 1949 были заменены другими самолётами.
Расцветка самолётов неизвестна, если Вы знаете - сообщите по e-mail


   Новая Гвинея

  Gibbes Sepik Airways имела самолёты с бортовыми номерами VH-BUU, VH-BUV, VH-BUW, VH-GSH, VH-GSS, VH-GSW. Поступили они из Швеции. Перевод подержанных машин с севера в тропический климат не отразился на их работоспособности. Самолёты летали на внутренних линиях Новой Гвинеи до 1960.
Изображение авиалайнера в цветах Gibbes Sepik Airways в разработке.


   Норвегия

  DNL/SAS. Det Norske Luftfartsselskap получила первый Ju52/3m в 1935. 11 июня он открыл линию Осло - Берген. До войны было всего три самолёта. Один разбился (16 июня 1936 - LN-DAE "Havorn", погибли 7 человек). Остальные реквизированы Германией после захвата Норвегии в 1940. В свою очередь, в 1945 Норвегия получила в качестве трофеев 8 немецких Юнкерсов. Часть из них оборудовали поплавками, они летали на атлантическом побережье, между Тронхеймом и Киркенессом. 23 мая 1946 самолёт LN-LAB разбился при взлёте в аэропорту Осло, погибли 13 человек. Несколько машин продали другим компаниям. Оставшуюся четвёрку - LN-KAD, LN-KAE, LN-KAF, LN-KAG, перекрасили в цвета концерна SAS, куда норвежская авиакомпания влилась в 1948. Они продолжали работать на внутренних линиях Норвегии до 1956.
Junkers Ju-52/3m
авиакомпании DNL
LN-KAF "Askeladden"
крупное изображение

тот же самолёт в расцветке
авиакомпании SAS
крупное изображение


   СССР

  Аэрофлот Junkers Ju-52/3m не заказывал. Тем не менее у ГУ ГВФ этот самолёт имелся. Источники поступления были следующие. Первый - эстонская авиакомпания AGO. В 1940, вскоре после присоединения Эстонии к СССР, сама компания и два её лайнера - ES-AGO и ES-AUL, стали частью вновь созданного Прибалтийского УГА. В начале Великой Отечественной войны самолёты по одним данным были уничтожены, по другим их перевели на сибирский участок Управления магистрали Москва - Иркутск.
  Второй источник - трофеи войны. Первые трофейные машины начали поступать в ГВФ в 1942. Особенно большой улов был после Сталинградской битвы - около 60 машин. Пополнение флота происходило и позже. Машины передавали в Московское УГА. По окончании войны самолёты начали поступать и в региональные управления. Внедрение в эксплуатацию потребовало решить ряд проблем - перевести документацию на русский язык, подобрать советские аналоги немецких комплектующих и ГСМ. Делались попытки замены двигателей BMW 132A на М-62ИР. Проблемы были связаны и со средствами ПВО. Зенитчики нередко принимали аэрофлотовские машины за самолёты Luftwaffe и открывали по ним огонь. Короче, текучка материальной части была большая. Максимальное количество Ju-52/3m, одновременно находившихся в строю, не превышало 40 экземпляров. Как бы то ни было, но с весны 1943 началась достаточно интенсивная эксплуатация трофейных Юнкерсов в Поволжье, на Урале, в Сибири и Средней Азии. Осенью 1943 на Ju-52/3m были открыты регулярные линии Свердловск - Красноярск и Куйбышев - Ташкент - Алма-Ата. Затем появились и другие регулярные маршруты. Самолёты летали от Якутии до Туркмении, одинаково хорошо зарекомендовав себя в разных климатических условиях. На пассажирских линиях самолёт работал до конца 1947. Затем его перевели на грузоперевозки, в основном в Восточной Сибири. Ju-52/3m был одним из самых надёжных авиалайнеров Аэрофлота. Тем не менее, два линейных самолёта потерпели катастрофу. 24 октября 1943 разбился Ju-52/3m (бортовой номер СССР-Л37), совершавший рейс Уфа - Челябинск, экипаж погиб. Другой разбился в Казахстане в 1946, погибли 4 человека.
  Полярная Авиация. Полярная Авиация Главсевморпути получила Ju-52/3m летом 1945. На Красноярском авиазаводе №477 была проведена доработка - установлена система обогрева кабин, заменены капоты. Машина эксплуатировались в Игарской авиагруппе до начала 1949.
  Ju-52/3m использовался для воздушных перевозок и в Главном Управлении лагерей МВД СССР. Два самолёта летали в авиаотряде Норильского комбината. Служебные машины имели также Авиапром и Минрыбпром.
Junkers Ju-52/3m
Аэрофлот (Туркменское УГА)

бортовой СССР-Л64
крупное изображение
© Михаил Быков 2001


   Уругвай

 CAUSA. Уругвайская авиакомпания использовала свои поплавковые Юнкерсы - CX-ABA "Uruguayo" и CX-ABB "El Argentino", наиболее оригинальным способом. Опередив многие известные авиакомпании, она организовала чуть ли не первую в мире челночную линию между столицами Уругвая и Аргентины. Кресла с самолётов сняли, вдоль бортов поставили скамейки, так что на борт можно было взять 28 пассажиров. Неудобства компенсировались коротким временем полёта.
Расцветка самолётов неизвестна, если Вы знаете - сообщите по e-mail


   Финляндия

   Aero O/Y. Эта авиакомпания была в числе первых заказчиков Junkers Ju-52/3m. Самолёт с регистрационным номером OH-ALK вышел на линию Хельсинки - Стокгольм в июле 1932. В течение следующих десяти лет были поставлены ещё четыре машины - OH-ALL "Kaleva", OH-LAM "Karjala", OH-LAO "Waasa", OH-LAP "Petsamo". Была открыта линия в Таллин. Затем её продлили до Варшавы и Берлина. Ещё позже до Парижа. В летнее время был организован чартер на курорты Аландских островов, пользовавшийся большим спросом.
   После начала Советско-Финской войны в конце 1939 гражданские перевозки из Хельсинки прекратились. Юнкерсы перевели в Вааса на западе Финляндии, откуда они летали в Стокгольм. Из 3900 пассажиров, перевезённых по этому маршруту, 1500 составляли эвакуированные в мирную Швецию дети. По окончании войны, в апреле 1940, возобновились полёты на внутренних линиях, рейсы из Хельсинки в Таллин и Стокгольм. 14 июня 1940 под Таллином разбился самолёт OH-ALL, погибли 9 человек. Возможно, он был сбит советским истребителем.
   Работа авиакомпании продолжались до 19 сентября 1944, когда Финляндия капитулировала. Вскоре после этого Союзная Контрольная Комиссия запретила полёты. Когда запрет был снят, на линиях Aero O/Y летали уже другие машины.

Junkers Ju-52/3m
авиакомпании Aero O/Y
OH-ALL "Kaleva"
крупное изображение


   Франция

   Французские авиакомпании использовали самолёты AAC.1. Больше всех имела крупнейшая национальная компания Air France - 92 экземпляра. Летали они с 1945 до начала 1950-х. Машину использовали также Air Atlas, Aero-Cargo, Aigle Azur, Air Ocean, CTA, SANA, TAI. Летали они на внутренних линиях, в Европу, Африку. Французские лайнеры оказались рекордсменами по тяжёлым лётным происшествиям. 2 ноября 1946 произошла самая тяжёлая катастрофа машины этого типа. Самолёт CTA (F-BCAD) разбился под Лиможем во Франции, погибли 24 человека. Тремя неделями раньше - 13 октября, в Марокко потерпел катастрофу самолёт Air Ocean - 16 погибших. Несколько катастроф потерпели лайнеры Air France - 13 января 1946 во Франции (F-BANP - 2 человека), 2 января 1952 под Антананариву в Мадагаскаре (F-BAMQ - 6 человек), 10 апреля 1953 там же (F-BALE - 4 человека).
Расцветка самолётов французских авиакомпаний неизвестна, если Вы знаете - сообщите по e-mail


   Швейцария

   В 1983 усилиями энтузиастов была организована авиакомпания Ju-Air. Три Junkers Ju52/3m-g4e - HB-HOP, HB-HOS, HB-HOT, принадлежавшие швейцарскому музею ВВС в Дюбендорфе, были отремонтированы и допущены к полётам. В декабре 1991 к ним присоединился Casa 352.L - HB-HOY. Эти машины выполняют обзорные полёты в Альпы, чартерные рейсы в Локарно, Берн, Инсбрук, альпийские курорты Швейцарии и Австрии. На сайте компании подобный полёт можно заказать прямо сейчас, читая данный текст.
Изображения в цветах Ju-Air в разработке.


   Югославия

   JAT. На момент основания - 1 апреля 1947, югославская авиакомпания имела три Junkers Ju52/3m - YU-CCA, YU-CAB, YU-CAC. Наряду с DC-3 пятьдесят вторые Юнкерсы стали первыми магистральными лайнерами JAT. В концу года авиакомпания эксплуатировала следующие пассажирские линии - Белград - Загреб - Любляна, Белград - Титоград, Загреб - Сараево, Белград - Прага и Белград - Титоград - Тирана, Белград - Бухарест. На каких из них летал JU-52 - пока установить не удалось.
Расцветка самолётов неизвестна, если Вы знаете - сообщите по e-mail


   ЮАР/ЮАС

   South African Airways. Первый Ju52/3m (ZS-AFA "Jan van Riebeeck") начал службу 1 ноября 1934, спустя 10 месяцев после создания авиакомпании. В последующие четыре года флот пополнили ещё 14 машин. Они использовались на внутренних линиях, летали в Юго-Западную Африку (нынешняя Намибия), Анголу, Северную и Южную Родезию, Бельгийское Конго. Главный объём перевозок приходился на трассу Кейптаун - Бофорт Уэст - Кимберли - Йоханнесбург. Линии South African являлись частью глобальной сети британской компании Imperial Airways. Когда началась Вторая Мировая война, несколько самолётов были реквизированы South African Air Force (SAAF). Оставшиеся летали до 24 мая 1940, затем также перешли на службу в южно-африканских ВВС.
Расцветка самолётов неизвестна, если Вы знаете - сообщите по e-mail


   South African Historic Flight. В 1980-е авиакомпания South African Airways, подобно Lufthansa, поддержала группу энтузиастов, предложивших сделать реставрацию заслуженного ветерана. У частного лица в 1981 был куплен самолёт CASA 352L. Энтузиасты постарались воссоздать подлинный вид интерьера. Машина получила регистрационный номер ZS-UYU. Однако на борту нанесли надписи "ZS-AFA" и "Jan van Riebeeck", в честь первого Ju52/3m южно-африканской авиакомпании. С 16 января 1984 дочерняя компания South African Historic Flight начала возить любителей авиастарины. (Контактную информацию можно найти здесь.) Выполняются обзорные полёты, в этом случае на борт допускается 16 пассажиров, и чартерные (12 пассажиров).


последняя редакция 11.04.2010

назад

На титульную страницу
Hosted by uCoz